Программа «Мир за окном»
рабочая программа по логопедии на тему
Одним из важнейших организованных видов деятельности детей, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход.
В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дети более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города, развитие речи. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенкаСкачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_za_oknom_programma.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Директор ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара» ________________ Г.Н. Цуман «_____»_______________2013г. | Согласовано: Заведующий ОРдДиПсОУиФВ «Надежда» ________________Л.П. Шагина «_____»___________2013г. |
ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара»
Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»
Программа
на базе отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»
«Мир за окном»
2014г.
Составители:
Е.Н. Колганова
А.А.Третьякова
Сыктывкар 2014 г.
Пояснительная записка.
Одним из важнейших организованных видов деятельности детей, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход.
В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дети более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города, развитие речи. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка
Таким образом, прогулка - экскурсия дает ребенку возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется естественная любознательность, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.
Цель программы: развитие важнейших социальных навыков способствующих успешной адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения тематических экскурсий, прогулок.
Задачи:
- Познакомить детей с ментальной недостаточностью с общественными зданиями микрорайона, их назначением;
- Расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;
- Воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах;
- Стимулировать у детей с ментальной инвалидностью интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте;
- Оздоровить детей с ментальной инвалидностью в процессе пешеходных экскурсий.
- Познакомить детей с ограниченными возможностями здоровья с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;
- Обогащать словарный запас речи; уточнять и расширять знания детей по указанным темам.
- Способствовать социализации, развитию и самоутверждению детей с ОВЗ среди сверстников.
- Формировать потребность детей в речевом высказывании для общения с взрослыми и сверстниками;
- Развивать связную речь.
Принципы программы:
- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
- Принцип комплексности оздоровительной и воспитательной работы;
- Принцип взаимосвязи с семьей и социальной средой;
- Принцип построения отношений взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности;
- Принцип энциклопедичности (отбор знаний из разных областей действительности),
- Принцип уникальности места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края),
- Принцип интеграции знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира),
- Принцип единства содержания и методов, динамики преемственных связей (изменение социального опыта детей разного возраста), тематичность материала.
Целевая группа: дети с ОВЗ по нозологическим классам в возрасте от 7 до 18 лет.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап:
- Первичная диагностика;
- Психолого-педагогический консилиум по разработке ИПР;
- Разработка перспективного плана проведения экскурсий.
Основной этап:
- Экскурсии и прогулки по городу;
- Тематические беседы;
- Предварительная работа;
- Музейная терапия.
Заключительный этап:
- Заключительная диагностика;
- Психолого-педагогический консилиум по подведению итогов реализации ИПР.
Режим работы кружка: понедельник с 10.00 до 12.00.
Условия реализации программы:
- Выполнение программы обеспечивается материально-техническими средствами: (игровая площадка, спортивный инвентарь, технические средства, автомобиль).
- Специалисты, реализующие программу: учитель – дефектолог, логопед.
- Охрана жизни и здоровья детей:
- все специалисты несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в процессе проведения экскурсий;
- сотрудники допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей;
- специалисты проводят инструктаж по технике безопасности с детьми перед выполнением различных форм деятельности;
- дети должны быть одеты в удобную форму для пеших прогулок, с учетом погодных условий.
Реабилитационные мероприятия.
Коррекционно-развивающие задачи со специалистами | Основные направления |
Педагог- психолог |
|
логопеда |
|
учитель-дефектолог |
|
Форма работы:
- экскурсии и походы;
- интегрированные занятия;
- творческая деятельность: конкурсы рисунков, плакатов;
- комбинированная изобразительная деятельность с использованием природного и бросового материала;
- тематические беседы.
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья детей;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- ознакомление детей с навыками ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Перспективное планирование
№ | Дата | Вид экскурсии | Лексическая тема экскурсий. | Цели экскурсии | Задачи экскурсии |
1. | 20.01.14 | Стефано-вская площадь | «Зима» | Знакомство с одной из главных достопримечательностей города «Стефановская площадь», ГосДума, ГлавПочтамп, ГосАкадемия, памятник Ленину и др.; |
|
2. | 27.01.14 | Посещение продуктового магазина. | «Профессии» | Развитие навыка самостоятельного посещения продуктового магазина и покупки товаров. |
|
3. | 03.02.14 | Экскурсия к светофору | «Транспорт» | Ознакомление детей с ПДД и основными видами транспорта. |
|
4. | 10.02.14 | Посещение музея, магазина игрушек. | «Игрушки» | Обогащение представления детей о разнообразии видов игрушек. |
|
5. | 17.02.14 | Поход в Ателье. | «Одежда, обувь, головные уборы». | Способствовать развитию новых представлений о профессиональном труде взрослых. |
|
6. | 24.02.14 | Памятник «Скорбящий воин» | «День защитника отечества» | Патриотическое воспитание детей. |
|
7. | 03.03.14 | Посещение библиотеки | «Международный женский день» | Воспитывать интерес детей к художественной литературе. |
|
8. | 10.04.14 | Посещение экологического центра. | «Животные жарких стран». | Воспитание любви и заботы к животным. |
|
9. | 17.03.14 | Национальный музей Республики Коми, отдел природы. | «Животные наших лесов». | Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о животных, нетерпимость к уничтожению животных. |
|
10 | 24.03.14 | Поход в цветочный магазин. | «Цветы». | Воспитание бережного отношения к природе. |
|
11 | 31.03.14 | Музей истории | Материалы, инструменты. | Знакомство детей с культурой трудовой деятельности и бытом Республики Коми |
|
12 | 07.04.14 | Этнографический музей. | «Наш край родной» | Приобщение детей к культуре Коми республики. |
|
13 | 14.04.14 | Посещение больницы. | «Здоровый образ жизни». | Познакомить детей с медицинскими учреждениями города. |
|
14 | 21.04.14 | Поход к Вечному огню. | «День победы». | Развивать элементарные представления об истории Отечества |
|
15 | 28.04.14 | Экскурсия в лес. | «Деревья, кустарники, насекомые». | Вырабатывания навыков поведения в природе. |
|
16 | 19.05.14 | Викторина «Где мы были?» Выставка фотографий. | Итоговое занятие. | Выявить знания детей после проведенных занятий |
|
Список используемой литературы
- Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: пособие для воспитателей детских садов / Н.Ф. Виноградова. — М.: Просвещение, 1978. — 103 с.
- Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. — 1988. — № 3. —С. 81–84.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Окно в компьютерный мир» 2013 г 2 класс
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...
Урок чтения и развития речи во 2/3 классе (малокомплектный, обучающийся по специальной коррекционной программе VIII вида) по теме: «Весна в окно стучится»
урок чтения и развития речи во 2/3 классе(малокомплектный, обучающийся по специальной коррекционной программе VIII вида)по теме: «Весна в окно стучится» Учи Тип урока: урок обобщения и...
программа "Мир за окном"
Одним из важнейших организованных видов деятельности детей, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...
Программа внеурочной деятельности по английскому языку "Окно в мир" для 2-4 классов
Программа «Английский язык – Окно в мир» имеет учебно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности ...
Рабочая программа 4 класс "Окно в искусство"
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания .Патри...