ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
рабочая программа (1 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Кружка «Занимательная математика»
Направленность: Естественно-научная
Уровень: Начальное образование
Возраст обучающихся: 6-9 лет (1класс)
Срок реализации программы: 1год/лет (36 недель)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка «Занимательная математика»
1 класс
Пояснительная записка
Программа блока разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения ГБОУ «Школа № 1516»; Лицензии ГБОУ
«Школа № 1516» на образовательную деятельность; Образовательной программы ГБОУ
«Школа №1516».
Общая характеристика программы
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, русского языка и родной литературы на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы.
Направленность программы -естественнонаучная – направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Содержание занятий кружка «Занимательная математика» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- Привитие интереса к математике, чтению, изучению языка;
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области однозначных чисел;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. расширить творческие способности учащихся, укрепить в них знания;
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении:
На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, упражнении, развлечении, будь то шашки, головоломка или игра в загадки.
Принципы реализации программы:
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективизм;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; ·
- Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
Формы:
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал) и др. Беседы с учителем, конкурсы и викторины, конкурсы чтецов, организация выставки книг, подвижные игры с поговорками, прибаутками и считалочками, литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг.
Основные методы и приемы.
Методы проведения занятий:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра
- Беседа
- практическая работа
- самостоятельная работа
- коллективная работа.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Предполагаемые результаты освоения курса «Занимательная математика» для 1 класса.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются: − осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях; − осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; − установка на безопасный здоровый образ жизни; − развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; − развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; − воспитание чувства справедливости, ответственности; − овладение способами исследовательской деятельности; − развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; − формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные УУД: − определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; − проговаривать последовательность действий; − учиться высказывать своё предположение (версию); − учиться работать по предложенному учителем плану; − учиться отличать верно выполненное задание от неверного; − учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД: − анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; − анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; − находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; − классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; − отрабатывать вычислительные навыки; − осуществлять синтез как составление целого из частей; − выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; − формулировать проблему; − строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; − устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Коммуникативные УУД:
− донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); − слушать и понимать речь других; − умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; − совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; − учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются:
− Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы. − Решать задачи на смекалку, на сообразительность. − Решать логические задачи. − Работать в коллективе и самостоятельно. − Расширить свой математический кругозор. − Пополнить свои математические знания. − Научиться работать с дополнительной литературой.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- 1.Холодова О.А. Методическое пособие для 1 класса «Занимательная математика». – М.: Издательство РОСТ.2020г.2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Под ред. Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. Просвещение. 2011 г. 3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. М. «Просвещение» 2011 г. 4. П.У. Байрамукова «Внеклассная работа по математике в начальных классах». «Издательство – школа». Москва, 1997 г. 5. Т.К. Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Москва «Просвещение», 1989 г. 6. http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты». 7. http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского. 8. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007. 9. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т. А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002. 10. Узорова О.В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М.: Просвещение, 2004.
- Технические средства обучения. Компьютер, мультимедийный проектор
Календарный учебный график
Кружок | Начало обучения | Окончание обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель |
Занимательная математика | 1 сентября | 31 мая | 2 | 70 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Блок «Занимательная математика»
№ п/п | Тема занятия | Основное содержание каждой темы | Виды учебной деятельности |
1-2 | Математика – царица наук. | Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека. | Выступление учителя. Обсуждение в группе «Математика в жизни людей». |
3-4 | Как люди научились считать. | Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один». Счет – требование жизни. | Беседа. Рассказ учителя. Практическая работа в парах. Знакомство с научно-популярной литературой связанной с математикой. |
5-6 | Как люди научились записывать цифры. | Способы записывать числа. Запись чисел у разных народов. | Рассказ учителя. Игры «Сколько», «Поставь числа». |
7-8 | Все началось с пятерни. Первобытный «компьютер», который всегда с нами. | Первые пять цифр – самые главные. Ручной счет разных народов. | Творческая работа. Игры: «Правильно расставь вагоны», «Рисунок и число» |
9-10 | Математика – это интересно. Путешествие точки. | Решение нестандартных задач. | Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). |
11 | Игры с кубиками | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль |
12-13 | Геометрия вокруг нас. | Геометрические фигуры. Из истории круга. Квадрата, треугольника. | Инсценировка «Круг и треугольник». Игра «Танграмм» |
14-15 | Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА» | Пространственные представления. Геометрические фигуры. | Математические лабиринты. Инсценировки. Магические квадраты. |
16-17 | Развивающие игры. Путешествие по стране «Красная Шапочка» | Решение математических закономерностей. | Лабиринты. Закономерности. Графические диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано» |
18-19 | Цифра ноль. История открытия ноля. | Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо. | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Игры «Число и цифру я знаю» |
20 | Экскурс в историю чисел. | История чисел от 1 до 10. | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Математические цепочки. |
21-22 | История возникновения знаков «+», «-», «=». | Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=». | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
23 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
24-25 | История линейки. | Линейке исполнилось 220 лет. | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
26-27 | Праздник от 1 до 10. | Обобщение знаний о числах. | Представление – презентация «От 1 до 10» |
28-29 | Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?» | Знакомство со школьными принадлежностями: циркуль, ручка, линейка, карандаш. Ластик. | Инсценировки, сообщения детей, разгадывание загадок, чтение стихотворений. |
30-31 | Математические игры. Прятки с фигурами | Обобщение знаний о числах. | Игры: «Бегущие минутки», «Угадай фигуру», «Угадайка». |
32-33 | Математические ребусы. | Задания на развитие математического представления. | Ребусы. Работа в парах и группах. |
34-35 | Заседание Клуба знатоков математики. | Отношения «больше», «меньше», «равно». Знаки операций сложения и вычитания. | Математический диктант, игра «Рыбалка», Эстафета. |
36 | Математический КВН. | Участие в конкурсах с математической направленностью. | Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой скороговорок», «Театрализованный» |
37 | История игры «Танграмм». | История игры «Танграмм» | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Складывание фигурок. |
38 | Танграм: древняя китайская головоломка | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; |
39 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; |
40 | Игра «Веселый счет» | Игры с числами.Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). |
41 | Задачи в стихах. | Решение занимательных задач в стихах. | Самостоятельное решение. Работа в группах. Индивидуальная работа. |
42 | Математические сказки. | Как родилась линия? Приключения точки. | Упражнения в черчении разных отрезков, сравнение по длине. |
43 | Игра в магазин. Монеты | Сложение и вычитание в пределах 20. | Игра в магазин. |
44 | Час веселой математики. | Участие в математических конкурсах. | Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица сложения», «Не собьюсь», «По порядку номеров», «Узнай свое число». |
45-46 | Конструкторы лего | Знакомство с деталями конструктора, схемами- инструкциями и алгоритмами построения конструкций. | Знакомство с деталями конструктора, схемами- инструкциями ал горитмами построения конструкций. |
47 | Математический бой. | Участие в дидактических играх соревновательного характера. | Игры: «В какой дом отнести телеграмму», «Найди себе пару», «Угадай место игрушки», «Воздушные шары». |
48-49 | Проект «Создание задачника по математике» | Подбор задач о животных и растениях нашего края. | Работа в группах и парах. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
50-51 | Решение олимпиадных задач. | Задачи повышенной сложности. | Коллективная работа. Работа в группах и парах. |
52 | Математика и профессии людей. | Знакомство с профессиями людей . | Презентация – проект «Профессии и математика» |
53 | Знакомьтесь: ПИФАГОР! | Вклад Пифагора в развитие математики. | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
54-55 | Математические цепочки. | Решение математических цепочек. | Работа в парах и группах. |
56 | Знакомьтесь: АРХИМЕД! | Вклад Архимед в развитие математики. | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
57 | Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. |
59-60 | Практическая работа «Бумага. Ножницы. Линейка». | «Разрезные фигуры», сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. «Удивительный квадрат». | «Разрезные фигуры», сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. «Удивительный квадрат». |
61 | Математическая карусель | Математические головоломки, занимательные задачи. | Математические головоломки, занимательные задачи. |
62-63 | Решаем уравнения с увлечением. | Решаем уравнения с увлечением. Игра: «Какое число задумано?» Докажи утверждение, решив уравнение. | Игра: «Какое число задумано?» Докажи утверждение, решив уравнение. |
64-65 | Практикум «Подумай и реши» | Сложение и вычитание чисел , решение задач. | Самостоятельная работа, решение задач и выражений на заданные темы. Игра «Лучший счетчик» |
66 | Игра «Самый внимательный» | Закрепление навыков сложения и вычитания через игру. | Коллективная работа |
67-68 | Общественный смотр знаний | Решение математических заданий. | Веселые задачи, решение примеров, математические квадраты. |
69-70 | Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. Работа в группе: инсценирование загадок, решение задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты математики»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты математики»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
Программа кружка для 1 класса...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
Дополнительная образовательная программа «Занимательная грамматика» рассчитана на учащихся 7-8 лет и ориентирована на развитие познавательной активности, само...
Методическая разработка Использование приема по развитию навыков составления вопросов при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Олимпиадная математика»
В методической разработке раскрыт один из приёмов технологии развития критического мышления - приём по развитию навыков составления вопросов, используемый на занятии по программе "олимпиадная мат...