Пути коррекции семантической дислексии
презентация к уроку по логопедии (2, 3, 4 класс) на тему
Презентация раскрывает актуальность проблемы и пути коррекции семантической дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_korrektsii.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В области « Язык и речевая практика » отражены следующие требования : Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Актуальность. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших, интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменить взгляды, углублять понимание, влиять на поведение, совершенствовать личность. Моя основная задача состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства процесса чтения, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно –познавательную деятельность учащихся. Статистика показывает, что 72% нормальночитающих второклассников, 66% - третьеклассников с трудом понимают прочитанный текст. Многие тексты кажутся детям сложными, непонятными, скучными. Они затрудняются в пересказе, в ответах на вопросы по содержанию прочитанного, т. к. имеют нарушения лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Кроме того, у учащихся коррекционной школы VIII вида нарушены другие познавательные процессы, которые также вызывают трудности при осмыслении прочитанного текста. При решении данной проблемы я использую методики Р.И Лалаевой , А.К.Аксёновой , М.Ф. Гнездилова, А.В. Ястребовой , П.Т.Бессоновой , О.А.Ишимовой . В преодолении этих нарушений важен комплексный подход учителя, педагога-психолога, логопеда, воспитателя и родителей.
Цель: Из уч ить систем y специальных у пражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения
Технология опыта. Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Виды дислексий : Фонематическая Аграмматическая Семантическая Оптическая Мнестическая
Что может привести к дислексии ? Есть много факторов, способствующих появлению этого недуга. Это: - патология беременности; - родовые и послеродовые травмы; - нарушение общей моторики; - нарушения тонкой моторики рук; - наследственная предрасположенность; - минимальная мозговая дисфункция; - синдром дефицита внимания и гиперактивности ; - детский церебральный паралич; - задержка психического развития; - задержка речевого развития.
Семантическая дислексия Семантическая дислексия (семантика – смысл) вызвана нарушением понимания слов, предложений, текстов. (ребенок читает механически и не понимает прочитанного, т.е. неосознанное чтение). Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено, как правило, недоразвитием звукового синтеза. Слово, прочитанное по слогам, - это искусственно разделённое на части слово. Оно отличается от слитно произнесённого слова, привычно звучащего слова устной речи. Поэтому ребёнок с недоразвитием звукослогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слова. Это приводит к тому, что ребёнок читает механически, не понимая смысла той информации, которую он расшифровывает. Нарушение понимания предложения или текста обусловлено, с одной стороны, недоразвитием звукослогового синтеза, а с другой – несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированностью грамматических обобщений. В связи с этим ребёнок с этой формой дислексии часто читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливает связи между словами в предложении. Вследствие этого ребёнок не понимает читаемого или понимание не соответсвует содержанию прочитанного.
Этапы работы по коррекции семантической дислексии
Диагностика № Предъявляемые задания Система оценивания 1. 2. 3. 4. 5. 6. Составь из слогов слова. НАЛ-ЖУР, КА-РО-МАШ Прочитай предложение и выполни соответствующее задание Подойди к полке и возьми книгу. Прочитай предложение и ответь на вопрос: Собака бежит за мальчиком . Вопрос: Кто бежит впереди? Прочитай словосочетание и найди одну соответствующую картинку из трёх. Зимние забавы . Закончи предложение: По рельсам бегут . . . . . . поезда корабли Прочитай текст и ответь на вопросы. На лесной полянке - кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки. Но кто же здесь копает землю? Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком. Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос. Ну, конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул. А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка. - Что появилось на поляне? -Как выглядел крот? -Не что похожи кучки рыхлой земли? Озаглавь рассказ. 10баллов-полное понимание прочитанного; 5 баллов - неполное понимание; 2балла -фрагментарность или незначительное изменение смысла; 0–полное непонимание прочитанного, грубое искажение смысла. ∑ баллов × 100 _____________ 6
Совершенствование зв у ко-слогового синтеза На первом этапе обучения детей осознанному чтению работа ведётся над совершенствованием звуковой стороны речи. Слияние букв в слова становится возможно лишь тогда, когда ребёнок умеет различать отдельные звуки в речи, тогда, когда буквенные обозначения наполняются для ребёнка соответствующим содержанием. Поэтому при устранении семантической дислексии провожу следующую работу по развитию звуко-слогового синтеза: Назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними ( с,о,м ; м,у,х,а ; б,а,н,к,а , к,р,а,п,и,в,а ). Составить слово с буквами ( л,а,и,с ; т,г,и,р ; с,о,л,н ). Вставить буквы из скобок. Какие слова получились? Со…, со …, со …, со … . ( р , к, н , м )
работа над семантикой слов. упражнения, предложенные А.В.Ястребовой Это обратные трансформационные упражнения. При их выполнении ученик читает слова в обратном порядке – справа налево ( кот – ток; кит – тик; нос - . . . .; лес - . . . .; дар - . . . .; сор -. . .) Упражнения на исключение буквы из слова: (коса – оса; крот – кот) Упражнения на перестановку букв в слове: ( марка – рамка ) Упражнения на нахождение слова в слове: ( смородина – родина; гроза- роза; шоколадка – школа ).
Бок Упал Пил С-- С --- -е- Д-- --е- - ы - --м У---- -а- Т-- **- и-а --к
«Антонимы», «синонимы»
Формирование морфологических и синтаксических обобщений. Группа заданий . 1. Верно – неверно У квадрата три стороны а) верно б) неверно Потому что . . . . . . . . . Группа заданий 2. «Начало – конец». В клетке сидела . . . . а) птица б) пицца Группа заданий 4. «Да – нет». Проворонила ворона воронёнка . а) Ворона потеряла воронёнка. б) Ворона сыр проворонила . ___________ __________
Y становление смысловых связей межд y словами.
Формирование правильного изложения прочитанного.
Работа с текстом. 1.Рассказ из деформированных предложений . Мальчик, домой, школы, из, возвращался. Сильный, и вдруг, ветер, снег, поднялся, повалил. Застиг, в, школьника, буран, поле. Увяз, продрог, в, и, он, сугробе. Сосед, проезжал, Егор, мимо. Мальчика, в, он, увидел, сугробе. Вовремя, подоспела, помощь. Вытащил, и, домой, Егор, сугроба, подвёз, из, его. 2. Соответствие содержания текста и его названия. Новый год. Новый год наступил ровно в полночь. Часы на башне Кремля пробили двенадцать раз. Люди поздравляли друг друга с Новым годом. Новый год пришёл зимой, зажёг огни на ёлке. У школьников каникулы. Потом придёт весна. Деревья оденутся в зелёную листву, прилетят птицы. За весной наступит лето.
«Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи». ЧИТАЕМ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ Летом Костик со своей собакой Дези отдыхал на даче. Целыми днями они вдвоём путешествовали по окрестным полям и лесам, гуляли, играли. Костик часто брал с собой небольшой жёлтый мяч, потому что ловить и приносить его хозяину Дези любила больше всего. Как-то мальчик и его собака прогуливались около реки. После очередного броска Костика мяч случайно оказался в воде. Тут же течение подхватило его и понесло. Дези прыгнула в реку и поплыла доставать пропажу. Собака вертелась в воде как волчок, громко лаяла, но найти свою игрушку так и не смогла. С тех пор Дези повсюду высматривала пропавший жёлтый мяч. Однажды собачка играла с новым мячом в огороде и оказалась на грядке рядом с небольшой жёлтой тыквой. Дези подбежала к тыкве, толкнула её лапой раз, другой; потом присела и стала громко лаять, не понимая, почему же этот жёлтый мяч никак не желает катиться. СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ 1. Как собака оказалась в огороде? 2. Что из овощей ей понравилось? Почему? IV. КАРТИНА «В ОГОРОДЕ. АНАЛИЗИРУЕМ, РАССУЖДАЕМ 1. Где происходит действие картины? Как можно догадаться об этом? 2. Что расположено рядом с домом? 3. Для чего нужен огород? 4. В чём польза овощей? ПОПОЛНЯЕМ ЗАПАС ЗНАНИ й 1. Все ли тыквы большие по размеру? (Нет, есть декоративная тыква, размером примерно с теннисный мяч.) 2. Какие известные растения являются родственниками тыквы? (Кабачки.) СОСТАВЛЯЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ Мальчик — бросить - мяч. Мяч — покатиться - дорога. Дорога — ехать — машины. Мальчик — испугаться — собака. Собака — побежать — мяч. Мальчик — кричать — звать — собака. Машины — остановиться — пропускать — собака. Собака — принести — мяч —хозяин. Хозяин — похвалить — собака. УЧИМ ШУТЛИВЫЕ СТИХИ Ваня шёл купаться с другом И с большим красивым кругом. Ваня плавал на кругу, Друг стоял на берегу. Думал друг: «А если вдруг Лопнет круг... Утонет друг. Подниму-ка лучше лай: «Далеко не заплывай!»
Результативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. "Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений."
Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помоч...
Семантическая дислексия, или почему ребенок не понимает смысл прочитанного.
Семантическая дислексия, или почему ребенок не понимает смысл прочитанного....
Особенности лексической стороны речи у младших школьников с семантической дислексией
Ключевые слова: лексическая сторона речи, семантическая дислексия, младшие школьники.В процессе школьного обучения дети сталкиваются с трудностями в овладении навыками чтения и письма. При наличии сто...
Семантическая дислексия у учащихся начальных классов.
Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развития рыночных отношений оказали влияние на преобразования современной школы. У нее возникла реальная пе...
Консультация для родителей Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений.
Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение...
Логопедическая работа по устранению семантической дислексии у младших школьников с ЗПР.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей логопедической работы по коррекции семантической дислексии у детей с задержкой психического развития. В статье представлены основны...
Приемы работы при семантической дислексии
Семантическая дислксия. Формы работы...