Конспекты логопедических занятий
план-конспект по логопедии по теме
В материале содержаться подробные конспекты логопедических занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения | 15.88 КБ |
Интегрированное логопедическое занятие | 569.14 КБ |
Занятие по коррекции дисграфии | 18.56 КБ |
"Насекомые" Игра "4-й лишний" | 1.22 МБ |
Автоматизация звука Л | 354.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
индивидуального логопедического занятия
учителя-логопеда Сладких.Ю.В.
Тема: «На поиски сокровищ».
Цель: автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- Коррекционные: закреплять навык произношения звука Р
- Образовательные:
- Закреплять знания о звуке
- Продолжать учить подбирать слова-антонимы
- Упражнять в согласовании существительных с числительными
- Пополнять словарь новыми названиями геометрических фигур
- Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительный настрой на занятия.
Оборудование: предметные картинки, схемы слов, набор букв, карта, трафареты, платок.
- Орг. момент.
-Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Ты догадался что это за звук?
Р-р-р
-Давай найдём букву, которая обозначает этот звук.
Характеристика звука.
- –Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно сделать зарядку.
Артикуляционная зарядка.
- Теперь поднимем якорь-р-р-р.
3. Дыхательная гимнастика.
- Помоги ветру надуть наши паруса.
- Вот мы уже плывём. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища.
4. -Берём курс на первый остров (ребёнок ведёт линию к одному из островов).
-волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку.
Пра-про-пру
Гры-грэ-гро
Кру-кро-кра
Дро-дру-дрэ
5. - Первый остров оказался необитаемым, плывём к следующему.
А на втором острове живёт зубастый и голодный… тигр. Давай покормим его. Угощай тигра.
Согласование числительных с существительными пирог и ватрушка.
Один пирог, два пирога, три пирога, пять пирогов…
6. - Отправляемся к третьему острову. На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают апельсины со звуком р. Помоги. Разложи по корзинкам (схемы).
Ребёнок выбирает картинки со звуком Р и раскладывает в зависимости от места звука в слове.
7. - Впереди следующий остров. На нём живут волшебники. Они превращают розовые предметы в красные. Давай попробуем тоже. Д.и. «Был розовый… стал красный».
8. - Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу следующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (пират)
Подбор слов-антонимов
Он не молодой, а старый
Не плохой, а хороший
Не злой, а добрый
Не сердитый, а радостный
Не растрёпанный, а аккуратный
Не ленивый, а трудолюбивый
Не глупый, а мудрый
Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на последнем острове. Прокладываем путь. Теперь нужно найти место, где зарыт сундук, с чем (с сокровищами).
-сделай шаг влево, шаг вперёд, 2 вправо, повернись.
А вот и сундук. Чтобы его открыть, надо произнести волшебные слова (скороговорка).
9. Итог занятия.
-Пора возвращаться домой (слоги).
Звук. Характеристика звука.
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного
логопедического занятия
учителя-логопеда Сладких Ю.В.
Тема: «Насекомые. Муравей».
Цель: автоматизация звука Р в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие
-развивать артикуляционную моторику
-развивать навык правильного произношения звука Р
-развивать мышление: анализ и синтез
-развивать фонематические процессы
-развивать зрительное восприятие
-развивать эмоционально-волевую сферу
Коррекционно-образовательные
-закреплять в словаре обобщающее понятие «насекомые»
-упражнять в образовании притяжательных прилагательных
-упражнять в согласовании существительных с числительными
-упражнять в образовании приставочных глаголов
-коррекция дислексии
Коррекционно-воспитательные
-воспитывать бережное отношение к природе
Ход занятия
1) Орг.момент
Психолог «Настроение»
2) Логопед: Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. Характеристика звука.
3) Психолог «4-й лишний»
«Лишние» предметы ребёнок объединяет в группу «насекомые».
4) Логопед: «Найди слово с звуком Р» - Муравей.
Рассмотреть муравья, образовать притяжательные прилагательные
У муравья муравьиные лапки, глаза, усы.
У муравья муравьиная голова.
У муравья муравьиное брюшко.
5) Логопед:
Муравей нашёл былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он домой её несёт.
Он сгибается под ношей, он ползёт уже с трудом,
Но зато какой хороший муравьи возводят дом.
- Как называется дом? - муравейник.
-Один муравей может построить такой большой дом? – Нет.
-Давай посчитаем, сколько же муравьёв живёт в муравейнике. (Согласование существительных с числительными).
6) Психолог : физминутка: «Муравейник на поляне».
Муравейник на поляне ночью крепко спит (расслабление)
А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают: (бег на месте)
Лапками перебирают, и головками качают
Муравьишек ровно 3: 1-2-3! (приседания под счёт)
Очень дружные они! (похлопывания )
Ты, дружок, их береги.
7) Логопед: Упражнение «Путешествие муравья»
Ребёнок читает текст, вставляет вместо картинок пропущенные слова, пересказывает.
8) Д.з.
9) Психолог: «Настроение», «Самооценка».
Из выбежал и по муравьиной тропке … .
Бежал, бежал и к пеньку … .
Вокруг пня … .
Около пня нашёл много , обрадовался, от пня … и к … .
Быстро … домой и позвал на помощь других
.
Скоро вся муравьиная семья из построит новый .
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия
учителя-логопеда Сладких Ю.В.
Тема: Дифференциация звуков ж - ш в слогах, словах.
Форма занятия: подгрупповое
Класс: 3
Цель: дифференциация звуков ж - ш в слогах, словах.
Задачи.
1. Коррекционно-образовательные: уточнить и сравнить артикуляции звуков ж - ш, научить дифференцировать звуки ж - ш в словах;
2. Коррекционно-развивающие: развивать функцию зрительной ориентации, развивать фонематический слух, развивать фонематический анализ и синтез, развивать навыки контроля и самоконтроля, закреплять навык правильного выполнения артикуляционных упражнений, развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции.
3. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: карточки с буквами ж, ш, картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки ж, ш, картинки с изображением жука, шмеля, схемы для определения позиции звука в слове, су-джок.
Ход занятия
- Организационная часть.
Логопед: Здравствуйте. Ребята, посмотрите на картинки. Кто на них изображён?
Учащиеся: Жук, шмель.
Логопед: Правильно. Какой первый звук в этих словах?
Учащиеся: ж, ш
Логопед: Сегодня мы с вами будем работать со звуками ж - ш.
- Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Выполним артикуляционные упражнения: «Улыбочка»,«Трубочка», «Маляр», «Чистим зубки», «Парус», «Чашечка».
- Характеристика звуков.
Логопед: Как шипит змея?
Учащиеся: ш - ш - ш.
Логопед: Как жужжит жук?
Учащиеся: ж - ж - ж.
Звук ш согласный или гласный? Звонкий или глухой. Звук ж согласный или гласный? Звонкий или глухой? ш - согласный, глухой ж - согласный, звонкий.
Логопед: Давайте повторим правило: «Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем».
- Развитие фонематического слуха Логопед: Сейчас возьмите шарики. Я буду называть слоги, а вы повторяйте их за мной, когда будете повторять, катайте шарик между ладошек (жа-ша, жо-шо, шу-жу, ши-жи). Логопед: А теперь поиграем в игру «Замена». Я буду называть слоги, а вы должны заменить звук ж - на звук ш. Например, был слог жа стал - ша. (жо, жу, жи, ож, уж, ожо, ажа)
А теперь замените в слогах звук ш на звук ж. (ша, шо, уш, ошо, ушу, аша).
- Дифференциация звуков ж-ш в словах
Логопед: на столах у вас лежат карточки с буквами ж, ш. Я буду называть слова, если в слове вы услышите звук ш, то поднимайте карточку с буквой ш. Если в слове есть звук ж, поднимайте карточку со звуков ж (жало, шарф, шапка, животное, журавль, шило, шнурки, шуба, жизнь, тишина, кружок, малыш, пирожок).
- Физ. минутка.
Логопед: Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись и за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем и работать продолжаем.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопед: На столах у вас лежат картинки. Картинки, в названиях которых есть звук ш положите в одну сторону, картинки, в названиях которых есть звук ж - положите в другую.
У каждого ребёнка по 4 картинки.
Логопед: У вас на партах лежат схемы для определения позиции звука в слове. Определите позицию звуков ж или ш в словах (дети определяют позицию звука в словах по картинкам)
- Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Я мячом круги катаю, взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
А теперь последний трюк: мяч летает между рук.
- Работа в тетради.
Логопед: Послушайте загадку: Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Кто это?
Учащиеся: Кошка.
Логопед: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Что это?
Учащиеся: Ножницы.
Логопед: Записываем слова кошка, ножницы в тетрадь и делаем звукобуквенный разбор самостоятельно. Как сделаете, будем проверять.
Логопед: На доске даны слова. Нужно записать эти слова в два столбика. В первый столбик запишем слова с буквой ш, в другой с буквой ж. По очереди читайте слова и записывайте их, проговаривая.
жук, живот, шкура, шишка, камыши, лужи, лыжи, машина, шахматы, жаба, лягушка, гаражи.
- Заключительная часть.
Логопед: Какие звуки мы сегодня на занятии учились различать?
Учащиеся: Звуки ж - ш.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МОЛОДЦЫ!!!
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»
ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука [Л] в прямых слогах и словах.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить характеристику и артикуляцию звука [Л];
- Формировать грамматические категории: Родительный падеж существительного; Винительный падеж существительного; согласование числительного с существительным; образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; образование множественного числа существительных;
- Закреплять умение подбирать антонимы-прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Повышать самооценку ребенка;
- Способствовать улучшению эмоционального благополучия.
Здоровьесберегающие:
- Сохранять, поддерживать здоровье учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка «Клоун», палочка для коктейля, бутылочка с пенопластом, счетные палочки, предметные картинки со звуком и без звука [Л], чудесный мешочек с банками и кошельками, в которых спрятаны предметы (слон, клубок, желудь, флакон, булавка, платок, колокольчик, лошадь), крышки от пластмассовых бутылок (4 шт.); салфетки; контурные изображения пяти ласточек, наложенные друг на друга.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: раздается стук, логопед открывает дверь, вносит игрушку – клоуна:
- Посмотри, к нам на занятие пришел гость, его зовут клоун Ластик. Поздоровайся с ним. Повтори, как его зовут.
- Здравствуй, я пришел послушать, как ты учишься произносить звуки, и поиграть с тобой в разные игры.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
- А пришел я к вам с волшебной палочкой!
Палочку возьму
И чудо сотворю!
Хочу много снега!
А вы, хотите?
Произнесем волшебные слова:
«Бим – бом – бим – бом,
А вот флаконы со снежком! »
- Дыхательная гимнастика. (Появляются флаконы с разноцветными снежинками внутри. Ребёнок дует, не надувая щек, в трубочку, вставленную в пробку, шарики передвигаются.)
Клоун:
- Вот подул вдруг ветерок –
Закружился наш снежок.
Пляшут все пушинки,
Разноцветные снежинки.
- Для того чтобы правильно произносить все звуки, мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. И в этом нам поможет логопедический массаж.
Для начала согреем свои ручки.
2. Массаж пальцев рук:
«РАЗОТРУ СВОИ ЛАДОШКИ»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
( растирание ладоней и пальчиков)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(потереть ладошкой о ладошку)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(пальцы в «замок»)
Выпущу я пальчики,
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Пусть бегут, как зайчики»
Теперь у нас теплые ручки и мы можем приступить к массажу лица.
3. Массаж:
- массаж лба: от середины лба к вискам; от середины бровей к волосистой части головы;
- массаж щек: от висков к уголкам рта; от уголков рта к вискам; от уголков глаз к вискам;
- массаж подбородка: от крыльев носа к подбородку; от середины подбородка к ушам;
- массаж шеи.
4. Артикуляционная гимнастика.
- Сначала я расскажу тебе сказку. Мне будет нужна помощь твоего языка и губ. Давай, попробуем.
Жила-была веселая лошадка. Проснулась она однажды, умылась, почистила зубы – упражнение «Почистим зубы» (верхние).
Потом подумала, а не пойти ли ей за грибами. Идет, улыбается. Покажи, как она улыбалась – упражнение «Заборчик».
Посвистывает – упражнение «Трубочка».
Видит, в соседнем дворе маляр забор красит. Она подошла и помогла ему – упражнение «Маляр».
Помогла маляру лошадка и поскакала дальше – упражнение «Лошадки».
Вдруг видит – на дороге индюк стоит, кричит. Покажи, как индюк кричит – упражнение «Индюки».
Лошадка индюку говорит: «Я за грибами в лес поскакала, хочешь со мной? – «Хочу» – ответил индюк,- « Мне скучно одному, вот и кричу на всех». И они пошли вместе.
Увидели они на дороге барабан. «Давай постучим в барабан?» – «Давай!». Покажи, как они стучали на барабане – упражнение «Барабан».
Пошли они дальше, увидели качели и покачались – покажи, как они качались на качели – упражнение «Качели».
И тут они пришли в лес, набрали грибов – покажи, каких грибов они набрали – упражнение «Грибочек».
И веселые пошли домой, улыбались друг другу – покажи, как они улыбались – упражнение «Заборчик».
5. Характеристика и артикуляция звука Л:
- Какая интересная сказка! А с какого звука начинается имя клоуна – Ластик? – со звука Л.
- Где находится язык, когда мы произносим этот звук? (вверху за зубами, на бугорках), а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние.
- Мы этот звук произносим легко или с трудом? Можем пропеть или нет? (произносим с трудом, пропеть не можем). Что мешает воздуху выходить изо рта? (язык) Значит, это звук какой, гласный или согласный? (согласный) Звонкий или глухой? (звонкий) Твердый или мягкий? (твердый)
6. Автоматизация звука Л в слогах:
- Давай покажем клоуну, как ты уже научился произносить этот звук.
- Повтори за мной слоги по одному: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Повтори слог ЛА (ЛО, ЛУ,ЛЫ) столько раз, сколько палочек я положу
- Запомни и повтори слоги: ЛА-ЛО-ЛУ, ЛЫ-ЛА-ЛУ, ЛУ-ЛО-ЛА и шагай пальчиками в крышечках, как в тапочках, по столу
- Повтори, не ошибись (повторение слогов с заданным ритмическим рисунком):
ЛА, ЛА–ЛА, ЛА, ЛА
ЛА, ЛА, ЛА–ЛА, ЛА
ЛО…
ЛУ…
ЛЫ…
- Повтори слоги, делая ударение на том же слоге, что и я:
ЛА-ЛА-ЛА ЛО-ЛО-ЛО ЛУ-ЛУ-ЛУ
7. Автоматизация звука Л в словах:
- -Посмотри, а клоун Ластик принес с собой «Мешок с сюрпризом». Посмотрим, что в нем? Доставай! Какие-то баночки, кошелечки. Наверно, в них что-то есть, открывай (ребенок достает из банок и кошельков предметы: булавка, платок, лошадь, флакон, колокольчик, слон, желудь, клубок)
- - Давай поиграем с этими предметами в игру «Запомни и назови». Запомни эти предметы, ты закроешь глаза, а я их уберу. А потом ты назовешь предметы, которые здесь были. Какой звук слышно во всех этих словах? Звук Л.
- А теперь поиграем в игру «Чего не стало?». Ты закроешь глаза, а когда откроешь, скажешь, чего не стало (логопед по одному убирает предметы).
- Пальчиковая гимнастика: А платочек носовой не случайно сюда попал, он поможет нам поиграть в «Проглота».
У меня живёт проглот!
Весь платок он скушал – вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота.
Ребенок собирает в кулак платок, начиная с уголка, так, чтобы его не было видно снаружи (логопед показывает на другом платке или салфетке)
- -Знаешь, мне кажется, что ты не все достал из мешочка, посмотри, там еще картинки есть. С ними тоже можно поиграть в игры. Сначала разделим их на две группы, в одну положим картинки, в названиях которых есть звук Л – их ты оставишь себе, а мне отдашь те, в названиях которых нет звука Л.
- Поиграем в игру «У меня есть»: – У меня есть капуста, а у тебя? – А у меня есть лодка и т.д.
- Игра « У меня нет…»: – У меня есть лодка, а у тебя?– А у меня нет лодки и т.д.
- Игра «Назови ласково»: лодка – лодочка…и т.д.
- Игра «Один – много»: я называю один предмет, а ты много таких же предметов: лодка – лодки… и т.д
- Игра «Доскажи словечко»: я сейчас начну говорить предложение, а ты добавь в конце словечко. Картинки тебе помогут: По реке плывет… лодка. На столе стоит…лампа. С яблони упало…яблоко. Таня надела красивое ….платье. На поле осталось много…колосьев.
- ФИЗМИНУТКА
«Веселый цирк»
«Веселый цирк у нас в гостях.
Жонглер бросает шарики
(«бросают шарики»).
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся»)
Смешит больших и маленьких.
(показывают руками «больше-меньше»)
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
(разводят руки в стороны)
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
(поднимают «гири»)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело
(показывают, как скачут)
А мы мороженое едим
(«Едят мороженое»)
И хлопаем под песенку.
( хлопают).
- Игра «Отгадай загадки»:
Я землю копала,
ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
(лопата)
Сама не ем, а людей кормлю.
(ложка)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает
Тот слезы проливает.
(лук)
Висит груша – нельзя скушать.
(лампочка)
По небу катается,
Ночью появляется.
То толстеет, то худеет,
Светит, но совсем не греет.
(луна)
На асфальте зеркала:
Их нам дождь принес с утра.
(лужи)
Круглый домик у окошка
Прилепила эта крошка.
Птаха легкокрылая,
Быстрая, красивая.
(ласточка)
- Игра «Посчитай ласточек». А ласточка – это зимующая или перелетная птица? (перелетная) Но ведь она не одна прилетает, их много. Давай, посчитаем ласточек: одна ласточка, две ласточки…(логопед выставляет на наборное полотно контуры 5 ласточек, наложенные друг на друга)
- Игра «Скажи наоборот»:
Зимой холодно – а весной тепло.
Волк летом сытый, а зимой – голодный.
Сахар сладкий, а лимон – кислый.
Шарик легкий, а камень – тяжелый.
Заяц летом серый, а зимой – белый.
III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ: - какой звук ты сегодня учился произносить? Какие слова с этим звуком ты запомнил? Как зовут клоуна? Я думаю, что клоуну Ластику понравилось, как ты произносил звук Л и он дарит тебе свой портрет, но незаконченный. Соединишь цифры по порядку и увидишь, клоуна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс
Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс) Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....