Занимательные упражнения по теме "Состав слова".
картотека по логопедии (2 класс) на тему
Материал содержит занимательные игровые упражнения по теме "Состав слова". Можно использовать на итоговом занятии. Содержатся шарады, игры по составлению слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.doc | 734 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВОЙ
МАТЕРИАЛ ПО СОСТАВУ СЛОВА
1. Прочитайте выразительно. Какова основная мысль стихотворения? Выпишите изменяемые слова, основа которых состоит из: 1)∩ и €; 2)¬ и ∩ 3)∩, ∧ и €.
Отечество мое
Маленькие станции России,
Полевые, к северу лесные,
С тополиной вьюгой по весне,
Золотые осенью, зимою,
В голубых сугробах под луною
Примут поезд.
Промелькнут в окне –
И земля покажется красивой,
Потому что за спиной всегда
Маленькие станции России
На пути в большие города.
(А.Чепуров)
2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.
под хват ок с дорож ок
по снеж чик по работ щик
за ряд ник за бор ник
3. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.
при | клад | ищ | |
за | креп | к | |
а | |||
под | сып | ечк | |
с | уш | очк | |
4. Составьте и запишите слова. | |||
по | сказ | ил | а |
о | двин | ел | а |
рас | бледн | ул | а |
вы | черн | ал | а |
5. Из данных частей составьте и запишите слова | |||
про | пис | к | а |
при | вод | щиц | а |
за | став | чиц | а |
пере | гуль | очк | а |
6. Составьте и запишите из данных частей слова:
без сып н ый
пре глаз чат ый
рас длин аст ый
голос ый
7. Запишите слова, состоящие из:
корня: стол, ...
корня и окончания: земля, ...
корня и суффикса: зонтик,...
приставки и корня: обход,...
корня, суффикса и окончания: ножка, ...
приставки, корня, суффикса и окончания: перебежчики, -
8. Составьте слова, взяв:
приставку из слова полет, корень из слова походка, суффикс из слов стрелка, окончание из слова улица.
корень из слова стрелок, суффикс из слова дочка, окончание из слова груша.
9. Запишите слова, в которых:
а) корень тот же, что в слове морской, суффикс тот же, что в слове бедняк.
б) корень тот же, что в слове лесной, суффикс тот же, что в слове печник.
в) приставка та же, что в слове вылет, корень тот же, что в слове ходит.
10. Запишите слова, состоящие из:
а) такой же приставки, что в слове прилет, того же корня, что в слове ездить.
б) того же корня, что в слове пригород, того же окончания, что в слове вода.
в) того же корня, что в слове рыбак, того же окончания, что в слове сова.
11. Прочитайте слова. Из первого слова запишите приставку, из второго - корень, из третьего - суффикс и окончание. Какое слово получилось?
Образец: раскрыл, сказка, грузчик, рассказчик;
повел, дарит, цветок-...
побежал, садовник, пилотка—...
вывез, рубит, ручка-...
переход, стрелка, ножка-...
осушил, красивый, стройка-...
прошел, водит, школьник
залетел, варил, стенка-...
12. Запишите слова, собранные из частей других слов.
а) суффикс из слова руководитель, приставка из слова воскликнуть, корень из слов пропитание. (Воспитатель)
б) суффикс и окончание из слова терпеливый, приставку из слова выписать, корень из слова преподносить. (Выносливый)
в) суффикс из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка из слов исключительный. (Исполнительный)
13. Запишите слова, выделите их части.
а) корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове возчик, приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)
б) корень тот же, что и в слове отдавать, приставка взята из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание. (Преподавание)
в) корень из слова приветствие, приставка из слова отличник, суффиксы из слов мужество, откровенность, смелость. (Ответственность)
14. Игра «Кто быстрее?»
а) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка как в слове захотел, суффикс как в слове молоток. (Заработок)
б) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове погрузка, приставка - как в слове наступила, суффикс - как в слове дочка, окончание - как в слове школьница. (Нагрузка)
в) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове переночевали, суффикс - как в слове добренький, окончание - как в слове ручка. (Ноченька)
г) Какое слово получится, если взять приставку в слове поглядели, корень в слове извозчик, суффикс в слове бумажка, окончание в слове головушка. (Повозка)
д) Какое слово получится, если взять корень в слове поиграли, суффикс в слове дедушка, окончание в слове карандаш. (Игрушки)
е) Какое слово получится, если взять приставку в слове послушал, корень в слове рядом, суффикс в слове бутылка, окончание в слове шалаши. (Порядки)
15. Шарады
а) Корень мой находится в «цене»,
в «очерке» найди приставку мне,
суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
вся же - в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
б) Корень извлечь из «начинки» несложно,
приставка в «сосуде» хранится надежно,
суффикс в «гудении» ясно услышишь,
вместе - на темы различные пишешь.
(Сочинение)
в) В «списке» вы мой обнаружите корень,
суффикс - в «собрании» встретите вскоре,
в слове «рассказ» вы приставку найдете,
в целом - по мне на уроки пойдете.
(Расписание)
г) Корнем с «дорогой» роднится,
в «сборе» приставка таится,
суффикс - как в слове «дневник»,
целым же в космос проник.
(Спутник)
д) Мой корень - родственник «сраженью»,
приставка - в слове «заявление»,
в «наборщике» есть суффикс мой,
а весь - тружусь я под землей.
(Забойщик)
е) Мой корень в «просьбе» заключен (в ней он озвучен и смягчен);
приставка — в «воплощенье» где-то, на целое - все ждут ответа.
(Вопрос)
16. Составьте и запишите сложные слова, выделите корни.
Носит оружие - Ловит мух - Разводит овец - Падают звезды -Варит кашу - Режет волны - Хранит воду - Копает землю -Хлопок убирает - Басни пишет - Солнце печет - Снег убирает -
Дальний восток - Камни тешет - Мир любит - Пьет чай -Метает огонь - Воду возит - Лес сплавляет - Утиный нос - Овощи разводит - Хлебный завод - Лед рубит - Нефтяные отходы -
17. Подберите слова к схемам.
∩ - пар,...,...,...,
∩ € - земля,...,...,...
∩ ∧ - грибник,...,...,
¬ ∩ - подъезд,...,...,...
∩ ∧ € -свечка,...,...,...
¬ ∩ ∧ € -рассказчики,...,...,...
18. Прочитайте слова забег, залы, запах, заяц, зал, завал. Определите состав этих слов и запишите их в два столбика:
∩ ¬∩
19. Подберите и запишите по два слова к каждой схеме. Буква н означает нулевое окончание.
∩н | ∩∧н | ∩€ | ∩∧€ | ¬∩€ | ¬∩н | ¬∩∧€ |
20. Подберите в каждую графу по три слова.
Приставка | Корень Суффикс | Корень Суффикс Окончание | Корень Окончание | Приставка Корень Суффикс Окончание |
21. Разберите слова по составу и объясните, от каких слов образованы данные существительные.
нарукавник, наушники, наклейка,
подберезовик, подосиновик, подснежник,
подстаканник, пододеяльник, подоконник
22. Запишите слова в таблицу по образцу:
Приставка по- | Корень сад- | Суффикс -к- | Окончание -а |
посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девочка, палочка и т. д.
23. Графический диктант. Зашифруйте слова:
правдивый, дремучий, звать, плечо, редко, глубина, честный, молчу, соломка, перепрыгнул и т. д.
24. Составьте схемы слов:
веселый, ленточка, посадка, кокетливый, заводной, шелковистый, стряпуха, кудряшки, перевернул, обошел и т. д.
25. Зашифруйте слова, используя графические знаки: ¬∩∧€
переноска, лист, полет, пришкольный, садовод, мастеровой, перескочил, холодно, пробежка, изморось, заморозила, вагон, перестук, глава, дуб
26. Расшифруйте схемы, подберите под них слово.
∩ ∩€ ¬∩ ∩∧ ∩∧€ ¬∩∧ ¬∩∧€
27. Прочитайте текст.
Весна
Пришла радостная весна. Весеннее солнышко ярко светит и греет землю. Весело бегут ручейки. Мальчишки пускают бумажные кораблики. Уже летят перелетные птицы. На деревьях зазеленели молодые листочки. Скоро и лето.
а) Выпишите по два существительных к схеме:
∩€ ∩∧€
б) Выпишите по одному прилагательному к схеме.
∩∧€ ¬∩∧€
в) Выпишите три глагола к схеме.
∩€
28. Определите, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. Как вы будете определять - посмотрите сначала на суффиксы и окончания или на корень? Почему? Запишите глаголы.
¬∩€ ∩∧∧∧ ∩∧∧ ∩∧∧€∧ ∩ ¬∩€
ешь о ть ся ть и л а сь чь
разучилась, течь, держать, вынес, подскажешь, уколоться
29. Распределите в 4 столбика слова: в 1 -й - с по-, во 2-й - с под-, в 3-й - с подо-, в 4-й -.....
подорожник, подолбить, подшить, подозрение, подождать, подосиновик, пододеяльник, подоконник, подовый (пирог), подошва
30. Определите, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме.
¬∩€ ∩€∧ ∩∧€ ¬∩∧∧€∧ ¬∩∧∧€
попрощалась, бережешься, гуляете, подбежали, проведать
31. Игра «Кто больше?»
Логопед выставляет перед учащимися табличку с корнем. Играющие, используя всевозможные приставки, составляют новые слова.
Например: шел
пришел, ушел, перешел, отошел, сошел, вышел, подошел, обошел и т. д.
32. Игра «Суффиксы пошутили»
Играющие имеют на руках суффиксы. Ведущий показывает слово с неправильным суффиксом, дети прочитывают его, а затем подставляют в него требуемый суффикс.
дубик - домок, лесяк - морник, садник - ледик, летка - лисчик, столник - охотица, тельничка - руковяшка.
33. Игра «Составь слово»
Играющие делятся на две команды. На доске делается заранее запись.
¬ дел пис ход сад без груз
∩ за пере по под вы на
∧ к и ть а ов чик
€ ый ой а
Задача каждой команды - составить как можно больше слов.
34. Игра «Разбери матрешку»
У каждого играющего конверт в форме матрешки. Внутри табляч-ка со словом, которое играющий разбирает по составу.
Образец: подносчики <— подносчик <— поднос <— нос
Слова:
переводчики, обходчики, привозите, уходите, занесите.
35. Игра «Волчок»
Волчок вертится по кругу, а вы быстро составляйте слова, прибавляя подходящий суффикс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
занимательные упражнения
Задании творческого характера на уроках окружающего мира в начальной школе....
Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.
Игры и упражнения на правописание парной согласной; безударной гласной в корне слова....
Занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе
Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся нача...
Занимательные упражнения по теме "Однокоренные слова"
Подборка упражнений по теме:"Однокоренные слова". Данные задания можно использовать как во классе, так и в четвёртом. Учащиеся с большим удовольствием выполняют такие виды заданий....
Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».
Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...
Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».
Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...