Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза
статья по логопедии
Описание видов дисграфий по Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой и Е.Ф.Соботович рекомендации для родителей по профилактике и коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза.
Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных для школьного обучения.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов.
Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Дисграфия - специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева)
Выделяют 5 форм дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
- Акустическая диcгрaфия
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);
- повторение букв и (или) слогов;
- контаминация - в одном слове слоги разных слов;
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
- Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил.
- Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Помимо работы логопеда по коррекции данного вида дисграфии, родители так же должны проявлять активность в помощи преодоления логопедических ошибок на письме у их детей.
В дополнение к рекомендациям логопеда, родители могут выполнять различные игровые упражнения, которые могут поспособствовать более успешной коррекции и профилактики дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
- Попросите прохлопать ребенка количества звуков или слогов в слове, количество слов в сказанном Вами или придуманном им самим предложении. Это поможет точнее определять количество звуков в словах, учить детей делить слова на слоги, учить понимать количество слов в предложении. Если ребенок сделает ошибку (например, не разделит частицу/предлог от слова или, наоборот, отделит приставку от слова), Вы сможете поправить его, указав и объяснив ему его ошибку.
- Чтение книг так же помогает ребенку запоминать образ букв, слов, правильность орфографического написания слов, согласования частей речи, развивать словарный запас.
- Игры-шарады, игра «Слова», игра «Поле чудес» и другие различные игры с письменными ответами поспособствуют развитию словарного запаса, вербального мышления.
- Используйте прописи или запись букв по зрительному образцу (практически на каждой тетрадке в линейку на оборотной стороне есть прописной алфавит). Возраст в данном случае не важен! Пусть Ваш ребенок пишет раз в день несколько слов (например, словарных) или предложений, аккуратно выводя каждую букву. Ведь небрежный почерк так же влияет на правильность письма. Когда ребенок пишет слова аккуратно, то им запоминается зрительный и кинестетический образ букв, буквенных сочетаний, слов. Чтобы сделать это занятие более интересным, Вы можете попросить Вашего ребенка написать о том, как прошёл его день или написать его желание (например, поиграть в компьютер) и исполнить его в дальнейшем.
- Придумайте какую-нибудь интересную семейную традицию, связанную с письмом. К примеру, писать друг другу открытки или утренние записки с пожеланиями.
- Важно сохранять позитивный настрой и не ругать ребенка за ошибки, а постараться объяснять их. Например, объяснить значение неправильно написанного слова, его происхождение или ещё раз объяснить различие приставки и предлога.
Успешная учёба в школе – это задача не только учителей и специалистов, но и родителей, их активная поддержка и помощь! Удачи!
Список используемой литературы:
- Лалаева Р. И., Парамонова Л. Г., Шаховская С. Н. Логопедия в таблицах и схемах/ - М.: Парадигма, 2009
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция./ – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004
- Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма./ - М., 2005
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. / - М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса
Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
Использование ребусов при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Предлагаемая презентация является составной частью комплексной работы по коррекции дисграфии, возникающей на почве нарушения языкового анализа и синтеза.В основе данного вида д...
Конспект фронтального занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
Данное логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза разработано для обучающихся 2-х классов. Целью занятия является закрепление дифференциации ...
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.
Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....
Открытое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Тема: «Слоговой анализ и синтез слов».
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза....
Конспект логопедического занятия по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (1-2 класс) на тему "Весна".
Конспект урока составлен по материалам книги Ю.Е. Розовой и Т.В.Коробченко "Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза". К уроку есть приложение с карточками и през...