Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии
методическая разработка по логопедии по теме
Задача: Показать ведущую роль корня в группе родственных слов на материале лексической темы «Лес».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии c учащимися
младшего школьного возраста
Тема: Основные признаки однокоренных слов.
Лексическая тема: Лес.
Цели:
1. Познакомить детей с родственными и однокоренными словами.
2. Учить выделять корень слова и подбирать родственные слова.
3. Развивать навыки словообразования.
4. Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза.
5. Обогащать словарь детей по лексической теме «Лес».
Оборудование:
«Чудо-дерево», изображения деревьев, грибов, следов животных,
Карточки для индивидуальной работы.
1. Организационный момент:
-Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие. Отгадайте загадку. Весной одевается, осенью раздевается (Это лес). Мы отправляемся в лес.
2. Введение в тему:
-Как назовём маленький лес? ЛЕСОК.
-Как называют лесного сторожа? ЛЕСНИК.
-Как называют ученого, который занимается разведением леса, думает о том, как сохранить лес? ЛЕСОВОД.
-Про что можно сказать ЛЕСНАЯ? ЛЕСНАЯ тропинка.
-ЛЕС, лесник, лесок, лесная, лесовод. Все эти слова разные, но они родственники.
-Что повторяется в каждом слове? ЛЕС.
-Общая часть однокоренных слов – это КОРЕНЬ.
3. Объявление темы урока.
-Сегодня мы будем говорить о главной части слова, о корне.
-Всё на свете из чего-нибудь состоит. Облака из множества водяных капелек, лес - из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла.
Корень – слово многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом?
Корень – это подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя. У всех этих слов общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как о части слова.
4. Работа с наглядным материалом.
-Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать»? А слово это и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево».
-Посадили люди дерево и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло!
-Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова?
-Дуб, дубок, дубить, дубовый, дубрава. Записываем эти слова в тетради, выделяем корень дугой.
-Корень - это главная часть слова, в корне заключен смысл слова, от него растут другие слова.
5. Нахождение однокоренных слов.
-Посмотрите, с какого дерева упал этот листочек? Это лист берёзы. А это – лист осины. С какого дерева упала эта ветка? Это ель.
Задание: У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите однокоренные слова. Прикрепите свои слова на листочки.
Ельник, подосиновик, берёзовый.
Осинка, березняк, ёлочка.
Берёзка, осинник, еловый,
Подберёзовик, ёлочные, осиновый, ослик.
Дети по очереди прикрепляют свои слова.
-Прочитайте родственные слова. Почему эти слова являются родственными?
-Подставьте однокоренные слова в словосочетания.
Стройная…
Густой…
Молодая…
… .лист
-Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу?
-Слово «ОСЛИК» – лишнее. Однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
-А чтобы лишнему слову не было скучно, подберём ему однокоренные слова,
-Запишем их, корень выделим. ОСЛИК, ОСЁЛ, ОСЛИНЫЙ.
6. Физминутка.
Я буду читать однокоренные слова к словам САД и ГРИБ. Если прозвучит слово с корнем ГРИБ, вы садитесь, если с корнем САД, встаёте.
САД, РИБОЧЕК, ГРИБНИК, САДОВЫЙ, САДОВНИК, САДИК, ГРИБНОЙ, САДОЧЕК, ГРИБОК.
7. Дифференциация слов с одинаковым корнем и родственных слов.
-Посмотрите, как много грибов можно собрать в нашем лесу. Что же это за грибы?
-Наш первый гриб растёт в сосновом лесу-бору. И корень этого слова такой же, как в слове БОР, БОРОВИК – это самый вкусный и ценный гриб. Этот гриб растёт только в берёзовых или смешанных с берёзой лесах. Корень этого слова такой же, как в слове БЕРЁЗА, ПОДБЕРЁЗОВИК. У третьего гриба необычная шерстисто-мохнатая шляпка.
-Шерсть в старину называлась ВОЛНА. Наш гриб - волнушка.
-Четвёртый гриб с красной шляпкой растёт в лиственных, хвойных лесах, не всегда рядом с осиной. Но корень в этих словах общий – ПОДОСИНОВИК.
-В нашей корзинке только съедобные грибы. Посмотрите в ваши корзиночки, нет ли лишних грибов, не родственных слов.
ЛИСЁНОК, ЛИСТ, ЛИСА
ГОРА, ГОРЕ, ГОРНЫЙ
МЕДОВЫЙ, МЕДОК, МЕДНЫЙ
КОРЕНЬ, КОРНЕВОЙ, КОРЖИ
БЕЛКА, БЕЛЕНЬКИЙ, БЕЛИТЬ
СЕМЯ, СЕМЕЧКО, СЕМЬЯ
8. Развитие навыков словообразования.
-В лесу живёт много животных. Отгадайте, какие животные оставили эти следы? (на картинке – следы животных) .
-В названии этого животного 4 звука, 4 буквы, третий звук «Л». ВОЛК.
-В названии этого животного 4 буквы, 3 звука, третий звук «Сь». ЛОСЬ.
-В названии этого животного 7 букв, 6 звуков, третий звук «Д», четвёртый «Вь». МЕДВЕДЬ.
-В названии этого животного 4 буквы, 5 звуков, третий звук «Й», четвёртый «А». ЗАЯЦ.
Задание: соберите всю семью. Подберите однокоренные слова, обозначающие маму, папу и детёныша.
Волк, волчиха, волчонок.
Лось, лосиха, лосёнок.
Медведь, медведица, медвежонок.
Заяц, зайчиха, зайчонок.
9. Итог занятия.
Что же такое КОРЕНЬ (общая часть однокоренных слов)
Как пишется корень в однокоренных словах? Одинаково.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).
Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"
Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".
Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением об...
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень ре...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса по теме : "Дифференциация букв И-У в слогах и словах"
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса...
Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению аграмматической дисграфии для учеников 3 класса с задержкой психического развития
Тема: Предлоги.Цель: формирование представления о предлоге как об отдельном слове.Задачи:Образовательные:1) Продолжать закреплять раздельное написание предлога со словами.2) Закреплять знания о предло...