Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Юный спасатель"
рабочая программа (2 класс) на тему
Основной целью является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
-развитие у детей чувства ответственности за свое поведение,
- бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_spasatel.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружок "Юный спасатель"
для 2 класса
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа кружка «Юный спасатель» для учащихся 2-3 классов. Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. В пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану (2004) говорится: «Учебный предмет («Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».
Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или введение факультативного курса. Это возможно сделать в рамках предлагаемой программы по курсу «Юный спасатель» для 2-3 классов.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета. Таким образом, предлагаемая программа явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Юный спасатель».
Основной целью является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
-развитие у детей чувства ответственности за свое поведение,
- бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Юный спасатель» определяется содержанием тем основного курса. В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
На отдельных занятиях возможно привлечение психологов, медсестры, работников МЧС(спасателей, пожарных), представителей МВД.
№ п/п | Наименование разделов | 1 год обучения |
1 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. | 11 |
2 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 |
3 | Основы здорового образа жизни | 4 |
4 | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 3 |
5 | Физическая подготовка | 6 |
6 | Заключение | 2 |
Итого: | 34 |
Учебно-тематический план.
№ темы | Название темы | Кол. часов | Дата |
Раздел I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. (11ч) | |||
1-2 | Безопасное поведение на улицах и дорогах | 2 | |
3 | Встреча с инспектором ГИБДД. | 1 | |
4 | Пожарная безопасность и поведение при пожарах | 1 | |
5 | Встреча с работником МЧС - пожарником. | 1 | |
6 | Безопасное поведение на воде | 1 | |
7 | Безопасное поведение дома | 1 | |
8 | Встреча с работником МЧС - спасателем. | 1 | |
9 | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Встреча с психологом школы. | 1 | |
10 | Безопасное поведение на природе | 1 | |
11 | Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения | 1 | |
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8ч) | |||
12 | Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. Встреча с медицинской сестрой. | 1 | |
13-14 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь | 2 | |
15 | Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых | 1 | |
16 | Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами | 1 | |
17 | Первая медицинская помощь при отравлении газами | 1 | |
18-19 | Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. Встреча с медицинской сестрой школы. | 2 | |
Раздел III. Основы здорового образа жизни (4ч) | |||
20 | Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» | 1 | |
21 | Основы личной гигиены | 1 | |
22 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика | 1 | |
23 | Пути укрепления здоровья | 1 | |
Раздел IV. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (3ч) | |||
24 | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения | 1 | |
25 | Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени | 1 | |
26 | Подготовка обучаемых к проведению практического занятия (изготовление ватно-марлевых повязок) | 1 | |
Раздел V.Физическая подготовка (6ч) | |||
27-29 | Ходьба и бег | 3 | |
30-32 | Игры с преодолением препятствий | 3 | |
Раздел VI. Заключение (2ч) | |||
33 | Конкурс рисунков" Мы за мир! " | 1 | |
34 | Зарничка | 1 |
Список использованной литературы
1. Азбука маленького пешехода / Г.П. Шалаева. – М.:Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
2. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности / Издательство ЛСТ. М.2000.
3. Дорожные знаки для маленьких пешеходов /Г.П. Шалаева. – М.: СЛОВО; Эксмо, 2007.
Сценарии мероприятий по пожарной безопасности. –Волгоград: ИТД «Корифей». -96с.
4. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ и других учебно-воспитательных учреждений. – Новосибирск; Сиб. унив. изд-во,2008.-46с.
5. Повзик Я.С. и др. Пожарная тактика; - М.; Стройиздат,1990-335с.ил.
6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 с исправлениями О пожарной безопасности.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общ. учрежд. 10 кл.
И.Ф. Богоявленский и др:, Под ред. Л.В. Лункевич. М.:ООО «Фирма издательство АСТ; 1999-384с.ил.
8. Топоров И.Р. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 кл. общ. учреждений.- М.: Просвещение, 1996.-158.:ил.
9 Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общ. учрежд. 11 кл.
А.Г. Смирнов, М.П. Фролов и др..- М: ООО «Издательство АСТ; 2000-320с.; ил.
10. Усачёв Л.А. Школа безопасности / Издательство. АСТ. М. 2000.
11. Правила дорожного движения. Занимательные материалы/Сост. Л.Б. Поддубная. - Волгоград: ИТД «Корифей». 2008
12. Правила дорожного движения/Сост. Л.Б. Поддубная.-Волгоград: ИТД «Корифей». 2007.
13. Под ред. Курцева П.А. Медико–санитарная подготовка учащихся/ М. «Просвещение». 1988.
14. Извекова Н.А. Правила дорожного движения / М. «Просвещение».1980.
15. Под ред. Воробьёва Ю.Л. / Основы безопасности жизнедеятельности/Издательство АСТ. М. 2007.
16. Дорожные знаки для маленьких пешеходов /Г.П. Шалаева. – М.: СЛОВО; Эксмо, 2007.
17. Мультимедийная установка.ЦОР «Азбука пешехода» диск.
18. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2009-192с.
19. Профилактика детского-дорожно транспортного травматизма в нач. и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт-сос. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. 2-е изд. Стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008-222с.
20. Изучаем правила дорожного движения 1-4 кл. Вып. 2 тематич. Занятия, классные часы и викторины./ авт-сост – А.В. Бармин и др. –Волгоград. Учитель 2010г.
21. Основы безопасности жизнедеятельности : поурочные планы 4кл./сост. Г.П. Шевченко
.- Волгоград Учитель, 2009
22. Правила дорожного движения: метод.пособие. 1-4 кл./ В.Я. Сюньков/ под ред. П.В. Ижевского – 2-е изд. – М.: просвещение, 2009г.
23. Леонтьев А.Н. ПДД для велосипедистов и водителей мопедов, ЭКСМО, 2008г.
24 .В лучах светофора/ Ред.-сост. Л.И. Жук. МН.: Изд. ООО «Красико-Принт; 2003г.
25.Тарасов Е.А. Самопомощь от А до Я Полный справочник/ М.: ЭКСМО, 2009г.
26. Сценарий мероприятий по пожарной безопасности. /Автор сост. Ж.М. Карисова. – Волгоград:ИТД «Корифей». 2009г.
Материально-техническое обеспечение
1 Комплект карточек для детей младшего школьного возраста по пожарной безопасности. 20 шт.
2 Комплект карточек для детей младшего и среднего школьного возраста. Знаки безопасности. 32 шт.
3 Комплект карточек для детей младшего и среднего школьного возраста. Дорожные знаки. 32 шт.
4 Раздаточный материал по ПДД.
5 Пазлы по правилам дорожного движения.
6 Серия слайдов «Правила дорожного движения»
7 Серия слайдов «Группы дорожных знаков»
8 Серия слайдов «Правила поведения при пожаре»
9 Серия слайдов «Чем что тушить»
10 Серия слайдов «Огонь человек»
11 Таблица действий при возникновении пожара.
12 Козловская Р.А. Козловский С.А. Дорожная безопасность / Учебные книги – тетради/. Издательство «Третий Рим». М. 2002.
13 Инструкции «Если возник пожар, что делать»
Мультимедийная установка
14 ЦОР «Азбука пешехода» диск.
15 Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2009-192с.
16 Набор таблиц по оказанию первой медицинской помощи при любых видах травм.
17 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
КИМы
1 Настольная игра «Правила дорожного движения» для начальной школы
2 Лото для пешеходов. Для детей 8-12 лет издательство.г.Москва. ул. Измайловский вал. д.30
3 Комплект карточек для детей младшего и среднего школьного возраста. Знаки безопасности. 32 шт.
4 Комплект карточек для детей младшего и среднего школьного возраста. Дорожные знаки. 32 шт.
5 Итоговая проверочная работа за год.
6 Чайнворд «Светофор».
7 Раздаточный материал к зачётам по ПДД. 20 карточек
8Викторина «На дороге»
9 Тест «Грамотный пешеход»
10 Тестовые задания для учащихся «Улица полна неожиданностей»
11 Билеты для проверки знаний по правилам дорожного движения 20 б.
12 Вопросник «Как избежать опасности на улицах»
13 Кроссворд «Пожар в квартире»; «Лесной пожар»; «Что делать при запахе газа».
14 КТД-тренинг «Тропа пожарной безопасности»
15 Викторина «Светофорчик»
16 Кроссворд «Мы –водители»
Игра «Юный велосипедист»
17 Тест «Пожар- дело серьёзное».
18 Изучаем правила дорожного движения 1-4 кл. Вып. 2 тематич. Занятия, классные часы и викторины./ авт-сост – А.В. Бармин и др. –Волгоград. Учитель 2010г.
19 Карточки «Первая медицинская помощь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный спасатель" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный спасатель"...