Развитие мелкой моторики как средство активизации произвольных познавательных процессов
статья по логопедии на тему

         Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если моторика развита слабо, то наблюдаются и отставания в развитии речи.

    Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики как средство активизации произвольных психических процессов

          Современная школа предполагает у поступающих в школу детей достаточно высокий уровень сформированности интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности к обучению. Но, как правило, дети, зачисляемые на школьный логопункт, часто не отвечают этим запросам, так как у многих из них низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. У поступающих в школу отмечается недостаточный уровень развития произвольного зрительного, слухового внимания и памяти,

низкий уровень восприятия и мышления, незрелость эмоционально- волевой сферы, нарушения речи. Ребёнок оказывается в «замкнутом кругу». С одной стороны, низкий уровень психофизического состояния тормозит полноценное развитие речи, формирование навыков чтения и письма, а, с другой стороны, несовершенство фонематических процессов, трудности в понимании словесно-логических инструкций  негативно сказываются на скорости и качестве формирования произвольных  функций как основы успешного обучения.

Таким образом вытекает закономерность логопедической работы, которая заключается в комплексном подходе при обучении каждого ученика, в развитии индивидуальных особенностей и коррекции индивидуальных недостатков развития.

          Целью первого года коррекционно-логопедической работы считаю всестороннюю подготовку детей к усвоению звуковой стороны речи. Для достижения этой цели выполняю следующие задачи:

  • Формирование и развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  • совершенствование фонематических процессов;
  • устранение дефектного произношения;
  • формирование произвольных психических процессов;
  • развитие устойчивых графических навыков;
  • активизация и пополнение словаря.

Одним из действенных способов выполнения этих задач считаю развитие мелкой моторики на логопедических занятиях.

         Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если моторика развита слабо, то наблюдаются и отставания в развитии речи.

          Ещё во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – ещё одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в ЦНС. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек. Массаж мизинца улучшает работу сердца.

          Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции горы головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование  и развитие речевой функции ребёнка. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Поэтому, чтобы научить ребенка правильному звукопроизношению, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать тонкие движения пальцев рук.

          Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

          В начале учебного года провожу диагностику уровня развития мелкой моторики. Для этого использую различные задания и методики:

  1. Поочередное поднятие пальцев рук.
  2. Задание «езда по дорожке».
  3. Копирование фразы.
  4. Методика Н.И.Гуткиной «Домик».
  5. Тест Куглера.

Для определения общего и речевого развития детей использую экспресс-методику Т.А. Фотековой.  

          Как правило, уровень развития мелкой моторики у детей с речевым недоразвитием оказывается недостаточным для успешного овладения навыками письма: линии отрывистые, прерывающиеся, часто с повторными движениями. Кроме того, у обучающихся наблюдается зажатость кисти руки, сильное сдавливание карандаша пальцами, сильный нажим на карандаш. В результате дети быстро устают, теряют интерес к деятельности, снижается качество выполняемой графической работы.

          На каждом логопедическом занятии я провожу работу по формированию тонких движений рук и графических навыков у детей-логопатов. Работа по развитию  мелкой моторики ведётся по таким направлениям:

  1. Массаж и самомассаж  кистей и пальцев рук ребенка.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Пальчиковые игры с речевым сопровождением
  4. Упражнения для рук с использованием различных предметов.
  5. Развитие графических навыков.

 

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук

способствует развитию тактильных ощущений, активизации речедвигательных зон коры головного мозга и вследствие, передаче нервных импульсов на периферический речевой отдел и улучшению подвижности речевого аппарата. Кроме того, улучшается работа внутренних органов ребёнка.

Гости

Стала Маша гостей созывать:      (вращение кистей рук к себе)

И Иван приди, и Степан приди,   (поочередный массаж кончиков пальцев правой руки)

И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка – ну, пожалуйста.

Стала Маша гостей угощать:        (вращение кистей рук от себя)

И Ивану блин, и Степану блин,    (поочерёдный массаж кончиков пальцев левой руки)

И Матвею блин, и Сергею блин,

А Никитушке – мятный пряничек.

         

Волшебные орешки

Покатилось, покатилось      (вращение шариков Су-Джок или грецких орехов по ладони или

Олино колечко.                       круговые движения шариком по тыльной стороне кисти одной

Покатилось, покатилось        руки, прижав его ладонью другой руки).

С нашего крылечка.

Кто с крылечка сойдёт?

Кто колечко найдёт?

Пальчиковая гимнастика

укрепляет мышцы кисти, развивает координацию движений пальцев рук, формирует способность управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде. Кроме того, развиваются зрительная, слуховая и моторная координация, совершенствуются образные представления, улучшается внимание

При чередовании движений правой и левой руки происходит тренировка межполушарного взаимодействия, которое в свою очередь является основой интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое.

Пальчики здороваются

Кончики правой и левой рук соприкасаются мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д.

Пальчики моются

Согнутые пальцы одной руки смыкаются с согнутыми пальцами другой руки в «замочек» и шевелятся.

Колечко

Большой палец правой руки поочерёдно с каждым пальцем образует колечко, которое надевается на каждый палец левой руки: большой с указательным – на указательный, большой со средним – на средний и т.д.

Гармошка

Пальцы раскрытой ладошки сходятся и расходятся.

Пальчиковые игры с речевым сопровождением

Мальчик-с-пальчик

Мальчик-пальчик где ты был ? ( руки с растопыренными пальцами прижаты друг к другу.

С этим братцем в лес ходил.       большие пальцы постукивают друг об друга, затем

С этим братцем щи варил.            указательные, средние, безымянные, мизинцы).

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Шнурок

Вверх шнурок,         (попеременно обводить шнурком каждый палец – сверху, снизу, - от

Вниз шнурок,           указательного до мизинца и обратно)

И еще, еще разок.

А теперь – наоборот.

Вот шнурок назад идёт.

Пальчик вверх, пальчик вниз,

Этот вверх, тот опустись!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Теремок

Из пальцев, дружок, сложи теремок.

Вот это – ворота, вот это – замок.

Вот серенький зайчик, вот – мышка-норушка,

Лисичка-сестричка, лягушка-квакушка.

Но вот в теремок медведь забрался.

Домик сломался, народ разбежался.

Медведь косолапый ходит, места себе не находит.

Теремок я построю большой.

И будут там жить со мной:

Серенький зайчик, мышка-норушка,

Лисичка-сестричка и лягушка-квакушка.

Упражнения для рук с использованием различных предметов

обогащают чувственный, эмпирический опыт ребёнка, развивают учебные навыки, такие как самоконтроль, анализ и сравнение с образцом, повышают познавательную деятельность.

Игры с карандашом

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Игры с прищепками

Кусается сильно котёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Брысь!»

Игры со счетными палочками

-Котик-кот, иди к доске,        

Расскажи о колоске!

-Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я!

Дом я строю во Вселенной.

Есть в нём крыша и антенна.

Есть в нём дом и есть окошко –

Пусть живёт в нём наша кошка.

Игры со шнурками

На глазах слезинки –

Ведь свои ботинки

Шнуровать не может

Маленький Сережа.

Ты не плачь, Сережа,

Пальчики шнуровка

Развивает ловко.

Вверх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок.

А теперь – наоборот.

Вот шнурок назад идёт.

Пальчик вверх, пальчик вниз,

Этот вверх, тот опустись!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Игры с массажёрчиками

По равнине белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок, чок, чок, чок

Скачет резвый табунок.

Игры с нитками на бархатной бумаге

На бархатной бумаге

Котенок мой сидит.

И длинными усами

Тихонько шевелит.

Песочная терапия

благотворно сказывается на сенсомоторике детей.

Положи теперь, дружок,

Руки прямо на песок,

Раз, два, три

Ну-ка, букву отыщи.

Кукольный театр

один из любимых детьми вид деятельности. Сюжетно-ролевая игра формирует учебную мотивацию( умение ставить и удерживать цель совместной деятельности, планирование своей деятельности, определение способа деятельности, использование самоконтроля и оценивание своей деятельности), способствует установлению взаимоотношений со сверстниками, с педагогом, снятию эмоциональных «зажимов», «реализует нереализованные желания»( Выготский), развивают способность к эмпатии.

Игра-драматизация «Волк и лиса»

Серый волк в глухом лесу встретил рыжую лису.

-Лизавета, здравствуй!

-Как дела, зубастый?

Ничего идут дела, голова ещё цела.

-Где ты был?

-На рынке.

-Что купил?

-Свининки.

-Сколько взяли?

-Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке…

-Кто отгрыз?

-Собаки.

-Жив ли, милый куманёк?

-Еле ноги уволок. Как твои, лиса, дела?

-На базаре я была.

-Что ты там видала?

-Уток я считала.

-Сколько было?

-Семь с восьмой.

-Сколько стало?

-Ни одной.

-Где же эти утки?

-У меня в желудке.

Игры с пластилином, солёным тестом

Кусочки пластилина

Катает наша Зина

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Оригами

Я в руках листок держу,

Вчетверо его сложу,

Отогну ещё разок,

Получился уголок.

Смотрит на меня дворняжка,

Симпатичная мордашка.

Развитие графических навыков

способствует развитию зрительного анализа, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, восприятия, навыков пространственной ориентации, формирует способность принимать учебную задачу и произвольно управлять своими действиями, обращается внимание на аккуратность работы и доведение начатого дела до конца.

Рисование, раскрашивание, обводка, штриховка, графические диктанты.

         Повторное исследование уровня развития пальцевой моторики и анализ письменных работ об-ся в конце 1 класса показывает, что графические навыки улучшились у всех детей,

качество выполняемых штриховок, обводок улучшилось, линии стали менее отрывистыми, сократились случаи «писчего спазма». Анализ  развития по методике Т.А.Фотековой так же показал положительную динамику общего и речевого развития детей: артикуляция улучшилась у 6 детей, фонематические процессы у 8 детей, активизировалось развитие психических функций, связанных с речью: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления.

Вывод:

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей, страдающих нарушениями речи, способствуют:

  • Развитию речи и укреплению мышц рук
  • Развитию речевых центров коры головного мозга
  • Усвоению навыков письма
  • Развитию усидчивости и терпения
  • Активизации  произвольных психических процессов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»

С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...

Активизация мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики

Выступление на семинаре с ДОУ. Тема «Активизация мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики»....

Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»

Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»...

Настольный буклет "Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Лэпбук - интерактивная папка"

Настольный буклет "Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Лэпбук - интерактивная папка". (распечатать и сложить буклетом)...

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи

Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области   образования. Уровень развития мелко...