Конспект индивидуального занятия
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Корень слова. Лексика. "Лес.Грибы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren_slova_leksika_les_griby.docx | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия
по коррекции дисграфии
в 4г классе на тему:
«Корень слова». Лексика: «Лес. Грибы».
Учитель: Титова В.Ф.
Сургут 2014
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии в 4 классе
Тема: «Корень слова». Лексика: «Лес. Грибы».
Тип коррекционного занятия: подгрупповое
Целии задачи учебного занятия:
Коррекционно-образовательные:
-расширять и активизировать словарь по теме: «Лес. Грибы»;
- упражнять в подборе родственных слов, учить находить и выделять корень в слове.
Коррекционно-развивающие:
- расслабление крупных групп мышц, постановка речевого дыхания, голоса;- развивать интонационную выразительность;
- развивать навыки правильного формулирования предложений;
- развивать связную речь через составление рассказа по плану и опорным словам;
- развивать навыки самоконтроля за собственной речью.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки плавной устойчивой речи в ходе ответов на вопросы;
- воспитывать
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, магнитофон, фонограмма (релаксация).
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Деятельность логопеда | Деятельность ученика |
| Учитель создает эмоциональный фон урока. | Учащиеся стоят возле своих мест. |
настика / Релаксация Упражнение на развитие голоса и дыхания. Объявление речевой задачи урока. | Учитель объявляет: - Сегодня наше занятие будет необычным. Мы с вами отправляемся на прогулку в лес, для того чтобы полюбоваться его красотой, отдохнуть и узнать: в каких лесах какие растут деревья. А путь наш лежит через зоопарк. А в зоопарке много интересных зверей: вот слон, вытянул свой хоботок. (упр. Хоботок. Слайд 1)Давайте улыбнемся слону. А вот индюк, он громко зовет своих индюшат. (упражнение индюк Слайд № 1) Пойдем дальше. Посмотрите, ребята, кто скачет к нам на встречу? А, это же лошадка. (упр. Лошадка. Слайд № 2). Смотрите, кто-то пустил в небо воздушные шары. (упр. Шарик. Слайд № 2). Вот дошли мы с вами до широкой речки, по которой плывет лодка. На ней мы и переплывем на другой берег. (упр. лодочка, слайд № 3) А вот и опушка леса. Ребята, а на опушке леса вырос большой белый гриб. (упр. Грибок.Слайд № 4) - А теперь сядьте удобнее. Закройте глаза. Включает музыку для релаксации. Делает установки:
- Откройте глаза. Посмотрите, как красиво и светло в лесу. Логопед демонстрирует слайд №5 Предлагает выполнить детям упражнение на дыхание: - Почувствуйте запах леса. Выпрямитесь, возьмите дыхание. Не поднимая плеч, не надувая щек. Делаем вдох через нос и медленно выдыхаем через рот. Учимся выполнять длительный направленный речевой выдох. Повторите упражнение еще раз. Логопед проводит упражнение на развитие голоса на материале гласных звуков «Эхо»: - Кругом тишина. Только слышим вдали лесное эхо. Говорите свободно на выдохе. А? – а. О? – о. У? – у. АУ? – ау. АО? – ао, и т. д. Логопед демонстрирует слайд №6. Предлагает выполнить интонационные упражнения: - Прочтите приветствие на экране – «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес…»
По окончании речевой зарядки логопед подводит итог и объявляет речевую задачу урока: - Старайтесь в течение всего занятия говорить правильно, плавно на выдохе, вполголоса. | Учащиеся слушают логопеда. Выполняют инструкции. Идет релаксация по представлению. Рассматривают слайд №5. Учащиеся выполняют упражнения на дыхание, соблюдая правила дыхания. Учащиеся выполняют голосовые упражнения. Читают приветствие на слайде №6. Учащиеся выполняют интонационные упражнения. Слушают речевую задачу. |
VI . Введение в тему, цели и задачи урока. | Логопед объявляет тему урока. Демонстрирует слайд №7. Предлагает прочесть на экране задачи занятия: - Скажите полным предложением, чему мы будем учиться на занятии. Вводит игровой момент, демонстрирует на слайде старичка–лесовика. - Всезанятие с нами будет старичок-лесовичок, который приготовил для вас интересные задания. | Учащиеся читают задачи урока на слайде №7: - Сегодня на уроке мы будем
|
V. Лексическая работа. | - Какие слова называются родственными? Логопед предлагает выполнить задания. 1) Предметный словарь. - Назовите, какие деревья растут в лесу. Демонстрирует слайд №8. 2) Обобщающие понятия. - Назовите одним словом. Демонстрирует слайд №9 Береза, осина, липа, клен – это …. деревья. Ель сосна, пихта – это …. деревья. Демонстрирует слайд №10 3) Закончите предложения. Назовите родственные слова. У лиственных деревьев на веточках … У хвойных деревьев на веточках… Лес, в котором растут лиственные деревья называется …. Лес, в котором растут хвойные деревья называется …. 4) Поиск родственных слов. Логопед предлагает прослушать стихотворения: - Старичок приготовил для вас стихи. Послушайте внимательно и запомните все однокоренные слова, которые услышите. Читает стихотворения:
И веники есть березовые. Березняк, что у самой дорожки, Осыпался перед морозами. (демонстрируетслайд 11)
Осинником зовется этот лес. Осинки потянулись к небу синему, А подосиновик под дерево залез. (демонстрируетслайд 12) 3. Сосновый лес назвали сосняком. Здесь сосны величавые растут, А маленькие сосенки кругом Все эти сосны словно стерегут. (демонстрируетслайд 13)
Выросли в чаще лесной. Еловый лесок – это ельник, Мы в нем погуляем с тобой. (демонстрируетслайд №14)
В нем много молодых растет дубков. Дубрава та от озера направо, Пойдем туда пособирать грибков. (демонстрируетслайд №15) Подводит итог. Демонстрирует слайд №16. - Итак, скажите, как по-другому может называться лес. Вспомните все названия, составьте предложения. Демонстрирует слайд №17. - Посмотрите и скажите, в каком лесу мы оказались сегодня на уроке. Почему? Докажите свой ответ. Объявляет физминутку. | Учащиеся выполняют задания. 1) Называют деревья: дуб, клен, липа, осина … 2) Обобщают: Береза, осина, липа, клен – это лиственные деревья. Ель сосна, пихта – это хвойные деревья. 3) Заканчивают предложения: У лиственных деревьев на веточках – листья. У хвойных деревьев на веточках – хвоинки. Лес, в котором растут лиственные деревья, называется лиственным. Лес, в котором растут хвойные деревья, называется хвойным. 4) Слушают стихотворения и называют родственные слова. 1. Рассматривают слайд 117 «Березняк» Называют родственные слова: березняк, березы, березки, березовые. 2. Рассматривают слайд №12 «Осинник» Называют родственные слова: осинник, осиновые, осинки. 3. Рассматривают слайд 13 «Сосняк» Называют родственные слова: сосняк, сосны, сосенки, сосновый. 4. Рассматривают слайд №14 «Ельник» Называют родственные слова: ельник, ели, елки, еловый. 5. Рассматривают слайд №15 «Дубрава» Называют родственные слова: дубрава, дуб, дубки, дубовый. Ученики составляют предложения: Лес, в котором растут березы, называется – березняк. Лес, в котором растут осины, называется – осинник. Лес, в котором растут ели, называется – ельник. Лес, в котором растут сосны, называется – сосняком. Лес, в котором растут дубы, называется – дубравой. Объясняют, доказывают: - Мы находимся в смешанном лесу, т. к. здесь можно встретить разные деревья: и лиственные, и хвойные. |
VI. Физминутка | Демонстрирует слайд № 18 Меж еловых мягких лап Дождик – кап-кап-кап, Где сучок давно засох, Вырос мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашел его, друзья? Я, я, я…. | Выполняют движения с речевым сопровождением |
Развитие навыков словобразования. Выполнение фигуры из пальцев. Работа в тетрадях. | Подбор родственных слов. Демонстрирует слайд №19. - На лесной полянке выросли грибы. Эти грибы – родственные слова с корнем гриб-. В лес корзинку мы берем и грибы в нее кладем. Давайте сделаем корзинку руками. (Слайд № 20.) Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку. Молодцы. А теперь подберите однокоренные слова. Дает подсказки детям: маленький гриб; человек, который собирает грибы; корень гриба; блюдо из грибов. Предлагает записать однокоренные слова в тетради. Выделить в словах корень, определить части речи.
Предлагает уч-ся подумать: - Посмотрите на названия грибов, почему их так назвали? Демонстрирует слайд №21-22. - Запишите слова парами. Выделите в них общую часть – корень. Как мы будем писать корни в словах? Пары слов: подберезовик – береза, лисички – лиса, опенок – пень, подосиновик – осина, масленок – масло. Подводит итог всей лексической работе. | Рассматривают слайд №19, 20 Делают корзинку руками. Подбирают однокоренные слова: Записывают слова в тетради и выделяют корень в слове, определяют части речи. Корни слов будем писать одинаково. |
VI. Работа над предложением и связной речью | Демонстрирует слайд №23. - Сейчас мы будет работать с предложением и текстом. - На экране вы видите вопросный план и опорные слова. Прочтите вопросы и составьте предложения с использование опорных слов. 1. Какой был день? (ясный, летний) 2. Зачем пошли ребята в лес? (грибы) 3. Какие грибы собирали дети? (полная корзина, маслята, опята) 4. Что приготовила мама на обед? (грибной суп) Логопед обобщает: - Мы ответили на вопросы и составили предложения. Что у нас получилось? Предлагает придумать заголовок тексту и записать в тетрадь. После выполнения работы в тетради, предлагает детям зачитать получившийся рассказ. Подводит итог пройденному этапу работы. | Слушают задание учителя. Читают вопросы и составляют предложения.
Отвечают на вопросы логопеда: - Получился текст, т. к. все предложения связаны одной темой. Придумывают заголовок тексту и записывают его в тетрадь. |
VII. Подведение итогов. Оценка речи и деятельности учащихся на уроке. Рефлексия. | Подводит итог, дает оценку речи учащихся. - Вот и подошло к концу наше путешествие. - Вам понравилось занятие? - Что было сложно выполнить на занятии? - Что было легко? Все сегодня старались. Говорили красиво и правильно. Соблюдали правила речи. Так чему мы учились? - Поблагодарим старичка-лесовичка за интересное путешествие по лесу. А вот и его волшебный кузовок, а в нем подарки лесовичка. Демонстрирует слайд №24. | Делают обобщение по проделанной работе: - Сегодня на уроке мы…
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".
В конспекте представлены задания для постановки звука...
Презентация "Признаки весны" к конспекту индивидуального занятия .
Предназначена для развития речи дошкольников с нарушениями слуха....
Конспект индивидуального занятия Дифференциация С-Ш
Занятие по дифференциации звуков C-Ш...
Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"
Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....
Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения
Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...
Конспект индивидуального занятия.
Конспет по автоматизации звука в в словах, состоящих из 2-3 слогов....
Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.
Согласование существительных с прилагательными....