Звуки П - Пь, буква П
план-конспект по логопедии на тему

Предлагается конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленного ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_p_-_p_bukva_p.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Арская гимназия №5

логопедическое занятие с группой учащихся 2  класса,

имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР

«Звуки П – Пь, буква П»

Подготовила:

Апайчева Наталья Фёдоровна

учитель - логопед,

первая квалификационная категория

г. Арск 2013

Конспект логопедического занятия с группой  учащихся 2 класса, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР с использованием активных методов обучения.

Тема занятия: Звуки  [п] – [п’], буква П.

Цель занятия: Активизировать знания  детей о звуках [п] – [п’], букве П,  дифференцировать данные  звуки  в слогах, словах, предложениях.

Задачи занятия:

-  вырабатывать чёткую дифференциацию  звуков [п] – [п’]  в слогах, словах, предложениях;

-  закреплять знания об артикуляции и характеристике звуков [п] – [п’];

-  развивать фонематическое восприятие и навыки звуко-буквенного анализа;

- совершенствовать грамматические формы речи; 

- воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, схема характеристики звука, лента букв, звуковые линейки, круги для составления звуковой схемы, карточки для самостоятельной работы цветные карандаши.

Ход занятия.

I.Организация начала занятия

Назвать слово «Наоборот»:

Зашёл – вышел, потерял – нашёл, надел – снял, купил – продал, уснул - проснулся

II. Формулирование темы занятия, постановка цели.

1.Выделение звуков [п] – [п’],

а) Отгадай загадки:

1. Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.      (портфель)

2. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.    (петух)

- Какие звуки мы слышим в словах - отгадках? (П, Пь)

- Назовите тему нашего занятия (звуки [п] – [п’], буква П).

- Попробуйте определить цель (научиться слышать, различать согласные П - ПЬ и не путать их на письме).

III.Основная часть.

Активный метод обучения «Дерево ожиданий»

Цель: мотивировать на работу, определить цели обучения.

Подготовка: изображение дерева с яблоками, на них  написаны фразы: слышать, различать, правильно писать, обозначать мягкость согласных, обозначать твёрдость согласных,  правильно писать слова.

Проведение: учащиеся озвучивают, чему хотят научиться на занятии, выбирая яблоко.

1.Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков.

 Произнесение звуков [п] – [п’], наблюдение артикуляции по индивидуальным зеркалам.

-  Возьмите зеркала и произнесите звук [п]. Обратите внимание, что:

губы сомкнуты и размыкаются под напором воздушной струи, преграда – губы, значит звук губной. Голосовые связки не напряжены – звук глухой.

-  Произнесите звук  [п’]: артикуляция та-же, спинка языка поднята к твёрдому нёбу, звук звучит мягко.

2.Сравнительная характеристика звуков  [п] – [п’].

-  Дайте характеристику звукам:

[п] – согласный, твёрдый, глухой;

[п’] - согласный, мягкий, глухой.

-  Чем различаются эти звуки?

3.Слоговая работа.

-  Прочитайте  слоговые таблицы, почувствуйте разницу в звучании твёрдых и мягких согласных:

-  Запишите в тетрадях парами по твёрдости – мягкости, подчеркните цветными карандашам звуки  [п],  [ п’]:

ПА – ПЯ     ПО – ПЁ     ПУ –ПЮ    ПЫ – ПИ     ПЭ – ПЕ

-  Внимательно послушайте цепочку слогов и повторите за мной:

па – пя – па         по – по – пё           пу – пю – пу           пэ – пэ – пе

4.Упражнение в звуковом анализе «Угадай слово по первым буквам»

- пальма, утка, глобус, аист, лошадь, очки  (пугало)

5.Упражнение в определении звука П на слух «Поймай звук»

липа, слива, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, черепаха, кисель, салат, капля, трава, репа, крупный

- Какое дерево я назвала? (липа)

6.Определение места звука в слове (звуковые линейки)

Справка (2), дупло (3), полка (1), лампа (4), сапоги (3), тропинка (4), капуста (3), крупа (4)

7. «Слова рассыпались» самостоятельная работа. Соберите из слогов слова:

- переход, пижама, петухи, лопата, павлины, пираты

8. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными  «Составь словосочетание» (Подбери одежду Пугалу).

Пальто     полосатый

Сапоги     пёстрый

Кепка       прочный

Пиджак    тёплый

- Устно составьте предложение.

9.Работа с деформированным предложением. Задания на карточках каждому ребёнку:

- поливать, Петя, саду, в, пионы

- Поля, пол, подметает, веник

- дворе, поёт, во, петух, звонко

- купил,  тёплое, папа, пальто

Записать предложения в тетрадь. Твёрдый звук подчеркнуть синим цветом, мягкий – зелёным.

10.Составление звуковой схемы слова (кружочки)

Отгадай загадку:

Без ног приходит, без языка рассказывает (письмо)

IV. Итог занятия, рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....