Развитие связной речи. Работа с текстом.
статья по логопедии (4 класс) на тему

Ассаулова Оксана Юрьевна

В предлагаемом материале говорится о развитии связной речи, а именно о работе с текстом детей с ОНР.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplene_razvitie_svyaznoy_rechi.docx170.65 КБ

Предварительный просмотр:

      Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные логопедические занятия по развитию связной речи.

       Развитие связной речи – это последовательная учебная работа, которая планомерно и систематически. На уроках развития речи учитель логопед знакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. На уроках создается условие для «порождения» высказывания учащихся, направляется , стимулируется их речевая активность.

      Система работы по развитию связной речи обеспечивает разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. На своих уроках я использую занимательный речевой материал. Устная и письменная форма выполнения разнообразный упражнений подготовительного характера помогает в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых интересов.

       Система логопедической работы над развитием связной речи включает в себя основные темы разделов: «Устная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь».

       Хочу остановиться на одной из них, а именно на теме «Текст».

       Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом.

       Коллективный анализ текстов, подобранных  с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников с ОНР, формирует умения определить тему текста, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания и рассуждения. Развиваются умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказывать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями.

     

     Для примера предлагаю варианты работы с текстом.

     К тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного разнообразия.

     В систему вопросов включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации.

Вариант 1.

  1. Прочитай текст.

Я сидел на берегу  небольшой речушки с удочкой. Рыба не клевала, хотя

Утро было на редкость тихим и ясным. Покой зеркальной воды лишь изредка нарушали лягушки. Лягушек было много. Они совсем не боялись рыболовов, прыгая около удочек. Вот одна самая смелая пристроилась почти рядом с моими резиновыми сапогами. Перекидывая удочку, я стараюсь не делать резких движений, она совсем успокоилась и с интересом наблюдает за мной.

     Один раз, поднимая удилище, я не успел взять второй рукой леску с крючком, на котором был червяк, и он оказался около головы лягушки. Лягушка не растерялась, открыла рот и выбросила язычок. Червяк был бы проглочен вместе с крючком, не отведи я быстро удочку с леской в сторону. При этом мне показалось, что лягушка посмотрела на меня с обидой, так ка я лишил ее завтрака. Тогда я быстро отвязал крючок, на конце лески сделал петельку, просунул в него маленького навозного червяка и повел к голове лягушки. Она тут же выхватила червяка из петельки.

     Так я ей скормил несколько червяков.

     Иногда она не успевала схватить раскачивающегося на леске червяка и прыгала за ним вдогонку. Потом она возвращалась на место и смотрела, как бы выпрашивая еще.

                                                                                             (188 слов)

                                                                                               (По П. Молчанову)

  1. Определи главную тему текста.

__________________________________________________________

  1. Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.

_______________________________________________________________

  1. Как можно озаглавить текст.

________________________________________________________________

  1. Запиши, какие события в тексте у тебя вызываю удивление.

____________________________________________________________________________________________________________________________________  

  1. Запиши к данным словам антонимы.

ясное (утро) - ______________________________________________________

открыла (рот) - ___________________________________________________

смелая (лягушка) - _________________________________________________

  1.  Выпиши из первого абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.

                     http://profilib.com/reader/51/91/b119151/014.jpg

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

      8.  Выпиши из текста слово, в котором два корня.

__________________________________________________________________

      Составь свое предложение с этим словом. Подчеркни грамматическую основу.

__________________________________________________________________

      9.  Поставь ударение во всех словах последнего абзаца.

        10.  Закончи предложения словами из текста.

Рыбак сидит на берегу небольшой  ____________________________________.

Специально на конце лески рыбак сделал ______________________________.

Лягушка открыла рот и _____________________________________________.

__________________________________________________________________.

Лягушка прыгнула за червяком ______________________________________.

Вариант 2

  1. Прочитай текст.

Четыре желания.

        Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

- Запиши твоё желание в мою карманную книжечку, - сказал отец.

        Митя записал.

        Пришла весна. Митя в волю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

        Опять отец вынул книжечку, и Митя записал своё желание.

        Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

- Вот уже сегодня я повеселился в волю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

         И это желание Мити было записано в книжечку.

         Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времён года!

         Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне,  и о зиме, и о весне.

(186 слов)

(По  К. Ушинскому)

  1. Определи главную мысль текста.

__________________________________________________________________

  1. Определи тип речи: повествование, описание рассуждение.

__________________________________________________________________

  1. Почему автор назвал текст «Четыре желания»?

__________________________________________________________________

  1. Разбери слова по составу. Запиши слова, от которых оно образовалось.

сенокос __________________________________________________________

  1. Подпиши рядом с каждым рисунком желание Мити.                                                

http://detkam.e-papa.ru/inc/im_colouring/22242072.png               

                                                                                           http://www.raskrasok.net/catalog0001/5905.gif

http://poradumo.pp.ua/uploads/posts/2014-11/rozmalovki-na-temu-lto-dlya-dtey_427.jpeg                                     

                                                                             

                                                                                          http://www.freepagescoloring.com/foto/cartoon/precious_moments/precious_moments_07.JPG

  1. Как ты думаешь, почему отец просил записать Митю все его желания в записную книжку?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполни таблицу.

Существительное

Прилагательное

Глагол

пёстрый

веселился

рыба

  1. Прочитай в тексте выделенное предложение. Составь из него два простых предложения. Составь из него два простых предложения. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вставь в слова пропущенные буквы. Выдели окончания имен прилагательных, определи падеж.

 по з_леному лугу

 в душистом с_не

 г_ворил о в_сне

по замерзшей р_ке

с л_дяной г_ры

Данная таблица помогает учащимся в работе с текстом.

Типы текстов

Типы

текстов

Текст-

повествование

Текст-

описание

Текст-

рассуждение

Содер-

жание

Сменяющие друг друга последователь- ные события.

Рассказ о признаках людей, животных, растений, предметов.

Объяснение событий, фактов, явлений, причин.

Тема

  1. Начало.
  2. Развитие
  3. Кульминация.
  4. Итог.
  1. Общий признак.
  2. Признак частей.
  3. Оценка предмета.
  1. Тезис.
  2. Доказательство.

а) примеры;

б) объяснения;

3. Вывод.

Опорные

слова

ГЛАГОЛЫ

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Во –первых, во-вторых, так  как, поэтому, потому что, итак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»

Данная научно-методическая работа  раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

АннотацияВ статье  показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения  авторского ...

«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)

В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся  с речевым недоразвитием....

Доклад "Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся."

        При обучении связной речи у школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. Говоря о разделе «Свя...

"Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся с ТНР."

В докладе представлевы виды иприёмы анализа художественного произведения....

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

В настоящее время проблема развития речи  школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо...