«Автоматизация свистящих звуков (С, З, Ц) во фразовой речи».
план-конспект по логопедии на тему

Шабала Наталья Николаевна

Конспект занятия  по логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svist.konspekt_zanyatiya_po_logopedii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логопедии     (1 класс)

Тема: «Автоматизация свистящих звуков (С, З, Ц) во фразовой речи».

Цель: закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков «С, З, Ц» во фразовой речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • упражнять детей в правильном произношении свистящих звуков и в четком произношении фраз;
  • учить детей анализировать текст.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать память, внимание;
  • активизировать словарный запас.

Воспитательные задачи:

  • формировать положительную мотивацию к занятиям;
  • воспитывать навыки самоконтроля;
  • воспитывать интерес к слову, к собственной речи.

УУД: Личностные:  формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,   освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные:  умение  действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: умение  читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции, классификации, делать обобщения, выводы.  

Коммуникативные:  вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания.

Оборудование: зеркала; предметные картинки; цветные карандаши; картинки с буквами, средства ИКТ.

                                        Ход занятия:

1 этап. Организационный момент (2 мин.)

Задача: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям свободно высказываться и настроиться на работу.

- Здравствуйте, ребята!

Ну, вот, поздоровались учтиво,

Теперь встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо

Вижу, детки хоть куда!

Ну, начнем урок, друзья!

                    На  занятии  наши глаза смотрят и всё….(видят).

               На занятии наши уши слушают и всё…(слышат).

               На занятии наша головка что делает? (думает).

Подумайте и скажите, какие звуки мы учимся четко и правильно произносить на наших занятиях? (с, з, ц).

2 этап. Артикуляционная гимнастика (5 мин.)

Задача: укрепить мышцы артикуляционного аппарата; уточнить произношение свистящих звуков.

- Для того,  чтобы мы правильно произносили звуки, у нас должен быть развит речевой аппарат. Давайте сделаем нашу артикуляционную гимнастику. Возьмите свои зеркала.

  • губки в улыбочку, губки в «трубочку» (и - у);
  • упражнение «орешки»;
  • упражнение «мостик»;
  • упражнение «колесо»;
  • упражнение «маляр»;
  • упражнение «часики», «змейка».

Артикуляция  свистящих звуков – губки в улыбочке, зубки все видны, кончик языка за нижними зубками, сквозь щель между зубами выходит холодная струя воздуха.

3 этап. Актуализация опорных знаний и представлений (6 мин.)

Задача: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

- Сегодня, ребята, мы продолжим закреплять свистящие звуки в предложениях. Потому что мы группа не простая, а логопедичекая. И должны все слова проговаривать практически!

- Как мы с вами говорить должны?

- ЧЕТКО, ВНЯТНО, ЧТОБЫ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО! (Слайд).

Но сначала давайте проговорим  чистоговорки с этими звуками. Сначала все вместе, затем каждый произнесет.

 Чистоговорки.

Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.

Заяц белый санки сделал и катался у реки.

Заяц рыжий сделал лыжи и помчал вперегонки. (Уточнить  значение слова вперегонки.  Вперегонки -  бежать, стремясь  обогнать друг друга).

4 этап.  Игра «Подскажите словечко»  (8 мин.)

Задача: активизировать познавательную деятельность; развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

 (На доске картинки, ученики выбирают  необходимую.  Затем отгадку  записывают в тетрадь, четко проговаривая  все звуки. Подчеркнуть цветными карандашами буквы «С, З, Ц»).

Серый  волк в густом лесу встретил рыжую….(лису).

Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …(киска).

Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий…(пёс).

Заправляю сам кроватку, быстро делаю…(зарядку).

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка).

Длинным клювом тонким схватит лягушонка,

Капнет с клюва капля. Кто же это? .... (цапля).

5 этап.  Физминутка (2 мин).

Задача: снять усталость, напряжение; развивать мелкую моторику.

Скачет зайчик … (стр.236 «Речь, ритм, движение»).

Ловко с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся и опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх! Зайчик скачет выше всех!

6 этап.  Пересказ текста по вопросам »Зайка и коза» (5 мин.)

Задача: развивать  умение излагать, пересказывать текст по вопросам.

-Я прочитаю рассказ, вы внимательно слушайте и ответьте  на вопросы. Следите за своим произношением, чтобы звуки все четко были слышны!

У Зины заводная коза. Заведут её – она бегает по доске. Забавная такая. Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенки поёт: - «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет». Но зайка не спит, он козы боится. Вот, забодает коза.

Вопросы: 1. Что есть у Зины? 2.Что делает Зина с козой? 3.Как Зина и Зоя относятся к зайке? 4.Как  Зоя играет с зайкой? 5. Какую песенку она поет? 6.Почему зайка не спит?

7 этап. Пересказ текста самостоятельно детьми (5 мин.)

Задача: закрепить умение пересказывать текст самостоятельно, выделяя существенное.

8 этап. Итог занятия. Рефлексия.

Задача: проанализировать и оценить успешность достижения цели.

Ученики рассказывают о том, чем занимались на занятии.

Какие звуки закрепляли на занятии? Что понравилось?

- На столе лежат картинки с человечками. Выберете, пожалуйста, того человечка, который соответствует вашему настроению. Молодцы!

- Ребята, для того, чтобы хорошо говорить, чтобы ваша речь была красивой, надо над этим много работать. Это большой труд! На следующем занятии мы продолжим работу над звуками.

9 этап. Домашнее задание.

Выучить чистоговорку.  (На цветке цветок, пьет цветочный сок).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ В РЕЧИ

Речевой материал для автоматизации звука С в слогах, словах, предложениях,стихах оформлен в виде карточек. Удобен для индивидуальной работы. Даю карточку домой для закрепления и предлагаю к каждому ст...

Карточки для автоматизации и дифференциации свистящих звуков

Карточки для автоматизации и дифференциации звуков сделаны для развития словаря, грамматики и других направлений, мне это очень помогает!...

Авторская презентация на автоматизацию свистящего звука [С]

Авторская презентация для отработки свистящего зввука [С] на уроках с логоедом и дома с родителями...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация свистящих звуков с-з»

Конспект и презентация  индивидуального логопедического занятия для 1 класса "Дифференциация зыуков с-з"...

Особенности автоматизации и дифференциации свистящих звуков

В данной презентации представленны особенности автоматизации и дифференциации свистящих звуков. Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования разли...

Картотека по автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков

Содержит карточки по автоматизации всех групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные)...

Занятие «Знакомые незнакомцы» (Автоматизация звука Р во фразовой речи).

Конспект занятия «Знакомые незнакомцы» (Автоматизация звука Р во фразовой речи)....