Логопедические упражнения для развития умения воспринимать словесную инструкцию при работе с детьми с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов. Выполняя не то. Что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка. Недостаточностью краковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно реагировать на вопрос учителя. Отличить новую задачу от старой. Четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.
Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков в процессе обучения. Предлагаемые упражнения помогут при формировании и развитии умения воспринимать словесную или письменную инструкцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_uprazhneniya_dlya_razvitiya_umeniya_vosprinimat_slovesnuyu_instruktsiyu.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические упражнения для развития умения воспринимать словесную инструкцию при работе с детьми с нарушениями речи
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов. Выполняя не то. Что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка. Недостаточностью краковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно реагировать на вопрос учителя. Отличить новую задачу от старой. Четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.
Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков в процессе обучения. Предлагаемые упражнения помогут при формировании и развитии умения воспринимать словесную или письменную инструкцию.
1.«Объясните Кузе». Логопед дает ученикам какое-нибудь задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из учеников, испытывающих трудности в понимании инструкции, повторить его для Кузи.
Кузя – выдуманный дктьми персонаж, который хочет, но не хочет учиться. В начале курса занятий ученики рисуют портреты Кузи. На каждом занятии один из портретов помещается в рамочку на доске.
2. «Знакомый – незнакомый». Дети пишут в тетрадях цифры от 1 до 10. Логопед дает инструкцию: « Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет четкого представления – (-). Логопед диктует словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины. В конце работы проводится выборочная проверка, например: « Кто поставил (+) под цифрой 3?. Это было понятие «гласные звуки». Объясните, что это такое».
Это упражнение полезно проводить 3-4 занятия подряд.
3. « Что нового?». Ученикам предъявляется текст для списывания или читается текст диктанта, в который введена новая для детей информация. По прочтении текста логопед задает вопросы: «Что нового вы узнали? Что вам было известно раньше? Откуда вы это узнали?».
Прием «Что нового?» при анализе текста способствует развитию умения отличать новую уче6ную инструкцию от прежней, знакомой. ( Например, часто бывает, что дети, получив задание писать слова в столбик, пишут их в строчку – это происходит по инерции или потому, что не услышали в интрукции нового.)
4. «Светофор». У детей красный и зеленый сигналы. Логопед быстро читает 10-12 утверждений, среди которых есть верные и неверные. Если утверждение верно, дети поднимают зеленые сигналы, если неверно – красные. В конце игры разбираются утверждения, на которые были даны противоречивые ответы.
Примеры утверждений: Чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В согласных звуках обязательно есть шум.
5. «Или «нет», или «да», а не знаешь – беда!» Логопед читает 8-10 утверждений, среди которых есть неверные и верные. После каждого он называет имя кого-нибудь из учеников, и тот отвечает «да», если согласен с данным утверждением, и «нет», если не согласен . После этого ответа логопед обращается ко всем детям, и они хором сообщают свое мнение («да» или «нет») или говорят: «Беда!», если вызванный ученик ответил неправильно. «Попавший в беду ученик получает штрафную карточку. По окончании игры его нужно будет «выручить», то есть задать вопрос или предложить какое-нибудь задание. Например, придумать предложение из пяти слов или слово со звуком «р» и т. д.
Это упражнение требует большей концентрации и внимания.
6. «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Дети записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставитььвместо них звездочку.
Прием способствует развитию концентрации и переключения, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
7. « Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию. Повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и четко представляют себе, что делать. Примеры заданий:
1) В тексте подчеркнуть все буквы С, вычеркнуть все буквы З.
2)В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а бкувы Ц – вычеркнуть. После команды « Внимание!», наоборот, вычеркнуть все буквы Ч, подчеркнуть все буквы Ц.
8. «Внимание и счет». Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Логопед просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции зхвука, которым отличается пара слов. Например: борода – города, редкий – резкий, икра – игра, попугай – поругай, барак – баран, балка – палка, лиловый – ледовый.
Игра развивает быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.
Использованная литература:
Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках. М.: Новая школа, 1996.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А. и др. Логопедические игры и задания. СПб.: КАРО. 2004.
Меттус Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками. СПб.: КАРО. 2006.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа. 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода образовательной кинезиологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Развитие мозга - это увлекательнейший детектив. Написанный природой и неразгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исс...
Использование речевых физминуток при работе с детьми, имеющими нарушения речи.
При систематическом использовании речевых физминуток на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, поставленные звуки быстрее автоматизируются , прочнее входят в речь ребенка и легче используются ...
Арт-терапия в работе с детьми с нарушениями речи различной этиологии.
Арт-технологии применяются для развития коммуникативных навыков....
Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с нарушениями речи
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном ит...
Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Известно, что ребёнку, имеющему нарушение речи, труднее осваивать программу русского языка, чем его сверстникам. Нарушения речи, как устной, так и письменной, требуют, прежде всего, своевременной корр...
Подвижные игры в работе с детьми с нарушениями речи.
Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку,...
Консультация для учителей «РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Цель: познакомить с рекомендациями.1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при опред...