Конспект логопедического занятия. "Сочинение-описание северного оленя".
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс) на тему

Евай Ирина Васильевна

 

Предназначено для обучающихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием чтения и письма III уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk.zan_.soch-opis-e_sever.olenya.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия.  Сочинение-описание северного оленя.

Категория: с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием чтения и письма III уровня.

Лексическая тема. Животные и растительность тундры.

Цели:

Образовательные.

  • Формирование умения композиционно правильно строить описание.
  • Совершенствование умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.
  • Закрепление умения коллективному пересказу текста.
  • Формирование умения писать падежные окончания имён прилагательных.
  • Закрепление детей по теме «Тундра» (материал ОЗОМ).
  • Развитие грамматически правильной связной речи детей.
  • Обогащение словарного запаса детей на тему «Животные и растительность тундры».

Воспитательные.

  • Развитие зрительного и слухового внимания; памяти; словесно-логического мышления.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие речевого дыхания.

Коррекционные.

  • Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
  • Воспитание в детях бережного отношения, любви и умения видеть красоты родной природы.

Оборудование.

Демонстрационное: мультимедийный проектор, слайды, рисунки, гербарий с лишайником.

Раздаточное: карточки-алгоритмы для составления описания; план описания; карточка со словами-помощниками (для описания); черновики;

Планируемые результаты обучения: освоение детьми навыка составления сочинения-описания животного.

План урока:

Этап урока

Приёмы и методы

Время

1

Организационный момент

Речетатив

1 минута

2

Сообщение темы занятия

Отгадывание загадки

1 минута

3

Рассказ учителя о северном олене

Мультимедийный показ слайдов с фотографиями оленей

3 минуты

4

Повторение материалов прошлых занятий

Слайды с определениями на тему «Текст»

2 минуты

5

Словарно-орфографическая подготовка

Работа по индивидуальным карточкам

5 минут

6

Физкультминутка

В стихотворной форме

1минута

7

Составление сочинения-описания по плану

По индивидуальным карточкам с готовым планом сочинения

10 минут

8

Пересказ детьми рассказа устно

Метод пересказа

6 минут

Письмо сочинения на черновиках

Приём записи по памяти с опорой на словарно-орфографический материал

10 минут

3

Итог занятия

Рефлексия

1 минута

Ход урока

  1. Организационный момент.

Дети читают стишок.

Каждый день - всегда, везде,

                                                             На занятиях, в игре

                                                             Смело, чётко говорим

                                                             И тихонечко сидим.

  1. - Ребята, отгадайте загадку и скажите о каком животном идёт речь.

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

- Правильно, ребята, это олень. Сегодня мы с вами будем писать сочинение-описание северного оленя.

(Учитель показывает на слайдах картинки оленей, а также гербария ягеля.)

  1. Рассказ учителя:

По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное- северный олень; крупное, сильное, неутомимое. Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут – он сам себе корм добывает.  

Олений корм- кустистый ягель. Это низкое растение светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру. Олень, скусывая лишайник, за один раз отправляет в рот то, что росло 10 лет. Во время добычи нефти окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает.

Зимой серебряное пастбище занесено глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стёрты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет.

Замечательный обитатель тундры- дикий северный олень. Живут дикие олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, например, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных.

  1. Повторение материалов прошлых занятий.

Ребята, давайте вспомним определение текста, темы текста, основной мысли текста, типы текстов, определение текста описания, название частей текста.

(Учитель показывает слайды на мультимедиа).

  1. Словарно-орфографическая подготовка.

Подберите имена прилагательные к существительным. Объясните написание падежных окончаний.

Олень (какой?) низкорослый, травоядный, крупный, сильный, красивый.

Рога (какие?) большие, ветвистые.

Рост (какой?) низкорослый.

Морда (какая?) продолговатая, вытянутая.

Глаза (какие?) большие, добрые.

Туловище (какое?) красивое, стройное.

Мех (какой?) густой, тёплый, серый с белым.

Копыта (какие?) раздвоенные.

Ягель (какой?) пушистый, серебристый.

Оленята (какие?) забавные, красивые и пушистые.

Подберите глаголы к именам существительным (по смыслу).

Олень (что делает?) пасётся, работает, возит, бежит, раскапывает (копытами мох), проваливается (в снег).

Оленевод (что делает?) пасёт, разводит (оленей), запрягает (оленя в лёгкие сани- нарты).

  1. Физкультминутка.

Вот олень- красавец стройный,

Благородный и спокойный.

 (Дети шагают высоко поднимая ноги).

У него рога ветвисты,

(Слегка согнутые в локтях руки дети поднимают над головой, кисти

с раскрытыми пальцами красиво разворачивают ладошками в стороны).

Ноги тонки, ноги быстры,

(Бег с высоким подниманием ног).

Мы играем целый день,

целый день играть не лень.

(Руки на поясе, выполнить полуприседания с поворотом вправо-влево.)

  1. Составление сочинения-описания по плану.

Учитель раздаёт детям планы сочинения-описания животного.

План сочинения-описания оленя.

  1. Олень - красивое животное.
  2. Описание оленя: голова (глаза, морда, рога), туловище (ноги, хвост, шея), шерсть.
  3. Еда оленя.
  4. Детёныши оленя.
  5. Трудно жить на севере без оленей.

О чём нужно сказать во вводной части? (О ком пойдёт речь в тексте).

Что нужно сказать об олене? (Что это красивое животное).

О чём нужно писать в основной части, если это рассказ-описание животного? (Описать внешний вид оленя).

Что нужно не забыть написать в заключительной части? (Для чего олень необходим в тундре).

Что можно сказать в общем про оленя? (Олень для человека в тундре кормилец).

  1. Пересказ детьми рассказа устно.

Учитель раздаёт алгоритм с вопросами для составления сочинения-описания северного оленя.

Ребята, что мы с вами составляем? (Сочинение-описание оленя).

Какое олень животное?

Какой олень по росту?

Что у него на голове?

Какая у него  морда?

Какие глаза?

Какое у оленя туловище?

Какие у него ноги и хвост?

Какой у оленя мех?

Какого цвета у него шерсть?

Олень- это домашнее животное или дикое?

Кто разводит оленей?

Где они пасутся круглый год?

Олень- это хищное животное или травоядное?

А что является оленим кормом?

А какой ягель?

Как называют детёныша оленя?

Какие оленята?

Что делает олень целый день?

Что дают олени?

Легко ли жить на севере без оленей?

  1. Письмо сочинения на черновиках.

-Ребята, даже самые известные писатели и поэты, сначала писали в черновиках. Поэтому и мы сначала напишем на черновиках.

Чтение детьми некоторых работ.

      8. Подведение итогов занятия.

-Ребята, вам понравилось занятие. Что вам показалось трудным, а что было лёгко?

Ребята, выберите в конвертиках, лежащих на ваших столах, пиктограмму соответствующую вашему сегодняшнему настроению.

План сочинения-описания оленя.

  1. Олень - красивое животное.
  2. Описание оленя: голова (глаза, морда, рога), туловище (ноги, хвост, шея), шерсть.
  3. Еда оленя.
  4. Детёныши оленя.
  5. Трудно жить на севере без оленей.

Какое олень животное?

Какой олень по росту?

Что у него на голове?

Какая у него  морда?

Какие глаза?

Какое у оленя туловище?

Какие у него ноги и хвост?

Какой у оленя мех?

Какого цвета у него шерсть?

Олень- это домашнее животное или дикое?

Кто разводит оленей?

Где они пасутся круглый год?

Олень- это хищное животное или травоядное?

А что является оленим кормом?

А какой ягель?

Как называют детёныша оленя?

Какие оленята?

Что делает олень целый день?

Что дают олени?

Легко ли жить на севере без оленей?

План сочинения-описания оленя.

  1. Олень - красивое животное.
  2. Описание оленя: голова (глаза, морда, рога), туловище (ноги, хвост, шея), шерсть.
  3. Еда оленя.
  4. Детёныши оленя.
  5. Трудно жить на севере без оленей.

Какое олень животное?

Какой олень по росту?

Что у него на голове?

Какая у него  морда?

Какие глаза?

Какое у оленя туловище?

Какие у него ноги и хвост?

Какой у оленя мех?

Какого цвета у него шерсть?

Олень- это домашнее животное или дикое?

Кто разводит оленей?

Где они пасутся круглый год?

Олень- это хищное животное или травоядное?

А что является оленим кормом?

А какой ягель?

Как называют детёныша оленя?

Какие оленята?

Что делает олень целый день?

Что дают олени?

Легко ли жить на севере без оленей?

План сочинения-описания оленя.

  1. Олень - красивое животное.
  2. Описание оленя: голова (глаза, морда, рога), туловище (ноги, хвост, шея), шерсть.
  3. Еда оленя.
  4. Детёныши оленя.
  5. Трудно жить на севере без оленей.

Какое олень животное?

Какой олень по росту?

Что у него на голове?

Какая у него  морда?

Какие глаза?

Какое у оленя туловище?

Какие у него ноги и хвост?

Какой у оленя мех?

Какого цвета у него шерсть?

Олень- это домашнее животное или дикое?

Кто разводит оленей?

Где они пасутся круглый год?

Олень- это хищное животное или травоядное?

А что является оленим кормом?

А какой ягель?

Как называют детёныша оленя?

Какие оленята?

Что делает олень целый день?

Что дают олени?

Легко ли жить на севере без оленей?

План сочинения-описания оленя.

  1. Олень - красивое животное.
  2. Описание оленя: голова (глаза, морда, рога), туловище (ноги, хвост, шея), шерсть.
  3. Еда оленя.
  4. Детёныши оленя.
  5. Трудно жить на севере без оленей.

Какое олень животное?

Какой олень по росту?

Что у него на голове?

Какая у него  морда?

Какие глаза?

Какое у оленя туловище?

Какие у него ноги и хвост?

Какой у оленя мех?

Какого цвета у него шерсть?

Олень- это домашнее животное или дикое?

Кто разводит оленей?

Где они пасутся круглый год?

Олень- это хищное животное или травоядное?

А что является оленим кормом?

А какой ягель?

Как называют детёныша оленя?

Какие оленята?

Что делает олень целый день?

Что дают олени?

Легко ли жить на севере без оленей?

План сочинения-описания оленя.

  1. Олень - красивое животное.
  2. Описание оленя: голова (глаза, морда, рога), туловище (ноги, хвост, шея), шерсть.
  3. Еда оленя.
  4. Детёныши оленя.
  5. Трудно жить на севере без оленей.

Какое олень животное?

Какой олень по росту?

Что у него на голове?

Какая у него  морда?

Какие глаза?

Какое у оленя туловище?

Какие у него ноги и хвост?

Какой у оленя мех?

Какого цвета у него шерсть?

Олень- это домашнее животное или дикое?

Кто разводит оленей?

Где они пасутся круглый год?

Олень- это хищное животное или травоядное?

А что является оленим кормом?

А какой ягель?

Как называют детёныша оленя?

Какие оленята?

Что делает олень целый день?

Что дают олени?

Легко ли жить на севере без оленей?

План сочинения-описания оленя.

  1. Олень - красивое животное.
  2. Описание оленя: голова (глаза, морда, рога), туловище (ноги, хвост, шея), шерсть.
  3. Еда оленя.
  4. Детёныши оленя.
  5. Трудно жить на севере без оленей.

Какое олень животное?

Какой олень по росту?

Что у него на голове?

Какая у него  морда?

Какие глаза?

Какое у оленя туловище?

Какие у него ноги и хвост?

Какой у оленя мех?

Какого цвета у него шерсть?

Олень- это домашнее животное или дикое?

Кто разводит оленей?

Где они пасутся круглый год?

Олень- это хищное животное или травоядное?

А что является оленим кормом?

А какой ягель?

Как называют детёныша оленя?

Какие оленята?

Что делает олень целый день?

Что дают олени?

Легко ли жить на севере без оленей?

План сочинения-описания оленя.

  1. Олень - красивое животное.
  2. Описание оленя: голова (глаза, морда, рога), туловище (ноги, хвост, шея), шерсть.
  3. Еда оленя.
  4. Детёныши оленя.
  5. Трудно жить на севере без оленей.

Какое олень животное?

Какой олень по росту?

Что у него на голове?

Какая у него  морда?

Какие глаза?

Какое у оленя туловище?

Какие у него ноги и хвост?

Какой у оленя мех?

Какого цвета у него шерсть?

Олень- это домашнее животное или дикое?

Кто разводит оленей?

Где они пасутся круглый год?

Олень- это хищное животное или травоядное?

А что является оленим кормом?

А какой ягель?

Как называют детёныша оленя?

Какие оленята?

Что делает олень целый день?

Что дают олени?

Легко ли жить на севере без оленей?

План сочинения-описания оленя.

  1. Олень - красивое животное.
  2. Описание оленя: голова (глаза, морда, рога), туловище (ноги, хвост, шея), шерсть.
  3. Еда оленя.
  4. Детёныши оленя.
  5. Трудно жить на севере без оленей.

Какое олень животное?

Какой олень по росту?

Что у него на голове?

Какая у него  морда?

Какие глаза?

Какое у оленя туловище?

Какие у него ноги и хвост?

Какой у оленя мех?

Какого цвета у него шерсть?

Олень- это домашнее животное или дикое?

Кто разводит оленей?

Где они пасутся круглый год?

Олень- это хищное животное или травоядное?

А что является оленим кормом?

А какой ягель?

Как называют детёныша оленя?

Какие оленята?

Что делает олень целый день?

Что дают олени?

Легко ли жить на севере без оленей?

Подберите имена прилагательные к существительным. Объясните написание падежных окончаний.

Олень (какой?) ______, ________, _________, __________,________.

Рога (какие?) _________,_________.

Рост (какой?) __________.

Морда (какая?) __________,__________.

Глаза (какие?) _________, __________.

Мех (какой?) _________, ________, _________.

Копыта (какие?) __________.

Ягель (какой?) _______, ________.

Оленята (какие?) _______, ________, _______.

низкорослый, травоядный, крупный, сильный, красивый; большие, ветвистые; низкорослый;  продолговатая, вытянутая; густой, тёплый, серо – белый; раздвоенные; пушистый, серебристый; забавные, красивые и пушистые;

Подберите глаголы к именам существительным (по смыслу).

Олень (что делает?)_______,______, _______, _________, _______, _______.

Оленевод (что делает?) _________, _________, __________.

пасётся, работает, возит, бежит, раскапывает (копытами мох), проваливается (в снег); пасёт, разводит (оленей), запрягает (оленя в лёгкие сани- нарты);

Подберите имена прилагательные к существительным. Объясните написание падежных окончаний.

Олень (какой?) ______, ________, _________, __________,________.

Рога (какие?) _________,_________.

Рост (какой?) __________.

Морда (какая?) __________,__________.

Глаза (какие?) _________, __________.

Мех (какой?) _________, ________, _________.

Копыта (какие?) __________.

Ягель (какой?) _______, ________.

Оленята (какие?) _______, ________, _______.

низкорослый, травоядный, крупный, сильный, красивый; большие, ветвистые; низкорослый;  продолговатая, вытянутая; густой, тёплый, серо – белый; раздвоенные; пушистый, серебристый; забавные, красивые и пушистые;

Подберите глаголы к именам существительным (по смыслу).

Олень (что делает?)_______,______, _______, _________, _______, _______.

Оленевод (что делает?) _________, _________, __________.

пасётся, работает, возит, бежит, раскапывает (копытами мох), проваливается (в снег); пасёт, разводит (оленей), запрягает (оленя в лёгкие сани- нарты);

Подберите имена прилагательные к существительным. Объясните написание падежных окончаний.

Олень (какой?) ______, ________, _________, __________,________.

Рога (какие?) _________,_________.

Рост (какой?) __________.

Морда (какая?) __________,__________.

Глаза (какие?) _________, __________.

Мех (какой?) _________, ________, _________.

Копыта (какие?) __________.

Ягель (какой?) _______, ________.

Оленята (какие?) _______, ________, _______.

низкорослый, травоядный, крупный, сильный, красивый; большие, ветвистые; низкорослый;  продолговатая, вытянутая; густой, тёплый, серо – белый; раздвоенные; пушистый, серебристый; забавные, красивые и пушистые;

Подберите глаголы к именам существительным (по смыслу).

Олень (что делает?)_______,______, _______, _________, _______, _______.

Оленевод (что делает?) _________, _________, __________.

пасётся, работает, возит, бежит, раскапывает (копытами мох), проваливается (в снег); пасёт, разводит (оленей), запрягает (оленя в лёгкие сани- нарты);

Подберите имена прилагательные к существительным. Объясните написание падежных окончаний.

Олень (какой?) ______, ________, _________, __________,________.

Рога (какие?) _________,_________.

Рост (какой?) __________.

Морда (какая?) __________,__________.

Глаза (какие?) _________, __________.

Мех (какой?) _________, ________, _________.

Копыта (какие?) __________.

Ягель (какой?) _______, ________.

Оленята (какие?) _______, ________, _______.

низкорослый, травоядный, крупный, сильный, красивый; большие, ветвистые; низкорослый;  продолговатая, вытянутая; густой, тёплый, серо – белый; раздвоенные; пушистый, серебристый; забавные, красивые и пушистые;

Подберите глаголы к именам существительным (по смыслу).

Олень (что делает?)_______,______, _______, _________, _______, _______.

Оленевод (что делает?) _________, _________, __________.

пасётся, работает, возит, бежит, раскапывает (копытами мох), проваливается (в снег); пасёт, разводит (оленей), запрягает (оленя в лёгкие сани- нарты.);

Подберите имена прилагательные к существительным. Объясните написание падежных окончаний.

Олень (какой?) ______, ________, _________, __________,________.

Рога (какие?) _________,_________.

Рост (какой?) __________.

Морда (какая?) __________,__________.

Глаза (какие?) _________, __________.

Мех (какой?) _________, ________, _________.

Копыта (какие?) __________.

Ягель (какой?) _______, ________.

Оленята (какие?) _______, ________, _______.

низкорослый, травоядный, крупный, сильный, красивый; большие, ветвистые; низкорослый;  продолговатая, вытянутая; густой, тёплый, серо – белый; раздвоенные; пушистый, серебристый; забавные, красивые и пушистые;

Подберите глаголы к именам существительным (по смыслу).

Олень (что делает?)_______,______, _______, _________, _______, _______.

Оленевод (что делает?) _________, _________, __________.

пасётся, работает, возит, бежит, раскапывает (копытами мох), проваливается (в снег); пасёт, разводит (оленей), запрягает (оленя в лёгкие сани- нарты);

Подберите имена прилагательные к существительным. Объясните написание падежных окончаний.

Олень (какой?) ______, ________, _________, __________,________.

Рога (какие?) _________,_________.

Рост (какой?) __________.

Морда (какая?) __________,__________.

Глаза (какие?) _________, __________.

Мех (какой?) _________, ________, _________.

Копыта (какие?) __________.

Ягель (какой?) _______, ________.

Оленята (какие?) _______, ________, _______.

низкорослый, травоядный, крупный, сильный, красивый; большие, ветвистые; низкорослый;  продолговатая, вытянутая; густой, тёплый, серо – белый; раздвоенные; пушистый, серебристый; забавные, красивые и пушистые;

Подберите глаголы к именам существительным (по смыслу).

Олень (что делает?)_______,______, _______, _________, _______, _______.

Оленевод (что делает?) _________, _________, __________.

пасётся, работает, возит, бежит, раскапывает (копытами мох), проваливается (в снег); пасёт, разводит (оленей), запрягает (оленя в лёгкие сани- нарты);

Подберите имена прилагательные к существительным. Объясните написание падежных окончаний.

Олень (какой?) ______, ________, _________, __________,________.

Рога (какие?) _________,_________.

Рост (какой?) __________.

Морда (какая?) __________,__________.

Глаза (какие?) _________, __________.

Мех (какой?) _________, ________, _________.

Копыта (какие?) __________.

Ягель (какой?) _______, ________.

Оленята (какие?) _______, ________, _______.

низкорослый, травоядный, крупный, сильный, красивый; большие, ветвистые; низкорослый;  продолговатая, вытянутая; густой, тёплый, серо – белый; раздвоенные; пушистый, серебристый; забавные, красивые и пушистые;

Подберите глаголы к именам существительным (по смыслу).

Олень (что делает?)_______,______, _______, _________, _______, _______.

Оленевод (что делает?) _________, _________, __________.

пасётся, работает, возит, бежит, раскапывает (копытами мох), проваливается (в снег); пасёт, разводит (оленей), запрягает (оленя в лёгкие сани- нарты);

Подберите имена прилагательные к существительным. Объясните написание падежных окончаний.

Олень (какой?) ______, ________, _________, __________,________.

Рога (какие?) _________,_________.

Рост (какой?) __________.

Морда (какая?) __________,__________.

Глаза (какие?) _________, __________.

Мех (какой?) _________, ________, _________.

Копыта (какие?) __________.

Ягель (какой?) _______, ________.

Оленята (какие?) _______, ________, _______.

низкорослый, травоядный, крупный, сильный, красивый; большие, ветвистые; низкорослый;  продолговатая, вытянутая; густой, тёплый, серо – белый; раздвоенные; пушистый, серебристый; забавные, красивые и пушистые;

Подберите глаголы к именам существительным (по смыслу).

Олень (что делает?)_______,______, _______, _________, _______, _______.

Оленевод (что делает?) _________, _________, __________.

пасётся, работает, возит, бежит, раскапывает (копытами мох), проваливается (в снег); пасёт, разводит (оленей), запрягает (оленя в лёгкие сани- нарты);

Сочинение-описание.

Северный олень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...