Конспект индивидуального занятия
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Корень слова. Лексика. "Лес.Грибы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_slova_leksika_les_griby.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия

по коррекции дисграфии

в 4г классе на тему:

«Корень слова». Лексика: «Лес. Грибы».

Учитель: Титова В.Ф.

Сургут 2014

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии в 4 классе

Тема:  «Корень слова». Лексика: «Лес. Грибы».

Тип  коррекционного  занятия:  подгрупповое

Целии задачи учебного занятия:

Коррекционно-образовательные:

-расширять и активизировать словарь по теме: «Лес. Грибы»;

- упражнять в подборе родственных слов, учить находить и выделять корень в слове.

Коррекционно-развивающие:

- расслабление крупных групп мышц, постановка речевого дыхания, голоса;- развивать интонационную выразительность;

- развивать навыки правильного формулирования предложений;

- развивать связную речь  через составление рассказа по плану и опорным словам;

- развивать навыки самоконтроля за собственной речью.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки плавной устойчивой речи в ходе ответов на вопросы;

- воспитывать

Оборудование:  компьютер, проектор, экран,  презентация PowerPoint,    магнитофон, фонограмма (релаксация).

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

  1. Орг. момент.

Учитель создает эмоциональный фон урока.

Учащиеся стоят возле своих мест.

  1. Создание игровой ситуации

  1. Артикуляционная гим-

настика

/

Релаксация

Упражнение на развитие голоса и дыхания.

Объявление речевой задачи урока.

Учитель объявляет:

- Сегодня наше занятие  будет необычным. Мы с вами отправляемся на прогулку в лес, для того чтобы полюбоваться его красотой, отдохнуть и  узнать: в каких лесах какие  растут деревья. А путь наш лежит через зоопарк. А в зоопарке много интересных зверей: вот слон, вытянул свой хоботок. (упр. Хоботок. Слайд 1)Давайте улыбнемся  слону.  А вот индюк,  он громко зовет своих индюшат. (упражнение индюк Слайд № 1)   Пойдем дальше. Посмотрите, ребята, кто скачет к нам на встречу? А, это же лошадка. (упр. Лошадка. Слайд № 2). Смотрите, кто-то пустил в небо воздушные шары. (упр. Шарик. Слайд № 2). Вот дошли мы с вами до   широкой  речки, по которой плывет лодка. На ней мы и переплывем на другой берег.   (упр. лодочка, слайд № 3) А вот и опушка леса. Ребята, а на опушке леса вырос большой белый гриб. (упр. Грибок.Слайд № 4)

- А теперь сядьте удобнее.  Закройте глаза.

Включает музыку для релаксации. Делает установки:

  • Стоит ясная погода…
  • Дует легкий прохладный ветерок…
  • Мы легко идем по мягкой опавшей листве…
  • Наше тело легко и свободно…

- Откройте глаза. Посмотрите, как красиво и светло в лесу.

Логопед демонстрирует слайд №5

Предлагает выполнить детям упражнение на дыхание:

- Почувствуйте запах леса. Выпрямитесь, возьмите дыхание. Не поднимая плеч, не надувая щек.  Делаем вдох через нос и медленно выдыхаем через рот.  Учимся выполнять длительный направленный речевой выдох. Повторите упражнение еще раз.

Логопед проводит упражнение на развитие голоса на материале гласных звуков «Эхо»:

- Кругом тишина. Только слышим вдали лесное эхо. Говорите свободно на выдохе.

      А? – а. О? – о. У? – у. АУ? – ау. АО? – ао, и  т. д.

Логопед демонстрирует слайд №6. Предлагает выполнить интонационные упражнения:

- Прочтите приветствие на экране – «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес…»  

  • Про себя
  • Шепотом
  • С удивлением
  • С грустью
  • С радостью.

По окончании речевой зарядки логопед подводит итог и   объявляет  речевую задачу урока:

- Старайтесь в течение всего занятия говорить правильно, плавно на выдохе, вполголоса.

Учащиеся  слушают логопеда. Выполняют инструкции.

Идет релаксация по представлению.

Рассматривают слайд №5.

Учащиеся выполняют упражнения на дыхание, соблюдая правила дыхания.

Учащиеся  выполняют голосовые упражнения.

Читают приветствие на слайде №6.

Учащиеся выполняют интонационные упражнения.

Слушают речевую задачу.

VI . Введение в тему, цели и задачи

урока.

Логопед объявляет тему урока.

Демонстрирует слайд №7.

Предлагает прочесть на экране задачи занятия:

- Скажите полным предложением, чему мы будем учиться на занятии.  

 Вводит игровой момент,  демонстрирует на слайде старичка–лесовика.

- Всезанятие с нами будет старичок-лесовичок, который приготовил для вас интересные задания.

Учащиеся читают задачи урока на слайде №7:

- Сегодня на уроке мы будем

  • Подбирать родственные слова
  • Находить в словах корень
  • Составлять рассказ

V.  Лексическая работа.

- Какие слова называются родственными?

Логопед предлагает выполнить задания.

1) Предметный словарь.

- Назовите, какие деревья растут в лесу.

Демонстрирует слайд №8.

2) Обобщающие понятия.

- Назовите одним словом.

Демонстрирует слайд №9

Береза, осина, липа, клен – это …. деревья.

Ель сосна, пихта – это …. деревья.

Демонстрирует слайд №10

3) Закончите предложения. Назовите родственные слова.

У лиственных деревьев  на веточках …

У хвойных деревьев на веточках…

Лес, в котором растут лиственные деревья называется ….

Лес, в котором растут хвойные деревья называется ….

4) Поиск родственных слов.

Логопед предлагает прослушать стихотворения:

- Старичок приготовил для вас стихи. Послушайте внимательно и запомните все однокоренные слова, которые услышите.

Читает стихотворения:

  1. Бывают березки, бывают березы

И веники есть березовые.

Березняк, что у самой дорожки,

Осыпался перед морозами.

 (демонстрируетслайд 11)

  1. В осиновом лесу растут осины,

Осинником зовется этот лес.

Осинки потянулись  к небу синему,

А подосиновик под дерево залез.

 (демонстрируетслайд 12)

       3. Сосновый лес назвали сосняком.

            Здесь сосны величавые растут,

           А маленькие сосенки кругом

           Все эти сосны словно стерегут.

           (демонстрируетслайд 13)

  1. Елочки, ели и елки

Выросли в чаще лесной.

Еловый лесок – это ельник,

Мы в нем погуляем с тобой.

(демонстрируетслайд №14)

  1. Дубовый лес зовут еще дубравой,

В нем много молодых растет дубков.

Дубрава та от озера направо,

Пойдем туда пособирать грибков.

(демонстрируетслайд №15)

Подводит итог. Демонстрирует слайд №16.

- Итак, скажите, как по-другому может называться лес. Вспомните все названия, составьте предложения.

Демонстрирует слайд №17.

- Посмотрите и скажите, в каком лесу мы оказались сегодня на уроке. Почему? Докажите свой ответ.

Объявляет физминутку.

Учащиеся выполняют задания.

1) Называют деревья: дуб, клен, липа, осина …

2) Обобщают:

Береза, осина, липа, клен – это  лиственные деревья.

Ель сосна, пихта – это хвойные  деревья.

3) Заканчивают предложения:

У лиственных деревьев  на веточках – листья.

У хвойных деревьев на веточках – хвоинки.

Лес, в котором растут лиственные деревья,  называется лиственным.

Лес, в котором растут хвойные деревья, называется хвойным.

4) Слушают стихотворения и называют родственные слова.

1. Рассматривают слайд 117 «Березняк»

Называют родственные слова:  березняк, березы, березки, березовые.

 2. Рассматривают слайд №12 «Осинник»

Называют родственные слова:  осинник, осиновые, осинки.

 3. Рассматривают слайд 13 «Сосняк»

Называют родственные слова:  сосняк, сосны, сосенки, сосновый.

 4. Рассматривают слайд №14 «Ельник»

Называют родственные слова: ельник, ели, елки, еловый.

   5. Рассматривают слайд №15 «Дубрава»

Называют родственные слова: дубрава, дуб, дубки, дубовый.

Ученики составляют предложения:

Лес, в котором растут березы, называется – березняк.

Лес, в котором растут осины, называется – осинник.

Лес, в котором растут ели, называется – ельник.

Лес, в котором растут сосны, называется – сосняком.

Лес, в котором растут дубы, называется – дубравой.

Объясняют, доказывают:

- Мы находимся в смешанном лесу, т. к. здесь можно встретить разные деревья: и лиственные, и хвойные.

VI. Физминутка

Демонстрирует слайд № 18

Меж еловых мягких лап

Дождик – кап-кап-кап,

Где сучок давно засох,

Вырос мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашел его, друзья?

Я, я, я….

Выполняют движения с речевым сопровождением

Развитие навыков словобразования.

Выполнение фигуры из пальцев.

Работа в тетрадях.

  Подбор родственных слов.

Демонстрирует слайд №19.

- На лесной полянке выросли грибы. Эти грибы – родственные слова с корнем гриб-.

В лес корзинку мы берем

и грибы в нее кладем.

Давайте сделаем корзинку руками. (Слайд № 20.)

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Молодцы.

А теперь подберите однокоренные слова.

Дает подсказки детям: маленький гриб; человек, который собирает грибы; корень гриба; блюдо из грибов.

Предлагает записать однокоренные слова в тетради. Выделить в словах корень, определить части речи.

  1. Словообразование. Родственные слова. Корень слова.

Предлагает уч-ся подумать:

- Посмотрите на названия грибов, почему их так назвали?

Демонстрирует слайд №21-22.

- Запишите слова парами. Выделите в них общую часть – корень. Как мы будем писать корни в словах?

Пары слов: подберезовик – береза, лисички – лиса, опенок – пень, подосиновик – осина, масленок – масло.

Подводит итог всей лексической работе.

Рассматривают слайд №19, 20

Делают корзинку руками.

Подбирают однокоренные слова:  

Записывают слова в тетради и выделяют корень в слове, определяют части речи.

Корни слов будем писать одинаково.

VI. Работа над  предложением и связной речью

Демонстрирует слайд №23.

- Сейчас мы будет работать с предложением и текстом.

- На экране вы видите вопросный план и опорные слова. Прочтите вопросы и составьте предложения с использование опорных слов.

1. Какой был день? (ясный, летний)

2. Зачем пошли ребята в лес? (грибы)

3. Какие грибы собирали дети? (полная корзина, маслята, опята)

4. Что приготовила мама на обед? (грибной суп)

Логопед обобщает:

- Мы ответили на вопросы и составили предложения. Что у нас получилось?

Предлагает придумать заголовок тексту и записать в тетрадь.

После выполнения работы в тетради, предлагает детям зачитать получившийся рассказ.

Подводит итог пройденному этапу работы.

Слушают задание учителя.

 Читают вопросы и составляют предложения.

  • Был ясный, летний день.
  • Дети пошли в лес за грибами.
  • Ребята набрали полную корзину маслят и опят.
  • Мама приготовила на обед  грибной суп.

Отвечают на вопросы логопеда:

- Получился текст, т. к. все предложения связаны одной темой.

Придумывают заголовок тексту и записывают его в тетрадь.

VII.   Подведение итогов. Оценка речи и деятельности учащихся на уроке.  

Рефлексия.

Подводит итог, дает оценку речи  учащихся.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Вам понравилось занятие?

- Что было сложно выполнить  на занятии?

- Что было легко?

Все сегодня старались. Говорили красиво и правильно. Соблюдали правила речи. Так чему мы учились?

- Поблагодарим старичка-лесовичка за интересное путешествие по лесу. А вот и его волшебный кузовок, а в нем подарки лесовичка.

Демонстрирует слайд №24.

Делают обобщение по проделанной работе:

 - Сегодня на уроке мы…

  • Подбирали однокоренные слова
  • Составляли предложения
  • Составляли рассказ, писали в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".

В конспекте представлены задания для постановки звука...

Презентация "Признаки весны" к конспекту индивидуального занятия .

Предназначена для развития речи дошкольников с нарушениями слуха....

Конспект индивидуального занятия Дифференциация С-Ш

Занятие по дифференциации звуков C-Ш...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"

Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения

Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме  "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...

Конспект индивидуального занятия.

Конспет по автоматизации звука в в словах, состоящих из 2-3 слогов....

Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.

Согласование существительных с прилагательными....