Открытое логопедическое занятие: "Школа. Школьные принадлежности".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Открытое логопедическое занятие с учащимися-инофонами 1 класса,

имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

(С использованием ИКТ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Школа. Школьные принадлежности.

Открытое занятие с учащимися-инофонами 1 класса,

имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

(С использованием ИКТ.)

Гусева Наталья Николаевна

учитель-логопед

г. Радужный

2013 год

Тема: «Школа. Школьные принадлежности.»

Предметные УУД. Создание условий для расширения, уточнения, актуализации словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности».

Метапредметные УУД.

Познавательные:

  • расширение и систематизация знаний о предметном мире;
  • обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях;
  • совершенствование навыков слогового анализа слов;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Регулятивные:

     ●  развитие мелкой моторики кисти и подвижности органов

           артикуляции;

      ●  развитие всех видов восприятия;

  • развитие связной речи.  

Личностные: 

     ● формирование положительной учебной мотивации.

     ●  перевод словарного запаса из пассивного в активный.

● формирование самостоятельной контролирующей деятельности;  

Коммуникативные:

● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность;    

Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); картинки с изображением школы, дошкольника, школьников, школьницы, школьника, пришкольного участка, школьные принадлежности (на каждого ученика); изображение мальчика Антошки; картинки к пословицам; натуральные школьные принадлежности (ручка, карандаш, линейка, книга, тетрадь, ластик); предметы – символы России (матрёшка, балалайка, самовар, деревянные расписные ложки, открытка с изображением Москвы, российский флаг) мультимедийная аппаратура для презентации; лесенка успеха для самооценки работы учащихся.

Учебно-методическая литература:

1. Верясова Т.В. Игротренинг по развитию моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях: Учебное пособие – Екатеринбург, 2001 – 40 с.

2. Буйко В.И., Репина З.А. Уроки логопедии./ В.И. Буйко, З.А. Репина.  Екатеринбург: Изд-во

    «ЛИТУР», 2001. – 208 с.

3. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических

     специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование».

     — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с. (Серия

    «Педагогическое образование»)

4. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному

    обучению в школе / Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 128 с


Этапы урока

Ход занятия

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность учеников

Формирование УУД

I. организационный этап

1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

Логопед читает стихотворение и показывает на предметы в классе.

– Что есть в классе?  Покажи!

Да по-русски расскажи.

 - Вот стена, вот шкаф, вот пол,

 Стулья, парты, лампы, стол,

 Дверь, окно, ещё доска,

Это – мела два куска,

На стене висят картины,

На окне висят гардины.

В классе чисто и светло

Нам уютно и тепло.

Внимательно слушают стихотворение и обращают внимание на показываемые предметы.

Личностные

 (Учебная мотивация.)

Познавательные

(Умение соединить в единое целое зрительный и слуховой образ.)

Регулятивные (Умение ориентироваться в пространстве)

Коммуникативные

(Умение слышать высказанное.)

2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику.

Ребята, чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат к работе, а также громко и чётко отвечать сделаем гимнастику для язычка:

- лягушечка

- хоботок

- лопаточка

- иголочка

- часики

- качельки

- лошадка

Молодцы!

Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику.

Регулятивные

(Умение владеть артикуляционным аппаратом)

Личностные

(Самооценка физических способностей. Учебная мотивация.)

Коммуникативные

(Продуктивное

сотрудничество с учителем.)

3. Совершенствование  движений кистей и пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

Мы хотим, чтобы не только наш язычок работал хорошо, но и наши пальчики:

- Дружат в нашем классе

   Девочки и мальчики.

- Мы с тобой подружим    

  маленькие пальчики.

- Раз, два, три, четыре, пять

  Начинай считать опять.

- Раз, два, три, четыре, пять

  Мы закончили считать.

Хорошо. Молодцы.

         

Дети выполняют ритмичные движения кистями и пальцами рук с голосовым сопровождением.

Регулятивные

(Умение воспроизводить точные движения пальцами и кистями рук. Умение выполнять содружественные движения в ритм стихотворению.)

Личностные

(Самооценка физических способностей. Учебная мотивация.)

Коммуникативные

(Продуктивное

сотрудничество с учителем.)

II. Основной этап

4.Развитие внимания к языковым явлениям через работу с речесмысловыми единицами. Развитие мышления.

Расширение пассивного и активного словаря.

А сейчас послушайте, пожалуйста, пословицу.

- Грамоте учиться всегда пригодится.

- Какие слова из пословицы  

   вам знакомы?

- Значения, каких слов вы

   можете объяснить?

- Что такое грамота?

-Грамота это знания.    

 Сейчас вы получаете знания, т.е. учитесь грамоте, а потом, в жизни они будут вам нужны?

- Для кого важна эта

  пословица?

- Если знаний больше,  

  человеку легче  

  приспособиться в жизни?

- Давайте попробуем к этой

  пословице найти картинки

  на доске.

-Послушайте вторую

 пословицу:

- Ученье свет, а неученье

 тьма.

- Куда ученье ведёт человека, к свету или к тьме? Ученье и знания ведут человека в будущее, «к свету», к прогрессу и развитию. Если человек не приобретает знания, будет он ориентироваться в мире? Правильно, человек не ориентируется, находится как будто где? В темноте. Подберём к пословице нужные картинки.

Слушают пословицы и отвечают на вопросы к ним.

- Будут нужны.

- Для школьников.

- Да, легче.

Выбирают, вывешенные на доске иллюстрации к пословицам.

- К свету.

- Нет

-В темноте

Личностные.

Осознание понятий: «Я и познание»

Регулятивные. (Определить границы собственного знания и «незнания».)

Познавательные. (Развитие любознательности, интереса к русскому языку. Уточнение новых понятий.)

Коммуникативные.

(Умение донести свою позицию до слушающих)

5. Определение темы занятия.

- О чем эти пословицы?

-А где учатся дети?

-Чему детей учат в школе?

- Чтобы дети  всему этому научились, чем им нужно научиться пользоваться?

- Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами поговорим?

 Правильно. О школе и школьных принадлежностях.

(Слайд № 1, 2)

 – Об ученье.

- В школе.

- Читать, писать.

- Предметами.

- О школе.

- О предметах.

Личностные

(Учебная мотивация. Умение сориентироваться в теме.)

Познавательные

(Выполнение логических операций анализа)

Регулятивные

(Понимать учебную задачу)

Коммуникативные.

(Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.)

6. Работа над новым материалом.

Развитие навыков словообразования на материале игры «Семейка слов»

- И начнём мы с игры «Семейка слов».

- Давайте вспомним, как мы учились находить родственные слова.

- Подберите родственные слова к слову школа.

-Найдите изображение школы и поместите перед собой.

- Когда вы не ходили в школу как вас называли?

Найдите изображение дошкольника. Дошкольник учится в школе? Отложите изображение в сторону.

- Вы поступили учиться в школу и как вас сейчас называют?

- Найдите изображение школьников. Поместите рядом со школой.

- Шахноза, ты кем сейчас стала?  

-У нас тоже есть изображение школьницы. Найдите её. Поместите рядом со школой.

-Рафаиль, кем ты сейчас стал? Найдём изображение школьника. Его мы тоже поместим рядом со школой.

- Предметы, которые нужны школьнику, как называются? Покажите изображение школьных предметов.

-  Участок, который есть при школе, как называется? Выложим его рядом со школой.

- Посмотрите, у нас получилась целая картина. Мы можем составить предложение про этих ребят?

Хорошо, молодцы.

 

- Дошкольниками.

- Нет.

- Школьниками.

- Школьницей.

- Школьником.

- Школьные.

- Пришкольный.

- Школьник и школьница идут (учатся) в школу(е).

Личностные

(Осознание себя школьником, участником учебного процесса)

Познавательные

(Расширение, уточнение, активизация словаря.

Регулятивные

(Умение использовать символические средства)

Коммуникативные.

(Умение строить речевые высказывания понятные другим.)

7.Расширение и уточнение

словаря на материале игры «Собери портфель».

Многозначные слова.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл первоклассник Антошка.

Он хочет вам загадать загадку.

-  Зимою в школу он бежит

   А летом в комнате лежит.

   Как только осень настаёт

   Меня он за руку берёт.

  (Слайд № 3)

-Правильно, молодцы.

 Чтобы правильно запомнить это слово, давайте поделим его на слоги.

Антошка просит вас помочь ему собраться в школу.

 - Какие школьные принадлежности ученик кладёт в портфель? Что ему нужно для школы?

(Слайд № 4-12 )

Логопед предлагает поделить на слоги и отхлопать каждое слово.

- Обратите внимание, что у слова ручка есть несколько значений. (Слайд № 13 )

- Ручка – предмет для письма.

- Дверная  ручка – приспособление двери для её открывания и закрывания.

- И ручка (т.е.детская рука) часть тела.

- Портфель (ранец).

Дети отхлопывают по кол-ву слогов  порт-фель

- Ручка.

- Карандаш (простой).

- Тетрадь.

- Книги.

- Линейка.

- Ластик (стёрка).

- Цветные карандаши.

- Альбом.

- Краски. И т.д.

(Дети делят слова на слоги с помощью хлопков).

Личностные (Воспитание нравственных чувств  – оказать помощь  Антошке.)

Познавательные

(Учиться работать с новой информацией.)

Регулятивные

(Развитие внимания к речесмысловым единицам русского языка.Развитие мыслительных процессов.)

Коммуникативные.

(Умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками)

8.Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки.

Физкультминутка

Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Антошка предлагает  вместе с ним немного подвигаться. Будем повторять движения нашего героя.

Логопед включает физкультминутку с музыкальным сопровождением и показывает на экране мультимедийной установки.

Ученики смотрят на экран и повторяют предлагаемые движения.

Регулятивные

(Умение ориентироваться в пространстве и в частях собственного тела.)

9.Уточнение глагольного словаря с помощью упражнения «Подбери слова-действия»

Активизация речевой деятельности.

Ребята мы помогли нашему Антошке собрать портфель. А теперь подскажите ему, что чем надо делать?

(Слайд № 14-19 )

 Ручкой надо…

 Карандашом …

 Ножницами…

 Ластиком…

 Красками…

Молодцы.

Дети отвечают на вопросы:

- Ручкой надо писать.

- Карандашом надо  

   рисовать.

- Ножницами надо резать.

- Ластиком надо стирать.

- Красками надо рисовать

Познавательные

(Учиться правильно подбирать действия к словам с помощью зрительного образа.)

Регулятивные

(Контролировать свои речевые высказывания.)

Коммуникативные.

(Умение слушать. Умение правильно строить свои высказывания.)

10.Развивать умение подбирать прилагательные с помощью упражнения «Из чего-какой».

Наш Антошка заметил, что все школьные принадлежности сделаны из разных материалов. Давайте внимательно посмотрим  и ответим: (Слайд № 20-26 )

- Карандаш из дерева (какой?) …...

 - Ножницы из металла (какие?) — ....

 - Линейка из пластмассы (какая?) — ....

 - Портфель из кожи (какой?) — ....

 - Ластик из резины (какой?) — ....

- Карандаш из дерева -  

   деревянный.

 - Ножницы из металла  -

   металлические.

 - Линейка из пластмассы

    -пластмассовая.

 - Портфель из кожи –

    кожаный.

 - Ластик из резины –

    резиновый.

Познавательные

(Умение правильно подбирать признаки к предметам с помощью зрительного образа)

Регулятивные

(Оценивание зрительного образа с переводом в речевой.)

 

Коммуникативные.

(Умение слушать. Умение правильно выражать свои мысли.)

11.Развитие  памяти, зрительного внимания.

Активизация  речевой деятельности на материале игры «Убери лишнее»

Знакомство с культурой и некоторыми символами России.

- Ребята, Антошка  прислал вам посылку со школьными принадлежностями, но он очень торопился и мог что-то перепутать.

- Давайте проверим, всё ли правильно положил Антошка. Посмотрите, нет ли в посылках лишних предметов.

1. - Антошка в посылку случайно положил  Матрёшку. Деревянная игрушка Матрёшка - это символ земли русской. Символ России. Красивый сувенир?

-Он относится к школьным

принадлежностям?

2. – У нас в посылке русская балалайка. Старинный музыкальный инструмент треугольной формы. Обычно на балалайке исполняют частушки. Балалайка – тоже является одним из символов русского народа. Символ России. Балалайка относится к школьным принадлежностям?

3. – Посмотрим, дальше все ли предметы в посылке относятся к школьным принадлежностям?

- Самовар. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является таким же символом России, как балалайка  и матрёшка.

4. – А что Антошка ещё положил в посылку?

Здесь у нас деревянные расписные ложки. В старину ими не только ели. Ложка - самый простой и самый распространённый  музыкальный инструмент русского народа. Ложки будем брать с собой в школу?

5. Что ещё находится в посылке? Открытка. Изображение Москвы и Кремля. Москва – столица России. Кремль – древнейшая  часть Москвы, официальная резиденция президента России.

6. – Посмотрите, Антошка положил флаг.

- Это Российский флаг. Посмотрите, он состоит из 3 цветов. Каких?

- Российский флаг – самый главный символ России.

Относится ли этот предмет к школьным принадлежностям?

-Итак, ребята, на какие две группы мы поделили с вами предметы из посылки?

- Как можно назвать предметы, которые нужны в школе?

- Как можно назвать другие предметы.

- Да, мы с вами отобрали для учёбы только школьные принадлежности, а заодно познакомились с частичкой русской культуры с предметами-символами России..

 

Дети достают из ящика предметы, рассматривают их. Называют школьные принадлежности и кладут в портфель.

Предметы, которые не относятся к школьным принадлежностям, откладывают в сторону и

слушают объяснения логопеда.

- Школьные принадлежности.

- Символы России.

Личностные

(Социальная мотивация.

Осознание понятий: «Я и общество.», «Я гражданин.»)

Познавательные

(Расширять и уточнять знания о русской культуре).

Регулятивные

(Отличать школьные принадлежности от остальных предметов)

Коммуникативные. (Уметь объяснить другим свою точку зрения о принадлежности к школьным предметам.)

12.Развитие логического мышления.

Развитие слухового внимания.

Активизация речевой деятельности на материале игры «Исправь предложения»

Ребята, Антошка учится составлять предложения. Послушайте внимательно. Правильно ли он их составил?

- Кисточка рисовала

    Лену.

 - Пенал положил Колю в  

    портфель.

 - Азбука читает Толю.

 

Молодцы ребята. Вы были внимательны. Антошка говорит вам спасибо, за то, что вы помогли ему исправить ошибки.

Ученики внимательно слушают и исправляют предложения.

- Лена рисовала

   кисточкой.

- Коля положил пенал в

  портфель.

- Толя читает Азбуку.

Личностные (воспитание нравственных чувств детей – помогли исправиться Антошке.)

Познавательные

Регулятивные. (Формировать навык связного высказывания.)

Коммуникативные.

(Умение внимательно

слушать. Умение правильно выражать свои мысли.)

III . Заключительный этап

13.Уточнить, проанализировать полученные знания

- К сожалению,  наше занятие подошло к концу.

- Давайте вместе вспомним:

- Чему мы учились на  

   уроке?

- Название, каких предметов вам запомнилось?

- Ребята, а зачем вам нужно знать какие предметы являются школьными принадлежностями, а какие нет?

Антошка приготовил вам листочки, с изображением школьных принадлежностей, дома вы их разукрасите и лучше запомните.

Дети вспоминают тему занятия:

- Школа. Школьные принадлежности.

- Запоминали слова, обозначающие школьные принадлежности.

Называют слова, обозначающие школьные принадлежности.

- Для того чтобы в школу брать только школьные принадлежности и не брать посторонние.

Познавательные

Регулятивные

(Систематизация знаний)

Коммуникативные

(Интеграция в группу сверстников.)

14. Рефлексия

- Кому, какое задание понравилось?

- С каким настроением уходите с урока?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Все работали хорошо,  

  всем спасибо, урок  

  закончен.

Называют понравившиеся задания.

Говорят о настроении.

Оценивают свою работу  с помощью «лесенки успеха».

Личностные

(Самооценка)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбираем школьные принадлежности первоклассникам.

Нужные советы мамам первоклашек при покупке школьных принадлежностей....

Школьные принадлежности

Данная презентация со звуковыми файлами поможет детям лучше запомнить произношение слов и проверить знания на тренажёре....

Внеурочное занятие "Школа и школьный учитель" 4 класс

Внеурочное занятие "Школа и школьный учитель" 4 класс...

Внеурочное занятие "Школа и школьный учитель"

Внеурочное занятие "Школа и школьный учитель"...

Школьные принадлежности. открытый урок

Здесь представлен план-конпект открытого урока по немецкому языку для 30го класса на тему "Школьные принадлежности" (Schulsachen)...

Открытый урок по теме "Школьные принадлежности"

Открытый урок по теме "Schulsachen" для 3-го класса на основе учебника И.Л. Бим...