Развитие связной речи у детей с особыми образовательными потребностямии.
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
Развитие связной речи у детей с особыми образовательными потребностямии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_osobymi_poznavatelnymi_potrebnostyami.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у детей с особыми образовательными потребностямии.
Учитель-логопед высшей категории
С.П. Морозова.
Связная речь -это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное , смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основными целями построения связного высказывания являются:
- Программирование смысловой структуры высказывания;
- Установление связности и последовательности высказывания;
- Отбор языковых средств.
Уровни программирования речи:
- Внутреннее(смысловое) программирование.
- Грамматическое структурирование.
- Моторная кинетическая организация высказывания.
Внутреннее программирование включает:
Процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.
- Мотив
- Замысел
- Семантическая запись
- Внутренняя предикативная схема высказывания.
- Что сказать? В какой последовательности и как сказать?
Процесс грамматического структурирования включает:
- Нахождение грамматической конструкции.
- Определение места элемента в синтаксической структуре.
- Наделение его грамматическими характеристиками.
В развитии речи выделяют три линии :
- работа над словом
- работа над словосочетанием и предложением
- работа над связной речью
Словарная работа включает в себя :
- Обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новые значения слов; развитие активно пользоваться разными способами словообразования;
- Уточнение словаря, т. е углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
- Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
- Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.
Последовательность работы над словом:
- практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватное их употребления;
- практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватное их употребления;
- Понятие о родственных словах;
- практическое овладение навыком подбора антонимов ,синонимов и способов их употребления;
- Понятие о многозначности слов.
Работа над словосочетанием и предложением
Словосочетание - сочетание двух или нескольких слов,
Объединенных по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.
Предложение-это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.
Основные виды упражнений:
- Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
- Конструктивные упражнения- это построение предложений на основе усвоенных закономерностей
- Творческие упражнения не предполагают образца.
Виды заданий :
- составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме (птицы, гнезда, строят);
- составление предложений из слов, данных в начальной форме (птица, гнездо, строить);
- составление предложений - полных ответов на вопросы(Какая птица любит блестящие вещи? Сорока любит блестящи вещи.;
- составление предложений -кратких ответов на вопросы;
- оставление предложений по картинке с использованием опорных слов, схем;
- составление предложений из слов. Объединение их в связный текст;
- дополнение предложений нужным по смыслу словом;
- составление сложносочиненных предложений из простых;
- расчленять сложносочиненные предложения на простые предложения.;
- Работа с деформированными предложениями;
- Нахождение логических ошибок в предложении;
- редактирование простых предложений с повторяющимися однокоренными словами (Мы с братом любим праздновать праздники.);
- редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами( Сегодня последний день. Сегодня дождливый день);
- редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование сложноподчиненных предложений .(Мой брат закончил в прошлом году школу. В этой школе теперь учусь я.) ;
- работа с простыми деформированными предложениями. Восстановление правильного порядка слов в предложении. ( Мы пили чай в гостях с вареньем);
- редактирование сложноподчиненных предложений.(Мужчина вошел в дом, на котором был синий плащ);
- составление предложений по материалам наблюдений на данную тему.
Требования к речевым упражнениям.
- систематичность
- последовательность
- взаимосвязь упражнений
- перспективность
- умение подчинять их единой цели
Работа над связной речью ( Текст)
Цель данного этапа- развитие и совершенствование умений связного высказывания.
- Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искаженных вариантов( пропуск начала, середины конца;, добавление слов предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих тему).
- Развитие умений и навыков анализировать текст: - определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями4
- составлять план связного высказывания.
- Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
-определение замысла высказывания; последовательность развертывания высказывания; связность предложений и смысловую зависимость между ними.
-отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания.
-составлять план связного высказывания
Работа над текстом.
Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.
Заключается в следующем:
- Определять последовательность развертывания высказывания (план)
- Определять замысел высказывания
- Определять связность предложений и смысловую зависимость между ними
- Отобрать языковые средства , адекватные замыслу высказывания;
- Составить план связного высказывания.
Формирование практически представлений о тексте:
Текст- это группа предложений , связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.
Виды упражнений:
- Упражнения на сравнение рассказа и набора слов из него.
- Упражнения на сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
- Упражнения на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно сильного предложения.
- Упражнения на сравнение рассказа и его деформированного варианта.
- Упражнения на сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.
- Упражнения на сравнение рассказа и отдельного предложения.
Развитие умений и навыков анализировать текст.
Виды заданий:
- определить, есть ли среди предложенных слов те. которые можно объединить в одну тему;
- определить, есть ли среди предложенных предложений те, которые можно объединить в одну тему и соединить так, чтобы получился маленький рассказ;
- определить, какие тексты объединены одной темой;
- выбрать наиболее точный заголовок для текста из предложенных;
- определить по заголовку тему;
- найти в тексте предложения, которые не соответствуют теме и заголовку;
- найти в тексте предложение, которое отвлекает от раскрытия основной мысли;
- найти в тексте часть, которая не соответствует заголовку, придумать тот заголовок, который объединял бы все предложения;
- упражнения на определение основной мысли; какова мораль басни;
- найти в тексте предложение, в котором выражена основная мысль;
- определить соответствует ли содержание текста его названию. Подобрать более точное;
- восстановить предложения в тексте так, чтобы получился понятный рассказ;
- установить все ли части в тексте сохранены(начало, основная часть, конец);
- Определить где начало, средняя часть, концовка;
- Дополнить текст по данному началу;
- Дополнить текст по данному концу;
- Составить основную часть текста;
- Определить начало, среднюю часть, концовку текста. Соединить их так, чтобы получился рассказ.;
- Определить по началу и концу, что пропущено в тексте;
- Определить, какая концовка больше подходит к тексту. Почему?
- По началу текста придумать продолжение и конец.
План текста. Опорные слова.
План текста- схема построения текста.
Слова, по которым можно определить тему текста, называются опорными словами. Они отражают основное содержание текста и служат как бы опорой при пересказе текста. Опорные слова несут большую смысловую нагрузку в раскрытии темы текста.
Задачи: находить опорные слова; определять роль опорных слов в тексте;составлять сказки по опорным словам; развивать их творческое воображение.
Виды заданий:
- Отгадай сказку по опорным словам;
- Подбери опорные слова к сюжетным картинкам;
- Игра «Назови опорные слова к сказке»;
- Игра « Продолжи сказку»;
- Будем сказку сочинять;
- По опорным словам пересказать рассказ.
- Определить какие еще слова можно выделить в тексте как ключевые.
- Игра «Добавь опорные слова». Продолжи ряд слов;
- Игра « Найди лишнее слово»;
- Найти в тексте 4-5 опорных, самых главных ( по твоему мнению) слова
Порядок работы с текстом.
- Знакомство с текстом. Чтение текста (2-3 учащихся).
- Выделение в тексте слов с непонятным лексическим значением.
- Докажите, что это текст.
- Определите тему текста.
- Определите основную мысль текста.
- Озаглавьте текст. Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.
- К какому типу относится текст? Докажите. Определите особенности данного типа текста.
- По какой схеме строится текст. Выделите части построения текста.
- Сколько частей в тексте? Сколько пунктов плана?
- Чтение каждой части текста, обсуждение и запись соответствующего пункта текста в тетрадь.
- Пересказ текста по плану.
- Приёмы правки текста:
Редактировать- значит проверять, исправлять текст.
- Убери лишнее
- Восстанови последовательность текста
- Выбери самое главное.
Упражнения:
- Найдите логические ошибки в предложении;
- Найдите предложения, которые считаете лишними, отвлекающими от раскрытия основной мысли.
- Восстановите порядок следования частей.
- Соответствует ли содержание текста его названию
- Правильно ли определены границы предложений в тексте.
- Удачно ли выбраны слова для выражения мысли.
- Все ли части текста сохранны.
- Удачно ли использованы средства связи.
- Найти предложения в тексте, в котором нарушен порядок слов.
- Есть ли в тексте повторяющие слова, замените их другими.
Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания
Виды работ : 1класс.
Работа над предложением:
- Восстановление деформированных предложений.
- Выделение предложений из сплошного текста.
- Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Формирование монологической речи:
- Составление рассказа из отдельных предложений.
- Составление рассказа по вопросам.
- Составление рассказа по картинкам и вопросам.
- Составление рассказа по серии картин.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
- Составление рассказа по опорным предметным картинам .
- Составление рассказа по опорным словам.
- Редактирование текста.
- Последовательный пересказ.
- Выборочный пересказ.
- Творческий пересказ.
- Краткий пересказ.
- Устные сочинения.
2 класс.
Работа над предложением:
- Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
- Предложения из отдельных слов.
- Ответы на вопросы.
Работа над текстом:
- Рассказ из отдельных предложений.
- Рассказ по вопросам.
- Рассказ по картинкам и вопросам .Картинки и задания носят описательный или сравнительный характер.
- Рассказ по началу.
- Рассказ по серии картин.
- Свободные диктанты.
- План к каждой части рассказа.
- Деление рассказа на законченные части.
3-4 классы
Работа над предложением:
- Предложение и словосочетание.
- Связь слов в предложении.
- Предложения с однородными членами.
- Сложные предложения.
Работа над текстом:
- Деление сплошного текста на отдельные предложения.
- Составление связного текста из деформированных предложений.
- Составление рассказа из данных предложений.
- Свободный диктант.
- Письменные ответы на вопросы.
- Образные слова и выражения в нашей речи.
- Составление рассказа по данному плану.
- Составление сокращенного рассказа.
- Составление рассказа по его началу.
- Составление рассказа по его концу.
- Замена в тексте лица рассказчика.
Работа по составлению связных высказываний с элементами творчества.
- Рассказ с элементами описания.
- Выборочное выписывание из текста по заданию.
- Изложение по самостоятельно составленному плану.
- Сочинения по примерным образцам.
- Темы для составления рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планоме...
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития...
Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...
Развитие связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретический материал по проблеме....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Коммуникация» (развитие связной речи). Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик»
Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик». Цель:- формировать умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием слов...
Образовательная деятельность по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР "Космос. День космонавтики"
В занятии содержаться интересные материалы по освоению космоса.Задания дают возможность детям думать. высказывать свои суждения, делать выводы....