Развитие мелкой моторики как средство активизации произвольных познавательных процессов
статья по логопедии на тему
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если моторика развита слабо, то наблюдаются и отставания в развитии речи.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики как средство активизации произвольных психических процессов
Современная школа предполагает у поступающих в школу детей достаточно высокий уровень сформированности интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности к обучению. Но, как правило, дети, зачисляемые на школьный логопункт, часто не отвечают этим запросам, так как у многих из них низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. У поступающих в школу отмечается недостаточный уровень развития произвольного зрительного, слухового внимания и памяти,
низкий уровень восприятия и мышления, незрелость эмоционально- волевой сферы, нарушения речи. Ребёнок оказывается в «замкнутом кругу». С одной стороны, низкий уровень психофизического состояния тормозит полноценное развитие речи, формирование навыков чтения и письма, а, с другой стороны, несовершенство фонематических процессов, трудности в понимании словесно-логических инструкций негативно сказываются на скорости и качестве формирования произвольных функций как основы успешного обучения.
Таким образом вытекает закономерность логопедической работы, которая заключается в комплексном подходе при обучении каждого ученика, в развитии индивидуальных особенностей и коррекции индивидуальных недостатков развития.
Целью первого года коррекционно-логопедической работы считаю всестороннюю подготовку детей к усвоению звуковой стороны речи. Для достижения этой цели выполняю следующие задачи:
- Формирование и развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- совершенствование фонематических процессов;
- устранение дефектного произношения;
- формирование произвольных психических процессов;
- развитие устойчивых графических навыков;
- активизация и пополнение словаря.
Одним из действенных способов выполнения этих задач считаю развитие мелкой моторики на логопедических занятиях.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если моторика развита слабо, то наблюдаются и отставания в развитии речи.
Ещё во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – ещё одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в ЦНС. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек. Массаж мизинца улучшает работу сердца.
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции горы головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Поэтому, чтобы научить ребенка правильному звукопроизношению, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать тонкие движения пальцев рук.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В начале учебного года провожу диагностику уровня развития мелкой моторики. Для этого использую различные задания и методики:
- Поочередное поднятие пальцев рук.
- Задание «езда по дорожке».
- Копирование фразы.
- Методика Н.И.Гуткиной «Домик».
- Тест Куглера.
Для определения общего и речевого развития детей использую экспресс-методику Т.А. Фотековой.
Как правило, уровень развития мелкой моторики у детей с речевым недоразвитием оказывается недостаточным для успешного овладения навыками письма: линии отрывистые, прерывающиеся, часто с повторными движениями. Кроме того, у обучающихся наблюдается зажатость кисти руки, сильное сдавливание карандаша пальцами, сильный нажим на карандаш. В результате дети быстро устают, теряют интерес к деятельности, снижается качество выполняемой графической работы.
На каждом логопедическом занятии я провожу работу по формированию тонких движений рук и графических навыков у детей-логопатов. Работа по развитию мелкой моторики ведётся по таким направлениям:
- Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук ребенка.
- Пальчиковая гимнастика.
- Пальчиковые игры с речевым сопровождением
- Упражнения для рук с использованием различных предметов.
- Развитие графических навыков.
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
способствует развитию тактильных ощущений, активизации речедвигательных зон коры головного мозга и вследствие, передаче нервных импульсов на периферический речевой отдел и улучшению подвижности речевого аппарата. Кроме того, улучшается работа внутренних органов ребёнка.
Гости
Стала Маша гостей созывать: (вращение кистей рук к себе)
И Иван приди, и Степан приди, (поочередный массаж кончиков пальцев правой руки)
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка – ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать: (вращение кистей рук от себя)
И Ивану блин, и Степану блин, (поочерёдный массаж кончиков пальцев левой руки)
И Матвею блин, и Сергею блин,
А Никитушке – мятный пряничек.
Волшебные орешки
Покатилось, покатилось (вращение шариков Су-Джок или грецких орехов по ладони или
Олино колечко. круговые движения шариком по тыльной стороне кисти одной
Покатилось, покатилось руки, прижав его ладонью другой руки).
С нашего крылечка.
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
Пальчиковая гимнастика
укрепляет мышцы кисти, развивает координацию движений пальцев рук, формирует способность управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде. Кроме того, развиваются зрительная, слуховая и моторная координация, совершенствуются образные представления, улучшается внимание
При чередовании движений правой и левой руки происходит тренировка межполушарного взаимодействия, которое в свою очередь является основой интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое.
Пальчики здороваются
Кончики правой и левой рук соприкасаются мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д.
Пальчики моются
Согнутые пальцы одной руки смыкаются с согнутыми пальцами другой руки в «замочек» и шевелятся.
Колечко
Большой палец правой руки поочерёдно с каждым пальцем образует колечко, которое надевается на каждый палец левой руки: большой с указательным – на указательный, большой со средним – на средний и т.д.
Гармошка
Пальцы раскрытой ладошки сходятся и расходятся.
Пальчиковые игры с речевым сопровождением
Мальчик-с-пальчик
Мальчик-пальчик где ты был ? ( руки с растопыренными пальцами прижаты друг к другу.
С этим братцем в лес ходил. большие пальцы постукивают друг об друга, затем
С этим братцем щи варил. указательные, средние, безымянные, мизинцы).
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Шнурок
Вверх шнурок, (попеременно обводить шнурком каждый палец – сверху, снизу, - от
Вниз шнурок, указательного до мизинца и обратно)
И еще, еще разок.
А теперь – наоборот.
Вот шнурок назад идёт.
Пальчик вверх, пальчик вниз,
Этот вверх, тот опустись!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!
Теремок
Из пальцев, дружок, сложи теремок.
Вот это – ворота, вот это – замок.
Вот серенький зайчик, вот – мышка-норушка,
Лисичка-сестричка, лягушка-квакушка.
Но вот в теремок медведь забрался.
Домик сломался, народ разбежался.
Медведь косолапый ходит, места себе не находит.
Теремок я построю большой.
И будут там жить со мной:
Серенький зайчик, мышка-норушка,
Лисичка-сестричка и лягушка-квакушка.
Упражнения для рук с использованием различных предметов
обогащают чувственный, эмпирический опыт ребёнка, развивают учебные навыки, такие как самоконтроль, анализ и сравнение с образцом, повышают познавательную деятельность.
Игры с карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Игры с прищепками
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Брысь!»
Игры со счетными палочками
-Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске!
-Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
Дом я строю во Вселенной.
Есть в нём крыша и антенна.
Есть в нём дом и есть окошко –
Пусть живёт в нём наша кошка.
Игры со шнурками
На глазах слезинки –
Ведь свои ботинки
Шнуровать не может
Маленький Сережа.
Ты не плачь, Сережа,
Пальчики шнуровка
Развивает ловко.
Вверх шнурок,
Вниз шнурок,
И еще, еще разок.
А теперь – наоборот.
Вот шнурок назад идёт.
Пальчик вверх, пальчик вниз,
Этот вверх, тот опустись!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!
Игры с массажёрчиками
По равнине белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
Чок, чок, чок, чок
Скачет резвый табунок.
Игры с нитками на бархатной бумаге
На бархатной бумаге
Котенок мой сидит.
И длинными усами
Тихонько шевелит.
Песочная терапия
благотворно сказывается на сенсомоторике детей.
Положи теперь, дружок,
Руки прямо на песок,
Раз, два, три
Ну-ка, букву отыщи.
Кукольный театр
один из любимых детьми вид деятельности. Сюжетно-ролевая игра формирует учебную мотивацию( умение ставить и удерживать цель совместной деятельности, планирование своей деятельности, определение способа деятельности, использование самоконтроля и оценивание своей деятельности), способствует установлению взаимоотношений со сверстниками, с педагогом, снятию эмоциональных «зажимов», «реализует нереализованные желания»( Выготский), развивают способность к эмпатии.
Игра-драматизация «Волк и лиса»
Серый волк в глухом лесу встретил рыжую лису.
-Лизавета, здравствуй!
-Как дела, зубастый?
Ничего идут дела, голова ещё цела.
-Где ты был?
-На рынке.
-Что купил?
-Свининки.
-Сколько взяли?
-Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке…
-Кто отгрыз?
-Собаки.
-Жив ли, милый куманёк?
-Еле ноги уволок. Как твои, лиса, дела?
-На базаре я была.
-Что ты там видала?
-Уток я считала.
-Сколько было?
-Семь с восьмой.
-Сколько стало?
-Ни одной.
-Где же эти утки?
-У меня в желудке.
Игры с пластилином, солёным тестом
Кусочки пластилина
Катает наша Зина
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
Оригами
Я в руках листок держу,
Вчетверо его сложу,
Отогну ещё разок,
Получился уголок.
Смотрит на меня дворняжка,
Симпатичная мордашка.
Развитие графических навыков
способствует развитию зрительного анализа, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, восприятия, навыков пространственной ориентации, формирует способность принимать учебную задачу и произвольно управлять своими действиями, обращается внимание на аккуратность работы и доведение начатого дела до конца.
Рисование, раскрашивание, обводка, штриховка, графические диктанты.
Повторное исследование уровня развития пальцевой моторики и анализ письменных работ об-ся в конце 1 класса показывает, что графические навыки улучшились у всех детей,
качество выполняемых штриховок, обводок улучшилось, линии стали менее отрывистыми, сократились случаи «писчего спазма». Анализ развития по методике Т.А.Фотековой так же показал положительную динамику общего и речевого развития детей: артикуляция улучшилась у 6 детей, фонематические процессы у 8 детей, активизировалось развитие психических функций, связанных с речью: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления.
Вывод:
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей, страдающих нарушениями речи, способствуют:
- Развитию речи и укреплению мышц рук
- Развитию речевых центров коры головного мозга
- Усвоению навыков письма
- Развитию усидчивости и терпения
- Активизации произвольных психических процессов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»
С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...
Активизация мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики
Выступление на семинаре с ДОУ. Тема «Активизация мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики»....
ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики, познавательного интереса, мышления и речи у первоклассников, создание условий для достижения успешности в обучении».
Развитие мелкой моторики у первоклассников...
Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....
Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»
Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»...
Настольный буклет "Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Лэпбук - интерактивная папка"
Настольный буклет "Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Лэпбук - интерактивная папка". (распечатать и сложить буклетом)...
Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи
Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области образования. Уровень развития мелко...