Применение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ школьного ЛОГОПЕДА
методическая разработка по логопедии ( класс) на тему

Практические советы учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ школьного ЛОГОПЕДА

        Применение здоровьесберегающих технологий является наиболее эффективным средством коррекции, помогающим достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления учащихся.

        В логопедической практике я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

        1. Артикуляционная гимнастика с применением метода биоэнергопластики. 

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала я соблюдаю принцип последовательности, т.е. выполняем гимнастику от более простых к более сложным упражнениям. Провожу их эмоционально, в игровой форме так, чтобы ребенку было интересно их выполнять. Ко всем артикуляционным упражнениям я добавляю движения кисти. Упражнение «Часики» сопровождает ладонь, которая движется под счёт влево-вправо. «Качели» – движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз и т.д.

Я самостоятельно подбираю движения руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и чёткости.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление неверно произносимых звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими и кинетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от органов артикуляции.

        2. Дыхательная гимнастика. 

При выполнении дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счёт чего улучшается работа всех центров. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо не только укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, но и отработать речевое дыхание.

Приступая к развитию речевого дыхания, необходимо выработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох.

Для этого я провожу игры: “Забей мяч в ворота”, "Чья машинка быстрее доедет до гаража", "Секрет" и др.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Для выработки длительного выдоха я провожу упражнения:  "Футбол", "Снегопад", "Шторм в стакане", "Задуй свечу", "Бабочка" и другие.

        3. Развитие общей моторики. 

В своей практической деятельности неоднократно убеждаюсь в том, что дети, страдающие речевым недоразвитием, как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. В ходе напряженного логопедического занятия таким детям особенно необходима двигательная разрядка. Физкультпаузы, элементы логоритмики переключают детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать их умственную работоспособность.

Речевой материал для физкультминуток подбираю в соответствии с изучаемой лексической темой, которые проводятся в игровой форме. Например: Тема занятия: «Предлог на» - Ребята, положите ладони на голову; на затылок; на щеки; на пояс; на колени; на спинку стула; на крышку стола.

В ходе такого упражнения дети усваивают пространственное значение предлога на и, кроме того, закрепляют названия частей тела, лица, мебели.

        4. Пальчиковая гимнастика.

Позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движение с речью. Для развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, ручного праксиса я провожу работу с нитками, шнурками, спичками, сухим бассейном, с крупой, прищепками т.д. При подготовке руки к письму в добукварный период, отработке тем по дифференциации оптически и кинетически сходных букв в букварный период (З-Е, У-Ч, И-У, Б-Д

Т-П, Л-М и др.) я провожу разнообразные графические упражнения, для этого использую различные варианты штриховок, контурных изображений, лабиринтов, узоров и прописей.

         5. Самомассаж и массаж рук.

 Ручной и пальцевой массаж улучшает работу деятельности мозга, влияет на развитие речи и интеллектуальные способности учащихся.

 Важно! Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. Внимание! После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

  

К массажным приемам  подбираются стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у учащихся возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

 

В процессе коррекционно-логопедической деятельности стимулируются активные точки рук, кистей, ладоней, пальцев при помощи различных приспособлений (пластмассовые коврики, игольчатые мячи, колючие валики, су-джок кольца, шишки, ребристые карандаши, кистевые эспандеры). 

На логопедических занятиях самомассаж рук сочетаю с упражнениями по коррекции звукопроизношения (это автоматизация звуков) и формированию лексико-грамматических категорий (н-р, игры "Один-много", "Назови ласково" и др.)

        6. Аурикулотерапия. 

Аурикулотерапия – система лечебного воздействия на точки ушной раковины, каждая из которых отвечает за работу какого-либо органа или системы. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, нажимание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Полезным считается воздействие на противокозелок, соответствующий полушарной проекции коры головного мозга.

        7. Кинезиологические упражнения.

 Это упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, улучшается память и концентрация внимания. С этой целью используется комплекс упражнений: «Лезгинка» (одновременно меняем положение правой и левой рук (6–8 раз), постепенно ускоряя ритм движений.

«Лягушка». Ребёнок кладёт руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно меняет положение рук.  «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 
Ладошки вниз, 
А теперь их на бочок 
И зажали в кулачок.

«Замок». Ребёнок скрещивает руки ладонями друг к другу, складывает пальцы в замок, разворачивает руки к себе. Необходимо двигать пальцем, на который укажет взрослый, точно и чётко, при этом нежелательны движения соседних пальцев. В упражнении должны участвовать поочерёдно все пальцы обеих рук.  

«Ухо–нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой рукой – за левое ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук наоборот.

        9. Технологии музыкального воздействия.

Используется в качестве вспомогательного средства, как часть подгрупповой образовательной деятельности, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, закрепления лексической темы недели, развития слухового внимания (прослушивание аудиозаписей шума дождя и льющейся воды, песня птиц, жужжания насекомых, голосов животных, фрагментов классической музыки, спокойной инструментальной музыки): «Посидим, послушаем», «Звуки леса"        

        10. Создание оптимальных, сохраняющих здоровье, условий для образовательной деятельности. 

Это обеспечивается чередованием различных видов деятельности, соблюдением временных рамок занятий в соответствии с возрастом, количественным составом детей, сменой поз во время образовательной деятельности, соблюдением температурного режима и режима проветривания.

         В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях к концу учебного года у учащихся прослеживается положительная динамика речевого развития:  

 - улучшаются внимание, восприятие;

 - дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

 - корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

- развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда

Использование в работе инновационных методик и технологий помогает оптимизировать работу учителя- логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ученика....

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе школьного логопеда»

Разработка посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе школьного логопеда....

Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда

Цель: Использование инновационных технологий в моей логопедической практике....

Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога.

Доклад "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....

Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога".

Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений,...

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в кото-рой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и...