«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов начальной школы в ГОУ ТШ для обучающихся с ОВЗ №4.»
статья по логопедии на тему
Автор подчёркивает важность тесного взаимодействия в работе учителя - логопеда и педагогов начального звена школы с ОВЗ так как, только при подобных условиях коррекционная работа будет достаточно эффективной. Уточняются этапы и виды работ в этой области. Однако, наибольшее внимание в данной статье уделяется пропедевтической направленности данной взаимосвязи, необходимость которой при обучении детей с ОВЗ доказали многие учёные. Прослеживается практическая направленность в этой области: приведены конкретные приёмы, методы, такой помощи учителю в его работе, объясняется принцип действия пособий, которые изготавливаются самим учителем-логопедом с учётом индивидуальных особенностей учеников-логопатов, степени сформированности их внимания, памяти, мышления, а также процесса восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_vzaimodeystvie_uchitelya_2.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Образовательное учреждение Тульской области для обучающихся с ОВЗ № 4
Статья на тему:
«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов начальной школы в ГОУ ТШ для обучающихся с ОВЗ №4.»
Работу выполнила
учитель-логопед
Панюшкина Надежда Константиновна
Тула
2015-2016 год
Статья на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов начальной школы в ГОУ ТШ для обучающихся с ОВЗ №4.»
Сведения об авторе: Панюшкина Надежда Константиновна, учитель высшей категории. Стаж работы более 18 лет в ГОУ ТШ для обучающихся с ОВЗ №4. Имеет Грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации. Ведёт практику у студентов ФГБО «Тульский государственный педагогический университет им Л. Н. Толстого и является членом ассоциации логопедов г. Тулы под руководством Барановой Галины Анатольевны.
Содержание статьи: Автор подчёркивает важность тесного взаимодействия в работе учителя - логопеда и педагогов начального звена школы с ОВЗ так как, только при подобных условиях коррекционная работа будет достаточно эффективной. Уточняются этапы и виды работ в этой области. Однако, наибольшее внимание в данной статье уделяется пропедевтической направленности данной взаимосвязи, необходимость которой при обучении детей с ОВЗ доказали многие учёные. Прослеживается практическая направленность в этой области: приведены конкретные приёмы, методы, такой помощи учителю в его работе, объясняется принцип действия пособий, которые изготавливаются самим учителем-логопедом с учётом индивидуальных особенностей учеников-логопатов, степени сформированности их внимания, памяти, мышления, а также процесса восприятия.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, тем легче будет учиться ученик» Л. Н. Толстой. Я работаю с детьми, имеющими различные степени ЗПР, так же уровни ОНР и хочу поделиться своим оптом работы в этой, деятельности. В настоящее время основная нагрузка по подготовке детей к процессу обучения в школе ложится на специалистов начальной школы, т. е. дети попадают к нам, как правило, минуя все возможные варианты подготовки к обучению. Успешность в усвоении школьной программы зависит от уровня сформированности психических процессов, направленных на познание окружающего мира: мышление, речь, память, восприятие. Овладение базовыми школьными навыками представляет также определённый уровень развития мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, языковым анализом и синтезом. Учащиеся с ОВЗ требуют особого, системного подхода, вдумчивого анализа личности каждого ребёнка со стороны всего педагогического коллектива работников школы. У логопеда и учителя одна цель коррекционного обучения: дать качественное образование школьникам. Методы и приёмы деятельности педагогов различны, однако они взаимодополняют друг друга: логопед устраняет речевые дефекты, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные умения и навыки, приобретённые в процессе логопедической работы. Взаимосвязь работы логопеда и учителя осуществляется поэтапно. 1. Этап диагностический. Оба педагога проводят обследование, устной и письменной речи, а также и чтения. После обследования, коллеги делятся результатами своей работы и составляют планы с учётом пропедевтической направленности.
2. Этап подготовительный. Совместно с учителем логопед уточняются методы и приёмы овладения грамотой, развитием анализа синтеза слова, развитие связной речи, а так же идёт развития всех психических функций. Проводятся мероприятия по коррекции почерка и мелкой моторики.
3. Этап коррекционный. Педагог информирует логопеда об успеваемости детей. Организуются взаимопосещения консультаций, методических объединений, открытых мероприятий. Проводятся все виды индивидуальных и групповых консультации для родителей и педагогов. При необходимости дополнительного обследования отдельных учащихся, совместно с психологами, дефектологам, учителями и родителями собираются консилиумы для решения спорных вопросов в отношении определения для учащегося дальнейшего педагогического маршрута.
4.Этап работы Логопед и учитель периодически сообщают друг другу о содержании коррекционной работы, показывают коррекционные приёмы; при необходимости, обследуются учащиеся
на медико-педагогических комиссиях, готовятся документы,
( логопедические, педагогические и психологические представления). Логопед показывает учителю коррекционные приёмы, которые можно использовать на уроках русского языка и чтения. Для своевременного выявления и предупреждения нарушений письма анализируются письменные работы, обращается внимание учителя на специфические ошибки, обусловленные речевыми отклонениями учащихся. 5. Этап оценочный. Идёт анализ проделанной работы, делаются совместные выводы и строятся перспективы на будущий учебный год. Существует ещё одна значимая особенность в совместном сотрудничестве педагогов начальной школы и учителей-логопедов, а именно пропедевтическая функция. Пропедевтика это от древнегреческого языка предварительно обучаю. Иными словами: специально разработанная система предварительного обучения, направленная на подготовительный, вводный курс, изложенный в сжатой и элементарной форме. Аристотель в своей книге «Метафизика» писал, что всякое изучение происходит через предварительные знания или исходные данные. Они должны быть нам понятны заранее. «Нужно чтобы душа была подготовлена к восприятию знаний подобно вспаханной земле, готовой вырастить семя» Именно Аристотель продуманно и логично обосновал содержание образования своего времени. Существует множество пропедевтик: ветеринарная Б.В. Ура И.М. Белякова, философская и т. д., но трудно встретить системные методические разработки о данном вопросе в отношении пропедевтической деятельности учителей-логопедов и педагогов начальной школы для детей с ОВЗ.
Истинным основоположником педагогической пропедевтики в России следует считать К.Д. Ушинского, который разработал первые основные программы в этой сфере. Хотелось, чтобы существовала логопедическая пропедевтикакак как система, предполагающая научно обоснованную помощь учителям-логопедам и педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, у которых достаточно часто наблюдаются глубокие нарушения речевой функции. Таким учащимся будет легче понять наиболее трудный темы по русскому языку. Но это не значит, что материал учителя будет дублироваться. Он рассматривается педагогом и логопедом с разных аспектов. Главная цель работы педагогов научить детей как можно быстрее использовать полученные знания на практике. Выготский ещё в своё время доказал, что условные связи формируются намного быстрее, если усвоение чего-либо нового идёт от простого к сложному. При ЗПР процесс восприятия материала происходит намного быстрее и полнее, если в нём принимают участие как можно больше органов чувств ребёнка (слух, зрение, осязание). Такими возможностями и знаниями обладает логопед. Следовательно, пропедевтическая работа логопеда просто необходима во всех классах начальной школы для детей с ОВЗ. Далее, поделюсь своим опытом работы в этой области. В подготовительном и первом классах за 2-3 урока до прохождения учителем темы по знакомству с буквами, логопед проводит пропедевтическую работу по предварительному ознакомлению с данной буквой. Идёт работа над произношением, фонематическим восприятием, слуховым анализом и синтезом слов с соответствующим букве звуком. Ученикам-логопатам необходимо видеть работу органов артикуляции, получать кинестетические ощущения от движения этих органов, а также тактильно при помощи тыльной стороны ладони определять направление и «температуру» воздушной струи (тёплая или холодная) при произношении различных звуков. Далее идёт первичное знакомство с буквой (печатный вариант, затем прописной). Даются образцы печатной и прописной буквы, вводится понятие образ буквы (на что похожа буква, из каких частей состоит), идёт развитие зрительного анализатора. Теперь развиваем тактильное восприятие: дети на ощупь определяют части букв, «печатают» их в воздухе, «пишут» их друг другу на «ладошке», на «спине», в тетради. Особенно полезна игра «Буква на ладошке», так как на ладонях находится множество чувствительных рецепторов; «писать» буквы нужно по очереди каждым пальцем, меняя руки. Исследовательский период закончен, наступает творческая деятельность. Учащиеся конструируют буквы из фольги путём обрыва по контуру, из мягкой проволоки путём сгибания, из шнуровки. Однако, самое главное то, что в этот момент развивается не только мелкая моторика пальцев рук, речевые центры Вернике и Брака, но и умение работать с изготовленной ими самими буквой, вставляя её в слова, слоги, изменяя (реконструируя) её по своему усмотрению. Это приводит детей в восторг! Дома они «достанут» родителей, изображая пройденные у логопеда, буквы по очереди каждым пальчиком у них на спине, на ладони. Теперь можно идти на урок к учителю воспринимать более глубокие знания. Хочется обратить внимание ещё на один момент. С логопатами, состоящими в «группе риска» из-за возможности допускать замены оптически сходных букв на письме проводятся занятия по различению этих букв. После всех коррекционных приёмов, помогающих определить сходство и различие графем, изготавливаются «Помогалочки», «Подгонялочки», «Вспоминалочки», «Читалочки», суть которых состоит в том, чтобы быть уверенным в том что, если забыл чем, отличаются буквы, то можно всегда посмотреть на образы букв, изображённых в «Помогалочке» (б-белка, д-дятел) и вспомнить это. Разрешается первое время после коррекции брать их на проверочные работы (диктанты, сочинения, изложения) в класс.
Данный приём значительно устраняет стрессовое состояние учеников в такие дни, а также быстрее наступает завершающий этап коррекции, когда образы букв в речевых центрах будут сформированы. Учитель-логопед периодически просматривает учебники русского языка математики с целью выявления трудных для понимания и произношения слов. Предварительно, за день до урока в классе идёт работа над этими словами в кабинете у логопеда. Детям даётся первичное смысловое значение трудных слов, желательно в контексте, с опорой на собственный опыт ребёнка (хмыкнул - покажи как?, залязгал челюстями от страха-вспомни, когда было страшно, что ты делал?) Используется множество приёмов для облегчения чтения слов многосложной структуры: путём наращивания слогов, разновеликое построение букв в словах. «Ни одного лишнего слова не должно быть на занятии у логопеда, только лексика, обозначенная программой учителя», - утверждает Т. Б. Филичева, создатель множества методик и программ для детей с ОНР. Важной задачей пропедевтической работы логопеда с целью помощи педагогам является работа по формированию у учащихся эмоциональной выразительности речи при чтении. Одной из проблем учащихся с ОВЗ является монотонное чтение. У таких детей наблюдается маскообразность лица, неумение пользоваться различными средствами интонационной выразительности: мимикой, междометиями, жестами. Логопед показывает, как пользоваться этими средствами, учит делать разметку текста (знак паузы, вдоха, понижение или повышение интонации) перед зеркалом подробно разбираем каждую эмоцию (страх, радость, удивление, печаль и т. д.). Что делают губы (улыбаются или ниточкой злые; подняты-ли брови от удивления и т.д.). Постепенно ситуация меняется и учащиеся могут выразительно читать стихи. Особенно много трудностей у учащихся возникает при прохождении темы «Части речи». Чтобы не было путаницы в голове в качестве пропедевтической помощи предлагаю детям составить, исходя из параметров (особенностей) портрет каждой части речи. Например: часть речи Глагол (наиболее сложно воспринимаемая часть речи). Обозначает действие. Предлагаю детям подумать о том, на кого он может быть похож. Конечно, на робота. Рисуем его и по мере прохождения учебного материала в классе (время, спряжение, лицо) «одеваем» нашего робота:
ножка вперёд - будущее время, другая ножка назад - прошедшее время, 1,2,3. лицо—на лице у робота. (связь с местоимением) и т. д. Глядя на такой портрет легко всё вспомнить и повторить материал по теме, а главное никакого стресса. Все основные опоры под рукой - забыл повтори. Постепенно зрительная память окрепнет, мышление и внимание будут работать стабильнее и необходимость в помогалочках отпадёт сама собой. При прохождении в классе имени существительного как пропедевтический приём предлагаю ученикам подобрать образ к данной части речи, заостряю их внимание на том, что у данной части речи будет много пальчиков-падежей, предлагаю варианты. Остановились на яблоньке, действительно, у неё много веточек хватит всем падежам. Аналогичная работа провелась и на этот раз. Постепенно, по мере прохождения материала о падежах в классе, заполняются веточки нашей яблони. Для имени прилагательного, так как оно самое близкое существительному, подобрали кустик малины. Создаваемые на занятиях у логопеда такие « портреты» оказались очень нужным материалом для работы на уроках русского языка. Учителя просили детей приносить на их уроки эти пособия для закрепления пройденного материала. Так, постепенно, учитывая особенности формирования речи, психических процессов и индивидуальных поведенческих качеств учащихся с ОВЗ, ведётся пропедевтическая работа по взаимосвязи педагогов начального звена и учителя-логопеда. Буду очень рада, если мой опыт пригодится коллегам, работающим в школах, в которых есть учащиеся с ОВЗ.
Литература.
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357,)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений
- Метафизика Год: 1934 Автор: Аристотель Переводчик: А. В. Кубицкий Жанр: Метафизика Издательство: СОЦЭКГИЗ Язык: Русский Формат: PDF Качество.
- Аристотель. Риторика. ок.355 г.до н.э. Перевод Н. Платоновой(Античные риторики. М., 1978.) КНИГА
- А.В. Ястребова «Коррекция недостатков речи у учащихся
образовательных школ»
- К.Д. Ушинский «Теоретические проблемы воспитания и образования» 1974г., собр. соч. т. 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов начальной школы
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Деятельность педагога насыщена различны...
Показатели эффективности деятельности педагога начальной школы
В предлагаемом материале отражена деятельность учителя начальной школы. Материал может быть использован при заключении "эффективного контракта" с учителем, а также при расчете стимулирующих выплат....
Специфика взаимодействия учителя - логопеда с педагогами начальной школы по устранению речевых нарушений
Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. В работах по русскому языку встречаются, как правило, ошибки на пропуск, замену, искажение букв, причем допускает их примерно треть детей...
Проект "Сопровождение педагогов начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО"
Ключевой фигурой образовательного процесса является педагог, именно к нему предъявляются более высокие требования....
Темы занятий по психологическому просвещению педагогов начальной школы в условиях внедрения ФГОС
Данный материал является основой, планом создания программы по психологическому просвещению педагогов начальной школы, содержт основные положения программы, показывает логику работы по теме экзистенци...
«Исследовательская деятельность – одна из форм профессиональной самореализации педагогов начальной школы»
«Исследовательская деятельность – одна из форм профессиональной самореализации педагогов начальной школы»...
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА...
Комментарии
Уважаемая Надежда
Уважаемая Надежда Константиновна!Прочитала вашу статью,мне очень понравились пособия "Яблонька","Робот глагол",использую их в работе для закрепления частей речи.Желаю Вам дальнейших творческих успехов!!!
Надежда Константиновна
Натальюшка, хорошая моя,спасибо за добрые слова! Тебе тоже успехов в работе.
Уважаемая Надежда
Уважаемая Надежда Константиновна, не устаю удивляться Вашему творческому потенциалу! Потрясающая статья! Очень подробно рассказано о необходимости тесного взаимодействия учителей начального звена и методах его реализации! Особенно интересными и полезными (для моей работы) считаю Ваши пособия: Яблонька-существительное и Робот-глагол. Данные пособия считаю необычными, интересными и доступными, как для изготовления, так и для усвоения учащимися трудных для них тем. Учитель-логопед высшей категории,руководитель школьного методического объединения Гущина А. А.
Панюшкина Надежда Константиновна
Анечка! Спасибо большое, я рада,что тебе всё понравилось. Ещё что-нибудь придумаю.
Карпова Валентина Валентиновна - учитель начальных классов
Уважаемая Надежда Константиновна, с интересом прочитала Вашу статью о взаимодействии учителя начальных классов и логопеда.Нас с Вами связывает длительная работа с учащимися, имеющими задержку психического развития.Да, действительно, детям с нарушениями памяти, внимания, мышления нужны постоянные опоры: "помогалочки","читалочки". При изучении частей речи учащиеся с удовольствием создавали и пользовались "Роботом-глагольчиком","Яблонькой-существительным". При этом,как Вы пишите в статье,дети не испытывали "никакого стресса". Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Панюшкина Надежда Константиновна
Милая Валентина Валентиновна.Спасибо за оценку моей работы. Я очень дорожу Вашим мнением!
Уважаемая Надежда
Уважаемая Надежда Константиновна!
Очень интересная статья в плане подбора в работе с учащимися при ЗПР коррекционных приемов! Как дефектологу, мне особенно понравились "помогалочки" для развития внимания, долговременной памяти. Обязательно буду применять их в своей работе!
Спасибо!
Надежда Константиновна.
Уважаемая Татьяна Валерьевна! Поверь, мне важно ваше мнение. Спасибо за поддержку. Пусть сбудутся все ваши мечты!(и мои тоже). Надеюсь,мы друг друга поняли.