Леворукий ребёнок в школе
статья по логопедии на тему
Леворукость – это не патология и не недостаток развития
И тем более не каприз или упрямство ребёнка, просто не желающего работать как все правой рукой. Леворукость – очень важная индивидуальность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levorukiy_rebyonok_v_shkole.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Леворукий ребёнок в школе.
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
той самой рукой, которой писал,
и мячик кидал, и страницы листал,
и ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик:
где право, где лево – узнал ученик.
В.Берестов
Левшами являются около 10-15% людей, причём, по оцекам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе можно встретить 1-3 детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.
Леворукость – это не патология и не недостаток развития
И тем более не каприз или упрямство ребёнка, просто не желающего работать как все правой рукой. Леворукость – очень важная индивидуальность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или выраженное предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие. У левшей же распределение основных функций между полушариями более сложно, в частности центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии.
До недавнего времени леворукость представляла серьёзную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма – все должны были писать правой. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей – правшей. Причиной развития неврозов считается насильственное обучение действиям правой рукой. В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей, и они пишут удобной для них рукой.
Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается. Существуют особенности развития таких детей:
- дети плохо справляются с задачами рисования графических изображений, особенно их последовательности, с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правила имеют плохой почерк;
- недостаток пространственного восприятия и зрительной памяти, часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображение, зеркальность письма, пропуск, смешение близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н) перестановка букв при письме, ошибки при определении правой и левой сторон, при определение расположения предметов в пространстве (под, над, на, за и т.д.);
- для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его « по полочкам». Этим во многом объясняется их медлительность;
- отмечается слабость внимания, трудности его переключения и концентрации;
- речевые нарушения проявляются в звукобуквенном анализе, рассматривая проблему феномена зеркального отражения, необходимо сказать о нарушении чтения. Которое носит зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).
Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность: повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это является следствием не только специфически межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши. Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы.
Повышенная эмоциональность левшей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. Вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников.
В работе с этими детьми следует учитывать определённые особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична:
- рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное ) письмо. При этом способ держания ручки может быть различным: обычно, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.
- при овладении письмом леворукий ребёнок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связано, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левшей безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой.
Итак, леворукий ребёнок может иметь в школе немало проблем, т.к. современные школьные программы ориентированы, прежде всего, на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможность реализовать потенциал левши, имеющего правополушарную ориентацию. Эти дети испытывают «декстастресс» (правый стресс). Т.к. окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.) Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.
Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы, больше ориентироваться на чувственные ощущения (зрительные, осязательные), а не на речь. Для лучшего понимания материала требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие.
Учитель-логопед: Кузьмичева О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебного пространства леворукого ребёнка
Информация об особенностях развития леворуких детей. Рекомендации родителям по организации учебного пространства леворукого ребёнка....
Лекция для родителей "Леворукий ребёнок в праворуком мире"
Данная лекция освещает проблемы леворуких детей...
Что нужно знать родителям о леворукости ребёнка.
Памятка для родителей "Что нужно знать о леворукости ребёнка"...
Леворукий ребёнок в праворуком мире
Этот материал будет полезен для родителей и для педагогов, работающих с леворукими детьми....
Что надо знать о леворукости ребёнка.
Помните!- Леворукость ребёнка – не патология, а один из вариантов нормы.- У леворукого ребёнка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым ...
Определение леворукого ребёнка
В помошь воспитателю, учителю...
Статья "Леворукий ребёнок в школе"
Статья...