Игры со словами
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
О важности и пользе игр со словами.
(Родителям для размышления)
«Тебе бы только играть!» - часто в сердцах говорим мы ребенку, забывая или просто не думая о том, что Игра для ребенка - это Жизнь. Через игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум, смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти качества мы и должны использовать, если хотим целенаправленно его чему-нибудь научить.
В чем же особенности игр со словами? Благодаря этим играм ребенок становится более внимательным к слову, а значит, и к своей речи; он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотном письму и фонетическому чутью; он учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, его богатство, повышая тем самым культуру устной и письменной речи.
Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку учить правила, выполнять длинные утомительные упражнения. В игре мы не подавляем детскую любознательность, а, напротив, даем ей простор для активной деятельности.
В какие лингвистические игры можно играть с ребенком? Вот некоторые из них.
«Начни с той же буквы». Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М», очень хорошо расширяет словарный запас ребенка. Сначала ребенок может не понимать, чего от него хотят, но, слушая, как это делают родители, начинает выделять в каждом слове постоянно повторяющуюся начальную букву, а потом запоминает слова, расширяя словарный запас. Например: Папа: «макароны», Мама: «мыло», Папа: «мясо», Мама: «молоко», Ребенок:...
Если ребенку трудно, подскажите ему и похвалите за повторение, и опять - папа, мама, ребенок...
«Какой? Какая? Какие?»
Эта игра развивает образное мышление, формирует богатство речи ребенка.
Вы называете существительное женского, среднего или мужского рода, и по очереди подбираете к слову эпитеты. Если играют двое и более детей, они соревнуются между собой, а вы выступаете в роли судьи.
Например: «трава».
Зеленая - мягкая - шелковая - высокая - изумрудная - болотная - густая - скользкая нежная - сухая и т. д.
Игр, развивающих речь детей, множество: «Отгадай букву», «Какое слово лишнее», «Лесенка», «Какая буква потерялась?» и т.д.
Научить детей прислушиваться к слову, находить слова с определенным звуком позволяют и специальные дидактические игры: "Найди слово", "Что в мешочке?", "Будь внимательным".
Следующая группа игр самая многочисленная, так как способствует формированию непосредственно фонетического слуха и восприятия. ”Расколдуй слово”.
Родитель рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит.
Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.
После сказочного вступления ребёнку объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы (в эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.
Например, слово ”мама” состоит из звуков ”м-а-м-а” (слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук [м], взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук [м] (как раз и являющийся фонемой), а не буква ”эм”.
Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква ”эс” в словах звучит как звук [с], а буква ”бэ” в словах звучит как звук [б] и т.д.
Трудность предлагаемых для ”расколдовывания” слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: ”пол”, ”кот”, ”кит”, ”каша” и т. д. Все звуки слова должны произноситься родителем очень четко, а гласные даже тянуться. Упражнения на узнавание согласных проводятся как с использованием наглядного материала, так и без него.
Звуковой анализ является своеобразной основой, стержнем по ознакомлению с характеристикой звуков, с ударением, и со слоговой структурой слова, применяется он и на этапе анализирования с предложением. Умение анализировать слова различной звуковой структуры формируется благодаря различным упражнениям.
По мере того, как дети овладевают звуковым анализом 3-х звуковых слов, на начальной ступени обучения 4-х звуковым словам, становится возможным и необходимым углубление знаний детей о звуках речи. Детей знакомят с гласными, согласными, твердыми, мягкими согласными, звонкими, глухими. Учат использовать и соответствующие термины.
Так для закрепления навыков звукового анализа можно использовать такие игры:
"Посчитай звуки в слове" "Назови 1, 2, 3 звуки в слове"
"Добавь последний звук в слове". Добавь слово из 3, 4 звуков".
Игра «Путаница» - для развития звукового различения.
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Родитель называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.
Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
1. Выдели слово.
Учитель предлагает детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
2. Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
3. Подумай, не торопись.
Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук [Т] и т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Развивать и обогащать речь детей - одна из главных задач родителей при подготовке детей к обучению в школе. Если ваш ребенок научился правильно подбирать слова по заданию, составить последовательный связный рассказ по сюжетной картинке или описать внешний вид предмета, усвоение программы общеобразовательной школы 1 класса
пройдет без затруднений.
Учитель-логопед Н. Е. Белькова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры со словами
То, что игра между делом и учит, - в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить игры в выполнение тех учебных заданий, которые ребенок должен усвоить. Опыт показывает: ту же учебную ...
Игра "Угадай слово"
Это игровой материал можно использовать на логопедических занятиях, дома для закрепления темы....
Дидактические игры "Составь слово" с использованием мультимедиа на уроках русского языка в 4 классе.
Эти игры стимулируют учеников к изучению темы "Состав слова", помогают активизировать учебную деятельность, снять усталость и напряжённость на любом этапе урока....
Математические игры. Загадочные слова.
Предлагаю Вашему вниманию конспект одного занятия кружка "Занимательная математика" внеурочной деятельности. Дети решают логические задачи, разгадывают ребусы, задачки....
Беседа-игра "Волшебные слова"
Воспитание культуры поведения детей в школе и дома....
Конспект занятия "Классификацияслов по группам и их особенности. Игра со словами «Пентагон».
Занятие клуба "Умники и умницы" по внеурочной деятельности. Занятие составлено по форме технологической карты с учетом ФГОС.Цель:изучение групп слов по общему и частному свойствам и их использование в...
Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».
Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...