Исследования копинг-стратегии у лиц с нарушениями в общении
опыты и эксперименты по логопедии на тему

Шубникова Екатерина Константиновна

Результаты теста Р.Лазаруса «опросник копинг-стратегии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_testa_lazarusa.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты теста Р.Лазаруса «опросник копинг-стратегии»

В таблице 1 представлены результаты теста Р.Лазаруса.

Таблица 1

Результаты теста Р.Лазаруса, %

Копинги

%

Конфронтационный  копинг

46

Дистанцирование

47

Самоконтроль

61

Поиск социальной поддержки

62

Принятие ответственности

56

Бегство, избегание

41

Планирование решения проблемы

68

Положительная переоценка

60

По результатам статистической обработки данных с помощью t-критерия Стьюдента выявлены достоверные различия на уровнях значимости, равных 1% и 5%. Достоверные различия проиллюстрированы в последующих таблицах.

В таблице 2 представлены результаты гендерных различий копинг-стратегий в контрольной группе, полученных с помощью опросника Лазаруса.

Таблица 2

Гендерные различия копинг-стратегий в контрольной группе, выявленные с помощью опросника «Копинг-стратегии» Лазаруса, n=50

Шкалы

Женщины контрольной группы

Мужчины контрольной группы

t-критерий Стьюдента

Среднее

Стандартное отклонение

Среднее

Стандартное отклонение

Дистанцирование

10,12

+

0,63

3,13

7,56

+

0,56

2,84

3,028

Поиск соц.

поддержки

12,96

+

0,47

2,37

9,60

+

0,58

2,94

4,444

Избегание

11,68

+

0,62

3,12

9,44

+

0,70

3,52

2,379

0,01 – достоверные различия на уровне значимости  ≥1%

0,05– достоверные различия на уровне значимости  ≤5%

При анализе было выявлено три значимых различия по шкалам: «Дистанцирование» и «Поиск социальной поддержки» на уровне значимости 1%; «Избегание» на уровне значимости – 5%.

Из таблицы 2 видно, что данные копинг-стратегии в контрольной группе чаще используют женщины.

По результатам изучения гендерного аспекта копинг-стратегий с помощью опросника «Копинг-стратегии» Лазаруса в контрольной группе была составлена гистограмма:

В таблице 3 представлены данные гендерных различий копинг-стратегий в экспериментальной группе, полученных с помощью опросника Лазаруса.

Таблица 3

Гендерные различия копинг-стратегий в экспериментальной группе, выявленные с помощью опросника «Копинг-стратегии» Лазаруса, n=50

Женщины

экспериментальной

группы

Мужчины
экспериментальной группы

t-критерий Стьюдента

(р≤ 0,05)

Шкала

Среднее

Стандартное отклонение

Среднее

Стандартное отклонение

Дистанциро-вание

8,08

+

0,6

2,98

9,8

+

0,64

3,20

-1,964

Полученные результаты позволяют говорить, что выявлено одно значимое различие по шкале «Дистанцирование» на уровне значимости ≤5%.

Из таблицы 3 видно, что данную копинг-стратегию («Дистанцирование») чаще используют мужчины с нарушениями в общении.

По результатам изучения гендерного аспекта копинг-стратегий с помощью опросника «Копинг-стратегии» Лазаруса в экспериментальной группе была составлена гистограмма

Представленные на диаграмме данные свидетельствуют о том, что наиболее часто мужчины экспериментальной группы выбирают такие копинг-стратегии, как самоконтроль, положительную переоценку и планирование решения проблемы. Женщины в свою очередь выбирают – самоконтроль, планирование решения проблемы и поиск социальной поддержки.

В таблице 4 представлены гендерные различия копинг-стратегий в контрольной группе с помощью опросника Лазаруса.

Таблица 4

Гендерные различия копинг-стратегий в контрольной группе, выявленные с помощью опросника «Копинг-стратегии» Лазаруса, n=50

Шкалы

Женщины контрольной группы

Мужчины контрольной группы

t-критерий Стьюдента

Среднее

Стандартное отклонение

Среднее

Стандартное отклонение

Дистанциро-вание

10,1

+

0,6

3,13

7,6

+

0,6

2,84

3,028

Поиск соц. поддержки

13,0

+

0,5

2,37

9,6

+

0,6

2,94

4,444

Избегание

11,7

+

0,6

3,12

9,4

+

0,7

3,52

2,379

*   0,01 – достоверные различия на уровне значимости  ≥1%

** 0,05– достоверные различия на уровне значимости  ≤5%

При статистическом анализе полученных результатов было выявлено три значимых различия по шкалам: «Дистанцирование» и «Избегание» на уровне значимости ≤5% и «Принятие ответственности» на уровне значимости ≥1%. Из таблицы 4 видно, что статистически значимые копинг-стратегии чаще используют женщины контрольной группы.

По результатам изучения копинг-стратегий в экспериментальной и контрольной группах с помощью опросника «Копинг-стратегии» Лазаруса была составлена гистограмма.

Представленные на рисунке данные свидетельствуют о том, что женщины экспериментальной группы (имеющие речевые нарушения) наиболее часто используют такие копинг-стратегии, как дистанцирование, избегание, планирование решения проблемы.

Таблица 5.

Различия копинг-стратегий в экспериментальной и контрольной группах, выявленные с помощью опросника «Копинг-стратегии» Лазаруса, n=50

Шкала

Мужчины

контрольной группы

Мужчины

экспериментальной группы

t-критерий Стьюдента

(р≥0,01)

Среднее

Стандартное отклонение

Среднее

Стандартное отклонение

Дистанции-рование

7,56

+

0,57

2,8

9,8

+

0,64

3,2

-2,615

При анализе было выявлено одно значимое различие по шкале «Дистанцирование» на уровне значимости 1%. Из табл.5 видно, что данную копинг-стратегию чаще используют мужчины экспериментальной группы.

По результатам изучения копинг-стратегий в экспериментальной и контрольной группах с помощью опросника «Копинг-стратегии» Лазаруса была составлена гистограмма:

Представленные на рисунке данные демонстрируют, что мужчины экспериментальной группы наиболее часто выбирают таки копинг-стратегии, как дистанцированность, планирование решения проблемы, избегание. В свою очередь, мужчины контрольной группы выбирают – избегание, дистанцированность, планирование решение проблемы. Все те же копинг-стратегии, но в другом ранжире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика-исследование неврологического статуса ребёнка с речевыми нарушениями

Авторская диагностика-исследование неврологического статуса ребенка с речевыми нарушениями поможет логопеду составить наиболее подробную картину о причинах  речевых нарушений, ...

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной ме...

Тематический реферат «Исследования мимики в процессе делового общения».

Тематический реферат «Исследования мимики в процессе делового общения»....

Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника

Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника...

Мониторинг исследования уровня развития учащихся с интеллектуальными нарушениями

Методика «Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, позволяет разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка с умст...

Как помочь детям с нарушениями в общении

Как помочь детям с нарушениями в общении...