" Инновационные формы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
презентация к уроку
В статье приводятся примеры эффективных способов развития познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.24 КБ |
![]() | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
« Инновационные формы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
«Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь .»
. Как же пробудить в каждом ребенке любознательность и жажду знаний? Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации?
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий».
Цель: найти эффективные способы активизации и способствовать формированию познавательных учебных действий у младших школьников на уроках для повышения качества образования.
СЛАЙД2
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса, так как урок без них может стать скучным и малоэффективным.
Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.
Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно.
Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий.
СЛАЙД №3
На уроках использую такие задания как : « Слова рассыпались» ( ученики по группам составляют предложения из слов, а потом все вместе «собирают» текст и придумывают ему заголовок».
«Ручеёк» ( каждому варианту даётся лист- «кораблик», на котором записано выражение, передавая лист каждый ученик пишет на нём следующий шаг решения.
«Пазлы» - упражнение для закрепления знания падежей – класс делится на шесть групп, каждая группа готовит сообщение о своём падеже, на доске появляется изображение предмета - это слов и нужно просклонять всему классу.
«Вырасти дерево», когда каждый участник группы пишет на веточке однокоренное слово, а затем группы сравнивают, чьё дерево пышнее.
« Дети против учителя», например при изучении темы « Организм человека», « Птицы родного края» можно провести викторину, при подведении итогов каждая команда набирает меньше баллов, чем учитель, но все вместе- больше! Это создание ситуации успеха для каждого ребенка, и напоминание о том, что один в поле не воин, а вместе они- сила!
Разумеется, мы регулярно проводим работу в парах.
Прием « Найди пару»
На урок математики:
1. Девочкам - даю задачу
Мальчикам – выражение, которым решается задача
На урок русского языка, чтения:
- Загадка – отгадка
- Начало пословицы – её конец
- Например говорю: девочки идут в гости к мальчикам, подходят читают скороговорку, потом наоборот меняются, создают другую пару)
СЛАЙД 4
Методический прием "Цветные поля" заключается в том, что он помогает созданию психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик не боится проверки, так как сам определяет степень ее строгости, и учиться определять и степень своей подготовленности.
На полях делаются пометки разным цветом. При этом цветовые пометки — это обращение к учителю:
- Красный — "проверьте и исправьте все ошибки";
- Желтый— "отметьте все ошибки, я сам исправлю";
- Зеленый — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю".
СЛАЙД №5
Прием «Кластер»
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной.
СЛАЙД 6
Приём «Синквейн» Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Правила написания синквейна: Первая строчка-тема одним словом (существительное). Вторая строчка-описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строчка- описание действия (три глагола). Пятая строчка-ассоциация, синоним темы (обычно существительное). Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.
Слайд 7
Прием «Ящик вопросов»
Например, говорю какую тему будем изучать завтра и прошу дома написать 1 вопрос на листочке, который возникнет у ребенка по этой теме (то есть, что бы он хотел узнать из этого материала).На следующий день после прохождения темы спрашиваю у ребят, получили ли они ответы на свои вопросы.Прошу зачитать свой вопрос и ответить на него.
СЛАЙД8
Приём «Внутренний и внешний круг»
Цель приёма: возможность учащимся провести проверку приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.Дети образуют два круга. Дети стоят лицом друг к другу и задают вопросы по пройденной теме.Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий в начале урока вызывает у учащихся удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом.
Итак, как интересно начать урок?
Приём «Нетрадиционное начало урока»:
Эпиграф, девиз, ребус, загадка, какое-то чудо, сопровождение красивой музыкой
Загадки – «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Они обладают большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, могут составлять их сами. Загадки используют на разных этапах урока: при знакомстве с новым словарным словом, при написании орфограмм, для активизации внимания и постановке проблемного вопроса.
СЛАЙД9
Информационно-коммуникативные технологии
Провожу уроки с использованием компьютерных презентаций или обучающих видео, использую интерактивные тренажеры, музыкальное сопровождение и физкультминутки.
СЛАЙД10-11
Игровые технологии
Любимой формой деятельности младших школьников, как и дошкольников, является игра. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях.
В своей работе я использую разнообразные игры:
- Настольные
- Дидактические
3. Сюжетно-ролевые,творческие
- Игры-путешествия
- Интеллектуальные
Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.
Очень нравятся детям игры с мячом при изучении табличных случаев умножения и деления или при проведении устного счёта.
Сюжетно – ролевые, творческие игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов, например, Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог.
Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала.
Ещё большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр. Даются им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
В форме игры может быть проведен или отдельный этап урока, или весь урок.
Слайд 12-13
Нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.
Виды нетрадиционных уроков:
- Урок – путешествие
- Урок – сказка
- Урок – экскурсия
- Урок – игра
- Урок-фантазии
- Урок-конкурс
- Урок-творчества
Слайд 14
Здоровьесберегающих технологий формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни (использование физминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательной гимнастики, самомассаж, пальчиковая гимнастика) Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне вызывать интерес у детей к учению.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Для снятия усталости мы используем приемы самомассажа, а также массажные мешочки, которые изготовили сами родители и подручные предметы (киндеры, прищепки или просто карандаши). Также я стараюсь дать детям возможность почаще сменять позу, например, повторить хором правило, или вспомнить стихотворение, можно и стоя. Даже кратковременная смена позы помогает снять усталость и активизировать внимание детей.
ВЫВОД:
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.
Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения.
Результатом своей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных действий: дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
« Слова рассыпались» «Ручеёк» « Пазлы » «Вырасти дерево» « Дети против учителя» « Найди пару» Интерактивная технология
Красный — "проверьте и исправьте все ошибки"; Желтый — "отметьте все ошибки, я сам исправлю"; Зеленый — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю". Приём « Цветные поля»
Приём « Кластер»
Приём « Синквёйн »
Приём « Ящик вопросов»
Приём « Внутренний и внешний круг» Приём «Нетрадиционное начало урока» Эпиграф Девиз Загадка Ребус Музыка
Компьютерные презентации Обучающее видео Интерактивные тренажеры Физкультминутки Музыкальное сопровождение Информационно-коммуникативные технологии
Настольные игры Дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Творческие игры Игры-путешествия Интеллектуальные игры Игровые технологии
Урок – путешествие Урок – сказка Урок – экскурсия Урок – игра Урок-фантазии Урок-конкурс Урок-творчества Нестандартный урок
Физкультминутки Психологические тренинги Динамические паузы Зарядка для глаз Дыхательная гимнастика Самомассаж Пальчиковая гимнастика Здоровьесберегающие технологии
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-168921-1356247928.jpg)
Использование интерактивных форм и методов обучения, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Автор: Ульянова О.Н. учитель МБОУ БСОШ № 5
Использование интерактивных форм и методов обучения в ОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/20/picture-597214-1437410301.jpg)
Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке математики в 3 классе...
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-33318-1463073629.jpg)
Доклад на ШМО "Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников".
Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-1061418-1538255615.jpg)
«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников».
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его ...