Программа «Мир за окном»
рабочая программа по логопедии на тему

Третьякова Анастасия Александровна

Одним из важнейших организованных видов деятельности детей, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход.

 В процессе тематических экскурсий, прогулок,  походов ребенок получает первые представления  о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дети более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам  родного города, развитие речи. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_za_oknom_programma.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор ГБУ РК

«Центр социальной помощи

семье и детям г. Сыктывкара»

________________ Г.Н. Цуман

«_____»_______________2013г.

Согласовано:

Заведующий ОРдДиПсОУиФВ «Надежда»

________________Л.П. Шагина

«_____»___________2013г.

ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара»

Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»

Программа

на базе отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»

 «Мир за окном»

2014г.

                                                                                                                                Составители:

                                                                                                                                 Е.Н. Колганова

   А.А.Третьякова

                                                                                                                                 

Сыктывкар 2014 г.


Пояснительная записка.

Одним из важнейших организованных видов деятельности детей, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход.

 В процессе тематических экскурсий, прогулок,  походов ребенок получает первые представления  о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дети более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам  родного города, развитие речи. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка 

Таким образом, прогулка - экскурсия дает ребенку возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется естественная любознательность,  обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время  дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.

Цель программы: развитие важнейших социальных навыков способствующих успешной адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения тематических экскурсий, прогулок.

Задачи:

  1. Познакомить детей с ментальной недостаточностью с общественными зданиями микрорайона, их назначением;
  2. Расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;
  3. Воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах;
  4. Стимулировать у детей с ментальной инвалидностью интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте;
  5. Оздоровить детей с ментальной инвалидностью в процессе пешеходных экскурсий.
  6. Познакомить детей с ограниченными возможностями здоровья с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;
  7. Обогащать словарный запас речи; уточнять и расширять знания детей по указанным темам.
  8. Способствовать социализации, развитию и самоутверждению детей с ОВЗ среди сверстников.
  9. Формировать потребность детей  в речевом высказывании для общения с взрослыми и сверстниками;
  10. Развивать связную речь.

Принципы программы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
  • Принцип комплексности оздоровительной и воспитательной работы;
  • Принцип взаимосвязи с семьей и социальной средой;
  • Принцип построения отношений взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности;
  • Принцип энциклопедичности (отбор знаний из разных областей действительности),
  • Принцип уникальности места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края),
  • Принцип  интеграции знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира),
  • Принцип единства содержания и методов, динамики  преемственных связей (изменение социального опыта детей разного возраста), тематичность материала.

Целевая группа: дети с ОВЗ  по нозологическим классам в возрасте от 7 до 18 лет.

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап:

  • Первичная диагностика;
  • Психолого-педагогический консилиум по разработке ИПР;
  • Разработка перспективного плана проведения экскурсий.

Основной этап:

  • Экскурсии и прогулки по городу;
  • Тематические беседы;
  • Предварительная работа;
  • Музейная терапия.

Заключительный этап:

  • Заключительная диагностика;
  • Психолого-педагогический консилиум по подведению итогов реализации ИПР.

Режим работы кружка: понедельник с 10.00 до 12.00.

Условия реализации программы:

  • Выполнение программы  обеспечивается материально-техническими средствами:  (игровая  площадка, спортивный инвентарь, технические средства, автомобиль).
  • Специалисты, реализующие программу: учитель – дефектолог, логопед.  
  • Охрана жизни и здоровья детей:

  - все специалисты  несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в  процессе проведения экскурсий;

  - сотрудники допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране  жизни и здоровья детей;

  - специалисты  проводят инструктаж по технике безопасности с детьми перед выполнением    различных форм деятельности;

  - дети должны быть одеты в удобную  форму для пеших прогулок, с учетом погодных условий.

 

Реабилитационные  мероприятия.

Коррекционно-развивающие задачи со специалистами

                   Основные  направления

Педагог- психолог

  • диагностика психического развития детей
  •   диагностика психического развития детей
  • проведение коррекционно-развивающих занятий
  • развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания воображения.
  • развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  •   развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения.

 логопеда

  • речевое обследование  каждого ребёнка;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие фонематического слуха;
  • общее развитие речи;
  • коррекция нарушений мелодико-интонационной стороны речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие связной речи;
  • совершенствование диалогической и связной речи.

учитель-дефектолог

  • социально- нравственное воспитание;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий,
  • развитие познавательной деятельности;
  • уточнение и обогащение словаря ребенка;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • социализация детей в окружающем обществе.

Форма работы:

  • экскурсии и походы;
  • интегрированные занятия;
  • творческая деятельность: конкурсы рисунков, плакатов;
  • комбинированная изобразительная деятельность с использованием природного и бросового материала;
  • тематические беседы.

Ожидаемые результаты:

- укрепление здоровья детей;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- ознакомление детей с навыками  ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.                                                                                                          


Перспективное планирование

Дата

Вид экскурсии

Лексическая тема экскурсий.

Цели экскурсии

Задачи экскурсии

1.

20.01.14

Стефано-вская площадь

  «Зима»

Знакомство с одной из главных достопримечательностей города «Стефановская площадь», ГосДума, ГлавПочтамп, ГосАкадемия, памятник Ленину и др.;

  1. Расширение и конкретизация представлений о зиме.
  2. Развитие интереса к ледяным скульптурам как произведению искусства;
  3. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме  (снег, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно);
  4. Обогащение словарного запаса по теме.

2.

27.01.14

Посещение продуктового магазина.

«Профессии»

Развитие навыка самостоятельного посещения продуктового магазина и покупки товаров.

  1. Отработка навыка самостоятельного приобретения товара;
  2. Развитие диалоговой речи и связи продавец – покупателей;
  3. Развитие представлений о необходимости и пользе труда взрослых;
  4. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии, уточнение и расширение словаря по теме.

3.

03.02.14

Экскурсия к светофору

«Транспорт»

Ознакомление детей с ПДД и основными видами транспорта.

  1. Обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Транспорт».
  2. Раскрыть значение транспорта для людей.
  3. Закрепить правила поведения в общественном транспорте
  4. Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

4.

10.02.14

Посещение музея, магазина игрушек.

«Игрушки»

Обогащение представления детей о разнообразии видов игрушек.

  1. Познакомить с правилами поведения в общественных местах;
  2. Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят.
  3. Обобщение понятия игрушки.
  4. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова.

5.

17.02.14

Поход в Ателье.

 «Одежда, обувь, головные уборы».

Способствовать развитию новых представлений о профессиональном труде взрослых.

  1. Воспитание положительного отношения к труду;
  2. Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит;
  3. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда, уточнение и расширение словаря по теме.
  4. Способствовать социализации детей в обществе

6.

24.02.14

Памятник «Скорбящий воин»

«День защитника отечества»

Патриотическое воспитание детей.

  1. Знакомство детей с событиями, происходящими в нашей стране;
  2. Воспитать чувство любви к своей Родине;
  3. Познакомить с памятником г.Сыктывкара;
  4. Закрепить знания детей о военных профессиях;
  5. Продолжать знакомить детей с историческим обликом города Сыктывкара.

7.

03.03.14

Посещение библиотеки

«Международный женский день»

Воспитывать интерес детей к художественной литературе.

  1. Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта;
  2. Составление творческих рассказов о маме;
  3. Развитие  словаря по данной теме;
  4. Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре;
  5. Закрепление знаний правил этикета, навыков употребления вежливых слов.

8.

10.04.14

Посещение экологического центра.

«Животные жарких стран».

Воспитание любви и заботы к животным.

  1. Уточнение  названий животных жарких стран и их детенышей;
  2. Уточнение  внешних признаков животных, их строении, чем питаются, характерные повадки;
  3. Уточнение знаний детей о безопасном поведении с животными в зоопарке.
  4. Вызвать интерес к природе различных климатических зон.

9.

17.03.14

Национальный музей Республики Коми, отдел природы.

«Животные наших лесов».

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о животных, нетерпимость к уничтожению животных.

  1. Уточнение  знания детей о животных;
  2. Ознакомление с видами животных, их внешними признаками, повадками, способом их  передвижения, чем питаются, где живут и т.д.;.
  3. Закрепление навыков общественного поведения.
  4. Способствовать расширению кругозора воспитанников.

10

24.03.14

Поход в цветочный магазин.

 «Цветы».

Воспитание бережного отношения к природе.

  1. Обогащение словарного запаса детей о растениях; ее видах, строении;
  2. Развитие умения распознавать и называть цветы по их внешним признакам;
  3. Развитие умения ухаживать за растениями;
  4. Расширение представлений о стадиях роста цветов.

11

31.03.14

Музей истории

Материалы, инструменты.

Знакомство детей с культурой трудовой деятельности и бытом Республики Коми

  1. Обогащение словарного запаса о видах инструментов, материалах; об их свойствах;
  2. Расширение глагольного словаря по теме (колотить, бить, шить и т. д);
  3. Расширение представлений детей о значений труда, объяснить, для чего нужно трудиться.
  4. Расширение представлений детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

12

07.04.14

Этнографический музей.

«Наш край родной»

Приобщение детей к культуре Коми республики.

  1. Ознакомление с традициями коми народа;
  2. Ознакомление с видами декоративно – прикладного искусства;
  3. Систематизация знаний детей о Республике Коми;
  4. Развитие диалогической речи в ходе беседы и обсуждений экспонатов.

13

14.04.14

Посещение больницы.

 «Здоровый образ жизни».

Познакомить детей с медицинскими учреждениями города.

  1. Знакомство детей с социальными объектами;
  2. Приобщение к здоровому образу жизни;
  3. Воспитание уважительного отношения к труду взрослых;
  4. Расширение представлений о последовательности получения медицинской помощи.

14

21.04.14

Поход к Вечному огню.

 «День победы».

Развивать элементарные представления об истории Отечества

  1. Воспитание уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны;
  2. Закрепление и обогащение знаний о видах флагов;
  3. Расширение и укрепление представлений и понятий о Родине;
  4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России.

15

28.04.14

Экскурсия в лес.

 «Деревья, кустарники, насекомые».

Вырабатывания навыков поведения в природе.

  1. Закрепление названий деревьев, их строения, внешних признаков;
  2. Развитие умения различать деревья по внешним признакам;
  3. Обогащение словарного запаса по теме насекомые;
  4. Ознакомление и закрепление правил поведения детей на природе;
  5. Вырабатывание навыков поведения в природе;
  6. Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия).

16

19.05.14

Викторина «Где мы были?»

Выставка фотографий.

Итоговое занятие.

Выявить знания детей после проведенных занятий

  1. Закрепление и обобщение полученных знаний;
  2. Воспитание уверенности в собственных силах и возможностях.
  3. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России 
  4. Способствовать расширению кругозора воспитанников 

Список используемой литературы

  1. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
  2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: пособие для воспитателей детских садов / Н.Ф. Виноградова. — М.: Просвещение, 1978. — 103 с.
  3. Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. — 1988. — № 3. —С. 81–84.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Окно в компьютерный мир» 2013 г 2 класс

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Урок чтения и развития речи во 2/3 классе (малокомплектный, обучающийся по специальной коррекционной программе VIII вида) по теме: «Весна в окно стучится»

урок чтения и развития речи во 2/3 классе(малокомплектный, обучающийся по специальной коррекционной программе VIII  вида)по теме: «Весна в окно стучится» Учи Тип урока: урок обобщения и...

программа "Мир за окном"

Одним из важнейших организованных видов деятельности детей, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку "Окно в мир" для 2-4 классов

Программа «Английский язык – Окно в мир» имеет учебно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности ...

Рабочая программа 4 класс "Окно в искусство"

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания .Патри...