Где право, а где лево?
консультация по логопедии на тему
К моменту поступления в школу ребенок,как правило, уже различает свою правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_pravo-levo.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Где право, а где лево?
К моменту поступления в школу ребенок,как правило, уже различает свою правую и левую руку, понимает значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., может не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно себя самому. В младшем школьном возрасте в процессе усвоения знаний по различным учебным предметам происходит дальнейшее развитие пространственных представлений детей о величине, протяженности, длине, ширине, высоте, расстоянии, направлениях по сторонам своего тела. При недостаточности пространственной ориентировки у детей наблюдается запаздывание в формировании «схемы тела». В дальнейшем появляются сложности при ориентировки на листе бумаги. Недостаточная сформированность пространственных представлений у школьников будет влиять на развитие навыка чтения и письма. Поэтому при затруднениях у ребёнка формирования пространственных представлений необходимо пользоваться всем богатым материалом опор, маркеров, которые помогут ему убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ. Для этого первым шагом маркируем его левую руку с помощью часов, браслета, ленточки, которые становятся опорой для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Так как представления о пространстве строится вначале от его собственного тела и только потом превращается в абстрактные представления. Ребёнок начинает осознавать, что там, где часы это "слева", противоположная сторона "справа". Так же необходимо отметить "низ" и "верх" (солнце, небо, бантик, голова; пол, ноги, земля, ботинки, трава).
При развитии ориентировки в схеме своего тела необходимо соблюдать
следующую последовательность в работе:
1. Развивать умение выделять ведущую руку, а на его основе выделять
другую руку и закреплять их речевые обозначения (покажи, какой рукой ты
причёсываешься; покажи левую руку; постучи правой рукой по столу;
возьми предмет в левую руку и т.д.).
2. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела через
выделение ведущей руки и дальнейшее закрепление частей тела и их речевое
обозначение (на собственном теле; на куклах; на изображениях людей).
3. Развивать умение ориентироваться в схеме лица и называть его части.
Хочется отметить, что для детей не является очевидным фактом, что правая
щека, ухо, плечо... находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию
можно подвести путём специальных упражнений по соотнесению частей тела
с правой и левой руками:
- соотнести части тела с правой рукой
- соотнести части тела с левой рукой
- перекрёстный вариант (показать правое плечо и левое ухо; показать левой
рукой правый глаз).
Какие можно предложить упражнения?
1."Делай, как я"
Перед зеркалом ребёнок и взрослый, при необходимости с проговариванием,
выполняют одни и те же действия: "над головой", "под носом", "за ухом",
"перед глазами", "на груди", "за спиной" и т.д.
2."Путаница"
Взрослый намеренно показывает не те движения или места на теле, которые
называет. Ребёнок должен исправить и показать правильные части тела или
движения.
3.«Части тела»
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа,
например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру
соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
4.«Определи по следу»
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно
определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
5. Определить по сюжетной картинке, в какой руке у персонажей картины
называемый предмет.
6. Определить левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у
джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.
Удачи Вам!
Рекомендации подготовила:
Учитель-дефектолог: МБОУ СОШ № 10
Юзлиева Л.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Имею право на права!"
Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка....
«Имею право на права»
презентация к классному часу...
Классный час на тему: «Помни правила ГАИ, это правила – мои».
Классный час позволяет закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах; воспитывать сознательность в испол...
10 правил общения с ребенком. Правила ученикам.
10 правил общения с ребенкомСАМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!...
Урок русского языка и права "Глагол. Права и обязанности"
Интегрированный урок в 4 классе...
Классный час "Права ребёнка - это ваши права"
Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....
В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.
Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....