Коррекционно-развивающая направленность сказки, как одна из форм работы по развитию речи детей со сложной структурой дефекта.
статья по логопедии (2 класс) на тему
Важнейшей задачей в работе с детьми со сложной структурой дефекта, является формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи). Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с такими детьми, является сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая направленность сказки, как одной из форм работы по развитию речи детей со сложной структурой дефекта.
Васильева Светлана Робертовна
ГБОУ школа-интернат №16 Пушкинского района, г. Санкт-Петербурга.
К числу важнейших задач в работе с учащимися с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи). Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладениями ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в обучении детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии. Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с такими детьми, является сказка.
Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Учитывая ограниченные речевые возможности учащихся с глубокой умственной отсталостью, при более сохранном понимании происходящего, учитель сначала сам рассказывает знакомые сказки, прося учащегося лишь звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов учитель использует различные приемы, помогающие неговорящему ученику больше действовать и меньше говорить: настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия. Учитель просит ученика воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети принимает на себя их роль. Постепенно задания и требования к ученику усложняются: он начинает воспроизводить все доступные ему речевые единицы.
В игры-сказки и сказки-инсценировки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика (покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т.д.); релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке); голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались) и т.д.
При совместном творчестве с учеником учитель может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При подготовке к занятию он продумывает различные формы подачи материала: костюмы и шапочки персонажей сказки, специально изготовленные панно с сюжетом сказки, элементы сюжетно-дидактической игры, подбор сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего урока. Это очень важно, если учесть, что дети с глубокой умственной отсталостью часто обладают неустойчивой психикой, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Использование сказок в коррекционной работе с детьми, страдающих речевым недоразвитием способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.
Театрализованный показ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Вступительная часть.
В сказке много интересного. В ней происходят чудеса, превращения.
А чтобы попасть в сказку, нужно перейти через речку. ( Речка нарисована на асфальте. Поперек речки положены кирпичики – мостик. Дети идут по мостику, сохраняя равновесие. Затем мостик разбираем, получаются кочки. Дети переходят речку по кочкам, стараясь не упасть в речку).
Через речку мы перешли, но сказку пока не видим. Надо нам загадку отгадать. Угадайте, о чем я говорю:
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся! (о пузыре).
Артикуляционная гимнастика.
А вы умеете пузыри надувать. (Дети надувают щеки и хлопают ладошками по щекам – лопнул пузырь).
А теперь попробуем надуть большие и маленькие мыльные пузыри.
Ну, вот и сказка к нам пожаловала. Послушаем сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Посмотрите, на нашей ширме речка появилась.
Жили - были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить (показать, как дрова рубят).
Дошли до реки и не знают, как перейти через речку. Лапоть говорит пузырю:
- Пузырь, давай на тебе переплывем!
- Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал... да и лопнул. (Учитель прокалывает воздушный шарик, он лопает).
Дети с учителем примеряют большой лапоть в начале сказки, а в конце сказки примеряют маленький лапоточек. Выясняют, какой из них им больше подходит. Закрепляем понятия большой — маленький; лапоть — лапоточек; нога — ножка.
МИШКИНА АПТЕКА. С. Михалков
(адаптированная сказка).
Учитель: - Кто лечит больных детей? Чем лечит доктор? (Рассмотреть предметы на подносе: градусник, таблетки, стетоскоп, бинт, вата, несколько игрушек. Определить чем можно лечить, а что здесь лишнее. Лекарства, градусник, бинты и вата продаются в аптеке).
- Вот я и приглашаю вас в аптеку к Мишке. А называется сказка - «Мишкина аптека».
- Объявление у дверей:
«Вход для птиц и для зверей».
Нарисован красный крест:
заходи — Медведь не съест!
Прибежал Петух в аптеку:
Петух: - Здравствуй, Миша! Кукареку!
Медведь: - Что вам, Петя — Петушок!
Петух: - Мне бы новый гребешок!
(Медведь дает Петуху новый гребешок. Петух радуется и под веселую музыку начинает танцевать. Дети играют ему на бубнах).
Учитель: - Гусь вошел в аптеку боком,
Покосился правым оком:
Гусь: - Засорился левый глаз,
Нет ли капелек у вас?
(Гуся полечили. Танец Гуся и детей под музыку «Танец маленьких утят»).
Ведущий: - За Гусем Коза ввалилась:
Коза: - Я Топтыгин отравилась:
Съела горький корешок.
Дай послаще порошок!
(Козу вылечили, она предлагает детям поиграть в игру «Где же наши ручки?»).
Учитель: - Прихромал Барбос кудлатый:
Барбос: - Кто зачем, а я за ватой!
Застудил я левый бок,
Под дождем вчера промок.
(Игра «Барбос и птенчики»).
Учитель: - Всем помочь Топтыгин хочет:
Он советует, хлопочет.
К Мишке вдруг с одним крылом
Бабочка влетела.
Бабочка: - Мишка, крылышко сломала.
Полечить хотела.
Медведь: - Ничего, быстро вылечу тебя
Вот микстура, вот и капли.
Липкий пластырь на столе.
Будешь ты летать отлично!
И «Спасибо!» скажешь мне!
Учитель: - Стала Бабочка летать,
Новым крылышком махать.
(Дети ловят бабочку ,собирают цветы на клумбу).
Учитель: - А теперь Мишка приготовил и вам лекарство.
Оно необычное: сладкое, вкусное.
- Ну-ка, Мишенька, давай ты ребяток угощай.
(Угощение для детей от Медведя).
Конец сказки.
Литература.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
- Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
- Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)
Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...
«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»
С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому
В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...
Рабочая программа по развитию речи. 3 класс. Сложная структура дефекта.
Рабочая программа для 3 класса со сложной структурой дефекта составлена на основе "Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б.Баряевой, Санкт-Петербург...
Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)
Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....
Интегрированное логопедическое коррекционно-развивающее занятие для детей с сложной структурой дефекта
ТЕМА: ВЕСНАЦЕЛЬ: актуализация словаря по теме «Признаки весны»ЗАДАЧИ: развитие слухового восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторикиОборудование: демонстрационный мате...
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....