рабочая программа ффнр
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Днная программ разработана на основе программы по корекции нарушений речи у учащихся образовательных учереждений А.В Ястребовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_ffnr.docx44.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

     лицей № 57

 Ленинского района города Ростова - на - Дону

                                                                       Утверждаю:

                            Директор  МБОУ лицей №  57

Горба Г. В.

                                                                                                             

    Приказ от «  «  .2014 г.  № ___    

         

                                                                                        М.П.  

Рабочая программа

 логопедического  сопровождения учащихся  

1 классов , имеющих логопедическое заключение

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

 

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД: Форопонова Е. В.

Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного начального стандарта общего образования;

 примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК, входящему в общеобразовательную систему

2014-2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика программы
  3. Структура программы.
  4. Содержание тем учебного курса
  5. Учебно-тематический план
  6. Описание учебно-методического и материально-техничесуого обеспечения образовательного процесса
  7. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы

   

     Приложения:

     Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группами  учащихся  первых классов, имеющих ФФНР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ, обязательной составляющей которых являются рабочие программы учебных курсов и дисциплин  образовательного учреждения.

При составлении программы руководствовались:

 Приказом Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-4851/м от 08.08.2014 « О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»,

Письмом Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-5226/м от 26.08.2014 г

С момента перехода школы на ФГОС с 2011 года, возникла потребность в пересмотре логопедической работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:

-совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

-обогащение словарного запаса.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.

Необходимость введения курса заключается в следующем. В последнее время стал очевиден факт снижения речевого развития детей, поступающих в школу. В педагогической практике часто приходится сталкиваться с детьми, у которых есть ошибки в звукопроизношении, недостаточно сформирован фонематический слух,.. Всё это приводит к стойким ошибкам при письме. Эти дети требуют особого внимания и специальной коррекционной работы

. Среди детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы наибольшее распространение имеют дефекты звукопроизношения и фонетико-фонематическое недоразвитие. Недостатки развития фонематического восприятия проявляются в том, что дети испытывают затруднения при воспроизведении на слух цепочек слогов с парными (по твёрдости-мягкости или звонкости-глухости) согласными звуками, либо согласными, сходными по акустическим или артикуляционным признакам. Проблемы дифференциации согласных звуков проявляются и в искажённом воспроизведении квазиомонимов, страдает слоговая структура речи ребёнка (усечение, добавление, перестановка слогов). Сложными для многих детей являются и процессы звуко-буквенного анализа и синтеза (определение на слух, наличия, места звука в слове, количества и последовательности звуков; объединение звуков, слогов в слово).

Недоразвитие данных речевых функций приводит к серьёзным проблемам в процессе формирования письменной речи (чтения и письма), и как следствие, неуспеваемости и стойкой дезадаптации учащихся, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на процесс формирования учебной мотивации и психологическое здоровье ребёнка.

Таким образом, в связи с тем, что полноценно развитые фонематическое восприятие, звуко-буквенный анализ и синтез играют ведущую роль в процессе овладения письменной речью, своевременное выявление и коррекция недостатков развития этих речевых функций являются одной из первоочередных задач работы учителя-логопеда с первоклассниками.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

   Данная программа разработана на основе программы по коррекции нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы А. В. Ястребовой и ставит своей задачей построение системы комплексной диагностики (с учётом медицинских данных (анамнез, состояние здоровья) и результатов психологического обследования), планирования и реализации групповых коррекционно-развивающих занятий.

Принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:

·  своевременное выявление речевой патологии с целью профилактики вторичных нарушений в развитии;

·  развивающий характер обучения, основывающийся на дифференцированном подходе к ребенку, т. е. выявление зон актуального и ближайшего развития;

·  комплексный медико-психолого-педагогический (логопедический) подход в диагностике и коррекции речевых и психических нарушений в развитии;

·  ведение мониторинга речевой успешности ребенка (отслеживание результатов);

·  включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс.

Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. 

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации  в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи  у младших школьников.

Основные задачи:

  • Создать условия для формирования правильного звукопроизношения

у младших школьников.

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
  • Формирование  фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
  • Развитие пространственно-временных представлений.
  • Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
  • Развитие  и совершенствование  психологических предпосылок  к

обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности к языковым явлениям;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

10. Формирование коммуникативных умений и навыков.

11. Совершенствование мелкой моторики.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом  формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков,  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

При построении программы учитывались следующие принципы:

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
  • системно-деятельностный подход;
  • дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
  • принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
  • практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
  • комплексности (система занятий построена на межпредметных связях). 

  Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.

Курс коррекционного обучения рассчитан на 9  месяцев (сентябрь — май). Составляет примерно 60-80ч.(2-3ч. в неделю). Время коррекционной работы зависит от  характера и степени  выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по  коррекции  речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей учащихся.

При проведении логопедических занятий  использую следующую классификацию уроков,  виды и формы контроля формы контрольно-оценочной деятельности:

Виды и формы контроля

        текущий контроль (устный опрос, мини-тесты, самостоятельная работа, словарный диктант, слуховой диктант)

        тематический контроль (проверочная работа, тематические тесты, проверочное списывание, словарный диктант, диктант)

        итоговый контроль ( контрольное списывание, диктант)

Формы контрольно-оценочной деятельности на уроке:  

        УО – устный опрос,

        ПО – письменный опрос,

        Т – тест,

        ПР – практическая работа;

        КР, СР – контрольная, самостоятельная работа.

Типы уроков:

        урок ОНЗ – урок «открытия» нового знания;

        комбинированный урок;

        контрольный урок.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1 этап – диагностическое логопедическое обследование ребенка

Решение задач  данного  этапа реализуется через современные методы диагностики, консультации специалистов, изучение медицинской документации и т. д. В основе диагностической работы логопедов лежит методика О. Б. Иншаковой.

Первый этап рассчитан на 2 недели.

 2 этап – коррекционно-развивающая работа.

  Основными принципами при решении задач данного этапа стали:

1.  положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения, которое является движущей силой психического развития. Обучение не достигает положительных результатов, если не будет опираться на деятельность самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе;

2.  системный подход в решении поставленных задач;

3.  комплексный подход в работе, включающий в себя формирование всех сторон личности маленького человека: психических процессов, речи, моторных функций, эмоционально-коммуникативных навыков и пр.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, на данном этапе использовались следующие современные технологии:

- личностно-ориентированное обучение (автор И. Е.Якиманская), направленное на реализацию индивидуального подхода к детям;

- элементы интегрированного урока, что позволяет активно развивать у детей интерес к учебной деятельности;

- элементы игровых технологий, позволяющие детям овладевать необходимыми знаниями, умениями, навыками и одновременно снимающие напряжение и дающие возможность избегать перегрузок;

- элементы технологии проблемного обучения, способствующие развитию мышления

ребёнка (в том числе и речевого), организующие познавательную деятельность учащихся;

- информационно-коммуникационные технологии.

 3 этап – итоговое логопедическое обследование.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Поставленные программой задачи отражаются в содержании программы и реализуются в ходе изучения тем:

1.Речь. Предложение. Слово. (13 часов)

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.

2.Гласные звуки и буквы (24 часа)

Гласные 1-го ряда (7 часов)

Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру. Дифференциация А-О.

Гласные второго ряда , дифференциация гласных первого и второго ряда Обозначение мягкости согласных на письме.(17 часов)

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами ( Е, Ё, И, Я,Ю) и мягким знаком. Дифференциация гласных (Ы-И, А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё). Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (мягкий знак в середине и в конце слова).

3. Согласные  звуки и буквы(43 часа)

Дифференциация согласных по звонкости – глухости;; твердости –мягкости (25 часов )

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков (З-С, Ж-Ш, В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К).

Свистящие, шипящие, аффрикаты (18 часов)

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация  звуков (С-Ш, З-Ж, Ч-Т', Щ-С', Щ-Ч, Ц-С, Ц-Ч).

4.Итоговое обследование

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Контрольные

Работы

Проверочные  

работы

1.

Речь. Предложение. Слово.

13

2.

Гласные 1-го ряда.

7

1

3.

Гласные второго ряда . Дифференциация  гласных первого и второго ряда

17

1

4.

Звонкие и глухие  .твердые-мягкие согласные.

25

1

5.

Свистящие, шипящие, аффрикаты.

18

1

Итого:

80

1

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителей-логопедов:

  1. Волкова Л.С. Логопедия М.: Просвещение «Владос», 1995;
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: «Владос», 2001.
  3.  Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. М.: Издательство Гном и Д, 2006.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных  несформированностью фонематического воспрития. (Выпуск 1). М.: Книголюб, 2003.
  2. Ефименкова Л.Н.Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголюб, 2005.  
  3. Гайдина Л.И., Обухова Л.А Логопедические упражнения. Исправления нарушений письменной речи.1-4 классы. - М.: Вако, 2007.
  4. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  5. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие... Тетрадь для логопедических занятий № 4. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. М.: Издательство Гном и Д, 2006.
  7. Мазанова Е.В.Учусь не путать звуки Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. - М.: Издательство Гном и Д, 2006.
  8. Мазанова Е.В.Учусь не путать звуки Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. - М.: Издательство Гном и Д, 2006.
  9. Садовникова И.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие -  М.: Гуманит.изд.центр Владос, 1997

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ:

На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе, к концу прохождения программы  учащиеся должны:

 Знать:

  • Все звуки и буквы русского языка;
  • Их основные различия  (звуки слышим и произносим, буквы

пишем и видим).

Уметь:

  • Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
  • чисто произносить все звуки речи;
  • вычленять  звуки из слова, правильно их произносить, проводить

 анализ артикуляции;

  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно обозначать буквы на письме (без искажений);
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и

мягким знаком;

  • обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных

позициях;

  • проводить слоговой анализ, выделять ударный слог,

переносить слова по слогам;

  • проводить звукобуквенный анализ слов;
  • правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.
  • Лексико-грамматический строй речи:

 обобщающие понятия по основным лексическим

темам;

  • активизировать через речевую практику усвоенную лексику;
  • понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия

 предметов, их признаки, действия;

  • согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,

числительными, образовывать новые слова;

  • понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы

речи.

  • Работа над предложением и связной речью:
  • усвоить понятие предложения из двух и нескольких слов, связанных

по смыслу и выражающих законченную мысль;

  • составлять модель простого двусоставного предложения;
  • уметь распространять предложение по модели и вопросам;
  • правильно оформлять предложение на письме (прописная буква в

 начале, точка – в конце);

  •   правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и

рукописным шрифтом;

  •   грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку

слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

  •    пересказывать сказку, рассказ;
  •    составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
  • Неречевые процессы:
  •  знать времена года, дни недели, части суток;
  • определять пространственные направления и обозначать их

вербально;

  •  уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы, и явления;
  •   классифицировать предметы по заданному признаку.
  • Развитие общеучебных умений и навыков:
  • готовить свое рабочее место и материал к занятию;
  • убирать рабочее место по окончании занятия;
  • воспринимать инструкцию учителя и действовать последовательно по

ее выполнению;

  • уметь выделять главное;
  • вести учебный диалог;
  • отвечать на вопросы полным предложением;
  • выполнять обязанности дежурного.

Данный вариант последовательности изучения тем и количество часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФН, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от  уровня сформированности звуковой и фонематической стороны речи у детей.

Учитывая, что у детей с ФФН остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы

, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по коррекции ФФНР

программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;различать на слух и в произношении см...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа «Исправление нарушений у обучающихся 1-х классов с ФФНР »

Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-ме...

Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР

Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование  с указанием количества часов....

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По коррекции нарушений устной и письменной речи (ОНР, ФФНР, ФНР)

Рабочая программа составлена   в  соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи  учащимся начальных классов с нарушениями  устной речи в освоении ими об...