РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка (2 класс) по теме
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obraznoy_zritelnoy_pamyati_na_urokakh_.rar | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №18
Василенко Таисия Олеговна.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Память – это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Это одна из самых популярных психических особенностей человека.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов.
Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного материала. Все это влияет на успеваемость.
Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банальностью. Однако от этого не становится легче ни детям, ни родителям. Как часто специалисты - психологи и врачи - считают: "Мой ребенок умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает...". И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто "дрейфует" в безбрежном информационном море.
То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. И важно развивать у них хорошую память. Память человека считается хорошей, если он быстро запоминает необходимый материал, долго сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.
Память позволяет человеку быть тем, кем он является, действовать в окружающем мире, осознавать своё собственное " Я", учиться любить...
Не человек служит памяти, а память человеку. Задача - заставить ее служить как можно лучше. Поэтому развитие памяти на уроках у младших школьников является одной из важнейших задач учителя. Ведь то, что выучено с детства не легко забыть. Сначала забывается то, что усвоено недавно, потом забывание распространяется на то, что усваивалось прежде. В самом конце утрачиваются воспоминания детства.
Но так как у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно - образная память, то ребенок лучше запоминает предметы и картинки, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются младшими школьниками. В силу ограниченности жизненного опыта детей еще не достаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Поэтому, для функционирования памяти необходимо постоянное подкрепление со стороны непосредственных (предметных ) раздражителей.
Кроме того, память служит основой мышления - процесса, характерного для высших животных, без которого не могли бы осуществляться ни интеграция (от лат. восстановление, восполнение, объединение в целое каких - либо частей) получаемых сведений о мире, ни программирование новых поведенческих реакций. Речь - одновременно является продолжением и основой мышления. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи. Она свойственна только человеку. Благодаря речи осуществляется быстрая передача информации от одного индивидуума другому, позволяющая ускорить обработку сигналов от окружающей среды и все более гибко формировать новые формы поведения.
Мы проанализировали достаточное количество литературы по теме: "Развитие зрительной памяти у младших школьников". Это работы Д. Лапп "Улучшаем память в любом возрасте", она разрабатывала эффективные способы запоминания деловой информации. А. Р. Лурия в своей работе "Маленькая книжка о большой памяти" описывал приемы развития феноменальной памяти. Ю. К. Пугач разрабатывал системы приема по развитию образной памяти, Герман Эббингауз изучал законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слов.
В исследовании развития образной памяти я опиралась на труды: Ю.К. Пугач, Л.С. Выгодского, К.Д. Ушинского. В книгах освещены неврологические, физиологические, биологические и психологические аспекты. Основываясь на собственные исследования, авторы в популярной форме рассказывают о достижениях в этой области знаний.
Итак, проблема состоит в том, что дети при изучении учебного материала не владеют важными приемами образного запоминания потому как они с ними не знакомы и следовательно запоминают механически, путем многократного повторения. Это оказывается непрочным, что заметно снижает учебные возможности ребенка.
Как это ни странно, естественное стремление детей – заучивать что бы то ни было на память, вообще не используя мозги.
Для многих запомнить - значит повторять на попугачий манер снова и снова, пока каким-то образом запоминаемое не останется в голове. Но закрепляется оно не надёжно - мало кому из учеников не знакомо ощущение паники при "совершенном вылетании из головы" нужных сведений при ответе у доски. В такие минуты причина "потери памяти" кажется такой же тайной, как и то, почему информация раньше, как казалось, запомнилась!
Школьники часто заучивают учебный материал перед школьной контрольной и забывают его к следующему уроку. Именно опыт подготовок к контрольным приводит многих к убеждению, что запоминать - значит повторять снова и снова мысли о том, что можно удержать информацию в памяти на некое короткое время.
Как часто ученикам приходится напоминать о каких-либо правилах учебного материала опять и опять - и каждый раз они помнят их очень недолго и не предпринимают никаких усилий к тому, чтобы оставить их в памяти раз и навсегда. Если бы ученики сразу запомнили как надо, запоминать приходилось бы лишь один раз. Ключ ко всему - воображение, которое нужно заставить работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»
В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...
Использование игровых ситуаций и оценочной деятельности на уроках как факторы, влияющие на мотивацию младших школьников
Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной а...
Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на уроках русского языка и математики"
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные...
Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи
Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...
Некоторые аспекты применения технологии «Письмо по памяти» на уроках русского языка в начальной школе
Среди многих учебных предметов, одинаково важных для образования, воспитания и развития младшего школьника, особо выделяется родной язык. Обучение родному языку обогащает словарный запас и грамматичес...
Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"
Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...
Развитие навыков орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся младшего школьного возраста.
Развитие навыков орфографической зоркости у учащихся является главной задачей учителя начальных классов. Поэтому основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихс...