Развитие связной речи у детей с особыми образовательными потребностямии.
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Развитие связной речи у детей  с особыми образовательными потребностямии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей  с особыми образовательными потребностямии.

                                                        Учитель-логопед высшей категории

                                                         С.П. Морозова.

Связная речь -это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное , смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Основными целями построения связного высказывания являются:

  • Программирование смысловой структуры высказывания;
  • Установление связности и последовательности высказывания;
  • Отбор языковых средств.

Уровни программирования речи:

  • Внутреннее(смысловое) программирование.
  • Грамматическое структурирование.
  • Моторная кинетическая организация высказывания.

Внутреннее программирование включает:

   

Процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.

  • Мотив
  • Замысел
  • Семантическая запись
  • Внутренняя  предикативная схема высказывания.

- Что сказать? В какой последовательности и как сказать?

Процесс грамматического структурирования включает:

  •    
  • Нахождение грамматической конструкции.
  • Определение места элемента в синтаксической структуре.
  • Наделение его грамматическими характеристиками.

В развитии  речи  выделяют три линии :

 

  • работа над словом
  • работа над словосочетанием и предложением
  • работа над связной речью

Словарная работа включает в себя :

  • Обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новые значения слов; развитие активно пользоваться разными способами словообразования;
  • Уточнение словаря, т. е углубление понимания  уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов,  анализ многозначности, иносказательных значений;
  • Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого  учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
  • Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.

Последовательность работы  над словом:

  • практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватное их употребления;
  • практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватное их употребления;
  • Понятие о родственных словах;
  •  практическое овладение навыком подбора антонимов ,синонимов и способов их употребления;
  •  Понятие о многозначности слов.

Работа над словосочетанием и предложением

 

Словосочетание  - сочетание двух или нескольких слов,

Объединенных по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.

Предложение-это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

Основные виды упражнений:

  • Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
  • Конструктивные упражнения- это построение предложений на основе усвоенных закономерностей
  • Творческие упражнения не предполагают образца.

Виды заданий :

  • составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме (птицы, гнезда, строят);
  • составление предложений из слов, данных в начальной форме (птица, гнездо, строить);
  • составление предложений - полных ответов на вопросы(Какая птица любит блестящие вещи? Сорока любит блестящи вещи.;
  • составление предложений -кратких ответов на вопросы;
  • оставление предложений по картинке с использованием опорных слов, схем;
  • составление предложений из слов. Объединение их в связный текст;
  • дополнение предложений нужным по смыслу словом;
  • составление сложносочиненных предложений из простых;
  • расчленять сложносочиненные предложения на простые предложения.;
  • Работа с деформированными предложениями;
  • Нахождение логических ошибок в предложении;
  • редактирование простых предложений с повторяющимися однокоренными словами (Мы с братом любим праздновать праздники.);
  • редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами( Сегодня последний день. Сегодня дождливый день);
  • редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование сложноподчиненных предложений .(Мой брат закончил в прошлом году школу. В этой школе теперь учусь я.) ;
  • работа с простыми деформированными предложениями. Восстановление правильного порядка слов  в предложении. ( Мы пили чай в гостях с вареньем);
  • редактирование сложноподчиненных предложений.(Мужчина вошел в дом, на котором был синий плащ);
  • составление предложений по материалам наблюдений на данную тему.

Требования к речевым упражнениям.

  •       систематичность
  •       последовательность
  •       взаимосвязь упражнений
  •       перспективность
  •       умение подчинять их единой цели

Работа над связной речью ( Текст)

Цель данного этапа- развитие и совершенствование умений  связного высказывания.

  1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется  в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искаженных вариантов( пропуск начала, середины конца;, добавление слов предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих тему).
  2. Развитие  умений и навыков анализировать текст:        - определять тему рассказа; основную мысль текста;   последовательность и связность предложений в тексте;

         -   устанавливать смысловую зависимость между предложениями4

         -   составлять план связного высказывания.

  1. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:

-определение замысла высказывания; последовательность развертывания высказывания; связность предложений и смысловую зависимость между ними.

         -отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания.

         -составлять план связного высказывания

Работа над текстом.

     Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.

          Заключается в следующем:

  • Определять последовательность развертывания высказывания (план)
  • Определять замысел высказывания
  • Определять связность предложений и смысловую  зависимость между ними
  •  Отобрать  языковые  средства , адекватные замыслу высказывания;
  • Составить план связного высказывания.

Формирование практически представлений  о тексте:

 Текст- это группа предложений , связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.

   

     Виды упражнений:

  • Упражнения на сравнение рассказа и набора слов из него.
  • Упражнения на сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
  • Упражнения на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно сильного предложения.
  • Упражнения на сравнение рассказа и его деформированного варианта.
  •  Упражнения на сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.
  •  Упражнения на сравнение рассказа и отдельного предложения.

Развитие умений и навыков анализировать текст.

  Виды заданий:

  • определить, есть ли среди предложенных слов те. которые можно объединить в одну тему;
  • определить, есть ли среди предложенных предложений те, которые можно объединить  в одну тему и соединить так, чтобы получился маленький рассказ;
  • определить, какие тексты  объединены одной темой;
  •  выбрать наиболее точный заголовок для текста из предложенных;
  • определить по заголовку тему;
  • найти в тексте предложения, которые не соответствуют теме и заголовку;
  • найти в тексте предложение, которое отвлекает от раскрытия основной мысли;
  • найти в тексте часть, которая не соответствует заголовку, придумать тот заголовок,  который объединял бы все предложения;

  • упражнения  на определение основной мысли; какова мораль басни;
  • найти в тексте предложение, в котором выражена основная мысль;
  • определить соответствует ли содержание текста его названию. Подобрать более точное;
  • восстановить предложения в тексте так, чтобы получился понятный рассказ;
  • установить все ли части в тексте сохранены(начало, основная часть, конец);
  • Определить где начало, средняя часть, концовка;
  • Дополнить текст по данному началу;
  • Дополнить текст по данному концу;
  • Составить основную часть текста;
  • Определить начало, среднюю часть, концовку текста. Соединить их так, чтобы получился рассказ.;
  • Определить по началу и концу, что пропущено в тексте;
  • Определить, какая концовка больше подходит к тексту. Почему?
  • По началу текста придумать продолжение и конец.

План текста. Опорные слова.

        План текста- схема  построения текста.

     Слова, по которым можно определить тему текста, называются опорными словами. Они отражают основное содержание текста и служат как бы опорой  при пересказе текста. Опорные слова  несут большую смысловую нагрузку в раскрытии темы текста.

    Задачи: находить опорные слова; определять роль опорных слов  в тексте;составлять сказки по опорным словам; развивать их творческое    воображение.

 Виды заданий:

  • Отгадай сказку по опорным словам;
  • Подбери опорные слова  к сюжетным картинкам;
  • Игра «Назови опорные слова к сказке»;
  • Игра « Продолжи сказку»;
  • Будем сказку сочинять;
  • По опорным словам  пересказать рассказ.
  • Определить какие еще слова можно выделить в тексте как ключевые.
  • Игра «Добавь опорные слова». Продолжи ряд слов;
  • Игра « Найди лишнее слово»;
  •  Найти в тексте 4-5 опорных, самых главных ( по твоему мнению) слова

Порядок работы  с текстом.

  1. Знакомство с текстом. Чтение текста (2-3 учащихся).
  2. Выделение в тексте слов  с непонятным лексическим значением.
  3.  Докажите, что это текст.
  4. Определите тему текста.
  5. Определите основную мысль текста.
  6.  Озаглавьте текст. Запись заголовка текста  в тетрадь, на доске.
  7. К какому типу относится текст? Докажите. Определите особенности данного типа текста.
  8. По какой схеме строится текст. Выделите части построения текста.
  9. Сколько частей в тексте? Сколько пунктов плана?
  10. Чтение каждой части текста, обсуждение и запись соответствующего пункта текста в тетрадь.
  11. Пересказ текста по плану.

  • Приёмы правки текста:

Редактировать- значит проверять, исправлять текст.

  • Убери лишнее
  • Восстанови последовательность текста
  • Выбери самое главное.

Упражнения:

  1. Найдите  логические ошибки в предложении;
  2. Найдите предложения, которые считаете лишними, отвлекающими от  раскрытия основной мысли.
  3.  Восстановите порядок следования частей.
  4. Соответствует ли содержание текста его названию
  5.  Правильно ли определены границы предложений в тексте.
  6. Удачно ли выбраны слова для выражения мысли.
  7. Все ли части текста сохранны.
  8.   Удачно ли использованы средства связи.
  9. Найти предложения в тексте, в котором нарушен порядок слов.
  10.  Есть ли в тексте повторяющие слова, замените их другими.

Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания

   Виды работ :       1класс.

 Работа над предложением:

  1. Восстановление деформированных предложений.
  2. Выделение предложений из сплошного текста.
  3. Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.

 Формирование монологической речи:

  1. Составление рассказа из отдельных предложений.
  2. Составление рассказа по вопросам.
  3. Составление рассказа по картинкам и вопросам.
  4. Составление рассказа по серии картин.
  5. Составление рассказа по сюжетной картине.
  6. Составление рассказа по опорным предметным картинам .
  7. Составление рассказа по опорным словам.
  8. Редактирование текста.
  9. Последовательный пересказ.
  10. Выборочный пересказ.
  11. Творческий пересказ.
  12. Краткий пересказ.
  13. Устные сочинения.

                             2 класс.

    Работа над предложением:

  1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
  2. Предложения из отдельных слов.
  3. Ответы на вопросы.

           Работа над текстом:

  1. Рассказ из отдельных предложений.
  2. Рассказ по вопросам.
  3. Рассказ по картинкам и вопросам .Картинки и задания  носят описательный или сравнительный характер.
  4. Рассказ по началу.
  5. Рассказ по серии картин.
  6. Свободные диктанты.
  7. План к каждой части рассказа.
  8. Деление рассказа на законченные части.

                 3-4 классы

Работа над предложением:

  1. Предложение и словосочетание.
  2. Связь слов  в предложении.
  3. Предложения с однородными членами.
  4. Сложные предложения.

 Работа над текстом:

  1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
  2. Составление связного текста из деформированных предложений.
  3. Составление рассказа из данных предложений.
  4. Свободный диктант.
  5. Письменные ответы на вопросы.
  6. Образные слова и выражения в нашей речи.
  7. Составление рассказа по данному плану.
  8. Составление сокращенного рассказа.
  9. Составление рассказа по его началу.
  10. Составление рассказа по его концу.
  11. Замена в тексте лица рассказчика.

Работа по  составлению связных  высказываний с элементами творчества.

  1. Рассказ с элементами описания.
  2. Выборочное выписывание из текста по заданию.
  3. Изложение по самостоятельно составленному плану.
  4. Сочинения по примерным образцам.
  5. Темы для составления рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планоме...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей с задержкой  психического развития...

Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Коммуникация» (развитие связной речи). Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик»

Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик». Цель:- формировать умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием слов...

Образовательная деятельность по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР "Космос. День космонавтики"

В занятии содержаться интересные материалы по освоению космоса.Задания дают возможность детям думать. высказывать свои суждения, делать выводы....