Открытое логопедическое занятие: "Школа. Школьные принадлежности".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
Открытое логопедическое занятие с учащимися-инофонами 1 класса,
имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
(С использованием ИКТ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое логопедическое занятие: "Школа.Школьные принадлежности" | 127 КБ |
Презентация: "Школа. Школьные принадлежности" | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Школа. Школьные принадлежности.
Открытое занятие с учащимися-инофонами 1 класса,
имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
(С использованием ИКТ.)
Гусева Наталья Николаевна
учитель-логопед
г. Радужный
2013 год
Тема: «Школа. Школьные принадлежности.»
Предметные УУД. Создание условий для расширения, уточнения, актуализации словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности».
Метапредметные УУД.
Познавательные:
- расширение и систематизация знаний о предметном мире;
- обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях;
- совершенствование навыков слогового анализа слов;
- совершенствование грамматического строя речи.
Регулятивные:
● развитие мелкой моторики кисти и подвижности органов
артикуляции;
● развитие всех видов восприятия;
- развитие связной речи.
Личностные:
● формирование положительной учебной мотивации.
● перевод словарного запаса из пассивного в активный.
● формирование самостоятельной контролирующей деятельности;
Коммуникативные:
● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность;
Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); картинки с изображением школы, дошкольника, школьников, школьницы, школьника, пришкольного участка, школьные принадлежности (на каждого ученика); изображение мальчика Антошки; картинки к пословицам; натуральные школьные принадлежности (ручка, карандаш, линейка, книга, тетрадь, ластик); предметы – символы России (матрёшка, балалайка, самовар, деревянные расписные ложки, открытка с изображением Москвы, российский флаг) мультимедийная аппаратура для презентации; лесенка успеха для самооценки работы учащихся.
Учебно-методическая литература:
1. Верясова Т.В. Игротренинг по развитию моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях: Учебное пособие – Екатеринбург, 2001 – 40 с.
2. Буйко В.И., Репина З.А. Уроки логопедии./ В.И. Буйко, З.А. Репина. Екатеринбург: Изд-во
«ЛИТУР», 2001. – 208 с.
3. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических
специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование».
— Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с. (Серия
«Педагогическое образование»)
4. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному
обучению в школе / Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 128 с
Этапы урока | Ход занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учеников | Формирование УУД |
I. организационный этап | ||||
1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение. | Логопед читает стихотворение и показывает на предметы в классе. – Что есть в классе? Покажи! Да по-русски расскажи. - Вот стена, вот шкаф, вот пол, Стулья, парты, лампы, стол, Дверь, окно, ещё доска, Это – мела два куска, На стене висят картины, На окне висят гардины. В классе чисто и светло Нам уютно и тепло. | Внимательно слушают стихотворение и обращают внимание на показываемые предметы. | Личностные (Учебная мотивация.) Познавательные (Умение соединить в единое целое зрительный и слуховой образ.) Регулятивные (Умение ориентироваться в пространстве) Коммуникативные (Умение слышать высказанное.) | |
2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику. | Ребята, чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат к работе, а также громко и чётко отвечать сделаем гимнастику для язычка: - лягушечка - хоботок - лопаточка - иголочка - часики - качельки - лошадка Молодцы! | Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику. | Регулятивные (Умение владеть артикуляционным аппаратом) Личностные (Самооценка физических способностей. Учебная мотивация.) Коммуникативные (Продуктивное сотрудничество с учителем.) | |
3. Совершенствование движений кистей и пальцев рук через пальчиковую гимнастику. | Мы хотим, чтобы не только наш язычок работал хорошо, но и наши пальчики: - Дружат в нашем классе Девочки и мальчики. - Мы с тобой подружим маленькие пальчики. - Раз, два, три, четыре, пять Начинай считать опять. - Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать. Хорошо. Молодцы.
| Дети выполняют ритмичные движения кистями и пальцами рук с голосовым сопровождением. | Регулятивные (Умение воспроизводить точные движения пальцами и кистями рук. Умение выполнять содружественные движения в ритм стихотворению.) Личностные (Самооценка физических способностей. Учебная мотивация.) Коммуникативные (Продуктивное сотрудничество с учителем.) | |
II. Основной этап | ||||
4.Развитие внимания к языковым явлениям через работу с речесмысловыми единицами. Развитие мышления. Расширение пассивного и активного словаря. | А сейчас послушайте, пожалуйста, пословицу. - Грамоте учиться всегда пригодится. - Какие слова из пословицы вам знакомы? - Значения, каких слов вы можете объяснить? - Что такое грамота? -Грамота это знания. Сейчас вы получаете знания, т.е. учитесь грамоте, а потом, в жизни они будут вам нужны? - Для кого важна эта пословица? - Если знаний больше, человеку легче приспособиться в жизни? - Давайте попробуем к этой пословице найти картинки на доске. -Послушайте вторую пословицу: - Ученье свет, а неученье тьма. - Куда ученье ведёт человека, к свету или к тьме? Ученье и знания ведут человека в будущее, «к свету», к прогрессу и развитию. Если человек не приобретает знания, будет он ориентироваться в мире? Правильно, человек не ориентируется, находится как будто где? В темноте. Подберём к пословице нужные картинки. | Слушают пословицы и отвечают на вопросы к ним. - Будут нужны. - Для школьников. - Да, легче. Выбирают, вывешенные на доске иллюстрации к пословицам. - К свету. - Нет -В темноте | Личностные. Осознание понятий: «Я и познание» Регулятивные. (Определить границы собственного знания и «незнания».) Познавательные. (Развитие любознательности, интереса к русскому языку. Уточнение новых понятий.) Коммуникативные. (Умение донести свою позицию до слушающих) | |
5. Определение темы занятия. | - О чем эти пословицы? -А где учатся дети? -Чему детей учат в школе? - Чтобы дети всему этому научились, чем им нужно научиться пользоваться? - Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами поговорим? Правильно. О школе и школьных принадлежностях. (Слайд № 1, 2) | – Об ученье. - В школе. - Читать, писать. - Предметами. - О школе. - О предметах. | Личностные (Учебная мотивация. Умение сориентироваться в теме.) Познавательные (Выполнение логических операций анализа) Регулятивные (Понимать учебную задачу) Коммуникативные. (Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.) | |
6. Работа над новым материалом. Развитие навыков словообразования на материале игры «Семейка слов» | - И начнём мы с игры «Семейка слов». - Давайте вспомним, как мы учились находить родственные слова. - Подберите родственные слова к слову школа. -Найдите изображение школы и поместите перед собой. - Когда вы не ходили в школу как вас называли? Найдите изображение дошкольника. Дошкольник учится в школе? Отложите изображение в сторону. - Вы поступили учиться в школу и как вас сейчас называют? - Найдите изображение школьников. Поместите рядом со школой. - Шахноза, ты кем сейчас стала? -У нас тоже есть изображение школьницы. Найдите её. Поместите рядом со школой. -Рафаиль, кем ты сейчас стал? Найдём изображение школьника. Его мы тоже поместим рядом со школой. - Предметы, которые нужны школьнику, как называются? Покажите изображение школьных предметов. - Участок, который есть при школе, как называется? Выложим его рядом со школой. - Посмотрите, у нас получилась целая картина. Мы можем составить предложение про этих ребят? Хорошо, молодцы.
| - Дошкольниками. - Нет. - Школьниками. - Школьницей. - Школьником. - Школьные. - Пришкольный. - Школьник и школьница идут (учатся) в школу(е). | Личностные (Осознание себя школьником, участником учебного процесса) Познавательные (Расширение, уточнение, активизация словаря. Регулятивные (Умение использовать символические средства) Коммуникативные. (Умение строить речевые высказывания понятные другим.) | |
7.Расширение и уточнение словаря на материале игры «Собери портфель». Многозначные слова. | - Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл первоклассник Антошка. Он хочет вам загадать загадку. - Зимою в школу он бежит А летом в комнате лежит. Как только осень настаёт Меня он за руку берёт. (Слайд № 3) -Правильно, молодцы. Чтобы правильно запомнить это слово, давайте поделим его на слоги. Антошка просит вас помочь ему собраться в школу. - Какие школьные принадлежности ученик кладёт в портфель? Что ему нужно для школы? (Слайд № 4-12 ) Логопед предлагает поделить на слоги и отхлопать каждое слово. - Обратите внимание, что у слова ручка есть несколько значений. (Слайд № 13 ) - Ручка – предмет для письма. - Дверная ручка – приспособление двери для её открывания и закрывания. - И ручка (т.е.детская рука) часть тела. | - Портфель (ранец). Дети отхлопывают по кол-ву слогов порт-фель - Ручка. - Карандаш (простой). - Тетрадь. - Книги. - Линейка. - Ластик (стёрка). - Цветные карандаши. - Альбом. - Краски. И т.д. (Дети делят слова на слоги с помощью хлопков). | Личностные (Воспитание нравственных чувств – оказать помощь Антошке.) Познавательные (Учиться работать с новой информацией.) Регулятивные (Развитие внимания к речесмысловым единицам русского языка.Развитие мыслительных процессов.) Коммуникативные. (Умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками) | |
8.Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки. Физкультминутка | Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Антошка предлагает вместе с ним немного подвигаться. Будем повторять движения нашего героя. Логопед включает физкультминутку с музыкальным сопровождением и показывает на экране мультимедийной установки. | Ученики смотрят на экран и повторяют предлагаемые движения. | Регулятивные (Умение ориентироваться в пространстве и в частях собственного тела.) | |
9.Уточнение глагольного словаря с помощью упражнения «Подбери слова-действия» Активизация речевой деятельности. | Ребята мы помогли нашему Антошке собрать портфель. А теперь подскажите ему, что чем надо делать? (Слайд № 14-19 ) Ручкой надо… Карандашом … Ножницами… Ластиком… Красками… Молодцы. | Дети отвечают на вопросы: - Ручкой надо писать. - Карандашом надо рисовать. - Ножницами надо резать. - Ластиком надо стирать. - Красками надо рисовать | Познавательные (Учиться правильно подбирать действия к словам с помощью зрительного образа.) Регулятивные (Контролировать свои речевые высказывания.) Коммуникативные. (Умение слушать. Умение правильно строить свои высказывания.) | |
10.Развивать умение подбирать прилагательные с помощью упражнения «Из чего-какой». | Наш Антошка заметил, что все школьные принадлежности сделаны из разных материалов. Давайте внимательно посмотрим и ответим: (Слайд № 20-26 ) - Карандаш из дерева (какой?) …... - Ножницы из металла (какие?) — .... - Линейка из пластмассы (какая?) — .... - Портфель из кожи (какой?) — .... - Ластик из резины (какой?) — .... | - Карандаш из дерева - деревянный. - Ножницы из металла - металлические. - Линейка из пластмассы -пластмассовая. - Портфель из кожи – кожаный. - Ластик из резины – резиновый. | Познавательные (Умение правильно подбирать признаки к предметам с помощью зрительного образа) Регулятивные (Оценивание зрительного образа с переводом в речевой.)
Коммуникативные. (Умение слушать. Умение правильно выражать свои мысли.) | |
11.Развитие памяти, зрительного внимания. Активизация речевой деятельности на материале игры «Убери лишнее» Знакомство с культурой и некоторыми символами России. | - Ребята, Антошка прислал вам посылку со школьными принадлежностями, но он очень торопился и мог что-то перепутать. - Давайте проверим, всё ли правильно положил Антошка. Посмотрите, нет ли в посылках лишних предметов. 1. - Антошка в посылку случайно положил Матрёшку. Деревянная игрушка Матрёшка - это символ земли русской. Символ России. Красивый сувенир? -Он относится к школьным принадлежностям? 2. – У нас в посылке русская балалайка. Старинный музыкальный инструмент треугольной формы. Обычно на балалайке исполняют частушки. Балалайка – тоже является одним из символов русского народа. Символ России. Балалайка относится к школьным принадлежностям? 3. – Посмотрим, дальше все ли предметы в посылке относятся к школьным принадлежностям? - Самовар. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является таким же символом России, как балалайка и матрёшка. 4. – А что Антошка ещё положил в посылку? Здесь у нас деревянные расписные ложки. В старину ими не только ели. Ложка - самый простой и самый распространённый музыкальный инструмент русского народа. Ложки будем брать с собой в школу? 5. Что ещё находится в посылке? Открытка. Изображение Москвы и Кремля. Москва – столица России. Кремль – древнейшая часть Москвы, официальная резиденция президента России. 6. – Посмотрите, Антошка положил флаг. - Это Российский флаг. Посмотрите, он состоит из 3 цветов. Каких? - Российский флаг – самый главный символ России. Относится ли этот предмет к школьным принадлежностям? -Итак, ребята, на какие две группы мы поделили с вами предметы из посылки? - Как можно назвать предметы, которые нужны в школе? - Как можно назвать другие предметы. - Да, мы с вами отобрали для учёбы только школьные принадлежности, а заодно познакомились с частичкой русской культуры с предметами-символами России.. |
Дети достают из ящика предметы, рассматривают их. Называют школьные принадлежности и кладут в портфель. Предметы, которые не относятся к школьным принадлежностям, откладывают в сторону и слушают объяснения логопеда. - Школьные принадлежности. - Символы России. | Личностные (Социальная мотивация. Осознание понятий: «Я и общество.», «Я гражданин.») Познавательные (Расширять и уточнять знания о русской культуре). Регулятивные (Отличать школьные принадлежности от остальных предметов) Коммуникативные. (Уметь объяснить другим свою точку зрения о принадлежности к школьным предметам.) | |
12.Развитие логического мышления. Развитие слухового внимания. Активизация речевой деятельности на материале игры «Исправь предложения» | Ребята, Антошка учится составлять предложения. Послушайте внимательно. Правильно ли он их составил? - Кисточка рисовала Лену. - Пенал положил Колю в портфель. - Азбука читает Толю.
Молодцы ребята. Вы были внимательны. Антошка говорит вам спасибо, за то, что вы помогли ему исправить ошибки. | Ученики внимательно слушают и исправляют предложения. - Лена рисовала кисточкой. - Коля положил пенал в портфель. - Толя читает Азбуку. | Личностные (воспитание нравственных чувств детей – помогли исправиться Антошке.) Познавательные Регулятивные. (Формировать навык связного высказывания.) Коммуникативные. (Умение внимательно слушать. Умение правильно выражать свои мысли.) | |
III . Заключительный этап | ||||
13.Уточнить, проанализировать полученные знания | - К сожалению, наше занятие подошло к концу. - Давайте вместе вспомним: - Чему мы учились на уроке? - Название, каких предметов вам запомнилось? - Ребята, а зачем вам нужно знать какие предметы являются школьными принадлежностями, а какие нет? Антошка приготовил вам листочки, с изображением школьных принадлежностей, дома вы их разукрасите и лучше запомните. | Дети вспоминают тему занятия: - Школа. Школьные принадлежности. - Запоминали слова, обозначающие школьные принадлежности. Называют слова, обозначающие школьные принадлежности. - Для того чтобы в школу брать только школьные принадлежности и не брать посторонние. | Познавательные Регулятивные (Систематизация знаний) Коммуникативные (Интеграция в группу сверстников.) | |
14. Рефлексия | - Кому, какое задание понравилось? - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы оценили свою работу? - Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен. | Называют понравившиеся задания. Говорят о настроении. Оценивают свою работу с помощью «лесенки успеха». | Личностные (Самооценка) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбираем школьные принадлежности первоклассникам.
Нужные советы мамам первоклашек при покупке школьных принадлежностей....
Школьные принадлежности
Данная презентация со звуковыми файлами поможет детям лучше запомнить произношение слов и проверить знания на тренажёре....
Технологическая карта + план-конспект открытого урока по теме: «Цвета. В магазине игрушек и школьных принадлежностей».
Открытый урок английского языка для 2 класс с использованием ИКТ и ЭОР....
Внеурочное занятие "Школа и школьный учитель" 4 класс
Внеурочное занятие "Школа и школьный учитель" 4 класс...
Внеурочное занятие "Школа и школьный учитель"
Внеурочное занятие "Школа и школьный учитель"...
Школьные принадлежности. открытый урок
Здесь представлен план-конпект открытого урока по немецкому языку для 30го класса на тему "Школьные принадлежности" (Schulsachen)...
Открытый урок по теме "Школьные принадлежности"
Открытый урок по теме "Schulsachen" для 3-го класса на основе учебника И.Л. Бим...