Инновационные методы в логопедии
консультация по логопедии (1 класс) по теме

Дрянцева Татьяна Николаевна

Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с тяжелыми патологиями речи.Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы,и его нарушение часто приводит к расстройству других,более высоких уровней.Поэтому так важен поиск современных средств преодоления нарушений звукопроизношения.Одним из таких средств являются методы здоровьясбережения.Их применение в логопедической работе на настоящий момент становится все более популярным и весьма  продуктивным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_metody_v_logopedii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и его нарушение часто приводит к расстройству других, более высоких уровней. Поэтому так важен поиск современных средств преодоления нарушений звукопроизношения. Одним из таких средств являются методы здоровьесбережения. Их применение в логопедической работе на настоящий момент становится все более популярным и весьма продуктивным.

Теоретические основы проблемы развития и коррекции речи нарушений звукопроизношения представлены в исследованиях О. Е. Грибовой, Е. Н. Российской, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной и других. Технологии здоровьесбережения описаны в работах А. Р. Вирабовой, В. Г. Каменской и др.

На основе анализа литературных источников А. Н. Гамаюнова отмечает, что термин «здоровьесберегающие технологии» определяется разносторонне: во-первых, «здоровьесберегающие технологии» определяются как условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); во-вторых, как рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); в-третьих, как соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; в-четвертых, как необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Обобщая данные определения, автор приходит к выводу, что «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В логопедической работе наибольшее применение нашли следующие методы здоровьесбережения: 1) методы сохранения и стимулирования здоровья – физминутки, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, биоэнергопластика; 2) методы обучения здоровому образу жизни: игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж; 3) специальные коррекционные методы: аурикулотерапия, логопедический массаж, музыкальное воздействие, сказкотерапия, воздействие цветом, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Содержание работы по развитию и коррекции звукопроизношения предусматривает: 1) уточнение и сравнение звуков по артикуляции и звучанию; 2) развитие фонематического восприятия; 3) автоматизация произношения звука, а также в зависимости от этапа овладения произношением дифференциация смешиваемых звуков; 4) развитие навыков звукового анализа и синтеза [3].

Эти направления в работе тесно взаимосвязаны друг с другом: подготавливают усвоение последующего либо служат совершенствованию уже усвоенного материала. Однако встает вопрос о методах коррекционного воздействия, позволяющих решить поставленные задачи. И здесь первостепенное значение приобретают методы здоровьесбережения.

Применение методов здоровьесбережения в логопедической работе по преодолению нарушений звукопроизношения является возможным и эффективным, способствует нормализации речевого дыхания, совершенствованию двигательной сферы, развитию познавательных процессов как необходимых предпосылок для овладения произносительным уровнем речевой деятельности. Представим порядок организации и содержания логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьесбережения (табл. 1), приведем примеры реализации методов здоровьесбережения в логопедической работе по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников.

Экспериментальное обучение проводилось на базе МОУ «Ялгинская СОШ» г. о. Саранск. В нем приняли участие школьники, посещающие логопункт и имеющие общее недоразвитие речи, обусловленное такой речевой патологией, как ринолалия, дизартрия. Такие ученики в количестве пяти человек были объединены в группу для проведения индивидуально-групповых занятий.

Таблица 1

Организация и содержание логопедической работы

по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников

методами здоровьесбережения

Этапы

Цель

Содержание

Методы

здоровьесбереже-

ния

Подготовительный

Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному произношению и восприятию звуков

1. Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие фонематических процессов на базе сохранных звуков.

4. Уточнение артикуляции сохранных звуков.

5. Развитие тонкой моторики

Релаксация, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, психогимнастика

Постановка звука

Сформировать правильное произношение звука изолированно и в слогах

1. Создание артикуляционной базы изучаемого звука.

2. Постановка изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, смешанным способом)

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, психогимнастика, Су-Джок терапия

Автоматизация звука

Сформировать правильное произношение звука в словах в разных фонетических условиях

Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слова, предложения и самостоятельную речь

Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, психогимнастика, Су-Джок терапия, сказкотерапия

Окончание табл. 1

Дифференциация

звуков

Учить детей различать оппозиционные звуки и правильно употреблять их в собственной речи

Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акустическим признакам – сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи

Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, психогимнастика, Су-Джок терапия, сказкотерапия

Релаксация

Упражнение «Кулачки». Руки на коленях, кулачки сжаты (крепко, с напряженьем), пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем – отпускаем, разжимаем. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики!

Упражнение «Любопытная Варвара». Любопытная Варвара смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно – расслабление – приятно! Шея не напряжена и расслабленна... А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – расслабление приятно! Шея не напряжена и расслаблена...

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Хоботок». Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны.

Упражнение «Лягушки». Тянем губы прямо к ушкам! Потяну – перестану, И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны...

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Упражнение «Бабочка». Вырезать из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку на уровне лица ребенка. Произнести вместе с ним русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, полети на облачко, Там твои детки – на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Рыбка». Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо – влево, вперед – назад, вверх – вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15–20 секунд.

Упражнение «Аплодисменты». Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15–20 секунд.

Массаж и самомассаж

Самомассаж мышц языка. Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуем как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок. Язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами.

Психогимнастика

Игра «Тигр на охоте». Дети-тигрята встают позади педагога, который изображает тигра. «Тигрята» должны точно повторить все движения взрослого тигра. Они медленно выставляют вперед ногу с пятки на носок, вытягивают одну когтистую лапу; то же повторяют с другой ноги; подгибают голову, выгибают спину; крадутся; группируются; прыгают как можно дальше с криком «Ха!».

Су-джок терапия

Массаж пальцев рук «Су-Джок» – массаж и самомассаж колючими шариками и эластичными кольцами.

1) перекатывание массажных шариков между ладоней (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш.

На правой руке:

Этот малыш–Илюша, (на большой палец)

Этот малыш–Ванюша, (указательный)

Этот малыш–Алеша, (средний)

Этот малыш–Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец).

На левой руке:

Эта малышка–Танюша, (на большой палец)

Эта малышка–Ксюша, (указательный)

Эта малышка–Маша, (средний)

Эта малышка–Даша, (безымянный)

А меньшую зовут – Наташа. (мизинец).

Можно утверждать, что применение таких методов здоровьесбережения, как артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, массаж и самомассаж, Су-Джок, релаксация, психогимнастика, в логопедической работе по преодолению нарушений звукопроизношения создает мотивацию к занятиям с учителем-логопедом, повышает их результативность, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей.

Литература

1. Каменская, В. Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста : учебное пособие / В. Г. Каменская, С. А. Котова. – СПб : Книжный дом, 2008. – 224 с.

2. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. завед. / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Владос, 2009. – 703 с.

3. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учебное пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 2010. – 376 с.

4. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях гуманитарно-ориентированной образовательной среды : учебное пособие / И. В. Абрамова, О. В. Бобкова [и др.] ; под общ. ред. О. В. Бобковой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 202 с.

5. Чиркина, Г. В. Произношение. Мир звуков : пособие для учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы V вида. 2 класс / Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"

В статье дана краткая характеристика  видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"

Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....