Урок русского языка в 4 классе по теме"Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода с шипящими на конце"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок является одним из уроков закрепления по данной теме. Позволяет обобщить полученный навык правописания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_kl.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 класс
Тема: «Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода с шипящими на конце».
(работа с таблицей знаний и умений)
Цель урока:
- проверить правила о правописании существительных женского рода с шипящими на конце и умение применять правило на практике.
Задачи урока:
- продолжить изучение имени существительного;
- повторить и оценить в парах знание правила;
- оценить умение пользоваться этим правилом;
- продолжить формирование навыка у детей работать в паре;
- развивать у детей самооценку и товарищеское отношение друг к другу.
Оборудование:
Для учителя:
слов в парах | Для учеников:
|
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверить готовность к уроку. На парте должны лежать: тетрадь, таблицу заданий, карточка, ключ к ней, ручка, линейка, карандаш.
П. Словарь (взаимопроверка в паре)
1) РАБОТА С ПЕРФОКАРТОЙ.
Сегодня мы начнем урок с повторения написания словарных слов. Работать будем с перфокартой. Возьмите ее в руки.
1 вариант работает по красной стороне,
2 вариант работает по серой стороне.
Положите карточку прорезью на поля тетради и впишите пропущенные орфограммы.
Ж__ЛТЫЙ
М__РКОВЬ
З__ВОД
П__ГОДА
ЛЕС__НИЦА
Г__РОЙ
Н__РОД
В__РОНА
В__КРУГ
Ч__РНЫЙ
В__СТОК
Л__ПАТА
П __МИДОР ПРАЗ___НИК
СП__СИБО
М__ТРО
С__ЛОВЕЙ
С__ПОГ
2)
3)
ПРОВЕРКА:
- Поменяйтесь тетрадями. I вариант берет серый ключ, II вариант - красный ключ. Проверьте работу вашего соседа.
ОЦЕНКА
- Кто не нашел ни одной ошибки — поставьте «5». Кто нашел 1 ошибку - «4», 2 ошибки — «3».Отметку ставим на полях карандашом.
Верните тетради друг другу.
III. Обобщение знаний об имени существительном.
- Прочитайте еще раз слова на карточках и скажите, какие слова из этих 9 — лишние? Почему?
желтый вокруг это не имена
черный спасибо существительные
- О какой части речи мы говорим все уроки русского языка? (Имя существительное)
- Возьмите таблицу знаний и скажите, что мы уже знаем об имени существительном?
- Знаем определение.
- Умеем отличать от других частей речи.
- Умеем изменять по числам, определять число.
- Умеем определять род имен существительных.
- Из данных словарных слов назовите существительные, отвечающие на вопрос КТО?
- Как они называются?
- А с какими правилами мы работали на последних уроках?
(Правописание Ь в имени существительном на конце слов после шипящих).
Цель: Вот сегодня мы и должны проверить и оценить знание этого правила и умение применять его на практике.
IV. Работа с формулировкой правила.
г
1. САМООЦЕНКА.
- Найдите в таблице пункт “в”. Прочитайте.
- Проговорите про себя правило и оцените себя в этом пункте в графе «Я», поставив + или -.
2. ВЗАИМООЦЕНКА.
- А теперь пусть вам сосед оценит ваше знание этого правила.
вариант - на ухо соседу поставь + или -
вариант - на ухо соседу в таблицу
3.ПРОВЕРКА УЧИТЕЛЕМ.
- Пусть правило прозвучит в классе. (Спрашиваю 2-3-х человек.)
V. Практическая работа над орфограммой.
- Важно не только знать правило, но и уметь пользоваться им на практике.
1. РАБОТА В ПАРАХ. (САМООЦЕНКА)
- Вы видите на доске карточки:
1. __ __ __ __ Ш 2. __ __ __ Ь
- Здесь спрятались существительные с шипящими на конце.
- Кто догадался какого рода имена существительные, которые можно подобрать к 1 карточке? Почему?
- Ко второй карточке? Почему?
(К 1 карточке — существительные мужского рода, т.к. нет Ь, ко 2 карточке — существительные женского рода, т.к. есть Ь).
Слушайте задание:
- Мальчики подбирают слова к 1 карточке, девочки ко 2
карточке и записывают в столбик (по 3 слова). - Затем поменяйтесь тетрадками. Девочки пишут в тетради мальчика под его диктовку слова женского рода, а мальчики - слова мужского рода под диктовку девочек (по очереди).
малыш | печь | ночь |
мякиш финиш шалаш | речь вещь дочь | рожь мышь |
выборочная орфографическая и лексическая работа
- Прочитайте свои слова.
- Каким правилом пользовались? (Учитель оценивает 2-3-х учеников).
- Прочитайте пункт 7 в таблице знаний.
- Оцените себя: «Умею ли я пользоваться правилом?» Как звучит формулировка?
2. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
- Вы приготовили для соседа 10 слов на изучаемую
орфограмму. Обменяйтесь карточками. Где надо в словах пишите Ь. - Верните карточку соседу. Пусть он проверит вашу работу.
- Какими правилами пользовались? (2-3 человека) Оцените работу вашего соседа и если он умеет применять правило, поставьте ему «+».
3. Оценка учителем умения пользоваться правилом
- Напомните мне ещё раз с каким правилом мы сейчас работаем?
- Когда же надо писать Ь? (Спросить 2Х - 3Х человек)
- Я тоже должна проверить ваше умение пользоваться правилами. На доске записаны слова. Прочитайте
- К какой части речи они относятся?
Задание: Списать, подобрав к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное мужского или женского рода с шипящими на конце, (Запись на доске:
Горячий (борщ) современная (молодежь)
дательный (падеж) солнечный (луч)
серая (мышь) черная (тушь)
крутой (вираж) мясной (фарш)
железная (мелочь) лесная (глушь)
(Подбор слов и орфограммы в классе не проверять)
- Каким правилом пользовались?
VI Разбор предложения.
- Какое существительное подобрали к прилагательному солнечный?
- Составьте с этим словосочетанием предложение, где слово ЛУЧ будет подлежащим.
Солнечный луч светит в окно.
(повествовательное, невосклицательное, распространенное)
VII Грамматическая загадка.
На доске написано двустишье. Прочитайте его.
НА ТО И ПЕЧЬ,
ЧТОБЫ В НЕЙ ХЛЕБ ПЕЧЬ.
- Скажите, какие слова похожи по звучанию и написанию.
- В чём их отличия?
(сущ. ПЕЧЬ - что? предмет глаг., ПЕЧЬ — что делать? действие)
В русском языке встречаются подобные пары слов. Вот дома вы составите два предложения со словом ТЕЧЬ, в первом это слово будет сущ., во втором глаголом. А мы сейчас выполним фонетический разбор слова ПЕЧЬ.
- Почему в слове 4 буквы, а звуков 3?
- Что показывает Ь в этом слове?
VIII Итог. Рефлексия.
- С каким правилом мы сегодня работали?
- У кого в пункте №6 таблицы стоят все +, тот заработал сегодня отметку "5".
ТАБЛИЦА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ: "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ"
Знания, умения | я | Одиоклассн. | Учитель | |
1. | Знать определение Имени Существительного. | |||
2 | Уметь отличать Имена Существительные от других частей речи. | |||
3 | Уметь определять число Имен Существительных. | |||
4 | Уметь изменять Имена Существительные по числам. | |||
5 | Уметь определять род Имени Существительного в единственном числе. | |||
б | Знать правило правописания Ь после шипящих на конце Имен Существительных женского рода. | |||
7 | Уметь правильно писать Имена Существительные женского рода с шипящим на конце. | |||
8 | Знать, что такое склонение. | |||
9 | Знать название падежей и их вопросы. | |||
10 | Уметь по вопросу определить падеж. | |||
11 | Уметь назвать вопросы падежа. | |||
12 | Уметь изменять по вопросу падежей Имена Существительные. | |||
ИТОГ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...
Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".
Данный урок разработан в виде ЭСТАФЕТЫ ЗНАНИЙ. В нём много игровых моментов., интересных заданий, например КОНКУРС ...
Урок русского языка 2 класс по теме "Закрепление знаний о проверяемых безударных гласных в корне"
Урок закрепления знаний ( урок-соревнование)...
Урок русского языка 4 класс «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».
Материал содержит сценарий урока по данной теме...
Урок русского языка 3 класс. "Состав слова. Закрепление знаний и умений"
Урок русского языка 3 класс "Состав слова. Закрепление знаний и умений".Цель урока: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова....
урок русскоко языка 2 класс по теме"Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "
Технологическая карта урока по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "...