Инновационные методы в логопедии
консультация по логопедии (1 класс) по теме
Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с тяжелыми патологиями речи.Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы,и его нарушение часто приводит к расстройству других,более высоких уровней.Поэтому так важен поиск современных средств преодоления нарушений звукопроизношения.Одним из таких средств являются методы здоровьясбережения.Их применение в логопедической работе на настоящий момент становится все более популярным и весьма продуктивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metody_v_logopedii.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и его нарушение часто приводит к расстройству других, более высоких уровней. Поэтому так важен поиск современных средств преодоления нарушений звукопроизношения. Одним из таких средств являются методы здоровьесбережения. Их применение в логопедической работе на настоящий момент становится все более популярным и весьма продуктивным.
Теоретические основы проблемы развития и коррекции речи нарушений звукопроизношения представлены в исследованиях О. Е. Грибовой, Е. Н. Российской, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной и других. Технологии здоровьесбережения описаны в работах А. Р. Вирабовой, В. Г. Каменской и др.
На основе анализа литературных источников А. Н. Гамаюнова отмечает, что термин «здоровьесберегающие технологии» определяется разносторонне: во-первых, «здоровьесберегающие технологии» определяются как условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); во-вторых, как рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); в-третьих, как соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; в-четвертых, как необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Обобщая данные определения, автор приходит к выводу, что «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В логопедической работе наибольшее применение нашли следующие методы здоровьесбережения: 1) методы сохранения и стимулирования здоровья – физминутки, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, биоэнергопластика; 2) методы обучения здоровому образу жизни: игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж; 3) специальные коррекционные методы: аурикулотерапия, логопедический массаж, музыкальное воздействие, сказкотерапия, воздействие цветом, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Содержание работы по развитию и коррекции звукопроизношения предусматривает: 1) уточнение и сравнение звуков по артикуляции и звучанию; 2) развитие фонематического восприятия; 3) автоматизация произношения звука, а также в зависимости от этапа овладения произношением дифференциация смешиваемых звуков; 4) развитие навыков звукового анализа и синтеза [3].
Эти направления в работе тесно взаимосвязаны друг с другом: подготавливают усвоение последующего либо служат совершенствованию уже усвоенного материала. Однако встает вопрос о методах коррекционного воздействия, позволяющих решить поставленные задачи. И здесь первостепенное значение приобретают методы здоровьесбережения.
Применение методов здоровьесбережения в логопедической работе по преодолению нарушений звукопроизношения является возможным и эффективным, способствует нормализации речевого дыхания, совершенствованию двигательной сферы, развитию познавательных процессов как необходимых предпосылок для овладения произносительным уровнем речевой деятельности. Представим порядок организации и содержания логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьесбережения (табл. 1), приведем примеры реализации методов здоровьесбережения в логопедической работе по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников.
Экспериментальное обучение проводилось на базе МОУ «Ялгинская СОШ» г. о. Саранск. В нем приняли участие школьники, посещающие логопункт и имеющие общее недоразвитие речи, обусловленное такой речевой патологией, как ринолалия, дизартрия. Такие ученики в количестве пяти человек были объединены в группу для проведения индивидуально-групповых занятий.
Таблица 1
Организация и содержание логопедической работы
по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников
методами здоровьесбережения
Этапы | Цель | Содержание | Методы здоровьесбереже- ния |
Подготовительный | Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному произношению и восприятию звуков | 1. Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушной струи. 3. Развитие фонематических процессов на базе сохранных звуков. 4. Уточнение артикуляции сохранных звуков. 5. Развитие тонкой моторики | Релаксация, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, психогимнастика |
Постановка звука | Сформировать правильное произношение звука изолированно и в слогах | 1. Создание артикуляционной базы изучаемого звука. 2. Постановка изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, смешанным способом) | Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, психогимнастика, Су-Джок терапия |
Автоматизация звука | Сформировать правильное произношение звука в словах в разных фонетических условиях | Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слова, предложения и самостоятельную речь | Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, психогимнастика, Су-Джок терапия, сказкотерапия |
Окончание табл. 1
Дифференциация звуков | Учить детей различать оппозиционные звуки и правильно употреблять их в собственной речи | Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акустическим признакам – сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи | Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, психогимнастика, Су-Джок терапия, сказкотерапия |
Релаксация
Упражнение «Кулачки». Руки на коленях, кулачки сжаты (крепко, с напряженьем), пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем – отпускаем, разжимаем. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Любопытная Варвара». Любопытная Варвара смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно – расслабление – приятно! Шея не напряжена и расслабленна... А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – расслабление приятно! Шея не напряжена и расслаблена...
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Хоботок». Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны.
Упражнение «Лягушки». Тянем губы прямо к ушкам! Потяну – перестану, И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны...
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Упражнение «Бабочка». Вырезать из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку на уровне лица ребенка. Произнести вместе с ним русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, полети на облачко, Там твои детки – на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
Пальчиковая гимнастика
Упражнение «Рыбка». Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо – влево, вперед – назад, вверх – вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15–20 секунд.
Упражнение «Аплодисменты». Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15–20 секунд.
Массаж и самомассаж
Самомассаж мышц языка. Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуем как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок. Язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами.
Психогимнастика
Игра «Тигр на охоте». Дети-тигрята встают позади педагога, который изображает тигра. «Тигрята» должны точно повторить все движения взрослого тигра. Они медленно выставляют вперед ногу с пятки на носок, вытягивают одну когтистую лапу; то же повторяют с другой ноги; подгибают голову, выгибают спину; крадутся; группируются; прыгают как можно дальше с криком «Ха!».
Су-джок терапия
Массаж пальцев рук «Су-Джок» – массаж и самомассаж колючими шариками и эластичными кольцами.
1) перекатывание массажных шариков между ладоней (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш.
На правой руке:
Этот малыш–Илюша, (на большой палец)
Этот малыш–Ванюша, (указательный)
Этот малыш–Алеша, (средний)
Этот малыш–Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец).
На левой руке:
Эта малышка–Танюша, (на большой палец)
Эта малышка–Ксюша, (указательный)
Эта малышка–Маша, (средний)
Эта малышка–Даша, (безымянный)
А меньшую зовут – Наташа. (мизинец).
Можно утверждать, что применение таких методов здоровьесбережения, как артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, массаж и самомассаж, Су-Джок, релаксация, психогимнастика, в логопедической работе по преодолению нарушений звукопроизношения создает мотивацию к занятиям с учителем-логопедом, повышает их результативность, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей.
Литература
1. Каменская, В. Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста : учебное пособие / В. Г. Каменская, С. А. Котова. – СПб : Книжный дом, 2008. – 224 с.
2. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. завед. / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Владос, 2009. – 703 с.
3. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учебное пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 2010. – 376 с.
4. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях гуманитарно-ориентированной образовательной среды : учебное пособие / И. В. Абрамова, О. В. Бобкова [и др.] ; под общ. ред. О. В. Бобковой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 202 с.
5. Чиркина, Г. В. Произношение. Мир звуков : пособие для учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы V вида. 2 класс / Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...
Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...
статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"
В статье дана краткая характеристика видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....
Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»
РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...
Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"
Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....