Диагностика-исследование неврологического статуса ребёнка с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии по теме

Горемыкина Ирина Николаевна

    Авторская диагностика-исследование неврологического статуса ребенка с речевыми нарушениями поможет логопеду составить наиболее подробную картину о причинах  речевых нарушений, вовремя направить ребенка к невропатологу на углубленное обследование, объяснить родителям особенности развития их ребенка и подсказать пути решения его проблем.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика-исследование неврологического статуса ребёнка

 с речевыми нарушениями

 Автор: логопед высшей квалификационной категории

Горемыкина И.Н.

Внешние проявления

Вариант нормы

Вариант патологии

Состояние опорно-двигательного аппарата

1

Шея (короткая, длинная)

 

 

2

Тест поворота головы (ограничение поворота)

 

 

3

Наличие гипертонуса затылочных мышц (односторонний, двусторонний)

 

 

4

Положение плеч по отношению к шейному отделу позвоночника  (завышено, занижено)

 

 

5

Сколиотичная деформация позвоночника (изгиб позвоночника)

 

 

6

Грудная клетка (кифоз, лордоз)

 

 

7

Состояние нижних конечностей (разновысотность стоп, плоскостопие, вальгусное/варусное положение)

 

 

Состояние артикуляционного аппарата

1

Асимметрия лица

 

 

2

Состояние языка (тонус, парез, тремор)

 

 

3

Наличие выраженных подъязычных вен

 

 

4

Нависание мягкого нёба

 

 

5

Саливация

 

 

6

Сглаженность носогубной складки

Состояние черепа

1

Гидроцефальный (микроцефальный)

 

 

2

Выраженная лобная часть

 

 

3

Наличие выраженной венозной сети на висках или у переносицы

 

 

4

Наличие выраженного "лобного треугольника"

 

 

Психофизическое состояние

1

Синкинезии

 

 

2

Аффекты

 

 

3

Торопливость

 

 

4

Смена настроения

 

 

5

Истощаемость

 

 

Определение доминантности полушария

1

Тест "Часы"

 

 

2

Тест "Труба"

 

 

3

Тест "Прыжки"

 

 

4

Тест "Ручные пробы"

 

 

5

Пазл-мозаика

 

 

Неврологические пробы

1

Рефлекс Бабинского

 

 

2

Поза Ромберга

 

 

3

Пальце-носовая проба

 

 

Рекомендации:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопед_________________________________(подпись)_________________



Предварительный просмотр:

Приложение к диагностике-исследованию неврологического статуса ребенка

 Автор-составитель: Логопед Высшей квалификационной категории Горемыкина И. Н.

Внешние проявления

Определение

Определение доминантности полушария

1

Тест "Часы"

Логопед кладет на стол часы, по команде ребенок походит к часам, берет к их и подносит   к уху, слушает.

Вывод: логопед обращает внимание, какой рукой взяты часы, к какому уху они приложены.

2

Тест "Труба"

По команде логопеда ребенок берет трубу, подносит к глазу и смотрит вдаль.

 Вывод: логопед обращает внимание, какой рукой взята труба, к какому глазу она поднесена.

3

Тест "Прыжки"

Логопед просит ребенка поскакать сначала на одной ножке, затем на другой.

 Вывод: логопед обращает внимание, на какой ножке сначала попрыгал ребенок.

4

Тест "Ручные пробы"

Логопед просит ребенка сесть, положить руку на руку, ногу на ногу.

 Вывод:  логопед обращает внимание, какие рука и нога находятся сверху.

5

Пазл-мозаика

Логопед просит ребенка собрать пазл или мозаику. Вывод: логопед обращает внимание, какая рука ведущая при сборе  пазла.

Неврологические пробы

1

Рефлекс Бабинского

Рефлекс положителен, если при штриховке кожи наружного края подошвы, при этом ребенок медленно разгибает большой палец. Остальные пальцы при этом остаются неподвижны или происходит их веерообразный расход.

2

Поза Ромберга

Ребенок находится в положении стоя, стопы соприкасаются внутренними краями, руки вытянуты вперед под углом 90 градусов к туловищу, глаза закрыты. Рефлекс положителен, если ребенок покачивается.

3

Пальце-носовая проба

Ребенок находится в положении стоя, стопы соприкасаются внутренними краями, руки вытянуты вперед под углом 90 градусов к туловищу. Логопед просит ребенка закрыть глаза и прямой рукой до кончика носа. Рефлекс положителен, если ребенок промахивается.



Предварительный просмотр:

Приложение к диагностике-исследованию неврологического статуса ребенка.

 Автор-составитель: Логопед Высшей квалификационной категории Горемыкина И. Н.

Внешние проявления

Причины

Последствия

Состояние опорно-двигательного аппарата

1

Шея (короткая, длинная)

  1. Аномалия развития;
  2. Недоразвитие шейных позвонков

  1. Нарушение осанки;
  2. нарушение поворота головы;
  3. Нарушение кровоснабжения коры головного мозга

2

Тест поворота головы (ограничение поворота)

  1. Смещение шейных позвонков;
  2. Нестабильность шейных позвонков;
  3. Недоразвитие шейных позвонков;
  4. Гипертонус шейных мышц
  1. Нарушение осанки;
  2. Нарушение кровоснабжения коры головного мозга;
  3. Венозный застой

3

Наличие гипертонуса затылочных мышц (односторонний, двусторонний)

  1. Мышечная защита организма в ответ на травму при родах;
  2. Повышенное внутричерепное давление
  1. Нарушение кровоснабжения коры головного мозга;
  2. Венозный застой

4

Положение плеч по отношению к шейному отделу позвоночника  (завышено, занижено)

  1. Нарушение осанки;
  2. Смещение, недоразвитие шейных позвонков
  3. Гипертонус затылочных мышц
  1. Нарушение осанки;
  2. Нарушение кровоснабжения коры головного мозга

5

Сколиотичная деформация позвоночника (изгиб)

  1. Смещение и нестабильность грудных позвонков;
  2. Миотонус грудных мышц
  1. Нарушение осанки;
  2. Вегето-сосудистые нарушения;
  3. Плоскостопие;
  4. Вальгусное/варусное положение стоп

6

Грудная клетка (кифоз, лордоз)

  1. Родовая травма;
  2. Миотонус грудных мышц;
  3. Смещение и нестабильность грудных позвонков

  1. Нарушение осанки;
  2. Вегето-сосудистые нарушения;
  3. Плоскостопие;
  4. Вальгусное/варусное положение стоп

7

Состояние нижних конечностей (разновысотность стоп, плоскостопие, вальгусное/варусное положение)

  1. Нарушение осанки;
  2. Кифоз, лордоз;
  3. Сколиоз

  1. Нарушение осанки;
  2. Вегето-сосудистые нарушения

Состояние черепа

1

Гидроцефальный (микроцефальный)

  1. Внутриутробная инфекция;
  2. Родовая травма;

  1. ЗПР;
  2. ЗРР;
  3. СДВГ;
  4. ДЦП;
  5. Вегето-сосудистые нарушения

2

Выраженная лобная часть

  1. Последствия гидроцефалии;
  2. Повышенное внутричерепное давление
  1. ЗПР;
  2. ЗРР;
  3. СДВГ;
  4. Вегето-сосудистые нарушения

3

Наличие выраженной венозной сети на висках или у переносицы

  1. Венозный застой;
  2. Повышенное внутричерепное давление

  1. ЗПР;
  2. ЗРР;
  3. СДВГ;
  4. Вегето-сосудистые нарушения

4

Наличие выраженного "лобного треугольника" (часто наблюдается у логопатов)

  1. Микро-подкожные кровоизлияния во время родов

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Неврологические синдромы, сопутствующие речевому недоразвитию

Логопедическое просвещение родителейНедоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы....

Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Правильное дыхание является одной из основ красиво звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование и плавность...

Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы.Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, ...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений

В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...