Методическая разработка "Дыхательные упражнения"
методическая разработка по логопедии на тему
В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dykhatelnye_uprazhneniya_1.docx | 39.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Тяжинского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»
Дыхательные упражнения
Методическая разработка
Составитель: Роговцова И.Г.,
педагог дополнительного
образования
Тяжинский 2013
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов XX века как способ восстановления певческого голоса, потому что А. Н. Стрельникова была певицей и его потеряла.
Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.
В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
При обучении гимнастике А. Н. Стрельникова советует выполнять четыре основных правила.
Правило 1. "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.
Правило 2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп: 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока: 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.
Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент. Весь комплекс состоит из 8 упражнений. Сначала - разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.
Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: "Ноги накачивают в меня воздух". Это помогает. С каждым шагом - вдох, короткий, как укол, и шумный.
Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.
Движения головы.
- Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте воздух...
- "Ушки". Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй, как не стыдно!". Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.
- "Малый маятник". Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?".
Главные движения.
- "Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
- "Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.
- "Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.
- "Большой маятник". Это движение слитное, похожее на маятник: "насос"-"обними плечи", "насос"-"обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
- "Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.
Далее следует специальная тренировка "затаенного" дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе "восьмерок" увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше "восьмерок". С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимися "восьмерок" сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями "полуприседы". Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, почувствовать "схваченное в кулак" дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, "восьмеркам" на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.
Упражнения для развития речевого дыхания
В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:
- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу.
- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
- Попросите ребенка повторить за вами пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят - левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
- Прочитайте русскую народную сказку "Репка" с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Репка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
* "Чей пароход лучше гудит?"
Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?" Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.
* "Капитаны".
Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.
Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - на словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание ребенка направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков
Дыхательная гимнастика
Подбородок наклонить вниз. При высоком подбородке напрягаются связки. Вдох через нос - резкий, шумный (не пахнет ли). Выдох через рот - беззвучный. Руки пред грудью согнуты в локтях, одна находится чуть-чуть выше другой.
- Вдох - руки идут навстречу друг другу. Выдох - возвращаются в первоначальное положение.
- «Накачивать шину», (имитировать действия).
Выдох. Наклон вперед. Вдох - разогнуться. Выдох - согнуться.
- «Маятник».
Руки находятся на поясе. Вдох - поворот влево, выдох прямо. Вдох - поворот вправо, выдох прямо.
- Руки согнуты в локтях. Вдох - коленом дотронуться до локтя противоположной руки. Выдох - в исходное положение.
- «Присядки».
Вдох - присесть. Выдох - вес тела перенести на правую ногу. Руки на колено, повторить несколько раз. Вдох - присесть. Выдох - вес тела перенести на левую ногу. Руки на колено.
- «Комар».
Вдох - руки разводятся в стороны. Выдох - руки сходятся, ловя комара при звуке «3». Хлопок, «комар» убит.
- «Мяч», (игра с воображаемым предметом).
Наклон вперед - выдох (беру мяч). Выпрямляюсь - вдох. Сжимаю - выдох - звук «С» - «Ф». Выдох порциями.
- «Дровосек».
Вдох - поднять «топор» вверх. Выдох - опустить «топор» резко со словом «Ух».
- «Свеча».
Вдох - плавно выдохнуть, задув свечу. Вдох - резко выдохнуть, задув свечу.
- «Волна», (имитировать шум волны).
Вдох. Выдох - со звуком «Ш» (тихая волна, сильная, прибой, шторм).
- «Шум деревьев» (имитировать шум деревьев при сильном, слабом ветре и урагане).
Вдох. Выдох - при звуке «Ш».
- «Стены, потолок».
Вам надо раздвинуть воображаемые стены и поднять воображаемый потолок.
Ф - Вдох - руки согнуть в локтях. Выдох - «раздвинуть стену», звук «Ф» С - Вдох - руки к плечам. Выдох - «поднять потолок». 3 - Вдох. Выдох - надавить на «подвал».
Игры и упражнения на укрепление дыхательных мышц.
№ 1. Правая рука лежит на диафрагме. Рот закрыт. Вдох. Пауза (желание вдохнуть). Вдох. Выдох (через нос). Пауза. Вдох ... выдох, (повторить 3 раза). Следить за движением диафрагмы. Вдох неглубокий. При глубоком двигаются плечи.
№ 2. Встать прямо. На нижних ребрах грудной клетки находится большой палец спереди, а четыре сзади. Выдох. Вдох носом. Задержать дыхание (грудная клетка в расширенном состоянии). Повторить 3 раза. Вдох делать максимальный.
№ 3. Стоять прямо. Выдох. Вдох. Пауза (короткая О и выдох через открытое узкое отверстие, образованное губами. Выдох плавный, легкий (повторить 3-4 раза). Сделать упражнение сидя.
№ 4. Выдох. Медленный вдох носом и медленный выдох носом. Медленный вдох носом, выдох через отверстие, образованное губами на свечу. Пламя должно отклоняться. И так 3 раза постоянно отставляя свечу на небольшое расстояние. 1 - 2 - 3. Голову не тянуть.
№ 5. Сидя. Выдох. Быстрый вдох носом. Пауза. Быстрый выдох на свечу так, чтобы ее потушить. Отодвинуть свечу и сделать быстрый вдох. Пауза. И быстрый выдох на свечу, чтобы ее загасить. 1-2-3. (повторить 3 раза).
№ 6. Ноги на ширине плеч. Выдох. Перед вами куст сирени. Вдыхайте ее запах. Вдох. Пауза и медленный выдох через нос.
№ 7. Стоя. Выдох. Быстрый вдох - ноздри широко раскрыты. Вы вдохнули неприятный запах цветка. Выдох ртом, повернув быстро голову в сторону. Вдох ... выдох в другую сторону. Вдох ... выдох влево. Вдох ... выдох вправо. Вдох ... выдох вниз. Вы освобождаетесь от неприятного запаха.
№ 10. Стоя. Тренировка выдоха. Выдох. - Вдох - выдох на звуке Ф. Щеки не надувать. Струя воздуха выходит через щель, образованную зубами и нижней губой. Вдох делать носом, губы при вдохе сомкнуты, (повторить 3-4 раза).
№ 11. Стоя. Выдох - Вдох. Выдох - Ф, С, Ш, X. На каждый звук падает три единицы счета. Выдох рассчитан на 12 единиц.
№ 12. Стоя. Быстрый вдох - выдох П. Работают только губы. Выдох - вдох -выдох: ПТК. Произносить по отдельности каждую букву и все три вместе.
№ 13. Стоя. Выдох - вдох - выдох.
БББ - ДДД - ГГГ. ПБ - ПБ - ПБ.
БДГ - БДГ - БДГ. ТД - ТД - ТД.
ДБГ - ДБГ - ДБГ. КГ - КГ - КГ.
ГДБ - ГДБ - ГДБ. ЛР - ЛР - ЛР.
ЗС-ЗС-ЗС. ВФ-ВФ-ВФ.
ПТК-ПТК-ПТК. МН-МН-МН.
№ 14. Выдох. Взяв дыхание, произносить ровно как одну фразу: 1,2,3,4,5. Считать медленно, чтобы появилась необходимость дополнить дыхание. Добрать дыхание и считать до 10. Добрать дыхание и считать до 15. При доборе с вздохом нижняя часть живота идет вперед.
№ 15. Выдох. Вдох. Прыгая на носках, считать до 10 вслух, не добирая дыхания. Затем остановиться, добрать дыхание и снова прыгать, считая до 10 на одном выдохе. После чего спокойно маршировать и дышать без шума. Упражнение можно повторить, делая остановку после 20-25. Голос звучит ровно, спокойно, без одышки.
№ 16. Собака убежала, ее надо вернуть домой. Звать три раза:
- с далекого расстояния.
- более близкого.
- она около вас.
Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего. На одном дыхании слово «Бобик» 10 раз - далеко. Остановка. - «Бобик» 10 раз (собака ближе) - остановка - несколько раз и медленно. Меняется высота звука.
№ 17. (распевная интонация, речевая интонация). На одном дыхании вывести
сочетание звука М с тремя гласными - А - О –У; И - Э - Ы. Звуки
произносятся на одной высоте, и направлять их в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.
Игры на речевое дыхание
Цель: Развивать правильное речевое дыхание.
«Вдох! Выдох!» Положить руку на область желудка и сделайте вдох. Рука при вдохе должна подняться. При выдохе - опуститься.
«Свеча».
Сделать бесшумный вдох через нос, а затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Пламя свечи должно плавно
«танцевать», но не загаситься. Первый раз упражнение делается с горящей свечой, а потом можно играть с воображаемой, или с полоской бумаги.
«Цветочный магазин».
Представьте, вы находитесь в цветочном магазине и вдыхаете аромат цветов. Вдох - ребра расширяются - живот выдвигается вперед. Выдох плавный.
«Проколотый шар».
Сделайте быстрый вдох, а руками зажмите воображаемый шарик. Вы начинаете давить на него, а он, издавая звук «с-с-с», начинает сдуваться, при этом сопротивляясь. Выдох плавный, энергичный, не ослабляющийся к концу.
Упражнения на три вида дыхания.
Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-ый вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - СССССС ... Шумят деревья - ШШШШШ ... Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ ... Комар звенит - 33333333 ...
2-ой вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС! Метет метель - ТТТТТТТТТТТТ! ШШШШ! ШШШШ! Сверлит дрель - 3333! 3333! 3333!
3-ий вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф! Пилит пила - С!С!С!С! Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!
Игры на опору дыхания.
«Дрессированные собачки»
Выбирается ребенок-дрессировщик, который предлагает остальным детям - цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.
«Птичий двор»
Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят.
«Звукоподражатель»
Эти упражнения тренируют различные виды дыхания. Воспроизведение различных звуков природы и жизни: свист ветра, шум леса, писк комара, рокот мотора..
«Лепестки роз»
Представьте, что на вашей ладошке лежат лепестки розы. Вы делаете вдох носом и своим выдохом стараетесь сдуть лепестки с ладони.
«Вдох-выдох»
Сделать: вдох - выдох плавный, вдох выдох короткий, вдох - выдох плавный, но на конце усиливается, вдох - задержка дыхания, выдох, вдох - выдох порциями.
Самолеты взлетают У - У - У
Машины едут Ж - Ж - Ж
Лошадки поскакали ЦОК - ЦОК - ЦОК
Рядом ползет змея Ш - Ш - Ш
Муха бьется в стекло 3-3-3
«Летела муха около уха Ж - Ж - Ж
Летела оса около носа С - С - С
Летел комар и звенел 3-3-3
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали в кулачок сжали 3-3-3
«Мыльные пузыри»
С помощью воображаемой соломинки на ровном выдохе выдуть «мыльные пузыри».
«Очерти контур»
Сделать «Вдох» и выдыхаемой струей воздуха очертить контур фигуры стоящего перед вами человека. Задание можно усложнять, если сперва поднять одну руку, а потом и другую.
«Картина»
Взять дыхание и теперь при выдохе струей воздуха нарисовать любую картину: домик, дерево, солнышко ...
«Пушинка»
Взять маленький клочок ваты, подбросить его и взять дыхание. А теперь попробуйте струей воздуха удержать его в воздухе.
«Свое имя»
Взять «Вдох» и струей воздуха нарисовать букву, слово, свое имя, год ...
«Пыль»
Представьте, вы в комнате, где давно не вытирали пыль. Взять «Вдох» и сдунуть с вещей, предметов «пыль»: плавно, прерывисто.
«Скакалка»
А теперь через скакалку
Будем прыгать мы, как галки.
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки,
Голос звонко льется, ровно
И не прыгаю я словно
Раз-два, раз-два, раз-два, раз!
Можно прыгать целый час
Кончу прыгать, сяду я
Речь легко звучит моя!
Задание: 1. Отработать в стихотворении дыхание, стоя пред зеркалом.
2. Используя скакалку, прочитать часть стихов, прыгая через нее. Остановиться
и дочитать стихотворение до конца. Следить за дыханием.
Дыхательные упражнения.
Статистические и динамические упражнения /А. Майорова/
Начинать работу по любому комплексу необходимо с дыхательного упражнения, для постановки правильного речевого дыхания носом сделайте плавный вдох, одновременно выпячивая вперед живот. Затем сделайте плавный выдох через рот, втягивая одновременно живот в себя. Покажите! ребенку несколько раз движение, положив его руку себе на живот, чтобы он чувствовал его подвижность. Движение выполняйте свободно, с хорошей амплитудой. Плечи при вдохе не поднимайте. Упражнение проделывайте каждый день в течение 3—5 минут перед зеркалом.
Отрабатывайте у ребенка силу и длительность выдоха, учите его делать умеренный глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным экономным выдохом.
Примерные упражнения:
- Сдувание с ладони комков ваты, бумаги.
- Сдувание со стола комков ваты или бумаги, увеличивая расстояние.
- Поддувание пушинок, перышек, кусочков ваты и воздуха.
- Дутье на полоски бумаги, на снежинки из бумаги, на осенние листья.
- Задувание свечи на расстоянии.
- Катание струёй выдыхаемого воздуха по столу карандашей
- Поддувание плавающих в воде пластмассовых игрушек, корабля бумажных или сделанных из пенопласта.
- Пускание мыльных пузырей.
- Вращение ветряных мельниц выдыхаемой струёй.
- Поддувание бумажных фигурок таким образом, чтобы они не упали.
Остерегайтесь чрезмерного увлечения чисто дыхательными yпpажнениями. Отнимая много времени, они не всегда приводят к нужной цели.
Статистические и динамические упражнения
Чтобы добиться у ребенка правильного произношения звуков, следует особое внимание уделять упражнениям по разработке правильной мышечной деятельности артикуляционных органов.
Условно эти упражнения можно разделить на статические и динамические.
Статические упражнения:
- Откройте широко рот на несколько секунд (8—15сек).
- Откройте рот, высуньте плоский язык и подержите его расслабленным на нижней губе в течение нескольких секунд.
- Зажимайте плоский язык между зубами.
- Располагайте плоский язык между верхней губой и верхними зубами.
- Располагайте плоский язык между нижней губой и нижними зубами.
- Откройте рот и высуньте свернутый в трубочку язык.
- Раскройте рот, кончиком языка упритесь в нижние передние зубы и язык в таком положении подайте вперед.
- Раскройте рот и кончиком языка упритесь в верхние альвеолы.
- Высуньте плоский язык, загните вверх боковые края языка.
- Растяните губы в улыбке и обнажите все зубы.
- Соберите губы в трубочку, как при звуке о. При этих упражнениях язык, губы и нижняя челюсть удерживаются в неподвижном положении в течение 8—15 секунд.
Динамические упражнения
- Открывайте и закрывайте рот (широко и нешироко).
- Высовывайте язык несколько раз подряд.
- Двигайте языком в стороны.
- Закусывайте попеременно верхнюю и нижнюю губы.
- Делайте попеременно то - плоский, то - свернутый в трубочку язык.
- При открытом рте языком упирайтесь то в правую, то в левую щеки.
- При открытом рте кончиком языка дотрагивайтесь то нижней, то верхней губы.
- Поднимайте к нёбу то плоский, то свернутый в трубочку язык.
- При открытом рте упирайтесь кончиком языка то в верхние, то в
нижние резцы.
- Покусывайте плоский язык.
- Постучите кончиком языка по верхним альвеолам.
- Пощелкивайте язычком — «лошадка».
- Водите кончиком языка по небу.
- Попеременно обнажайте верхние и нижние зубы.
- Попеременно сжимайте губы.
- Делайте круговые движения языком в обе стороны по губам.
- Попеременно растягивайте губы в трубочку и собирайте их в трубочку.
- Делайте круговые движения языком по зубам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз на уроках.
Гимнастика для глаз; упражнения, корректирующие осанку; дыхательные упражнения; физминутки в стихах; пальчиковая гимнастика....
Выступление на методическом совете "Упражнения, способствующие развитию техники чтения младших школьников" январь 2016 г.
Выступление на м\о...
Методическая разработка "Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. 4 класс
Технологическая карта урока....
Методическая копилка упражнений
В данном разделе собраны разнообразные упражнения на развитие речи, графического навыка, физкультминутки и многое другое...
Методическая разработка «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»
Упражнения, способствующие формированию навыков чтения...
Методическая разработка "Упражнения с мячами как средство развития координационных способностей младших школьников"
Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и игровой ловкости у младших школьников....
Методическая разработка "Упражнения игрового стретчинга на уроках на занятиях с детьми хореографии младшего школьного возраста"
dash;В последнее время в системе дополнительного образования детей: стали применять нетрадиционные методы развития стретчинг, игропластика, танцевально- ритмическая гимнастика.–Многократ...