Дифференциальные характеристики дизартрии
материал по логопедии на тему
Материал будет полезен учителям-логопедам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsialnye_harakteristiki_dizartrii.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциальные характеристики дизартрии
Дизартрия | Очаг поражения мозга | Патогенез | Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности) |
Бульбарная | Одностороннее (правое или левое) двустороннее поражение периферических двигательных нейронов V, VII, IX, X, XII черепно-мозговых нервов, а также спинальных нервов шейно – грудного уровня. | Избирательные вялые (право-, лево-, или двусторонние) параличи мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, глотки, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных. Атрофии и атония этих мышц (язык вялый, дряблый), снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых (не произвольных и произвольных) движений в соответствующих группах мышц. | Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные оглушены ( ахха; Б П; Д Т и др.) Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости (БМ, Д Н, Р [р] и др.) Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку э. Артикуляция согласных упрощена; смычные и Р заменяются щелевыми (ПФ, ТС, Р[р] ). Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых параличей. Речь замедленна, неплавная, монотонна, резко утомляет больного. |
Псевдобульбарная | Двустороннее, хотя нередко неравномерно латерализованное, поражение центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов, а также пирамидных нейронов, идущих к передним рогам шейно – грудного уровня. | Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофий нет. Гипертония мышц (язык напряжён, отодвинут кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки у больных насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их значительное преобладание с одной стороны, во-первых, произвольные движения и, во-вторых, самые тонкие движения кончиком языка. | Голос слабый, сиплый и хриплый. Тембр речи изменён по типу закрытой гнусавости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (У, О) и твёрдые согласные со сложным артикуляторным укладом (Р, Л, Ш, Ж, Ц). Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад. Смычные согласные и Р заменяются на щелевые (ПФ, ТС, Р[ р] ). Щелевые согласные со сложной формой щели превращаются в плоскощелевые. В первую очередь страдает артикуляция согласных со сложными укладами, в артикуляции которых принимают участие мышцы кончика и краёв языка (Р, Л, Ш, Ж, С, З, Ц, Ч). Артикуляция твёрдых согласных страдает больше, чем мягких. Ребёнок старается преодолеть описанные расстройства под контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию гипертонии мышц и, следовательно, к усилению хриплости голоса, гнусавости, дефектов артикуляции, а также к упрощению стечений согласных, недоговариванию концов слов, замедлению темпа речи, нарушениям её плавности и модулированности. |
Экстрапирамидная | Разнообразные поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга, в частности с корой. | Вопросы патогенеза этих дизартрий мало разработаны, однако несомненна его связь с распадом или с рас -стройствами исполь -зования врождённых синергий в акте речи, что делает её напряжён ной и неплавной. | Расстройства речевой просодии: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцентуации и мелодики. Диспросодические суперсегментные расстройства взаимосвязаны с расстройствами сегментными: звуковая сторона речи нарушена. Нарушена внятность и членораздельность речи в целом. Могут быть выделены несколько ещё мало изученных клинических синдромов. |
Мозжечковая | Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга. | Статическая и динамическая атаксия речевых движений. | Статическая и динамическая атаксия речевых движений обнаруживается в фонетической структуре речи явлениями интенции, адиадохокинезии, гипо- и гиперметрии, асинергии, что делает речь недостаточно внятной и искажает её нормативные характеристики. |
Корковая апраксическая постцентральная | Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей. | «Кинестетическая» артикуляторная апраксия. | Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения, со смешениями, прежде всего шумовых признаков слоговых согласных: способа образования, места образования, глухости-звонкости, твёрдости-мягкости. Эти расстройства не постоянны (мост, пост, бпост, ност, пфост, тост..) и зависят от контекста. Даже в тяжёлых случаях тот или иной признак воспроизводятся неверно далеко не в 100% случаев. Под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений ребёнок активно «ищет» слоговые артикуляционные обобщения, что приводит к нарушениям плавности речи и её замедлению. |
Корковая апраксическая премоторная | Одностороннее поражение коры доминантного (обычно правого) полушария мозга, а именно нижних отделов премоторных полей. | «Кинетическая» артикуляторная апраксия. | Распад ритмических слоговых структур слов, с превращением их в цепи открытых ударных слогов (бабушка по-бп-у-шка; встреча фэ-сэ-тэ-рэ-ча и пр. ). При этом возрастает напряженность речи и степень её вокализации; темп речи замедляется, появляются персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких на глухие,мягких на твёрдые; стечения согласных нередко упрощаются, а аффрикаты ч/ и ц расщепляются (ч/ -- г/ ш, ц – т с). |
Мезэнцефально - диэнцефальная | Поражения структур лимбико-ретикуляторной системы, в первую очередь мезэнцефально – диэнцефальных. | Нарушения неспецифической активности корково-подкорковых структур, обеспечивающих двигательную реализацию высказывания. | Снижение речевой активности имеет 5 условно выделяемых степеней, наиболее тяжёлая из них – акинетический мутизм с полной анартрией. По мере развития акинетической анартрии речь становится всё более лаконичной, всё менее внятной и членораздельной. Эмоциональная стимуляция нормализует речевые возможности детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»
Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...
Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ, ее задачи
В статье дано описание дифференциальной диагностики, задачи, теоретико-методологияческие основы. Раскрыты и рекомендованы методы психолого- педагогической диагностики нарушений развития у детей. Говор...
Дизартрия, ее симптоматика. Особенность дизартрии у детей.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодичес...
Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии
Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии....
Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
Материал будет полезен учителям-логопедам....
Дизартрия. Причины возникновения дизартрии.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной ...
Дизартрия. Виды дизартрии коррекция дизартрия.
Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Чтобы справиться с ними, родители отводят его к логопеду или невропатологу. Если у ребенка обнаружилось ...