КТП логопедических занятий1 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) на тему
Программа фронтальных логопедических занятий рассчитана на количество занятий в неделю: 3ч. на каждый класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_1_klass.docx | 36.61 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
- Цель коррекционной логопедической работы в 1 классах:
Нормализация звуковой стороны речи и профилактика нарушений письменной речи.
Задачи:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику,
- формировать фонематический анализ и синтез, слоговой анализ и синтез,
- учить определять количество и последовательность слов в предложении из 3-5 слов,
- обогащать словарный запас по темам: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Мебель», «Времена года», «Животные», «Транспорт»,
- развивать связную речь,
- корректировать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление на основе анализа языковых единиц.
Предполагаемый результат:
ученик с понятной речью, умеющий анализировать звукослоговой состав слова, определять количество и последовательность слов в небольших предложениях, подбирать обобщающие слова, подбирать не менее чем 2 признака и действия к предмету, составлять простые распространённые предложения
2. Организация учебного процесса
2.1 Реализуемые технологии
Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение.
Коррекционно-развивающее образование определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в развитии детей.
Содержание образования в системе КРО сохраняет базовый компонент традиционной системы и отличается особенностями, отражающими коррекционно-развивающую направленность обучения.
В свете модернизации образования важная цель определяется следующим образом: привести ребёнка к этапу основной ступени обучения, с существенными изменениями в его развитии, то есть, с теми новообразованиями, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и системой их обучения. Цель начального обучения в системе коррекционно-развивающего обучения совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, писать, считать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, основы личной гигиены и здорового образа жизни.
Принципыпостроения содержания учебного материала:
-практической направленности изучаемого материала; опоры на жизненный опыт, выделения сущностных признаков изучаемых явлений и объективных внутренних связей в содержании обучения как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимости и достаточности при определении объёма предъявляемого содержания; введение в содержание коррекционных разделов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности, актуализацию усвоенных ранее знаний и формирование общеинтеллектуальных умений и навыков.
Дидактические принципы:
-принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию программного материала);
-коррекционно-развивающей направленности обучения (решение задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребёнка);
-ориентации обучения на «зону ближайшего развития»;
-дифференцированного подхода (учёт индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);
-комплексного воздействия (психолого-педагогическое сопровождение обучения).
Методическая основа технологии КРО – индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
Методы обучения:
1 группа – словесные методы.
Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала и применяется на всех этапах школьного обучения.
Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя.
2 группа – наглядные методы.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и т.п.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
3 группа – практические методы.
Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.
Технологии:
Педагогические технологии направлены на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации обучающихся, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый обучающийся существует как активный субъект образовательного процесса.
На занятиях применяются следующие технологии:
№п\п | Наименование технологии | Количество уроков | Процент к общему количеству |
1 | Коррекционно – развивающее обучение (Шевченко) | 99 | 100% |
2 | Информационно - коммуникационная | 20 | 20% |
3 | Технология использования в обучении игровых методов | 99 | 100 % |
3. Тематическое планирование.
Программа фронтальных логопедических занятий рассчитана на количество занятий в неделю: 3ч. на каждый класс
№ | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Кол-во часов | Даты проведения занятий | |||||||
1 А | 1Б | 1В | 1 Г | |||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||||
1-9 | Диагностика речи: звукопроизношение -фонематический слух -языковой анализ -словарь -грамматический строй -связная речь. | Выявление актуального уровня развития компонентов речевой системы | 9 | |||||||||
10 11 | Слова- предметы | Составление предложения с заданным словом. Различение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Обобщающие слова. Постановка вопросов к словам. Коррекция мыслительных процессов («4 лишний») | Уметь назвать слова-предметы, обозначать их графически. | 2 | ||||||||
12 13 | Слова - действия | Составление предложения по графической схеме. Подбор действий к предметам. Постановка вопросов к словам. Развитие слухового внимания и памяти. | Уметь подобрать слова – действия, обозначать их графически. | 2 | ||||||||
14 15 | Слова-предметы Слова-действия | Определение порядка слов в предложении. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Подбор действий к предметам и наоборот. Словарь (животные, транспорт) . Развитие зрительной памяти. | Уметь различать слова-предметы и слова-действия. | 2 | ||||||||
16 17 | Слова– признаки. | Знакомство со словами, обозначающими признак предмета и их графическим обозначением. Подбор признаков. Словарь (овощи, фрукты.). Развитие зрительной и слуховой памяти. | Уметь подобрать признаки к предметам, обозначать слова – признаки графически. | 2 | ||||||||
18 19 | Слова-предметы Слова-действия Слова– признаки. | Дифференциация слов – действий, слов- предметов, слов-признаков. Подбор синонимов. Отгадывание слов по функциональным признакам. Развитие слухового внимания. | Уметь различать слова – действия, слова – признаки, слова – предметы. | 2 | ||||||||
20 21 | Звук и буква А. | Артикуляция звука. Понятия «звук», «буква». Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Узнавание звука в ряду других. (Есть ли среди данных звуков звук а?) Развитие зрительного восприятия. | Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
22 23 | Звук и буква У. | Артикуляция звука. Понятия «звук», «буква». Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Узнавание звука в ряду других. Развитие зрительного восприятия и памяти. Обогащение словаря («грибы», «ягоды») | Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
24 25 | Звук и буква О. | Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Узнавание звука в начале слова. Р.п. мн.ч существительных. Развитие речеслухового внимания и памяти. («Запомни, повтори») | Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
26 27 | Звук и буква И. | Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Обогащение словаря («Посуда»), образование относительных прилагательных. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Характеристика звука. Развитие зрительной памяти. | Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
28 29 | Звук и буква Ы. | Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Узнавание звука в середине и конце слов. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Характеристика звука. Образование имён существительных мн.ч. Развитие слуховой памяти. | Уметь выделять звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
30 31 | Звук и буква Э. | Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Характеристика звука. Развитие логического мышления, слухового внимания. Вычленение звука из ряда гласных. Определение последовательности звуков в слове. Обогащение словаря («Ягоды»). Образование мн. ч. существительных. | Уметь вычленять звук из ряда других звуков, из слогов и слов; обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
32 33 | Гласные звуки (и уже знакомые буквы). | Выделение гласного в слове, где он образует слог из одной буквы Э-ХО, И-ВА. Карточки -символ гласного звука. | Роль гласного звука в слове. Обозначение гласного звука буквой. Игровое упр-е «Парад букв». | 2 | ||||||||
34 35 | Гласные 2 ряда. | Образование гласных 2 ряда. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2 ряда. Развитие речеслуховой и зрительной памяти. Обогащение словаря. | Иметь представление о способе образования гласных 2 ряда. | 2 | ||||||||
36 37 | Гласные 1 и 2 ряда | Образование гласных 2 ряда. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2 ряда. Развитие речеслуховой и зрительной памяти. Обогащение словаря. | Различать гласные 1и 2ряда | 2 | ||||||||
38 39 40 41 42 43 | Диагностика речи: звукопроизношение -фонематический слух -языковой анализ -лексика -грамматический строй -связная речь. | Выявление динамики в развитии речи. | 6 | |||||||||
44 45 | Слово. Слог. | Выделение гласных из слов. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Подбор слов с заданным количеством слогов. Развитие слухового гнозиса, речеслухового внимания и памяти. Работа над ритмом. Составление слов из слогов. | Знать правило слогоделения (Сколько в слове гласных, столько и слогов). Уметь делить слова на слоги. | 2 | ||||||||
46 47 | Слог. Ударение. | Определение количества и последовательности слогов в словах. Работа с деформированным словом. Ритмический рисунок слов. Определение ударного гласного в словах. Развитие слухового внимания. | Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог. | 2 | ||||||||
48 49 | Твёрдые и мягкие согласные. | Различение твёрдого и мягкого звучания согласных. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь и гласных 2 ряда. Развитие речеслухового внимания и памяти. Обогащение словаря. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласных на письме. | 2 | ||||||||
50 51 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | Слухопроизносительная дифференциация твёрдых и мягких согласных. Определение наличия и места звука в слове. Развитие логического мышления. («4 лишний») | Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью Ь. | 2 | ||||||||
52 53 | Звонкие и глухие согласные. | Образование звонких и глухих согласных. Слухопроизносительная дифференциация звонких и глухих согласных. Работа с деформированным словом. Подбор действий к предметам. Развитие речеслухового внимания и памяти. | Уметь различать звонкие и глухие согласные в произношении и на слух. | 2 | ||||||||
54 55 | Звуки П-Пь. Буква П. | Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Развитие зрительного внимания и памяти. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
56 57 | Звуки Б-Бь. Буква Б. | Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Развитие речеслухового внимания и памяти. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
58 59 | Звуки Т-Ть. Буква Т. | Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Подбор действий и признаков к предмету. Развитие речеслухового внимания и памяти. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
60 61 | Звуки Д-Дь. Буква Д. | Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словом. Части предмета. Развитие речеслухового внимания и памяти. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
62 63 | Звуки К-Кь. Буква К. | Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словосочетанием. Подбор действий и признаков к предмету. Развитие зрительной памяти. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
64 65 | Звуки Г-Гь. Буква Г. | Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Подбор предметов к действиям и признакам. Развитие логического мышления. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
66 67 | Звуки С-Сь. Буква С. | Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Обобщающие слова. Развитие зрительного внимания «Найди отличия» | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
68 69 | Звуки З-Зь. Буква З. | Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словом. Ударение в слове. Подбор обобщающих слов. Развитие речеслухового внимания и памяти. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
70 71 | Звуки Ф-Фь. Буква Ф. | Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словом. Ударение в слове. Подбор обобщающих слов. Развитие речеслухового внимания и памяти. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
72 73 | Звуки В-Вь. Буква В. | Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словом. Ударение в слове. Подбор обобщающих слов. Развитие речеслухового внимания и памяти. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
74 75 | Звук и буква Ш. | Уточнение артикуляции звука, связь звука с буквой. Выделение звука из речевого потока. Подбор слов с заданным количеством слогов. Развитие логического мышления («4 лишний»). Образование названий детёнышей животных. Развитие логического мышления. Придумывание загадок. | Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
76 77 | Звук и буква Ж. | Уточнение артикуляции звука, выделение его из речевого потока. Составление слов из слогов, работа с деформированным словосочетанием. Развитие речеслухового внимания и памяти. | Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
78 79 | Звуки Р-Рь. Буква Р. | Уточнение артикуляции звуков, различение твёрдых и мягких согласных, выделение звука из различных языковых единиц. Преобразование слогов и слов. Обогащение словаря («Профессии»). Образование относительных прилагательных. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительной памяти. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
80 81 | Звуки Л-Ль. Буква Л. | Уточнение артикуляции звуков, различение твёрдых и мягких согласных, выделение звука из различных языковых единиц. Преобразование слогов и слов. Обогащение словаря («Животные»). Образование притяжательных прилагательных. Работа с деформированным словом. Развитие зрительной памяти. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
82 83 84 85 86 87 88 89 90 | Диагностика речи: -звукопроизношение -фонематический слух -языковой анализ -лексика -грамматический строй -связная речь. | Определение динамики в развитии компонентов речевой системы | 1А, 1Б -9ч 1В, 1Г-8ч | |||||||||
91 92 | Звук и буква Ч. | Уточнение артикуляции звука. Выделение его из речевого потока. Определение наличия и места звука в слове. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Развитие зрительной памяти. | Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
93 94 | Звук и буква Щ. | Уточнение артикуляции звука. Выделение его из речевого потока. Определение наличия и места звука в слове. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Развитие зрительной памяти. | Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку. | 2 | ||||||||
95 96 | Предложение. Слово. | Усвоение понятия «слово». Составление предложений с заданным количеством слов; из слов в неправильном порядке и в правильной грамматической форме. Развитие зрительной памяти. | Уметь составить простое предложение, графическую схему предложения. | 2 | ||||||||
97 98 99 | Речь. Предложение. | Усвоение и закрепление понятия «предложение». Составление предложений по сюжетным картинкам. Определение количества слов в предложении. Коррекция слухового внимания. | Уметь чувствовать интонационную законченность предложения, обозначать графически начало и конец предложения. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий логопедического внеклассного мероприятие (для учащихся 1-4 классов, посещающие логопедический пункт при общеобразовательной школы №28 города Набережные Челны)
Сценарий посвящённый для того чтобы дети учились правильно говорить...
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель: привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для 2-3 классов о...
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...
Логопедическое занятие " класс "Словосочетание"
познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении ...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)
Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...
Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....