Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития
методическая разработка (1 класс) на тему

Рогова Эльвира Махмудовна

 

В работе описывается:

  • Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта  в психолого-педагогической литературе
  • Особенности внимания детей с задержкой психического развития
  • Особенности внимания детей с задержкой психического развития
  • Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания детей с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon развитие внимания у детей ЗПР302 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Мы не говорим педагогу – поступайте так или иначе; но говорим ему: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их применять.

                                К. Д. Ушинский

Внимание - необходимое условие для выполнения любой деятельности. Нарушения внимания приводят к нарушению поведения ребенка и его деятельности в целом. От внимания зависят качество и результаты функционирования всей познавательной деятельности: оно обеспечивает отбор поступающей информации, сосредоточенность психической активности на деятельности или объекте, направленность и избирательность познавательных процессов.

Дети с задержанным психическим развитием – дети, имеющие  нарушение познавательной деятельности, а, следовательно, и нарушения внимания.

Впервые в отечественной педагогике и психологии проблема формирования внимания детей была поставлена К.Д. Ушинским, произошло это в 1868 году. Найденный им подход к решению проблемы  опирается на данные науки и сохраняет свою значимость и по сей день.

Н. Добрынин, основатель целой психологической школы, многие десятилетия исследующий различные аспекты внимания, рассматривает внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Он указал на то, что внимание, прежде всего, характеризуется тем, что обращается на раздражители, затрагивающие жизненно значимые интересы личности.

Большой вклад в развитие проблемы формирования внимания внесли такие выдающиеся психологи как Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Рубинштейн С.Я.

  1. Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта в психолого-педагогической литературе

В психологии, как говорилось выше, нет единства в понимании роли и значения внимания.

«Внимание – это  направленность психической деятельности на избираемое восприятие каких- либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких- либо действий. Другими словами, это сосредоточение сознания на объекте, обеспечивающее его ясное отражение»- такое определение дается в современном словаре.

«Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении)».

 Ю.Б. Гиппенрейтер в своей научной статье «Деятельность и внимание»        отмечает, что вопрос о природе внимания продолжает остро дискутироваться в наши дни. Один из моментов обсуждения – старая альтернатива: является ли внимание самостоятельным процессом, или оно- сторона, аспект любой психологической деятельности. В зарубежной когнитивной психологии эта альтернатива представлена сторонниками теории внимания как специального процесса блокировки, или фильтрации информации, который обеспечивается работой особого блока, и сторонниками того взгляда, что внимание есть проявление работы всей системы переработки информации.

В отечественной психологии также явно присутствуют оба направления: «внимание - направленность и сосредоточенность любой деятельности», как сказал  Н. Добрынин и «внимание – специальная деятельность контроля» по  П.Я. Гальперину. Оба подхода реализуют деятельностный подход к вниманию. В то же время они, как уже отмечалось, достаточно альтернативны.

   В работах А. Леонтьева  встречается ряд глубоких идей, непосредственно относящихся к проблеме внимания. В совокупности они составляют целостную концепцию внимания, хотя последняя не была достаточно хорошо эксплицирована самим автором – скорее всего потому, что она органически вошла в более общее представление о сознании. А. Леонтьев специально воспроизводит употребляемое представление о содержании «поля внимания», согласно которому в него входит все то, что оказывается перед глазами испытуемого. В отличие от этого автор говорит об «актуально узнаваемых» или «собственно сознаваемых» содержаниях имея ввиду впечатления, действительно ясно сознаваемые.

   Внимание, по А. Леонтьеву, не есть самостоятельная сущность, к которой можно прибегать для определения других психологических феноменов. Оно само нуждается в объяснении. Традиционное перечисление факторов, влияющих на привлечение  и удержание внимания, не помогает вскрыть истинных механизмов этого явления.

   Природа внимания может быть раскрыта только через анализ деятельности. Такой анализ позволяет, прежде всего, ответить на вопрос, что в данный момент  «актуально сознается», т. е. находится в поле внимания. Для этого нужно выделить предмет целенаправленной деятельности субъекта. Верно было бы говорить, что внимание ребенка обладает свойством неустойчивости. Так, за отвлекаемостью внимания ребенка стоит легкая переключаемость его деятельности. Отвлечение внимания ребенка, например, от объяснения учителя есть негативная сторона позитивного процесса - переключения деятельности. Поэтому важная психолого- педагогическая задача – управлять вниманием ребенка – должна решаться через организацию его деятельности. Недостаточно просто «привлечь» внимание ученика к требуемому содержанию. Внимание задерживается только на предмете в том случае, если у ребенка возникает задача по отношению к этому содержанию и начнется процесс её решения.

   В анализе А. Леонтьевым проблемы внимания виден очень важный переход и к плану физиологических механизмов. В его работах представление о внимании сводится к следующим общим положениям. Внимание как феномен сознания связано со всей деятельностью. Оно - следствие, проявление организации деятельности и может быть понято только через анализ последней. Во внимании отражается, однако, не вся система деятельности, а лишь работа его ведущего уровня. Эти положения можно было бы свести в следующую единую формулу: внимание есть феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности. Эта формулировка не противоречит традиционному «деятельностному» определению внимания как направленности и сосредоточенности всякой деятельности.

    П. Гальперин  отмечал, что с тех пор как психология стала отдельной областью знания, психологи самых разных направлений единодушно отрицают внимание как самостоятельную форму психической деятельности.

Когда внимание отрицают вместе с другими психическими функциями, это не затрагивает его в частности. Когда же внимание отождествляют с другими психическими явлениями и процессами, то в этом уже проступают реальные трудности проблемы внимания – невозможность выделить его как самостоятельную форму психической деятельности. Анализ этих трудностей приводит к заключению, что в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:

  1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и по внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.
  2.  Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит доказательством наличия соответствующей функции  (даже там, где процесс ее почти совсем не известен). У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной функции психической деятельности.

Л. Выготский  отмечал также, что традиционная психология определяет внимание как такую деятельность, при помощи которой нам удается расчленить сложный состав идущих из нас извне впечатлений, выделить в потоке наиболее важную часть, сосредоточить на ней всю силу нашей активности и тем самым облегчить ее проникновение в сознание. Благодаря этому достигаются особые отчетливость и ясность, с которыми переживается эта выделенная часть.

   В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с умственным развитием ребенка.

   С.Л. Рубинштейн отмечал, что внимание – сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание – это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она, как в фокусе, сосредоточена. Внимание- это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

   Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой – объект привлекает внимание.

   Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой- либо деятельности – практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления, таким образом, совпадают.

   По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности и неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности.

   В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной деятельностью. Произвольное внимание  возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В условиях, когда внимание направлено не на то, что является наиболее новым, интересным, занимательным, а на то, что связано с целью деятельности, на то, что важно и нужно для ее осуществления, нередко требует усилия воли. Необходимость волевых усилий для организации внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех (новых, сильных или эмоционально значимых раздражителей). Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.

   Ряд психологов выделяют еще один вид внимания – послепроизвольное, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно не сходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

   Внимание характеризуется различными свойствами или качествами. К ним относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение, переключение внимания.

   Объем внимания – количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания  и тем более эффективной будет деятельность.     Объем внимания – величина индивидуально меняющаяся, и классическим показателем объема внимания у детей является цифра 3 + 2. Для ребенка младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения приобретение опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала [18, С.11].

   Устойчивость внимания – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации. Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:

     - первоначальное вхождение в работу;

     - достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания,              преодолеваемые путем волевых усилий;

     - снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении    усталости.

   Переключение внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую  в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.       Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому .

   Возможны различные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость. Переключение  бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:

- от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;

- от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;

- от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);

- от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.);

- от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

   Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств  внимания.  

   Таким образом, не смотря на  многообразие  трактовок внимания, понимание его сути и значения в психической деятельности остается актуальным и сегодня. Ведь внимание- необходимое условие для выполнения любой деятельности. И особенно важна его роль в процессе обучения детей школе.

  1. Особенности внимания детей с задержанным психическим развитием.

  Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип.

- ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты                выравнивания.
- ЗПР соматогенного происхождения (причина – перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
- ЗПР психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
- ЗПР церебрально-астенического генеза (причина – мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией – повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.  

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

 C началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы. Поступающие в школу дети с ЗПР характеризуются рядом специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала знаний, умений и навыков. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Многие проблемы непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.
Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
В результате теоретического анализа были рассмотрены психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их внимания и причины нарушения: недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения, которые зависят от формы ЗПР, степени тяжести, специфических особенностей нарушений высших корковых функций.

Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Оно развивается вместе с развитием мотивов учения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. Это подтверждают данные психолого-педагогической диагностики.
Интенсивное развитие умственной работоспособности является отличительной особенностью здоровых младших школьников.
Нарушения работоспособности достаточно часто встречаются в детском возрасте в форме астенического синдрома.
Астения – это одна из распространенных и вместе с тем наименее специфичная форма реагирования центральной нервной системы на самые разнообразные внешние и внутренние вредности.
Одна из причин нарушенного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР – влияние имеющихся у ребенка астенических явлений.
Анализ литературных источников и экспериментальные исследования позволили выявить ряд причин, которые влияют на показатели внимания младших школьников с ЗПР.
Исследования внимания детей с ЗПР показали, что у них в сравнении со здоровыми детьми низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В процессе экспериментальных задания наблюдались случаи колебания внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость. Выраженное отставание младших школьников с ЗПР от нормально развивающихся сверстников наблюдается в несформированности механизма произвольности, низком уровне устойчивости внимания, узком объеме.
Почти про каждого ученика коррекционной школы учитель вправе сказать:

«Мог бы делать, отвечать лучше, но… невнимателен».

Уменьшение объема внимания – это количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию.

Для того чтобы легче исправлять эту невнимательность, следует различать по крайней мере два ее источника.

 Первый и наиболее типичный источник - колебания психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. На языке психологов это можно назвать быстрой истощаемостью психических процессов. Не следует думать, что эта истощаемость, или, иначе, утомляемость, обнаруживается только к концу школьного дня либо к концу года. Истощаемость может наступить и на первом уроке после некоторого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого школьника с ослабленной нервной системой (даже у ученика массовой школы). Однако у многих учащихся коррекционной школы колебания тонуса психической активности возникают постоянно и очень часто. Таких детей изучали Мандрусова Э.С. и Хомская Е.Д. По данным Э.С.Мандрусовой, церебрастенические состояния наблюдаются у детей с ЗПР и других учащихся вспомогательных школ. Эти состояния значительно затрудняют усвоение изучаемых в школе предметов. По ее же данным, есть церебрастеничные дети, которые настолько сообразительны, что их никак нельзя отнести к числу детей с интеллектуальными нарушениями. Однако (по причине церебрастении) они оказываются не в состоянии учиться в массовой школе. Грубо выраженные и частые колебания внимания мешают им усвоить программу не только массовой, но и вспомогательной школы.  

   Снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости внимания. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и является одной из самых главных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания.

      Несколько иной подход к недостаткам внимательности и возможности их преодоления был предложен П.Я.Гальпериным. Он не отрицает того, что одной из причин слабости внимания является неполноценность нервных процессов. Вместе с тем он рассматривает внимание как формирующийся навык.

   П.Я. Гальперин и его сотрудница С.Л. Кабыльницкая исходят из такого понимания внимания, согласно которому оно представляет собой формирующийся навык самоконтроля. Согласно полученным ими материалам этот навык может быть сформирован в специально созданных для этого условиях. Указанный навык тесно связан с критичностью и самообладанием. В свете сказанного задача педагога и воспитателя состоит в том, чтобы приучить детей с ЗПР проверять правильность собственных действий, следить за своей речью, перечитывать написанное и т. п.

   Даже такие индивидуально-психологические характеристики, как память и внимание, которые на первый взгляд в наибольшей степени связаны с природными возможностями человека, могут изменяться под влиянием определенных условий обучения. Но осознание ребенком полностью будет идти успешно лишь под чутким руководством педагога, путем упражнений и поощрения ребенка за выполнение задания.

   Таким образом, вниманию, как действию самоконтроля, т. е. умения произвольно действовать и проверять свои действия, можно и нужно специально обучать.

Выводы:

 1. Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности.
2. Существует ряд причин, влияющих на уровень развития внимания. Учителю необходимо с первых же дней ребенка в школе выявлять эти причины и проводить индивидуальную работу по их устранению, консультироваться        с        психологом.                                                                                                                      
3. Для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
4. Общая картина психолого-педагогического исследования необходима психологу, учителю для выявления уровня и отслеживания динамики развития внимания.

   Существуют разные подходы к пониманию внимания, но более полно отражает этот  процесс следующее определение:

   Внимание - это  направленность психической деятельности на избираемое восприятие каких – либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких- либо действий.

   Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

   Внимание детей с задержанным психическим развитием  имеет свои особенности, отражающие основные свойства, и характеризуется их нарушением. К особенностям внимания таких детей относятся:

  • малая устойчивость,
  • трудности распределения,
  • сужение объема внимания,
  • низкий уровень сосредоточенности,
  • замедленная переключаемость,
  • слабость целенаправленного внимания.

   Теоретическое изучение внимания детей с задержанным психическим развитием и  его особенностей необходимо для дальнейшей коррекции.

   

  1. Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания детей с задержкой психического развития.
  • Упражнения, которые будут проводиться на утреннем часе 1 раз в неделю. У каждого ребенка есть тетрадь на печатной основе на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и  будет своя папка по развитию внимания с приготовленными заданиями.
  1. Чем отличаются два медведя? Раскрась [5].
  2. Найди и сосчитай, сколько бабочек спряталось от зайки? Раскрась их [5].  
  3. Найди отличия между домом на чертеже и тем, что построил бобренок. Раскрась [5].
  4. Раскрась одинаковые шапочки одним цветом [4, С.5].
  5. Рассмотри картинки. Найди отличия [2, С.7].
  6. Найди в каждом ряду точно такой же предмет, как первый. Найди среди фигур две одинаковые и закрась их [1,С.4].
  7. Продолжи ряд, не нарушая закономерности. Дорисуй гирлянды, не нарушая закономерности [1,С.6].
  8. Сравни два рисунка. Что изменилось? Найди и сосчитай всех зайчиков [3, С.22,23].
  9. Кто спрятался на рисунках? Найди пару каждой фигуре [3, С.26,28].
  10. Раскрась улиток, ползущих влево – коричневым, а вправо – желтым цветом. Нарисуй рядом по точкам точно такие же узоры [2,С.2,6].
  11. Перенеси каждую фигуру на новое место. Дорисуй каждую фигуру так, чтобы они все стали одинаковыми [3,С.1].
  12. Дорисуй предметы так, чтобы в каждом ряду они стали одинаковыми [3, С.7].
  13. Перенеси фигурки на новые места (с усложнением). Нарисуй их в пустых кружочках [1, С.2].

Обведи предметы, спрятанные на рисунке, карандашами разного цвета [4,С.2].

  1. Нарисуй в квадрате справа точно такой же узор, как тот, что слева на коврике. Нарисуй треугольники в пустых клеточках точно так же [3, С.9,11].
  2. Найди на рисунке выделенные фрагменты и обведи их. Нарисуй в квадратах справа точно такие же фигурки, как слева [4,С.5,6].
  3. Найди выделенные фрагменты. Подчеркни их [4, С.29].
  4. Посчитай и запиши, сколько раз встречается каждая фигура [3, С.12, 14].
  5. Дорисуй у каждого яблока листик, а у каждого цветочка – серединку. Обведи животных, спрятанных на рисунке карандашами разного цвета [3, С.15,16].
  6. Дорисуй у каждой елки ствол, а у каждого солнышка лучики. Найди одинаковые картинки [3,С.2, 4].
  7. Дорисуй недостающие детали [4,С.4, 7].
  8. Сосчитай сколько на картинке каждой из фигурок. Поставь нужную цифру [4,С.22].
  9. Зачеркни все буквы «Д», а потом цифры «5» обведи в кружочек [3, С.3]
  10. Выполни задание по образцу. Сначала дети  находят и подчеркивают линией цифру 1, затем находят цифру 3 и ставят под ней  точку и т.д. [3,С.8].
  11. Расставь значки в фигурах по образцу. Начинаем уже с двух фигурок [2,С.4].
  12. Раскрась рисунок в соответствии со значками [4, С.32].
  13.  Пройди лабиринты (начинаем с простого). Перенеси каждую фигуру на новое место [2,С.5].
  14.  Помоги рыбаку поймать рыбку [1,С.3].
  15.  Помоги мишке добраться к малине, а пчелке к цветку. Учитель включает спокойную музыку [1,С.16]    
  16.  Пройди лабиринты. Учитель включает динамическую музыку [1,С.7]
  17.  По какой дорожке заяц дойдет до морковки, а охотник до лисы. Учитель считает и хлопает в ладоши [1,С.4]
  18.  Помоги Машеньке выйти к дому. Найди путь, который проделала гусеница. Учитель задает детям всевозможные вопросы [1,С.14].
  19. Покажи всаднику дорогу к замку. Учитель читает детям текст и просит ответить на вопросы по тексту [1, С.15].
  20. Покажи несколько путей выхода из этого лабиринта. Используй цветные карандаши. Дети выполняют это задание на время [1, С.11].
  • Игры для развития внимания, которые  будут использоваться на физкультминутках.

Основная задача игр этого раздела – формирование произвольного внимания, необходимого для развития умения контролировать свои действия и сосредотачиваться.

Слушай и считай

Учитель хлопает в ладоши или стучит карандашом по столу. Ребенок считает количество ударов.

   Стоп!

Под аудиозапись музыки ребенок идет по комнате. Услышав команду «Стоп!», останавливается.

Танцующие руки

Учитель попеременно включает и выключает аудиозапись спокойной музыки. Услышав музыку, ребенок поднимает руки и начинает выполнять волнообразные движения. Когда музыка выключается, ребенок опускает руки.

Слушай команду

Под аудиозапись музыки дети идут по классу. Услышав хлопок в ладоши, детям нужно остановиться, услышав два хлопка – присесть или подпрыгнуть на месте, три – развернуться и начать движение в обратную сторону.

Начинаем упражнение с одной команды, постепенно включая две другие.

Стихии

Перед началом упражнения взрослый вместе с детьми придумывает позы для обозначения стихий – огня, воды, земли и воздуха. Затем взрослый называет одну из стихий, дети изображают ее с помощью позы.

У детей с ЗПР наблюдается множество проблем в коммуникативной сфере. Для  многих из них характерны конфликтность, неумение подчинять свое поведение правилам игры и согласовывать свои действия с действиями других детей. Поэтому в работе с такими детьми необходимо включить парные и групповые упражнения и игры. Они помогут сформировать навыки совместной деятельности, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, развивать внимание, произвольность и самоконтроль.

Море волнуется раз

Дети передвигаются по классу, изображая руками движения волн. Взрослый произносит:

- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура – замри!

Дети останавливаются и удерживают позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри!».

Драка

Взрослый делит детей на пары и говорит:

- Представьте, что вы друг с другом поссорились. Вот- вот начнется драка.

Глубоко вздохните, крепко сожмите челюсти. Пальцы рук сожмите в кулаки, до боли вдавите ногти в ладони.

Затаите дыхание. Задумайтесь: а может, не стоит драться?

Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Вы молодцы – смогли сохранить дружбу! Пожмите друг другу руки.

Кенгуру

Взрослый делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, - «кенгуру» - стоит, второй – «кенгуренок» сначала встает к нему спиной. А затем приседает. Дети берутся за руки и движутся в таком положении до указанного места (до стены, до окна и т.п.).

Затем дети меняются ролями, игра возобновляется.

Держи мяч

Взрослый делит детей на пары и дает каждой из них мяч, размеры которого могут варьироваться от футбольного до теннисного. Детям предлагается донести мяч до обозначенного места, удерживая его головами, спинами или животами.

Участниками не разрешается помогать себе руками во время выполнения задания.

Поводырь

Предметы – «препятствия» расставляются и раскладываются по комнате. Взрослый делит детей на пары, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем». «Поводырю» нужно провести партнера по комнате, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «Здесь стул. Обойдем его», «Переступи через игрушку» и т.д.

Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. Выигрывает ребенок, сумевший стать наиболее внимательным «поводырем».

Тише – громче

Взрослый делит детей на пары, прячет в классе какой-либо предмет, включает аудиозапись музыки. Детям предлагается с ее помощью найти спрятанный предмет: если музыка звучит тихо – значит, один из детей находится рядом с предметом, и наоборот.

Взрослый обращает внимание детей на необходимость выполнять задание вместе – держаться за руки во время поиска предмета.

«Послушай          и        воспроизведи»
Задание        проводится                в        игровой        форме.
Вариант 1. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно левой, затем правой рукой.
Вариант 2. Ребенку предлагают воспроизводить заданные ритмичные удары одновременно        двумя        руками.
Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновременно подсчитывать удары палочкой по столу, которые воспроизводит взрослый.
При проведении указанных вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределенность), также кратковременная память.

Что изменилось? (развитие наблюдательности)

Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

Игра "Что изменилось?".

Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?         Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.         Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды. Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала. В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Да или нет

Взрослый задает ребенку вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Ребенок отвечает на них, покачивая головой из стороны в сторону при ответе «нет» и кивая при ответе «да».

Возможен другой вариант: взрослый показывает ребенку картинки с легко узнаваемыми предметами и спрашивает, например: «Это дом?» Ребенок отвечает на вопросы выше описанным способом.

Говори!

Взрослый задает ребенку простые вопросы, например: «Какое сейчас время года? Какого цвета солнце? Сколько будет два плюс три?» и т. д. Ребенок отвечает на вопрос только в том случае, если после него последует команда «Говори!»

Следи за своей речью

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

- Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
-        Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
-        Да(!).
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы. Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания. Например,        такие:
Вы        сегодня        завтракали? Ваша прическа вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?
Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

«Смотри на руки»: развитие произвольного внимания.

Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

   Инструкция ведущего: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир – сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

   Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.) Затем показ движений рук осуществляют дети.

Запрещенные движения

Участники игры располагаются в круг. Ведущий сообщает школьникам, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот. Кто ошибается, становится ведущим.

Наоборот

Ребята сидят в кругу. Ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, ребята должны их опустить. Если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжать ладони. Кто ошибается, становится ведущим.

«Скажи        наоборот»
(модификация методики В. М. Когана и Э. А. Коробковой)
Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «да», если неправильно — «Нет»).
Примерные                фразы
«Платье        одевает        девочка»        —        «Да».
«Зубы        чистят        щеткой»        -        «Да».
«У        волка                три        хвоста»        -        «Нет»        и        т.д.
Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные        «Да».
Примерные                фразы
«На        елке        выросли        яблоки»        -        «Да».
«Осенью        опадают        листья        с        деревьев»        —        «Нет».
«Перед летом бывает весна»         —        «Нет»        и        т.д.
Вариант 3. Для детей старшего школьного возраста предлагается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное движение головой.
Это игровое задание может использоваться только на завершающем этапе по формированию внимания, так как его выполнение требует максимальной концентрации, устойчивости и распределения внимания.

  • Упражнения, которые будут выполняться на уроках.

Математика.

Картинки "Найди отличие". Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите ученикам взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть дети постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить        ребят                найти несоответствия.

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Модификация        методики        «Лабиринты»
Мы предлагаем использовать это задание на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль в данном случае — не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка советуем сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению. [1]

Упражнение "Раскрась вторую половинку". Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик).

 Модификация        методики        «Корректурные        пробы» .Ребенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов (методика        С.Лиепинь).
Для детей дошкольного возраста или с выраженным умственным отставанием на первых этапах работы предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков). При этом на начальных этапах ребенку предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий с детьми увеличивается количество предлагаемых для работы строк, следовательно, и количество предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.
На следующем этапе работа с данной таблицей усложняется: ребенку предлагают зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. Тем самым формируется распределенность внимания в процессе деятельности.
Для предотвращения у ребенка пресыщения данным видом занятий мы рекомендуем менять внешнюю сторону деятельности (например, предлагать раскрасить один предмет в зеленый, а другой — в синий цвет; подчеркивать заданный предмет синим, а зачеркивать красным цветом и т. д.).
При проведении занятий с использованием заданий данного вида необходимо, как мы уже отмечали, соблюдать ряд условий. Во-первых, данная работа должна проводиться регулярно. Во-вторых, на первых этапах формирования внимания скорость работы не учитывается, но постепенно, по мере формирования необходимых качеств, темп самостоятельной деятельности ребенка должен наращиваться. Для этого можно вводить в подобные занятия элементы занимательности, игровые формы, использовать работу с секундомером и др.

«Расставь        точки»        [6,С.51]  
Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из которых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы.
Вариант 2. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точки в положенные клеточки пустой таблицы. В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.

«Муха»: развитие переключаемости, распределения внимания, наблюдательности.

      Описание: На листе бумаги рисуют сетку 3/3 квадрата. Ведущий начинает медленно рассказывать игрокам о передвижении «мухи» по этому квадрату, каждый раз на одну клетку, говоря вслух: «муха полетела вверх, влево, вниз, еще раз вниз и т.д.» Остальные участники игры старательно стараются следить за движениями «мухи», каждый раз определяя в каком квадрате она находится. Сначала игру ведут в медленном темпе и не очень продолжительное время, иначе игроки быстро собьются. Постепенно скорость можно увеличивать, а количество «перелетов» прибавлять. Проигрывает тот, кто выпустит «муху» из квадрата.

Игра "Маленький жук". «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видите, перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам  ходы, а вы будете передвигать их по полю жука в нужном направлении. (Сначала дети выполняют это упражнение карандашом). Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажите, где остановился        жук".
Важно, чтобы в результате дети научились мысленно ориентироваться в клеточном        поле.
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Упражнение на усиление концентрации слухового внимания. Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.
Например,        учитель        сообщает:
"Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишете только тогда, когда я скажу: "Пишите!"
Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также                от        программного        материала.
Приведем некоторые из них:1 класс - "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите
2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)

В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа: "Загадай число... прибавь к нему 5, теперь отними 2... отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось..."

 Приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причем получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.

Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания). Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся        узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него        выполнения        нескольких                последовательных        действий:
а)        анализ        каждого        элемента        узора;
б)        правильное                воспроизведение                каждого        элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным        узорам        на        чистом        листе
.

Для выполнения подобного рода заданий удобно заранее сделать бланки с различным количеством рядов кружков, треугольников или квадратов. Бланки могут быть представлены смешанным набором фигур. Например, ряд квадратов, ряд кругов, ряд треугольников и т.д.
Задание можно дополнить, если попросить ребенка проверить правильность выполнения        узора                и        исправить        ошибки.


развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Модификация        методики        Рыбакова. Рекомендуемые задания можно использовать в работе с детьми, владеющими счетом                в        пределах десяти.
Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 мячей разного размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребенка, ему предлагают посчитать все мячи одного размера (например, все большие или все маленькие). Счет        построчный.
Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пересчитывать мячи каждого размера (например, один большой, один маленький, два больших, два маленьких, три больших, три маленьких,) шесть больших, четыре        маленьких        и        т.д.).
При выполнении данного задания осуществляется формирование распределения внимания и способность к переключению, а также формируется кратковременная память.

Модификация        методики        «Таблицы        Шульте». Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые вразнобой представлены в таблице.
Вариант 1. Для детей, владеющих счетом в пределах 10 допустимо одновременное называние и показывание цифр (указкой, пальцем). Таким образом, задание выполняется наглядно-действенным соотнесением.
Вариант 2. Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе зрительного нахождения последовательности цифр.
Для детей, владеющих счетом в пределах 25, может быть предложена другая таблица. Принцип работы — тот же (на основе наглядно-действенного, а затем                только        зрительного        соотнесения).
Данное задание способствует формированию таких качеств, как концентрация, объем, переключение внимания.

Упражнение "Цифровая таблица". Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 10 (позже от 1 до 25), которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знают ли дети  все эти цифры. Скажите им: "Постарайтесь как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 10 (позже от 1 до 25)". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 10 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 20, из них 10 цифр пропущены. Попросить ребят найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если они не могут  записать цифры, то просто пусть назовут их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребятам для выполнения этого задания.

Упражнение, направленное на тренировку переключения внимания. Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в своей        основе        тест        "Красно-черные        таблицы".
Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным:
1 этап - рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12. После того, как у ребенка будут удовлетворительные результаты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные - от 1 до 24, красные - от 24 до 1). Когда дети достигнут значительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можно усложнить.
Дети должны находить на предлагаемой им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные - в возрастающем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 черных пар чисел - букв и 12 красных пар чисел - букв. Работа идет таким образом:
Красная цифра 12, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее красная цифра 11, пишем букву И, черная цифра 2, пишем букву Н...
При успешной работе детей количество пар может быть увеличено до 24 красных пар чисел - букв и 24 черных пар чисел – букв.

Упражнение на распределение внимания. Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников        и        кругов.)
Вместе с этими заданиями на  развитие внимания на уроках математики ученики будут работать в тетрадях на печатной основе «Математика часть2» и М.И. Моро часть1,2, где есть задания на развитие внимания.

Русский язык

- Найди на картинке предметы, изображенные внизу. Раскрась.  [5]

- Определите, какие буквы использовались для составления этих орнаментов. [6, С.133]

- Помоги веселой Бабке-Ёжке попасть домой.  [5]

- За 2-3 минуты дополни каждую фигуру в строке одной – двумя линиями так, чтобы она получилась такой же, как одна из фигур эталона сверху.[5]

Исправь «неполадки». Рассмотри внимательно все  написанные буквы и исправь «неполадки», допущенные художником (аккуратно допиши ручкой или карандашом недостающие элементы букв). [6, С.132]

Упорядоченная чехарда. Чтобы буквы не скакали в беспорядочной чехарде, каждую из них нужно вписывать строго по линеечке – тогда у нас получится «упорядоченная» чехарда. Наметить точкой то место, где «приземлится» следующая буква и аккуратно впишите ее.  [6, C45]

Припиши одну букву в начало и конец слога так, чтобы получилось новое слово:

1.   Ко       ли        со        ла      ма

2. Добавь по одной букве в начало и конец слога так, чтобы получилось новое слово:

   ко    ро    ло    ма

Буквы рассыпались.

1вариант: из двух мешочков рассыпались и перемешались печатные и рукописные буквы «А». Подчеркни все печатные буквы, а все рукописные обведи кружочком. Задания начинать с подчеркивания  букв, а затем обвести кружочком.

2 вариант: берутся строчные и прописные буквы «А». Подчеркни все прописные буквы, а все строчные обведи кружочком.

3 вариант: из 4  мешочков рассыпались и смешались печатные и рукописные, прописные и строчные буквы «А». Прописные печатные буквы подчеркни одной линией, прописные рукописные буквы подчеркни двумя линиями. Строчные печатные буквы обведи кружочком, а строчные рукописные буквы обведи квадратиком. Будь внимателен! [6, С.131,132]

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания. Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
     ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
     ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
     КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
     ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА

 ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д) ВАТЕРПРООФЕТТА
     СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
     ЕММАСЕДАТОНОВ
е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
     ХЛОРОФОНИМАТА
     ДАРРИСВАТЕНОРРА
з) ЛАЙОНОСАНДЕРА
и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ
м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН
н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
     МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН
о) ОСТИМАРЕ

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть        эти        слова.
Пример (слова, которые необходимо ребенку подчеркнуть, выделены курсивом):
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
прстыю
розаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

«Найди        ошибки»
Вариант 1. Предлагается текст с пропущенными словами и текст-образец. Ребенок должен, пользуясь образцом, найти ошибки в заданном тексте.
Вариант 2. Ребенку предлагается проделать ту же работу с текстом, в котором  пропущены предлоги, имена прилагательные, наречия, но при этом текст-образец        не        дается.
Вариант 3. Предлагается текст, в котором есть ошибочное написание отдельных слов, отсутствие синтаксических знаков. При работе с этим вариантом задания мы рекомендуем на начальных этапах работы не предлагать ребенку для исправления ошибки орфографического характера, предотвращая тем самым их закрепление. Постепенно, по мере усвоения программного учебного материала можно предлагать для коррекционно-развивающей работы и ошибочные написания, но обязательно учитывать степень владения        ребенком        изученного        орфографического        правила.
Примерный        текст-образец
Вьюга        (по        В.        Сухомлинскому)
Утром Толя вышел из дому. На дворе выла вьюга, грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»
Тут он увидел Сашу, который стоял под деревом. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу         и        тоже        испугался.
Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки        и        вместе        пошли        в        школу.
Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.
Предлагаемый ребенку текст (первый вариант):
Утром Толя ... из дому. На дворе выла..., грозно шумели Испугался ..., стал под тополем и думает: «... в школу. Страшно...»
Тут он увидел Сашу, который ... под деревом. Саша рядом. Он тоже собрался в        ...        и        тоже…
Мальчики увидели ... друга. Им стало ... Они ... навстречу, взялись за ... и ... пошли        в…
Вьюга выла, свистела, но она уже была не…
Текст                для        второго        варианта        работы:
Утром Толя вышел ... дому.... дворе выла вьюга,... шумели деревья. Испугался мальчик, стал ... тополем и думает: «Не пойду ... школу....»
Тут он увидел Сашу,... стоял ... деревом. Саша жил Он тоже собрался ... школу        и        тоже        испугался.
Мальчики увидели друг друга. Им стало ... Они побежали ..., взялись ... руки и        ...        пошли...        школу.
Вьюга выла, свистела, но она уже была не
Текст                для        третьего        варианта        работы:
Утрол Тола вышел из дому. На норе выла вьюга, громно шумели дел евья, Испугался мальчик, стал над тополем и думает: «Не пойду на школу. Радостно...»
Туг он увидел Сашу, который бежал под деревом, саша шил рядом. Он тоже собрался к школу и тоже испугался.
Мальчики увидел друг друга. Им стало печально. Они побежали навстречу, взялись за ноги и вместе пошли в школу.
Вьюга пела, свистела, но она уже была не старой.

Литературное чтение

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.

 Упражнение "Корректурная проба" (развитие умения анализировать написанные слова). Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность. Оно представляет собой игру, которая в основе своей имеет тест "корректурная проба". Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом уславливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, четыре и меньше пропусков - выиграли. Выигравшие получают, например, зеленые фишки. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше вести раз в неделю, и победители чем-нибудь награждаются... Проверку заданий проводят сами ребята - сосед у соседа. Если они не заметят каких-то пропусков, хотя в этом возрасте дети более пристрастны к чужим работам, чем к своим, то это неважно, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет находиться в состоянии сосредоточенности. Затем игру можно        усложнить.
Например, вычеркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой:

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, "е" - вычеркиваем, а букву "м" подчеркиваем".
развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Другой вариант: "Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет наоборот - первую вычеркиваем, а        вторую        подчеркиваем".
Например, "1-я часть работы: "С" - подчеркиваем, "О" - вычеркиваем, по команде: "Внимание!'" проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву "С" теперь вычеркиваем, а букву "О" - подчеркиваем".
развитие внимания, игры, упражнения, внимательность
Внимание!
развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Летела корова. Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт        слову         хлопая по        ладони правого        соседа:
Летела корова, сказала         слово.
Какое слово сказала корова? Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Упражнение "Скрытая подсказка". В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом. Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется. Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание. Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.

- Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим. Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.

Первая буква загаданного слова "К".

Как же подсказать ее, прямо не называя? Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля". Во всех трех словах повторяется буква "К". Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

- Давайте вторую букву! - требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить. Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания
(умения выполнять несколько дел одновременно). Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.
В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение "Запрещенная буква". В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не         проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся. Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква         "А".
Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры. Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.  Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

- Найди 10 отличий между картинками.[6, C.70]

Ознакомление с окружающим миром.

Где чей домик? Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

«Кого испугался охотник?»

   Цель: развитие объема и устойчивости внимания.

   Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.

   Инструкция ведущего: «Посмотрите внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажите и объясните: - почему?»

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания. Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ученик внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если  ребенок сбивается, повторите игру с начала. В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

«Найди сходства». Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырех точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.

Игра        «Скажи наоборот» (модификация методики В. М. Когана и Э. А. Коробковой)
Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «да», если неправильно — «Нет»).
Примерные                фразы
«Платье        одевает        девочка»        —        «Да».
«Зубы        чистят        щеткой»        -        «Да».
«У волка         три        хвоста»        -        «Нет»        и        т.д.
Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные-«Да».
Примерные                фразы
«На        елке        выросли        яблоки»        -        «Да».
«Осенью        опадают        листья        с        деревьев»        —        «Нет».
«Перед летом бывает весна»        —        «Нет»        и        т.д.
Вариант 3. Для детей старшего школьного возраста предлагается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом, если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное движение головой.
Это игровое задание может использоваться только на завершающем этапе по формированию внимания, так как его выполнение требует максимальной концентрации,        устойчивости        и        распределения        внимания.
«Найди        различия». Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2 - З до 5 - б). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и        т.д.
Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.

Упражнение "Все помню" (развитие внимания и памяти). Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать         слова        в        заданном        порядке.
За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить. Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок. - Тула, - говорит один.

 Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок. Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:

- Тула, Полтава.

- Тула, Полтава, Омск, - объявляет третий.

Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например.

- Тула, Полтава, Омск, Владивосток.

Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них. Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем. Разделите всех желающих принять участие в этой игре на тройки. В каждой тройке кто-то станет победителем. А потом устройте финальную встречу победителей на звание чемпиона в этой интересной игре.

Упражнение "Спрятанное слово". В играх часто ищут спрятанный предмет. Но прятать и отыскивать можно не только предметы. В игре, с которой мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов. В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать". Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста. Посмотрим, как это получится.

"Что ты видел сегодня во сне?" - предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста - слово "язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" - допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева". Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". А теперь пусть водящий догадается, какая пословица нами загадана.

  Заключение

 Внимание - это  направленность психической деятельности на избираемое восприятие каких- либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких- либо действий. Другими словами, это сосредоточение сознания на объекте, обеспечивающее его ясное отражение.

    А также внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении).

   Внимание характеризуется различными свойствами: объемом, распределением, устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, колебанием. По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

   Теоретическое изучение внимания детей с ЗПР и  его особенностей необходимо для диагностики и дальнейшей коррекции. Таким образом, внимание детей с нарушением интеллекта можно изменить, систематически проводя специально разработанные занятия по его коррекции и развитию.

Список литературы

  1. Серия «Папка дошкольника» «Ребусы, игры, головоломки».- К: 2008
  2. Тетрадь для рисования /Серия «Развитие моего ребенка»/ «Внимание, память, мышление, мелкая моторика» (часть 2).-К: 2007- 32с.
  3. Гаврина С.Е. Тетрадь с заданиями для развития детей «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Часть 2».-К: 2008 – 32с.
  4. Тетрадь для рисования/Серия «Рабочие тетради дошкольника» «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Часть 2».- C.:2008. – 32с.
  5. Развивающая книжка – раскраска: «Развиваем внимание»- М.: Издательство «Розовый слон» 2000.
  6. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. – М.:ЗАО «БАО-ПРЕСС»2005.- 239с.
  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Я.: Академия развития 1996.- 220с.
  8. Тетрадь для рисования Серия «Рабочие тетради дошкольника» «Математика. Часть 2» - С.: 2008.- 32с.
  9. Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей. Сборник упражнений и игр.- М.:Книголюб – 2007.-48с.
  10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / В.В. Давыдов, Л.С. Выготский. - М.: Педагогика 1991. – 480с.
  11. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974
  12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега-Л», 2005. – 858с.
  13. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. Психологическая наука в СССР. / Н.Ф. Добрынин. - М.: 1959.- 236с.
  14. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / И.Ю. Левченко. – М.: Издательский центр «Академия» 2000. – 232 с.
  15. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М.: Изд-во МГУ 1972. – 223 с.
  16. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-104с.
  17. Петровский, А.В. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В.Петровский, А.В. Брушлинский, В.П.Зинченко и др. - М.: Просвещение, 1986.-464с.
  18. Рогов, Е.С.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И.Рогов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 448 с.
  19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер 2000. – 720с.
  20. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение 1986. – 192 с.
  21. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития

ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

 Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...

Статья по теме: «Самомассаж кистей рук как средство стимуляции развития речевых зон коры головного мозга у младших школьников с задержкой психического развития»

В статье приводится два комплекса самомассажа кистей рук, адаптированных для учащихся начальной школы с задержкой психического развития, для применения их элементов на различных занятиях в качестве ал...