Диагностика-исследование неврологического статуса ребёнка с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии по теме
Авторская диагностика-исследование неврологического статуса ребенка с речевыми нарушениями поможет логопеду составить наиболее подробную картину о причинах речевых нарушений, вовремя направить ребенка к невропатологу на углубленное обследование, объяснить родителям особенности развития их ребенка и подсказать пути решения его проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika-issledovanie_nevr.statusa.doc | 55.5 КБ |
prilozhenie_k_diagnostike_opredeleniya.doc | 35 КБ |
prilozhenie_k_diagnostike_prichiny_posledstviya_1.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика-исследование неврологического статуса ребёнка
с речевыми нарушениями
Автор: логопед высшей квалификационной категории
Горемыкина И.Н.
№ | Внешние проявления | Вариант нормы | Вариант патологии |
Состояние опорно-двигательного аппарата |
1 | Шея (короткая, длинная) |
|
|
2 | Тест поворота головы (ограничение поворота) |
|
|
3 | Наличие гипертонуса затылочных мышц (односторонний, двусторонний) |
|
|
4 | Положение плеч по отношению к шейному отделу позвоночника (завышено, занижено) |
|
|
5 | Сколиотичная деформация позвоночника (изгиб позвоночника) |
|
|
6 | Грудная клетка (кифоз, лордоз) |
|
|
7 | Состояние нижних конечностей (разновысотность стоп, плоскостопие, вальгусное/варусное положение) |
|
|
Состояние артикуляционного аппарата |
1 | Асимметрия лица |
|
|
2 | Состояние языка (тонус, парез, тремор) |
|
|
3 | Наличие выраженных подъязычных вен |
|
|
4 | Нависание мягкого нёба |
|
|
5 | Саливация |
|
|
6 | Сглаженность носогубной складки |
Состояние черепа |
1 | Гидроцефальный (микроцефальный) |
|
|
2 | Выраженная лобная часть |
|
|
3 | Наличие выраженной венозной сети на висках или у переносицы |
|
|
4 | Наличие выраженного "лобного треугольника" |
|
|
Психофизическое состояние |
1 | Синкинезии |
|
|
2 | Аффекты |
|
|
3 | Торопливость |
|
|
4 | Смена настроения |
|
|
5 | Истощаемость |
|
|
Определение доминантности полушария |
1 | Тест "Часы" |
|
|
2 | Тест "Труба" |
|
|
3 | Тест "Прыжки" |
|
|
4 | Тест "Ручные пробы" |
|
|
5 | Пазл-мозаика |
|
|
Неврологические пробы |
1 | Рефлекс Бабинского |
|
|
2 | Поза Ромберга |
|
|
3 | Пальце-носовая проба |
|
|
Рекомендации:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед_________________________________(подпись)_________________
Предварительный просмотр:
Приложение к диагностике-исследованию неврологического статуса ребенка
Автор-составитель: Логопед Высшей квалификационной категории Горемыкина И. Н.
№ | Внешние проявления | Определение |
Определение доминантности полушария |
1 | Тест "Часы" | Логопед кладет на стол часы, по команде ребенок походит к часам, берет к их и подносит к уху, слушает. Вывод: логопед обращает внимание, какой рукой взяты часы, к какому уху они приложены. |
2 | Тест "Труба" | По команде логопеда ребенок берет трубу, подносит к глазу и смотрит вдаль. Вывод: логопед обращает внимание, какой рукой взята труба, к какому глазу она поднесена. |
3 | Тест "Прыжки" | Логопед просит ребенка поскакать сначала на одной ножке, затем на другой. Вывод: логопед обращает внимание, на какой ножке сначала попрыгал ребенок. |
4 | Тест "Ручные пробы" | Логопед просит ребенка сесть, положить руку на руку, ногу на ногу. Вывод: логопед обращает внимание, какие рука и нога находятся сверху. |
5 | Пазл-мозаика | Логопед просит ребенка собрать пазл или мозаику. Вывод: логопед обращает внимание, какая рука ведущая при сборе пазла. |
Неврологические пробы |
1 | Рефлекс Бабинского | Рефлекс положителен, если при штриховке кожи наружного края подошвы, при этом ребенок медленно разгибает большой палец. Остальные пальцы при этом остаются неподвижны или происходит их веерообразный расход. |
2 | Поза Ромберга | Ребенок находится в положении стоя, стопы соприкасаются внутренними краями, руки вытянуты вперед под углом 90 градусов к туловищу, глаза закрыты. Рефлекс положителен, если ребенок покачивается. |
3 | Пальце-носовая проба | Ребенок находится в положении стоя, стопы соприкасаются внутренними краями, руки вытянуты вперед под углом 90 градусов к туловищу. Логопед просит ребенка закрыть глаза и прямой рукой до кончика носа. Рефлекс положителен, если ребенок промахивается. |
Предварительный просмотр:
Приложение к диагностике-исследованию неврологического статуса ребенка.
Автор-составитель: Логопед Высшей квалификационной категории Горемыкина И. Н.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
В данном докладе вы узнаете о том, как поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...
Неврологические синдромы, сопутствующие речевому недоразвитию
Логопедическое просвещение родителейНедоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы....
Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Правильное дыхание является одной из основ красиво звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование и плавность...
Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы.Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, ...
Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.
laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...
речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений
В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...