Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса
проект по логопедии на тему
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_lazarusa.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса
(Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто - 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
- это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
- Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
- Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.
- Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
- Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.
- Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.
- Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
- Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.
- Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
Описание субшкал
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса
Данная методика направлена на выявление предпочитаемых Вами способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Отметьте, пожалуйста, рядом с каждым из следующих утверждений, насколько часто Вы так действуете в трудных ситуациях. Для этого обведите цифру в соответствующем столбце.
Ф.И.О.___________________________________возраст_______________________
ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я… | никогда | редко | иногда | часто |
1. Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге. | 0 | 1 | 2 | 3 |
2. Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать: главное – делать хоть что-нибудь. | 0 | 1 | 2 | 3 |
3. Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение. | 0 | 1 | 2 | 3 |
4. Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации. | 0 | 1 | 2 | 3 |
5. Критиковал и укорял себя. | 0 | 1 | 2 | 3 |
6. Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть. | 0 | 1 | 2 | 3 |
7. Надеялся на чудо. | 0 | 1 | 2 | 3 |
8. Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет. | 0 | 1 | 2 | 3 |
9. Вел себя, как будто ничего не произошло. | 0 | 1 | 2 | 3 |
10. Старался не показывать своих чувств. | 0 | 1 | 2 | 3 |
11. Пытался увидеть в ситуации и что-то положительное. | 0 | 1 | 2 | 3 |
12. Спал больше обычного. | 0 | 1 | 2 | 3 |
13. Срывал свою досаду на тех, кто повлек на меня проблемы. | 0 | 1 | 2 | 3 |
14. Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь. | 0 | 1 | 2 | 3 |
15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески. | 0 | 1 | 2 | 3 |
16. Пытался забыть все это. | 0 | 1 | 2 | 3 |
17. Обращался за помощью к специалистам. | 0 | 1 | 2 | 3 |
18. Менялся или рос как личность в положительную сторону. | 0 | 1 | 2 | 3 |
19. Извинялся или старался все загладить. | 0 | 1 | 2 | 3 |
20. Составлял план действий. | 0 | 1 | 2 | 3 |
21. Старался дать какой-то выход своим чувствам. | 0 | 1 | 2 | 3 |
22. Понимал, что я сам вызвал эту проблему. | 0 | 1 | 2 | 3 |
23. Набирался опыта в этой ситуации. | 0 | 1 | 2 | 3 |
24. Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации. | 0 | 1 | 2 | 3 |
25. Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами. | 0 | 1 | 2 | 3 |
26. Рисковал напропалую. | 0 | 1 | 2 | 3 |
27. Старался действовать не слишком поспешно, - доверяясь первому порыву. | 0 | 1 | 2 | 3 |
28. Находил новую веру во что-то. | 0 | 1 | 2 | 3 |
29. Вновь открывал для себя что-то важное. | 0 | 1 | 2 | 3 |
30. Что-то менял так, что все улаживалось. | 0 | 1 | 2 | 3 |
31. В целом избегал общения с людьми. | 0 | 1 | 2 | 3 |
32. Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться. | 0 | 1 | 2 | 3 |
33. Спрашивал совета у родственника или у друга, которого уважал. | 0 | 1 | 2 | 3 |
34. Старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела. | 0 | 1 | 2 | 3 |
35. Отказывался воспринимать это слишком серьезно. | 0 | 1 | 2 | 3 |
36. Говорил с кем-то о том, что я чувствую. | 0 | 1 | 2 | 3 |
37. Стоял на своем и боролся за то, что хотел. | 0 | 1 | 2 | 3 |
38. Вымещал это на других людях. | 0 | 1 | 2 | 3 |
39. Пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации. | 0 | 1 | 2 | 3 |
40. Знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить. | 0 | 1 | 2 | 3 |
41. Отказывался верить, что это действительно произошло. | 0 | 1 | 2 | 3 |
42. Я давал себе обещание, что в следующий раз все будет по- другому. | 0 | 1 | 2 | 3 |
43. Находил пару других способов решения проблемы. | 0 | 1 | 2 | 3 |
44. Старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах. | 0 | 1 | 2 | 3 |
45. Что-то менял в себе. | 0 | 1 | 2 | 3 |
46. Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось. | 0 | 1 | 2 | 3 |
47. Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться. | 0 | 1 | 2 | 3 |
48. Молился. | 0 | 1 | 2 | 3 |
49. Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать. | 0 | 1 | 2 | 3 |
50. Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему. | 0 | 1 | 2 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник для родителей
Для родителей будущих первоклассников...
Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"
Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю тест - опросник Е. Голощаповой...
Опросники, социограммы и анкеты для родителей и детей (с ключами)
В файле рисунки отображаются корректно. Социограмма «Моя семья» для родителей. Методика PARI (Шефер Е.С. и Белл Р. К.). Опросный лист. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г.). М...
Анкета для родителей и их детей дошкольного и младшего школьного возраста "Опросник Мойдодыра"
Увважаемы родители дошколят и ребят младшего школьного возраста! Хотите проверить обладают ли Ваши дети навыками гигиены. Предложите им заполнить анкету "Опросник Мойдодыра". Рекомендуется обсудить по...
Анкета-опросник для родителей.
Анкета-опросник для родителей. Можно предложить заполнить на пробном дне для получения основных данных о семье....
Опросник мотивации (3-4 класс)
Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной д...
Исследования копинг-стратегии у лиц с нарушениями в общении
Результаты теста Р.Лазаруса «опросник копинг-стратегии»...