рабочая программа ффнр
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Днная программ разработана на основе программы по корекции нарушений речи у учащихся образовательных учереждений А.В Ястребовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_ffnr.docx | 44.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 57
Ленинского района города Ростова - на - Дону
Утверждаю:
Директор МБОУ лицей № 57
Горба Г. В.
Приказ от « « .2014 г. № ___
М.П.
Рабочая программа
логопедического сопровождения учащихся
1 классов , имеющих логопедическое заключение
«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД: Форопонова Е. В.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного начального стандарта общего образования;
примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК, входящему в общеобразовательную систему
2014-2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Общая характеристика программы
- Структура программы.
- Содержание тем учебного курса
- Учебно-тематический план
- Описание учебно-методического и материально-техничесуого обеспечения образовательного процесса
- Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
Приложения:
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группами учащихся первых классов, имеющих ФФНР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ, обязательной составляющей которых являются рабочие программы учебных курсов и дисциплин образовательного учреждения.
При составлении программы руководствовались:
Приказом Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-4851/м от 08.08.2014 « О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»,
Письмом Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-5226/м от 26.08.2014 г
С момента перехода школы на ФГОС с 2011 года, возникла потребность в пересмотре логопедической работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:
-совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
-обогащение словарного запаса.
В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.
Необходимость введения курса заключается в следующем. В последнее время стал очевиден факт снижения речевого развития детей, поступающих в школу. В педагогической практике часто приходится сталкиваться с детьми, у которых есть ошибки в звукопроизношении, недостаточно сформирован фонематический слух,.. Всё это приводит к стойким ошибкам при письме. Эти дети требуют особого внимания и специальной коррекционной работы
. Среди детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы наибольшее распространение имеют дефекты звукопроизношения и фонетико-фонематическое недоразвитие. Недостатки развития фонематического восприятия проявляются в том, что дети испытывают затруднения при воспроизведении на слух цепочек слогов с парными (по твёрдости-мягкости или звонкости-глухости) согласными звуками, либо согласными, сходными по акустическим или артикуляционным признакам. Проблемы дифференциации согласных звуков проявляются и в искажённом воспроизведении квазиомонимов, страдает слоговая структура речи ребёнка (усечение, добавление, перестановка слогов). Сложными для многих детей являются и процессы звуко-буквенного анализа и синтеза (определение на слух, наличия, места звука в слове, количества и последовательности звуков; объединение звуков, слогов в слово).
Недоразвитие данных речевых функций приводит к серьёзным проблемам в процессе формирования письменной речи (чтения и письма), и как следствие, неуспеваемости и стойкой дезадаптации учащихся, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на процесс формирования учебной мотивации и психологическое здоровье ребёнка.
Таким образом, в связи с тем, что полноценно развитые фонематическое восприятие, звуко-буквенный анализ и синтез играют ведущую роль в процессе овладения письменной речью, своевременное выявление и коррекция недостатков развития этих речевых функций являются одной из первоочередных задач работы учителя-логопеда с первоклассниками.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Данная программа разработана на основе программы по коррекции нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы А. В. Ястребовой и ставит своей задачей построение системы комплексной диагностики (с учётом медицинских данных (анамнез, состояние здоровья) и результатов психологического обследования), планирования и реализации групповых коррекционно-развивающих занятий.
Принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:
· своевременное выявление речевой патологии с целью профилактики вторичных нарушений в развитии;
· развивающий характер обучения, основывающийся на дифференцированном подходе к ребенку, т. е. выявление зон актуального и ближайшего развития;
· комплексный медико-психолого-педагогический (логопедический) подход в диагностике и коррекции речевых и психических нарушений в развитии;
· ведение мониторинга речевой успешности ребенка (отслеживание результатов);
· включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс.
Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
Основные задачи:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения
у младших школьников.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
- Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие пространственно-временных представлений.
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности к языковым явлениям;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
10. Формирование коммуникативных умений и навыков.
11. Совершенствование мелкой моторики.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
При построении программы учитывались следующие принципы:
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
- системно-деятельностный подход;
- дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
- принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
- практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
- комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).
Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.
Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет примерно 60-80ч.(2-3ч. в неделю). Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей учащихся.
При проведении логопедических занятий использую следующую классификацию уроков, виды и формы контроля формы контрольно-оценочной деятельности:
Виды и формы контроля
• текущий контроль (устный опрос, мини-тесты, самостоятельная работа, словарный диктант, слуховой диктант)
• тематический контроль (проверочная работа, тематические тесты, проверочное списывание, словарный диктант, диктант)
• итоговый контроль ( контрольное списывание, диктант)
Формы контрольно-оценочной деятельности на уроке:
• УО – устный опрос,
• ПО – письменный опрос,
• Т – тест,
• ПР – практическая работа;
• КР, СР – контрольная, самостоятельная работа.
Типы уроков:
• урок ОНЗ – урок «открытия» нового знания;
• комбинированный урок;
• контрольный урок.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1 этап – диагностическое логопедическое обследование ребенка
Решение задач данного этапа реализуется через современные методы диагностики, консультации специалистов, изучение медицинской документации и т. д. В основе диагностической работы логопедов лежит методика О. Б. Иншаковой.
Первый этап рассчитан на 2 недели.
2 этап – коррекционно-развивающая работа.
Основными принципами при решении задач данного этапа стали:
1. положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения, которое является движущей силой психического развития. Обучение не достигает положительных результатов, если не будет опираться на деятельность самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе;
2. системный подход в решении поставленных задач;
3. комплексный подход в работе, включающий в себя формирование всех сторон личности маленького человека: психических процессов, речи, моторных функций, эмоционально-коммуникативных навыков и пр.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, на данном этапе использовались следующие современные технологии:
- личностно-ориентированное обучение (автор И. Е.Якиманская), направленное на реализацию индивидуального подхода к детям;
- элементы интегрированного урока, что позволяет активно развивать у детей интерес к учебной деятельности;
- элементы игровых технологий, позволяющие детям овладевать необходимыми знаниями, умениями, навыками и одновременно снимающие напряжение и дающие возможность избегать перегрузок;
- элементы технологии проблемного обучения, способствующие развитию мышления
ребёнка (в том числе и речевого), организующие познавательную деятельность учащихся;
- информационно-коммуникационные технологии.
3 этап – итоговое логопедическое обследование.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Поставленные программой задачи отражаются в содержании программы и реализуются в ходе изучения тем:
1.Речь. Предложение. Слово. (13 часов)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.
2.Гласные звуки и буквы (24 часа)
Гласные 1-го ряда (7 часов)
Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру. Дифференциация А-О.
Гласные второго ряда , дифференциация гласных первого и второго ряда Обозначение мягкости согласных на письме.(17 часов)
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами ( Е, Ё, И, Я,Ю) и мягким знаком. Дифференциация гласных (Ы-И, А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё). Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (мягкий знак в середине и в конце слова).
3. Согласные звуки и буквы(43 часа)
Дифференциация согласных по звонкости – глухости;; твердости –мягкости (25 часов )
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков (З-С, Ж-Ш, В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К).
Свистящие, шипящие, аффрикаты (18 часов)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков (С-Ш, З-Ж, Ч-Т', Щ-С', Щ-Ч, Ц-С, Ц-Ч).
4.Итоговое обследование
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
Контрольные Работы | Проверочные работы | |||
1. | Речь. Предложение. Слово. | 13 | ||
2. | Гласные 1-го ряда. | 7 | 1 | |
3. | Гласные второго ряда . Дифференциация гласных первого и второго ряда | 17 | 1 | |
4. | Звонкие и глухие .твердые-мягкие согласные. | 25 | 1 | |
5. | Свистящие, шипящие, аффрикаты. | 18 | 1 | |
Итого: | 80 | 1 | 3 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителей-логопедов:
- Волкова Л.С. Логопедия М.: Просвещение «Владос», 1995;
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: «Владос», 2001.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. М.: Издательство Гном и Д, 2006.
Дополнительная литература для учащихся:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического воспрития. (Выпуск 1). М.: Книголюб, 2003.
- Ефименкова Л.Н.Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголюб, 2005.
- Гайдина Л.И., Обухова Л.А Логопедические упражнения. Исправления нарушений письменной речи.1-4 классы. - М.: Вако, 2007.
- Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
- Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие... Тетрадь для логопедических занятий № 4. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. М.: Издательство Гном и Д, 2006.
- Мазанова Е.В.Учусь не путать звуки Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. - М.: Издательство Гном и Д, 2006.
- Мазанова Е.В.Учусь не путать звуки Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. - М.: Издательство Гном и Д, 2006.
- Садовникова И.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Гуманит.изд.центр Владос, 1997
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ:
На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе, к концу прохождения программы учащиеся должны:
Знать:
- Все звуки и буквы русского языка;
- Их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы
пишем и видим).
Уметь:
- Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
- чисто произносить все звуки речи;
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить, проводить
анализ артикуляции;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно обозначать буквы на письме (без искажений);
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и
мягким знаком;
- обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных
позициях;
- проводить слоговой анализ, выделять ударный слог,
переносить слова по слогам;
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.
- Лексико-грамматический строй речи:
обобщающие понятия по основным лексическим
темам;
- активизировать через речевую практику усвоенную лексику;
- понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия
предметов, их признаки, действия;
- согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,
числительными, образовывать новые слова;
- понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы
речи.
- Работа над предложением и связной речью:
- усвоить понятие предложения из двух и нескольких слов, связанных
по смыслу и выражающих законченную мысль;
- составлять модель простого двусоставного предложения;
- уметь распространять предложение по модели и вопросам;
- правильно оформлять предложение на письме (прописная буква в
начале, точка – в конце);
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и
рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку
слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- пересказывать сказку, рассказ;
- составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
- Неречевые процессы:
- знать времена года, дни недели, части суток;
- определять пространственные направления и обозначать их
вербально;
- уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы, и явления;
- классифицировать предметы по заданному признаку.
- Развитие общеучебных умений и навыков:
- готовить свое рабочее место и материал к занятию;
- убирать рабочее место по окончании занятия;
- воспринимать инструкцию учителя и действовать последовательно по
ее выполнению;
- уметь выделять главное;
- вести учебный диалог;
- отвечать на вопросы полным предложением;
- выполнять обязанности дежурного.
Данный вариант последовательности изучения тем и количество часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФН, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от уровня сформированности звуковой и фонематической стороны речи у детей.
Учитывая, что у детей с ФФН остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы
, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по коррекции ФФНР
программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;различать на слух и в произношении см...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа «Исправление нарушений у обучающихся 1-х классов с ФФНР »
Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-ме...
Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование с указанием количества часов....
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По коррекции нарушений устной и письменной речи (ОНР, ФФНР, ФНР)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими об...