Развитие связной речи. Работа с текстом.
статья по логопедии (4 класс) на тему
В предлагаемом материале говорится о развитии связной речи, а именно о работе с текстом детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplene_razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 170.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные логопедические занятия по развитию связной речи.
Развитие связной речи – это последовательная учебная работа, которая планомерно и систематически. На уроках развития речи учитель логопед знакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. На уроках создается условие для «порождения» высказывания учащихся, направляется , стимулируется их речевая активность.
Система работы по развитию связной речи обеспечивает разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. На своих уроках я использую занимательный речевой материал. Устная и письменная форма выполнения разнообразный упражнений подготовительного характера помогает в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых интересов.
Система логопедической работы над развитием связной речи включает в себя основные темы разделов: «Устная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь».
Хочу остановиться на одной из них, а именно на теме «Текст».
Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом.
Коллективный анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников с ОНР, формирует умения определить тему текста, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания и рассуждения. Развиваются умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказывать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями.
Для примера предлагаю варианты работы с текстом.
К тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного разнообразия.
В систему вопросов включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации.
Вариант 1.
- Прочитай текст.
Я сидел на берегу небольшой речушки с удочкой. Рыба не клевала, хотя
Утро было на редкость тихим и ясным. Покой зеркальной воды лишь изредка нарушали лягушки. Лягушек было много. Они совсем не боялись рыболовов, прыгая около удочек. Вот одна самая смелая пристроилась почти рядом с моими резиновыми сапогами. Перекидывая удочку, я стараюсь не делать резких движений, она совсем успокоилась и с интересом наблюдает за мной.
Один раз, поднимая удилище, я не успел взять второй рукой леску с крючком, на котором был червяк, и он оказался около головы лягушки. Лягушка не растерялась, открыла рот и выбросила язычок. Червяк был бы проглочен вместе с крючком, не отведи я быстро удочку с леской в сторону. При этом мне показалось, что лягушка посмотрела на меня с обидой, так ка я лишил ее завтрака. Тогда я быстро отвязал крючок, на конце лески сделал петельку, просунул в него маленького навозного червяка и повел к голове лягушки. Она тут же выхватила червяка из петельки.
Так я ей скормил несколько червяков.
Иногда она не успевала схватить раскачивающегося на леске червяка и прыгала за ним вдогонку. Потом она возвращалась на место и смотрела, как бы выпрашивая еще.
(188 слов)
(По П. Молчанову)
- Определи главную тему текста.
__________________________________________________________
- Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.
_______________________________________________________________
- Как можно озаглавить текст.
________________________________________________________________
- Запиши, какие события в тексте у тебя вызываю удивление.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Запиши к данным словам антонимы.
ясное (утро) - ______________________________________________________
открыла (рот) - ___________________________________________________
смелая (лягушка) - _________________________________________________
- Выпиши из первого абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выпиши из текста слово, в котором два корня.
__________________________________________________________________
Составь свое предложение с этим словом. Подчеркни грамматическую основу.
__________________________________________________________________
9. Поставь ударение во всех словах последнего абзаца.
10. Закончи предложения словами из текста.
Рыбак сидит на берегу небольшой ____________________________________.
Специально на конце лески рыбак сделал ______________________________.
Лягушка открыла рот и _____________________________________________.
__________________________________________________________________.
Лягушка прыгнула за червяком ______________________________________.
Вариант 2
- Прочитай текст.
Четыре желания.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
- Запиши твоё желание в мою карманную книжечку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя в волю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Опять отец вынул книжечку, и Митя записал своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
- Вот уже сегодня я повеселился в волю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в книжечку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о весне.
(186 слов)
(По К. Ушинскому)
- Определи главную мысль текста.
__________________________________________________________________
- Определи тип речи: повествование, описание рассуждение.
__________________________________________________________________
- Почему автор назвал текст «Четыре желания»?
__________________________________________________________________
- Разбери слова по составу. Запиши слова, от которых оно образовалось.
сенокос __________________________________________________________
- Подпиши рядом с каждым рисунком желание Мити.
- Как ты думаешь, почему отец просил записать Митю все его желания в записную книжку?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполни таблицу.
Существительное | Прилагательное | Глагол |
пёстрый | ||
веселился | ||
рыба |
- Прочитай в тексте выделенное предложение. Составь из него два простых предложения. Составь из него два простых предложения. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Вставь в слова пропущенные буквы. Выдели окончания имен прилагательных, определи падеж.
по з_леному лугу
в душистом с_не
г_ворил о в_сне
по замерзшей р_ке
с л_дяной г_ры
Данная таблица помогает учащимся в работе с текстом.
Типы текстов
Типы текстов | Текст- повествование | Текст- описание | Текст- рассуждение |
Содер- жание | Сменяющие друг друга последователь- ные события. | Рассказ о признаках людей, животных, растений, предметов. | Объяснение событий, фактов, явлений, причин. |
Тема |
|
|
а) примеры; б) объяснения; 3. Вывод. |
Опорные слова | ГЛАГОЛЫ | ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | Во –первых, во-вторых, так как, поэтому, потому что, итак. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»
Данная научно-методическая работа раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...
Логопедическая тема: закрепить навык написания гласных букв после шипящих: жи, ши, чу,щу, ча,ща; сочетаний: чк, чн, раст, рос, оло, оро в словах, словосочетаниях, в тексте. Развитие связной речи. Создание сочинения по рисунку-опоре « На лесной поляне»
Конспект логопедического занятия 3 кл....
Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом
АннотацияВ статье показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения авторского ...
«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)
В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся с речевым недоразвитием....
Доклад "Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся."
При обучении связной речи у школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. Говоря о разделе «Свя...
"Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся с ТНР."
В докладе представлевы виды иприёмы анализа художественного произведения....
Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом
В настоящее время проблема развития речи школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо...