Говорим правильно
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Лукьянова Елена Юрьевна

Программа кружка "Говорим правильно" предназначена для детей 7-9 лет, имеющих нарушения устной и письменной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_govorim_pravilno.doc78.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 471

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

             РАССМОТРЕНО                                                                     УТВЕРЖДАЮ          

 протокол педагогического совета                     Директор школы № _______ Сидорова И.В.

     № __     от «___» ___ 20   г.                              .                        «___» ____ 20    г

                                                                                 

                   

                                                                           .                 .                                              

                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Говорим правильно »

Возраст обучающихся от 7 до 10 лет

Срок реализации 1 год

автор-составитель

Лукьянова Елена Юрьевна

педагог дополнительного образования

 Санкт – Петербург

2014

Пояснительная записка.

Программа    «Говорим  правильно» имеет социально-педагогическую  направленность. Данная программа направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее  гармоничное развитие.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации в школе, творческой самореализации личности ребёнка.  С каждым годом растет число детей, у которых обнаруживаются стойкие трудности в обучении. Причины возникновения  этих нарушений  весьма разнообразны. Но они являются следствием  несвоевременно или  неэффективно оказанной помощи  

 По статистическим данным исследований количество таких учащихся составляет 20-30%. 

 Несформированность всех компонентов речи, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала по русскому языку, так как нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение в чтении и письме.

Методисты, педагоги и руководители образования с тревогой отмечают снижение успеваемости учащихся  по родному языку, растёт  новое поколение неграмотных детей.  Это обусловлено рядом факторов.  Изменился психический, соматический и речевой статус детей поступающих в школу, увеличился  поток учащихся с недостатками речевого развития, в связи с этим возникла необходимость в написании данной программы.

Программа «Правильно говорим » позволяет  обеспечить  развивающее обучение детей, всестороннее развитие их  интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей  все психические процессы  и такие  личностные качества, как  любознательность, инициативность,  ответственность, самостоятельность, креативность.

Новизну данной программы определяет то, что большинство занятий разработаны  в форме реалити, которые проводятся с непосредственным участием детей.  Чем большее место  в деятельности детей занимает творческое начало, ориентированное на личностные способности, тем большее удовлетворение приносит проведённая работа.

Концепция данной программы – теория  развивающего  и коррекционного обучения. Теория коррекционного обучения и есть отличительная особенность дополнительной образовательной программы, от уже существующих.

Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия способствуют  овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками  речевого общения, фонематической системой русского языка, , что формирует успешное обучение в школе. Через занятия по программе дети преодолевают речевые и психофизические нарушения.

Программой предусмотрена необходимость охраны  и укрепления  физического и психического  здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка.  Так, она позволяет  формировать оптимистическое отношение детей  к окружающему, что  даёт возможность ребёнку жить и развиваться,  обеспечивает позитивное и эмоционально-личностное и социальное развитие.

.

        Основная цель предлагаемой программы  -  развитие здоровой коммуникативной личности средствами расширения практических умений по развитию речи обучающихся.

 Задачи :

 Обучающие

  1. Развитие артикуляционной моторики;

   2.  Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

   3.  Формирование фонематических процессов;

   4.  Формирование  грамматического строя речи;

   5. Уточнение и расширение лексического запаса;        

6. Формирование полноценной связной речи.

Развивающие

1.  Развитие коммуникативной культуры общения;

2.  Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения;

3.  Способствовать мотивации к позитивному развитию диалогической речи.  

 Воспитательные

1.Воспитывать любовь к  русскому языку;  

2. Сформировать навыки самоконтроля.

Отличительные особенности программы в том, объём учебного материала рассчитан в  соответствии с возрастными  физиологическими   нормативами, что позволяет избежать переутомления  и дезадаптации детей.

Программа предлагает оптимальное сочетание индивидуальной и  совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально подобранных упражнений и игр.

Главная идея  заключается  в реализации образования с привлечением синхронного  выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности.

Основой  календарного планирования коррекционной работы  в соответствии с требования программы является тематический подход. Лексический материал отбирается с учётом  этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие мыслительной деятельности и  умственной активности.

 Программа «Говорим правильно» включает темы занятий по развитию речи  с детьми, позволяющие  одновременно усвоить  правила грамматики. Своевременно начатые  занятия  позволяют устранить отставание в речевом развитии  и предупредить  школьную неуспеваемость.  

Программа  опирается  на тематические материалы, предложенные  в календарно-тематическом плане. В неё  включены упражнения  по развитию артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, связной речи, грамматического строя речи, активизация активного и пассивного словаря, коррекцию письменной речи,  развитие всех психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения. Эти упражнения помогают ребёнку  научиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие  закономерности, строить  умозаключения.

Сроки реализации

Программа ориентирована на детей 7 - 10 лет, имеющих различные речевые нарушения и проблемы  в усвоении русского языка. Программа рассчитана на 1 год обучения.

 Наполняемость групп: 

Количество занимающихся в группе  15 человек.

Режим занятий

Занятия групповые. Проводятся 2 раза в неделю.

 

Формы занятий:

-практическое        

-конкурсы

-викторины

-игры

 Формы организации деятельности учащихся на занятиях.

-индивидуально-групповая

Методы обучения:

  •  беседа;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.
  • творческая мастерская,
  • ИКТ

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу обучения воспитанники могут:

  1. чисто произносить все звуки речи;
  2. использовать коммуникативные навыки в общении;

    3.  улучшение устной связной речи;

    4.  психологическое благополучие ребенка в учебной деятельности;

Предметная диагностика осуществляется в виде контроля : вводный, текущий, итоговый.

        Вводный контроль – это проверка знаний, умений и навыков на начало учебного года. Проводится беседа с каждым ребёнком, выявляется уровень его подготовки.

        Текущий контроль проверка усвоения материала за длительный период. Применяются разнообразные методы и формы  (устный контроль, наблюдение, дидактические тесты, игры).

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Разрабатывается итоговое занятие в соответствии с программой.

        Контроль происходит  во время обычных для детей  видов деятельности в игровой форме.

        Наблюдение осуществляется в процессе ежедневной работы и дает сведения об уровне знаний и умений.

Формы подведения итогов реализации программы

- проведение КВН «Знай и люби родной язык. Обобщение знаний.

Успех обучения  детей зависит от эмоционального  благополучия, отсутствия у них страха перед неудачей. Поэтому  необходимым  условием организации занятий с детьми является  создание  атмосферы доброжелательности и личностно ориентированного подхода  к каждому ребёнку.

        

        

Учебно – тематический план

Разделы и темы

Теория

ч.

Практика

ч.

Всего

ч.

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Речевое развитие.

2.1

Развитие словаря.

4

4

2.2

Совершенствование грамматического строя речи.

1

7

8

2.3

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

1

7

8

2.3.1

Развитие речевого дыхания

2

2

2.3.2

Коррекция произносительной стороны речи.

1

4

5

2.3.3

Работа над слоговой структурой слова.

8

8

2.4

Развитие связной речи и речевого общения.

6

6

2.5

Коррекция письменной речи.

2

8

10

3.

Познавательное развитие.

3.1

Сенсорное развитие.

1

1

3.2

Развитие психических функций.

3

3

3.3

Ознакомление с окружающей действительностью.

1

1

3.4

Ознакомление с художественной литературой.

1

1

3.5

Развитие пространственных, временных представлений.

1

1

4.

Креативное  развитие.

4.1.

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.

1

1

4.2.

Игровая и театрализованная деятельность.

1

1

4.2.1.

Подвижные игры.

1

1

4.2.2.

Настольно – печатные дидактические  игры.

1

1

4.2.3

Сюжетно – ролевые игры.

1

1

4.2.4.

Театрализованные игры.

1

1

5.

Итоговое занятие.

1

1

Итого часов

6

60

66

Содержание программы.

Программа представлена тремя блоками:

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Креативное развитие.

Вводное развитие - 1 ч

Речевое развитие  - 51 ч

Познавательное развитие - 7 ч

Креативное развитие - 6 ч

Итоговое занятие - 1 ч

 

Речевое развитие   теория 5 час,  практика  46 часа, всего 51 час.

Развитие словаря

Практика:  4 часа.

называние предметов по лексическим темам;

активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных;

употребление личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они);

притяжательных местоимений (мой, моя);

наречий (тут, там, здесь, далеко, близко, высоко, низко);

количественных числительных (один, два, три…);

порядковых числительных (первый, второй, третий, четвёртый);

Игры с мячом:  «Назови одним словом», «Один-много»,  «Скажи ласково», «Посчитай».  Дидактические игры: «Чего не стало?»

Отгадывание загадок, заучивание стихов.

Совершенствование грамматического строя речи.  

Теория: 1час

понятие « предложение»;

 «предлог»

 женский, мужской, средний род.

 Практика: 7 часов

употребление сущ. муж, жен. и среднего рода  в  им. п., в ед. числе;   в косвенных падежах;

употребление  предлогов;

образование  сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

образование глаголов в повелительном наклонении, настоящем и прошедшем времени;  возвратной формы глаголов 3-го лица ед. числа настоящего времени;

согласование  притяжательных местоимений;

согласование   числит с сущ. муж., женского и среднего рода.

составление предложений из нескольких слов.

настольные игры:  «Большой – маленький», «Сосчитай».

дидактические игры: «Угадай кто где живёт?», «Закончи предложение».

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза  

Теория: 1 час

понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук» их отличительные признаки.

Практик:   7 часов.

определение  звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

выделять из ряда гласные звуки в ударной позиции и без ударения;

выделять согласные  звуки;

подбирать слова с заданным звуком;

игры: «Волшебный мешочек», «Тихо-громко», «Узнай по звуку», «Какой звук есть во всех словах», «Шутки-минутки», «Звуки по кругу». «Найди картинку».

Развитие просодической стороны речи.

Практика: 2 часа

Вырабатывание правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха;  правильного  умеренного темпа речи;

Ритмичность и интонационная выразительность речи.

Игры: «Эхо»,  «Вьюга», «Лесенка»;  «Фокус», Забей гол в ворота», «Погреться на морозе», «Листья шелестят», «Покатай карандаш».

Коррекция произносительной стороны речи.  

Теория: 1 час

органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

                    акустическая характеристика звука:

Практика: 4 часа

 выполнение упражнений для губ и языка;

активизация движения речевого аппарата;

вырабатывание  правильных речевых укладов свистящих и шипящих и сонорных звуков;

произнесение   поставленных звуков, в слогах, словах, словосочетания, предложения, чистоговорках, потешках, текстах, в игровой и  речевой деятельности.

«сказка о весёлом язычке», «сказка про толстых внуков». Упражнения для губ и языка: «Забор»,  «Бармалей», «Качели», «Часики», «Маляр», «Лошадка», «Грибок».

Работа над слоговой структурой слова.  

Практика: 8 часов

ритмический рисунок слова;

запоминание цепочки слов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными,  со стечением согласных;

подбор слов на заданное количество слогов;

подбор слов на заданный слог;

разгадывание загадок, ребусов;

Развитие связной речи и речевого общения  

 Практика:  6 часов

составление рассказов-описания, загадок-описания о предметах по предложенному плану.

составление рассказов сюжетным картинам, по серии сюжетных картинок.

пересказывание  знакомых сказок (Репка, Курочка ряба, Колобок) небольших рассказов;

обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

пересказ рассказов;

составление описательных рассказов,  из личного опыта.

 

Письменная  речь  

 Теория: 2 часа

Дифференциация гласных 1-2 ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме.

Познавательное развитие,  практика  7 часов, всего 7 часов.

Сенсорное развитие

Практика:  1 час

Совершенствование всех видов восприятия (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

Осуществление освоения сенсорных эталонов  (цвет, форма, размер)

Развитие слухового восприятия  в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, игрушек…

Развитие зрительного восприятия (большие-маленькие предметы, формы, цвета);

Умение сравнивать предметы;

Совершенствовать умения сравнивать предметы и группы предметов по заданному признаку;

Выделение в процессе восприятия свойств и качества предметов.

Психическое развитие

Практика: 3 часа

развитие слухового внимания (тихий-громкий, высокий-низкий звук);

зрительное  внимание и память в работе с парными  и разрезными картинками, кубиками, пазлами;

развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов;

игры: «Угадай-ка»,  Что звучит? Где звенит?  «Толстый тонкий», «Чудесный мешочек», разрезные картинки, пазлы.  «Есть у тебя или нет?»  «Что в сундучке?»

 

Ознакомление с окружающей действительностью

Практика: 1 час

формирование умения ориентироваться  в помещении;

расширение знаний об общественном транспорте и формирование правил дорожного движения;

представления о смене времён года, их очередности

научить различать времена года по существенным признакам, о сезонных изменениях в природе;

формирование представлений о растениях, об овощах, фруктах, грибах, ягодах;   местах их произрастания;  цвете, форме, размере;  о блюдах, которые можно  из них приготовить;

конкретизация представления о диких животных, об особенностях их внешнего вида и образе жизни, о труде людей  по уходу за домашними животными.

формирование  представления о разнообразии птиц,  характерных их особенностях их внешнего вида, образе жизни.

воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ознакомление с художественной литературой

Практика 1час

воспитание навыка слушания литературных произведений;

совершенствование навыка рассматривания иллюстраций и соотнесения их с текстом;

формирование умения понимать вопросы к литературному произведению и отвечать  на них, задавать вопросы с помощью взрослого;

формирование навыка   пересказа хорошо  знакомых сказок, и небольшого рассказа со зрительной опорой и помощью взрослого.

Развитие пространственных, временных представлений.

Практика 4 часа

ориентация  в пространстве и на плоскости,  на листе бумаги, в тетради;

определение  величины предмета на глаз;

деление сходных и отличительных признаков предметов;

закрепление в речи  порядковых и количественных числительных;

ориентация во времени суток, и активизация в речи названий частей суток и наречий (вчера, сегодня, завтра);

активизация сравнительных  прилагательных (выше, ниже, длиннее, короче,  шире, уже);

совершенствование навыков ориентировки  в пространстве и на плоскости.

Креативное развитие    ( практика  6 часов, всего 6 часов).

Развитие мелкой моторики

Практика 1 час

Раскрашивание, штриховка, обводка,  лепка, выкладывание из мелких предметов, аппликации, складывание листа бумаги,  дорисовки, завязывание шнурков, пальчиковые игры, массаж пальчиков.

Игровая и театрализованная  деятельность

Практика 1 часа

Сказка «Репка»,  «Теремок»,  «Колобок». Подвижные игры: « У медведя во бору», «Ловишка в кругу». Сюжетно ролевые игры: «В  магазине», «Строим дом», «Айболит».  Настольно печатные игры: «Домашние животные», «Профессии».

Настольно – печатные дидактические  игры.

Практика 1 часа

Обогащение через игру знаний об окружающей действительности;

Формирование  самостоятельности в игре;

Развитие интеллектуального мышления, дружелюбия, воспитание  культуры соперничества.

5. Методическое обеспечение

Раздел

или тема программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

(в рамках занятия)

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

1

Вводное занятие

Фронтальная работа

(беседа)

 

 дискуссия, имитационная игра

Карточки-задания.

Разыгрывание речевых ситуаций

Компьютер,

Интерактивная доска

2

Речевое развитие

Фронтальная работа (беседа), групповая  работа, в парах, индивидуальная работа

Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения на тренировку правильного произношения,  

 Речевые разминки, имитационная игра.

Дидактические речевые и настольные  игры, речевой и картинный материал  по звукопроизношению , звуковые сигналы.

Конкурс на лучшее исполнение скороговорки, стихотворения, разыгрывание речевых ситуаций.

Зеркала по количеству учеников

3

Познава

тельное развитие

Творческая мастерская

Речевые разминки, речевые игры, проектный метод.

Картинный материал по лексическим темам.

опрос

Компьютер,

Интерактивная доска

4

Креатив

ное развитие

 Фронтальная работа (беседа, дискуссия, ролевые игры), индивидуальная работа

 

 Речевые разминки Импровизацион-ные задачи (неподготовлен-ные диалоги, монологи ),

Конструктивные упражнения.

Наглядно- демонстрационный и раздаточный материал

беседа

Компьютер,

Интерактивная доска

5

Итоговое занятие

групповая

КВН «Знай и люби родной язык»

Карточки-задания

Конкурсы

Компьютер,

Интерактивная доска

Материально-техническое обеспечение программы:

1. компьютер, интерактивная доска; 

2. доска;

3. стулья;

4. часы;

5. зеркала настольные;

6. большое настенное зеркало.

Демонстрационный материал:

логопедический альбом для обследования звукопроизношения;

картотека материалов для автоматизации дифференциации шипящих, свистящих, сонорных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);

предметные картинки по изучаемым лексическим темам;

сюжетные картинки и серии сюжетных картинок;

дидактические игры для развития навыков звукового и слогового  анализа и синтеза.

Раздаточный материал:

«волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пластиковыми игрушками;

деревянные палочки для развития мелкой моторики;

пособия для дыхания (пёрышки, сухие листочки);

наборы предметных картинок;

наборы сюжетных картинок;

счётные палочки;

тетради, цветные карандаши.

Список литературы:

Для педагога:

1.  Герасимова А.С.  Уникальное развитие по развитию речи.  2012.

2.  Жукова Н.С. Учимся говорить правильно М. – 2009.

3.  Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя: Занимательные игры,  

     задания, загадки и стихи для обучения грамоте. М.2013.  

4.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир  звуков и слов. М., 2011.

5.  Репина З.Н., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург – 2012.

6.  Савина Л.П. Крылова Т.В. Большой букварь в играх, сказках,

      стихотворениях, загадках. М. – 2013.

7. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по

    исправлению  недостатков произношения у детей. Книга первая. М. -2013.

8. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по

    исправлению  недостатков произношения у детей. Книга вторая. М. -2011.

9. Фомичева М.Ф.  Воспитание  у детей правильного  произношения:

    Практикум по логопедии. – М. - 2011.

11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М. – 2012.

12. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное

      обучение. М. – 2013.

 

Обследование речи младших школьников.

Устная речь.

Блок 1. Экспрессивная речь

Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания

120

А)исследование звукопроизношения

30

Собака – маска - нос          Щука – вещи – лещ

Сено – косить – высь         Чайка – очки – ночь

Замок – коза                         Рыба – корова – топор

Зима – ваза                            Река – варенье – дверь

Цапля – овца – палец           Лампа – молоко – пол

Шуба – кошка – камыш       Лето – колесо – соль

Жук - ножи

Б)Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

15

Скакалка                                   Кинотеатр

Космонавт                                 Баскетбол

Космонавт                                 Перепорхнуть

Милиционер                              Аквалангист

Сковорода                                  Термометр

В)Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики.

30

Надуй щеки

Надуй одну щеку

Надуй другую

Упри язык в правую щеку

Помести язык между верхними зубами и верхней губой («обезьяна»)

«Трубочка»

«Лопата»

«Маятник»

«Качели»

«Улыбка» - «Трубочка»

Г)Повторение цепочек слогов

30

а-и-у – у-а-и                                   жа-ща

би-ба-бо – бо-ба-би                        ла-ра

ба-па – па-ба                                   ма-на-ма – на-на-ма

са-ша – ша-са                                  жа-ша-ша – ша-жа-ша

ча-тя – тя-ча                                    ла-ра-ра – ра-ра-ла

ма-на                                                 ца-са-ца

Серия 2. Исследование словообразовательных функций

90

А)Называние детенышей животных

У кошки –                                У собаки -

У козы –                                   У курицы -

У волка –                                   У свиньи -

У утки –                                     У коровы -  

У лисы –                                     У овцы -

У льва -

30

Б)Образование относительных прилагательных

30

Варенье из вишни -                     кисель из клюквы –

Варенье из яблок -                      салат из моркови –

Варенье из сливы -                      суп из грибов –

Кукла из соломы -                        лист дуба –

Горка изо льда -                           лист осины -

В)Образование качественных прилагательных

15

За хитрость называют –

За жадность –

За трусость –

Если днем мороз, то день…

Если дождь –

Если ветер -

Г)Образование притяжательных прилагательных

15

У собаки лапа –

У волка –

У медведя –

 У льва –

Клюв птицы –

Гнездо орла -

Серия 3. Исследование сформированности грамматического строя речи

150

А)Составление предложений по картинкам (1)

Мальчик моет руки.

Девочка режет колбасу.

Мальчик забивает гвоздь.

Дети лепят снежную бабу.

Кошка лакает молоко.

А, Б,В = 45

Б)Составление предложений по картинкам (2)

Мальчики играют в мяч (футбол).

Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя)

Мальчик лезет через забор.

Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).

Няня стелит коврик около кровати (достает из-под кровати).

В)Составление предложений по картинкам (3)

Мужчина и женщина грузят сено на машину.

Школьница пришла навестить свою больную подругу.

Мальчик уступает место старушке в трамвае.

Врач приглашает больную пройти в кабинет.

Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

Г)Повторение предложений

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

15

Д)Составление предложений из слов в начальной форме.

Доктор, лечить, дети

Сидеть, ветка, синичка

Груша, бабушка, внучка, давать

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка

Петя. Купить, шар, мама, красный

15

Е)Верификация предложений.

Собака вышла в будку.

По морю плывут кораблик.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

15

Ж)Дополнение предложений предлогами.

Лена наливает чай… чашки.

Птенец выпал … гнезда.

Щенок спрятался … крыльцом.

Деревья шумят… ветра.

Пес сидит… конуры.

15

З)Завершение предложений.

Игорь промочил ноги, потому что…

Сережа замерз, хотя…

15

И)Образование мн.ч. существительных в И. и Р. падежах.

Дом - дома

Стол-

Стул –

Окно –

Звезда –

Ухо –

Дом – много домов

Стол –

Стул –

Окно –

Звезда –

Ухо -

30

Серия 4. Исследование связной речи.

120

А)Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок.

60

Б)Пересказ текста «Галка и голуби»

60

Серия 5. Исследование номинативной функции речи.

120

А)Название предметов по картинкам:

-часы, пальто, очки, кровать, лестница;

-карандаш, сито, руль, колесо, лопата;

- крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос.

А, Б = 45

Б)Название действий по картинкам.

-одевает, кормит, плавает, плачет, строит;

-копает, гладит, рисует, вяжет, рубит;

-подметает, причесывается, трет, привязывает, черпает, набирает.

В)Словоупотребление

30 баллов – за 5 и менее штрафных очков в пробах на грамматический строй;

20 – за 6 – 15 штрафных очков в пробах на грамматический строй;

10 – за 16 –25 штрафных очков;

0 – за 26 и более штрафных очков

30

Блок 2. Импрессивная речь. 180

Серия 1. Исследование понимания значения слов.

120

А)Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов:

-бутылка, кошка, женщина, яблоко;

-письмо,  друг; письмо, дверь; самолет, цветок;

-женщина, яблоко, кошка; письмо, бутылка, дверь; сумка, цветок, рыба.

30

Б)Понимание близких по звучанию названий предметов:

-коза, трава, бочка;

-дрова, коса; почка, миска; трава, бочка;

-точка, мишка,  коса; коза, дрова, почка; мишка, точка; трава, дочка, миска.

30

В)Понимание далеких по значению и звучанию названий действий:

-работает, стирает, играет, едет;

-готовит, смотрит;  прыгает, поет; поливает, едет;

-поет, работает, смотрит; едет, готовит, поливает; стирает, продает, играет.

30

Г)Понимание действий, близких по значению:

-ставит, катит, несет;

-тянет, бросает; кладет, ведет, тянет; крутит, несет; ведет, кладет; держит, ставит, катит; бросает, вешает, несет; ставит, крутит, ведет.

30

Серия 2. Исследование сложных логико-грамматических конструкций.

30

А)Понимание обратных конструкций.

Мужчину обрызгала женщина.

Трактором перевозится машина.

Газету закрывает книга.

Клеенка покрыта скатертью.

Девочкой спасен мальчик.

Мама перевозится дочкой.

15

Б)Понимание предложных конструкций с обозначением места.

В ящике бочонок.

Ящик за бочонком.

На бочонке ящик.

Бочонок перед ящиком.

15

Серия 3. Исследование фонематического восприятия.

30

Смотри блок 1, серия 1 (г), 10 проб, не выделенных жирным шрифтом.

Письменная речь.

Серия 1. Исследование навыков языкового анализа.

30

Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «рак»?

Какой третий слог в слове «машина»?

Сколько звуков в слове «рак»?

Сколько звуков в слове «шапка»?

Какой первый звук в слове «шапка»?

Какой третий звук в слове «школа»?

Какой звук после «Ш» в слове «школа»?

Серия 2. Исследование навыков письма.

1 класс.

Напиши:

  • свое имя
  • буквы: Б, К, З, Ц, Е, Ч
  • слова: мама, стол, ствол

45

2 класс.

Запись под диктовку.

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

45

3 класс.

Диктант.

Птицы.

   Наступил декабрь. Выпал пушистый снег.  Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен.

45

Серия 3. Исследование навыков чтения

1 класс.

Прочти слова:

-мак, нож, день, пила, ем, юг;

-юла, курица, дерево, собака, сапоги, голубика;

-флаг, йод, цирк, стул, крик, шмель;

-блеск, ствол, ванна, диван, забор, индюк.

45

2, 3 классы.

Текст «Как я ловил раков» (А.Н. Корнев, 1997)

45

Общий бал за тест

Процент успешности

Уровень успешности

        

        

Сводные

данные о речевом развитии детей

 (обследования по методике Т.А. Фотековой)

ФИО

Блок 1. Экспрессивная речь (510)

Блок 2. Импрессивная речь

(180)

Письменная речь (120)

Итого

Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания (120)

Серия 2. Исследование словообразовательных функций (90)

Серия 3. Исследование сформированности грамматического строя речи (150)

Серия 4. Исследование связной речи

(120)

Серия 5. Исследование номинативной функции речи (30)

Серия 1. Исследование понимания значения слов (120)

Серия 2. Исследование сложных логико-грамматических конструкций (30)

Серия 3. Исследование фонематического восприятия (30)

Серия 1. Исследование навыков языкового анализа  (30)

Серия 2. Исследование навыков письма

(45)

Серия 3. Исследование навыков чтения

(45)

Итого

УЧЕТ        СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА

Отграничение

речевых единиц

Ошибки звукового анализа

Обозначение

мягкости согласных

Смешение букв

Персеверации

Антиципации

Аграмматизмы

по акустико-артикуляционному сходству

По кинетическому сходству

Нарушения

Предложения

Слова

Пропуски

Вставки

Перестановки

Упрощение структуры слова

Контаминации

Гласными второго ряда

Буквой ь

Звонкие и глухие парные согласные

Свистящие и шипящие

Соноры Р-Л

Аффрикаты

Словообразование

Словоизменение

Управление

Употребление предлогов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...

Консультация для родителей:"Почему ребёнок не научился говорить правильно"

Данный материал представлен в виде консультации для родителей. Даны советы и рекомендации по своевременному обращению к специалисту-логопеду.Раскрыты видимые и невидимые причины дефектов речи, и ...

Консультация для родителей:"Почему ребёнок не научился говорить правильно"

Данный материал представлен в виде консультации для родителей. Даны советы и рекомендации по своевременному обращению к специалисту-логопеду.Раскрыты видимые и невидимые причины дефектов речи, и ...

Научите меня говорить правильно!

Презентация к выступлнию: " Работы с детьми- инофонами."...

Пособие (Говорите правильно)

Научно-теоретические основы методического пособия -Учение о системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи.-Работы Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия о связи речи...

Учебный проек "Говорите правильно"

Учебный проек по русскому языку (4 кл) разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Проектирование как способ учебной деятельности широко применяется как для достижения планируемых результатов ...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО.

Правильному произношению каждый человек обучается с самого раннего детства.Дети часто имеют проблемы с правильной артикуляцией всех букв. Чаще всего проблемы возникают с правильным произношением звуко...