Статья "Леворукий ребёнок в школе"
материал
Предварительный просмотр:
ЛЕВОРУКИЙ РЕБЁНОК В ШКОЛЕ
Стремление сделать леворуких «такими, как все» приводит к перекладыванию врождённых функций с ведущего (правого) полушария на неведущее (левое) полушарие. Изменение «рукости» не может происходить насильственно, так как вмешательство в работу головного мозга может привести к тяжёлым нарушениям в работе организма. Следствием насильственного переучивания являются невротические реакции, отрицательные изменения эмоционального состояния: капризность, раздражительность, повышенная возбудимость, быстрая утомляемость. Развиваются неврозы, проявляющиеся в виде: навязчивых движений, тиков и заиканий, энуреза, нарушения сна и аппетита, головных болей.
Вследствии того, что полушария отвечают за различные сферы психической деятельности, между леворукими и праворукими возникает ряд отличительных особенностей.
ЛЕВОРУКИЕ | ПРАВОРУКИЕ |
ВЕДУЩЕЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ | ВЕДУЩЕЕ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ |
Пространственная ориентация | Операции с последовательностями |
Целостное восприятие (гештальт) | Операции с перечнями |
Трёхмерное восприятие | Операции с числами |
Воображение | Анализ |
Мечты | Логика |
Ритм и цвет | Речь |
Выраженность праворукости и леворукости бывает разной:
- «Выраженные левши» и выраженные правши» - работают только левой или правой рукой.
- «Невыраженные левши» и «невыраженные правши» - преимущественно работают одной рукой, но могут выполнять эти же действия другой.
- «Амбидекстры» - владеют обеими руками одинаково.
По мере развития ребенка, активизации работы его правого полушария, могут возникать естественные переходы от левши в правшу и наоборот.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
Если большинство задач ребенок выполняет левой рукой, то можно предположить, что у ребенка леворукость.
ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | Взять и завести часы. Ведущая рука – поворачивающая рычаг часов. |
Закрутить несколько бутылок крышками. Ведущая рука – выполняющая закручивание. | |
Развязывание узелков из шнура или верёвки. Ведущая рука – развязывает узел. | |
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК | Складывание рук в замок без подготовки. Правша - большой палец правой руки сверху, у левши - левый. |
АПЛОДИРОВАНИЕ | Аплодирование без подготовки. Ведущая рука осуществляет ударные движения о ладонь другой руки. |
ПОЗА НАПОЛЕОНА | Складывание рук на груди без подготовки. Правша – правая кисть поверх на левом предплечье, у левши - левая. |
ОДНОВРЕМЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБЕИХ РУК | Рисование круга, квадрата, треугольника одновременно двумя руками с закрытыми глазами. Ведущая рука – точные движения без сильного тремора, чёткие и ровные линии, точки соединения не расходятся, углы не сглажены. |
ПЛАН РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ
Леворукость – важная индивидуальная особенность, которую необходимо учитывать в процессе обучения. В работе с такими детьми следует учитывать определённые особенности в выработке учебных навыков.
ЗАТРУДНЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ УЧЕНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Сниженная концентрация и трудности переключения.
Получают целостное представление об объекте деятельности через поэлементную работу с материалом.
- Сниженная способность зрительно-пространственных и временных представлений, зрительно-моторной координации.
С трудом запоминают расположение элементов, их величину, направление, количество деталей. Плохо срисовывают графические изображения, осваивают понятия «право-лево, выше-ниже», определяют направление движения стрелки часов и время по циферблату.
Медленный темп письма. Не удерживают строчку, как следствие имеют плохой почерк. Перестановка букв на письме, неправильное начертание: оптические ошибки (п—т, л—м, н—к, х—ж), смещение близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н). Искажение соотношения частей, зеркальное письмо, речевые ошибки звукобуквенного анализа.
Подготовку к обучению письму проводят в направлениях:
-гимнастика пальцев и кистей рук -формирование элементарных графических навыков (обведение контуров, штриховка, дорисовывание симметричных изображений, рисование по точкам и клеткам) -ориентировка на листе бумаги (графический диктант)
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ:
ПОСАДКА в классе
-у окна (правильное освещение, свет с правой стороны), слева (не мешает соседу)
- доска (справа от ученика), выключает левостороннюю информацию (особенность)
ПОСАДКА за рабочим местом
-левое плечо немного вперёд, верхний правый угол тетради с наклоном вправо, левый угол к груди
ПИСЬМО
-письмо безнаклонное, удобный способ начертания букв, связность по мере возможности, избегать положения руки над строчкой
НАСТРОЙ
- создание психологически комфортной творческой обстановки, ситуаций успеха, развитие активной позиции и уверенности, продуманный режим труда и отдыха (быстрая утомляемость)
ОБЩЕНИЕ
- речь должна быть образной и эмоциональной
Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, после каждых 20 минут смена деятельности.
Необходимо уделить внимание развитию фонематического слуха, несформированность звуко-буквенного анализа может стать причиной устойчивых дисграфических ошибок. В целях профилактики зеркального письма следует опираться на образные сравнения.
При выполнении письменных заданий, особенно списывания, чётко фиксировать место начала записи с соблюдением положения на строке. Можно проводить зрительные диктанты с использованием различных геометрических фигур, картинок и т.д.
При чтении следует закрывать текст, постепенно открывая читаемое, чтобы не терять место и направление читаемого.
Иллюстрирование произведений, составление схематических рисунков, ряда сюжетных картинок, поможет выстроить и запомнить последовательность действий и событий.
КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ
-Левосторонние ручки, карандаши, фломастеры – специальная выемка на корпусе для правильного положения руки.
-Левосторонние записные книжки и блокноты
- Левосторонние ножницы – кольцо для захвата больше, под левую руку.
-Специальные карандаши и ручки. (Левши обычно держат письменный прибор под большим углом, поэтому ручки для них имеют согнутый кончик)
-Левосторонние линейки - шкала справа налево.
-Левосторонние точилки для карандашей – лезвие в точилах позволяет держать карандаш в левой руке (движенье кистью « от себя»), а точило в правой.
Список литературы
-Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998
-Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. Москва, Шк. Пресса, 2006
-Маркина Н. Мозг правшей и левшей – в чем разница? Наука и жизнь № 6, 2001
-Майская А.А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. СПб, Питер, 2005
-Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
-Пятница Т. В. Мой ребенок – левша. Диагностика и обучение леворуких детей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в подготовке ребёнка к школе
Советы родителям, как нужно правильно подготовить ребёнка к школе...
Критерии готовности ребёнка к школе
Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....
критерии готовности ребёнка к школе.
Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....
Как подготовить ребёнка к школе.
Ваш ребёнок идёт в школу? Вы хотите сами его подготовить? Эти советы Вам помогут....
Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»
Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....
Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".
Презентация поможет провести родительское собрание психологу, учителю, завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....
Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе
Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...