рабочая программа
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
1. Пояснительная записка
Обоснование - Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Название программы – Коррекция дисграфии у младших школьников, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия.
Рабочая программа рассчитана на 64 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)
Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
Программа составлена для обучащиюхся 2 классов, с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи 3 уровня
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):
- Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
- Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
- Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
- Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период :
Знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.
Уметь:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Практическая деятельность - какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности:
- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
- работа в логопедических тетрадях;
- организация и проведение занятий в игровой форме.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Ожидаемые результаты:
- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые,
- наглядно - демонстрационные,
- словесные.
Принципы логопедической работы:
- наглядность,
- доступность,
- системность,
- комплексность,
- принцип развития,
- онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Содержание работы | Количество часов |
Подготовительный этап работы (8 часов) | |||
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Законы логопедического кабинета Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления | 6 |
2 | Звуки | Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1 |
3 | Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов | Работа с гласными и согласными звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | 1 |
Основной этап работы (46) | |||
4 | Дифференциация гласных I—II ряда | Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме | 4 |
10 | Мягкий знак | Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. | 2 |
11 | Звонкие и глухие согласные | Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 2 |
Проверочная работа | |||
12 | Звуки Б – БЬ, П - ПЬ | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
13 | Звуки В - В', Ф - Ф' | Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
14 | Звуки Г - Г', К -К', X - X' | Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со слова ми-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | 2 |
15 | Звуки Д - Д', Т — Т' | Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
16 | Звуки 3 — 3', С - С' | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
17 | Звуки Ж - Ш | Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
18 | Лабиализованные гласные. Звуки О — У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. | 2 |
19 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё — Ю | Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. | 2 |
20 | Дифференциация сонорных. Звуки Р - Р'-Л-Л' | Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
21 | Звуки Л - Л' - Й | Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
22 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | 2 |
23 | Звуки С - С', Ш | Дифференциация звуков С — С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
24 | Звуки 3 - 3', Ж | Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
25 | Звуки С - С, Ц | Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
26 | Звуки ТС — Ц | Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
27 | Звуки Ч - Щ. | Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. | 2 |
28 | Звуки Ч — ТЬ | Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
29 | Звуки Ч — Ш | Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. | 2 |
30 | Звуки Ч — Ц | Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
Проверочная работа | |||
Заключительный этап работы (10 часов) | |||
31 | Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение... | 10 |
Проверочная работа |
Список литературы:
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
- Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
- Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
- Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.
- Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки»., М., 2006.
- Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.
Приложение
Содержание приложения:
- Диагностика письменной речи (сентябрь)
- Диагностика письменной речи (май)
- Проверочная работа № 1
- Проверочная работа № 2
- Проверочная работа № 3
- Диагностика письменной речи (сентябрь)
Цель: выявить учащихся с нарушениями письма и определить причины данного нарушения
Задачи:
- подготовить дидактический материал для диагностики
- провести анализ письменных работ; провести обследование устной речи
- по результатам обследования сформировать группы для коррекционной работы
Речевой материал (Садовникова И.Н.):
Диктант.
Ночью в лесу.
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.
Слова для определения лексического значения слова: добыча, чаща.
Анализ дисграфических ошибок младших школьников
Ф.И | Виды ошибок | ||||||||||||||||
Фонетико-фонематические | Анализа и синтеза, Выделение предложения из текста и слова из предложения | Графические ошибки | Орфографические | ||||||||||||||
Пропуск букв и слогов | Обозначение мягкости согласных гласными | Обозначение мягкости согласных «Ь» | Акустические замены | Добавление букв, слогов, слов перестановки | Отсутствие точки, заглавной буквы | Слитное написание слов, предлогов | Раздельное написание слов, приставок | Пропуск, замена слова | Замена по графическому сходству, зеркальное написание | Исправления | Безударные гласные | Гласные после шипящих | Словарные слова | Имена людей, клички животных | Перенос | Итого | |
8 | 3 | 2 | 1 | 14 | |||||||||||||
4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 11 | ||||||||||||
3 | 1 | 2 | 1 | 7 | |||||||||||||
Критерии:
каждая дисграфическая ошибка – 1 балл.
исправления, грязь – 3 балла.
колебания в выборе букв, замена сходных графически букв – 2 балла.
нестабильный почерк – 1 балл.
Письмо в норме – 0 – 3,5 балла
Неспецифические ошибки - 4 – 7,5 баллов
Специфические ошибки - 8 - 11,5 баллов
(по типу литеральной, вербальной или оптической дисграфии)
Дисграфия различного генеза – 12 баллов и выше.
- Диагностика письма (май), (речевой материал О.А. Оксимец)
Цель: оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:
- операций звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза – тест № 1;
- речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов – тесты №№ 2-3;
- произвольного внимания – тесты № 4, № 6;
- операции смысловой обработки и прогнозирования письменного текста –тест № 5;
- двигательного анализатора – тест № 7.
1 тест | Написать под диктовку слова (слово произносится орфографически только один раз). Сковорода, мотоциклист, трансформатор, аэроплан, эскалатор. | 1.Ошибка в порядке и количестве букв и слогов – 1 балл. 2.Орфографические ошибки не считать. |
2 тест | Запомнить предложение, написанное на доске – первое предъявление – 15 сек, перерыв – 10 сек., второе предъявление – 15 сек. Последние желтые листья падают в холодные лужи. – 18 слогов | 1. Неточность в написании предложения (пропуск, искаже-ние, перестановка слов)– 1 балл. |
3 тест | Записать под диктовку – произносить предложения 2 раза орфографически, перерыв 10 секунд. Бурундук накопил припасы и приготовился к зиме.- 17 слогов. | |
4 тест | Исправить 5 ошибок, списать правильно. (Работа по карточкам) Ис болшого серого олбака хлынул дошть. | 1.Неисправленная ошибка – 1 балл. 2.Неправильно исправленная ошибка – 0,5 баллов. |
5 тест | Добавить нужные по смыслу слова. Списать предпоследнее предложение. (Работа по карточкам.) Прошла холодная зима. Наступила _____________. Дни стали _______________. Солнце светит_____________.На реке начался _______________________. Трава на лесной полянке _________________. Появились первые желтые _______________. Насекомые выползают из своих зимних укрытий. Прилетают первые _______________. | 1. Слово подобрано правильно-0 баллов. 2. Слово подобрано с учетом темы, но в текст вписывается недостаточно – 0,5 баллов. 3. Слово не соответствует теме, хотя само предложение дополняет правильно – 1 балл. 4. Слово отсутствует или подобрано неправильно – 2 балла. 5. Списано не то предложение – 1 балл |
6 тест | Списывание – проверяется по тестам №№ 4-5. | 1.Каждая ошибка – 1 балл. |
7 тест | Каллиграфия – проверяется по всей работе. | 1.Исправления, грязь – 3 балла. 2.Колебания в выборе букв –2 балла. 3. Нестабильный почерк – 1 балл. |
Критерии:
Письмо в норме – 0 – 3,5 балла
Неспецифические ошибки - 4 – 7,5 баллов
Специфические ошибки - 8 - 11,5 баллов
(по типу литеральной, вербальной или оптической дисграфии дисграфии)
Дисграфия различного генеза – 12 баллов и выше.
Инструкция к диагностике письма – 2 класс.
Сейчас вам надо будет выполнить задания, которые помогут выявить ваше умение рассуждать, оценивать вашу зрительную и слуховую память, ваше умение красиво и аккуратно писать.
Это не контрольная работа и оценка выставлена не будет.
Я также хочу посмотреть, умеете ли вы работать самостоятельно. Постарайтесь писать, как можно лучше.
1 тест.
- Я прочитаю слово так, как оно пишется только один раз.
- Слушайте и запоминайте, как оно звучит.
- Запишите.
2 тест.
- Я покажу предложение, записанное на доске два раза с небольшим перерывом.
- В первый раз прочитайте предложение, поймите его смысл.
- Во время перерыва повторите его про себя.
- Второй раз прочитайте глазами так, как оно записано. Запомните.
- Пишите.
3 тест.
- Я прочитаю предложение два раза с небольшим перерывом.
- В первый раз прослушайте его, поймите смысл.
- Повторите про себя.
- Второй раз запоминайте, как звучит предложение.
- Пишите.
4 тест. А)
- Работаем в карточках.
- Прочитайте задание.
- Поймите его.
- Выполните задание.
Б)
- Прочитайте рассказ полностью.
- Поймите его.
- Добавьте нужные по смыслу слова.
- Прочитайте задание – выполните его.
5 тест.
- Сдайте работу.
- Проверочная работа №1 (Гласные 1 и 2 ряда, мягкий знак)
- Соедини пары слогов с гласными 1 и 2 ряда
ОМ | АС | ПЮ | УТ | ЕЛ | ПУ | ЮТ |
ЭЛ | ФО | РЁ | ЁМ | ЯС | ФЁ | РО |
- Прочитай текст. Подчеркни гласные 2 ряда
Как Люба варила компот
Мама и Люба сходили на базар. Там они купили разные фрукты и ягоды для компота. Потом мама вымыла сливы, клюкву, клубнику и груши. Люба достала большую кастрюлю и налила в нее воды. Мама поставила кастрюлю на плиту. Когда вода закипела, девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов!
- Прочитай текст и вставь в слова, где необходимо, Ь. Спиши текст.
За малиной
Наступил июл_ . Стоит сил_ная жара. Ребята идут в лес_ за грибами и ягодами. На кустах круп_ные душистые ягоды. Вот Ол_га. Она л_юбит малину. У неё пол_ная корзина ягод. Никита помогант ол_ге нести ягоды. К вечеру жара спала. Надвинулас_ тём_ная туча. Ребята быс_тро бегут к дому.
- Проверочная работа № 2 (Дифференциация оппозиционных согласных)
- Вставь пропущенные буквы (Б –П, В – Ф, Г – К)и прочитай слова.
_очка, _елка, _а_ушка,_олк, _онарь, ло_ить, _илин, по_ранични_, вздро_нуть.
- Закончи предложения, спиши их в тетрадь.
Двор подметают______________. Дрова рубят ___________. На лугу растет сочная _______. Гвозди забивают ___________.
- Прочитай предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Подбери название рассказу. Запиши рассказ в тетрадь.
Зоя гуляла в саду. Оса укусила девочку. На берёзе были осы. Мама увела дочку из сада домой. В саду были берёзы. Зоя села под берёзой. Девочка заплакала.
- Составь словосочетания: соедини подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика линиями. Запиши словосочетания.
МОРОЗНЫЙ ВЕСЁЛЫЙ ИНТЕРЕСНАЯ ЗВОНКАЯ ПОЛОСАТАЯ ВЫСОКИЕ ЗНОЙНАЯ | ПУСТЫНЯ ЗАБОРЫ СМЕХ ИГРА ПЕСНЯ ВОЗДУХ ЗЕБРА |
- Проверочная работа № 3 (Дифференциация оппозиционных согласных, текст)
- Прочитай текст и вставь слова, обозначающие признаки предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.
Первая прогулка
На -------- тропинку из ---------- кустов выскочил первый цыпленок. Следом за ним второй цыпленок. А потом и ----------- цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и повела своих ----------- цыплят на прогулку.
- Прочитай текст и вставь слова, обозначающие действия предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим действия предметов.
Лето
Вот--------- лето. Митя с отцом --------- на сенокос. Весь --------- день мальчик. Пока папа ------ траву, Митя ------ ягоды в лесу, ---- рыбу в ближайшем пруду, ----- в душистом сене. Вечером они ----- домой. Счастливый Митя с жаром ----- обо всем маме.
- Прочитай текст, подумай, чем могла закончиться эта история? Запиши свой рассказ в тетрадь.
Кот Васька и мышки
Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...