ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ТМПК.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данной программе представлены приблизительные этапы диагностического обследования детей , направленных на ТПМПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostich._programma_1.docx | 53.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ДОВЕРИЕ»
УЛ.САФРОНОВА,Д.5А, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,198412 ТЕЛ. /ФАКС (812) 422-48-36
PPMS@INBOX.RU
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ТМПК.
(для учителей-логопедов)
Программа составлена, систематизирована и адаптирована учителем-логопедом высшей квалификационной категории Аленниковой С.В.
Диагностическая программа состоит из нескольких блоков.
Блок № 1. Диагностика речевого развития детей от 1-3 лет.
Блок №2. Диагностика речевого развития детей от 3-6 лет.
Блок №3. Диагностика речевого развития детей от 6, 5-10 лет.
Пояснительная записка.
Период с 1 до 3 лет является важным и ответственным этапом психофизического развития ребёнка, когда закладываются наиболее значимые и фундаментальные способности человека. На фоне быстрого формирования психической сферы ребёнка отклонения от нормального развития могут остаться незамеченными в период раннего детства и привести к выраженным отклонениям в старшем возрасте. Поэтому своевременное выявление и преодоление отклонений в развитии маленького ребёнка чрезвычайно важно.
Разработка организационных форм и содержания психолого-педагогической помощи и выявление нарушений речевого развития детей раннего возраста являются важной педагогической задачей участников ПМПК.
Теоретическое обоснование.
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода и отличается от работы с дошкольниками не только объёмом и содержанием диагностического материала, но и специфическими приёмами проведения процесса обследования: активное участие ребёнка в диагностике; использование игровых приёмов в заданиях; предъявление логопату диагностического материала в форме игр; многократное повторение задания, при необходимости; смена видов деятельности в момент диагностики; сочетание чёткости и гибкости изложения задания; частая положительная оценка действий ребёнка.
Практическая значимость:
В данной программе представлена система комплексного диагностического обследования, включающего определение направлений педагогического взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и родителей.
Цели диагностики: эффективная помощь детям раннего возраста в своевременном выявлении задержки речевого развития.
Задачи диагностики: исследование анамнеза детей раннего возраста и обследование их речевых возможностей, определение образовательного маршрута для дальнейшего коррекционного обучения.
- Организация процесса диагностики. Блок №1.
Первым пунктом диагностики является сбор анамнестических данных с помощью родителей или законных представителей ребёнка, а тем временем, ребёнок привыкает к новой для него обстановке: рассматривает выставленные учителем-логопедом игрушки, книжки, осваивается для общения с педагогом.
Сбор анамнеза:
- Анкетные данные ребёнка.
Ф.И.О.
Дата рождения
- Анамнез.
Ф.И.О. матери
Ф.И.О. отца
Наличие хронических нервно-психических заболеваний у родителей.
От какой беременности ребёнок.
Протекание беременности (токсикозы, падения, травмы, инфекции, хронические заболевания)
Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)
Когда закричал ребёнок.
- Консультации специалистов:
ЛОР
Невролог
Психоневролог
Офтальмолог
- Раннее психомоторное развитие:
Когда стал держать голову
Когда стал сидеть
Когда стал ходить
Когда появились первые зубы
- Перенесённые заболевания:
До 1 года
От 1 до 3 лет
После 3 лет
- Раннее речевое развитие:
Гуление
Лепет
Первые слова
Первые фразы
- Условия воспитания:
- Социальная среда, где воспитывался ребёнок
- Речевая среда (наличие речевой патологии у членов семьи, наличие двуязычия)
- Отношение членов семьи к дефекту ребёнка
- Какие меры принимались для устранения патологии развития:
а) занимались ли с коррекционным педагогом, логопедом;
б) результаты коррекционной работы;
в) проводилось ли лечение у врачей;
г) пребывание в специальных учреждениях.
Далее проводится работа с ребёнком. Диагностика проходит в виде игры-беседы с ребёнком. Задания и вопросы должны быть максимально короткими и чёткими.
Обследование речи:
1.Исследование фонетической стороны речи:
а) воспроизведение звукоподражаний;
б)состояние звукопроизношения:
гласные
б-п-м
в-ф
д-т-н
г-к-й
свистящие
шипящие
аффрикаты
ы
л-ль
р-рь
2. Исследование импрессивной речи:
Понимание существительных
Понимание действий
Понимание форм ед. и мн. Числа существительных
Понимание значения существительных с уменьшительно-ласкательным значением
3. Исследование экспрессивной речи:
а) диалог
Как тебя зовут?
Кто тебя привёл?
Какая игрушка тебе понравилась?
Любишь ли играть с игрушками?
б)активный словарь
существительные
глаголы
в)состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи)
г) состояние фразовой речи
д) особенности просодики (при наличии фразовой речи):
темп, ритм, паузы, интонация
е)общая характеристика речи
4.Состояние моторной сферы.
Развитие общей моторики
Состояние ручной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Состояние мимической мускулатуры
2.Организация процесса диагностики. Блок №2.
Сбор анамнестических данных сходен с предыдущими данными в первом блоке.
Диагностическое обследование ребёнка начинается с беседы-знакомства.
Исследование речевых функций:
- Исследование импрессивной речи:
А) Показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода; предметы нужной формы, цвета, величины; ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа; для возраста 5-6 лет можно попросить показать по предметным картинкам обобщённые понятия (одежда, овощи, времена года…); Обращается внимание учителя-логопеда на понимание речи, понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам, понимание различных грамматических конструкций, понимание сложноподчинённых предложений.
Б)Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями (части тела, детали одежды, транспорта…); понимание названий детёнышей животных;
- Исследование экспрессивной речи.
А) общая характеристика речи (лепетная, словесно-фразовая);
Б) исследование звукопроизношения;
В) строение артикуляционного аппарата;
Г) состояние речевой моторики;
Д) состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:
Фонетически различных; фонетически близких;
Е) исследование активного словаря;
Ж) состояние слоговой структуры слова;
З) исследование грамматического строя речи : изменение по падежам; согласование;
И) исследование способности словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных от существ., глаголов, предложно-падёжные конструкции;
К) Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений для детей 4-5-6 лет.
- Организация процесса диагностики. Блок № 3.
Сбор анамнестических данных сходен с предыдущими данными в первом блоке.
Исследование речевых функций:
Исследование импрессивной речи:
А) Показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода; предметы нужной формы, цвета, величины; ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа; для возраста от 6 лет можно попросить показать по предметным картинкам обобщённые понятия (одежда, овощи, времена года…); Обращается внимание учителя-логопеда на понимание речи, понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам, понимание различных грамматических конструкций, понимание сложноподчинённых предложений.
Б) Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями (части тела, детали одежды, транспорта…); понимание названий детёнышей животных;
Исследование экспрессивной речи.
А) общая характеристика речи
Б) исследование звукопроизношения;
В) строение артикуляционного аппарата;
Г) состояние речевой моторики;
Д) состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:
фонетически различных; фонетически близких;
Е) исследование активного словаря;
Ж) состояние слоговой структуры слова;
З) исследование грамматического строя речи: изменение по падежам; согласование;
И) исследование способности словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных от существ., глаголов, предложно-падёжные конструкции;
К) Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений.
Исследование письменной речи.
Выясняются на основании анализа письменных работ учащихся, в первую очередь учеников 1 классов. Изучаются типы ошибок (ошибки звукового состава, лексико-грамматические, графические, ошибки орфографического х-ра), виды ошибок (замены, пропуски, перестановки, добавления букв, слогов; нарушения согласования, управления, семантики, пропуски слов, слитное написание слов, замены букв по элементам сходным графически, правописание по правилу.
Даются задания на списывание слогов, слов и текстов с учётом возрастных особенностей, диктовки слогов, слов сложной слоговой структуры; составление слов из перепутанных слогов (3-4 слога), добавление пропущенных букв в слова, проверяется умение находить «ошибкоопасные» места в словах.
Исследование процесса чтения.
Проводится на материале по чтению таблиц Корнева. Исследуется способность прочитывать слоги и слова разных видов слоговой структуры. Делается вывод на основании полученных данных о сформированности процесса чтения. У учащихся 2-4 классов проверяется техника чтения на специально подобранных по возрасту текстах.
В конце каждого блока исследования речевых навыков учитель-логопед делает выводы о степени их сформированности и о наличии специфических ошибок. Далее делается заключение о состоянии речевых процессов в целом.
Диагностика проходит в виде игры-беседы с ребёнком. Задания и вопросы должны быть максимально короткими и чёткими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся
В статье идёт речь о сотрудничестве учителя-логопеда с учителями начальных классов, с воспитателями ГПД, с педагогом-психологом и др. в работе по коррекции речи у учащихся....
Особенности речевого развития учащихся
Данная статья посвящена особенностям речевого развития и формированию словаря учащихся коррекционных школ VIII вида....
Результаты диагностики речевого развития учащихся 1х классов.
Презентация к семинару по приемственности между ДОУ и школой. На слайдах представлены результаты диагностики на начало учебного года, выявленные наиболее часто встречающиеся нарушения в речевом развит...
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....
Обследование речевого развития первоклассников
Готовность к обучению в школе складывается из разных составляющих, в том числе и речевого развития. Используя данную презентацию, можно определить, готов ли ребёнок к обучению в школе и узнть, что у н...
Программа «Диагностика речевого развития учащихся 1-4 классов»
Программа«Диагностика речевого развития учащихся 1-4 классов»...
Методическая разработка: Диагностическая карта обследования учителем-дефектологом учащихся 1го класса.
Диагностическая карта обследования учителем-дефектологом учащихся 1го класса. Набор заданий для диагностики и таблица для результатов обследования....