преодоление нарушений морфемного анализа и синтеза
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему
Морфемному анализу и синтезу надо уделять большое внимание, т.к. многие ошибки по русскому языку связаны с данным нарушением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_narusheniy_morfemnogo_analiza_i_sinteza.docx | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по преодолению нарушений морфемного анализа и синтеза у учащихся 4 класса.
- закрепление понятия о родственных и однокоренных словах и их подбор
- развитие морфемного анализа и синтеза
-развитие умения подбирать проверочное слово к проверяемой безударной гласной в корне
- обогащение словарного запаса и усвоение различных способов словообразования
-развитие восприятия и различения значимых частей слова
-учить производить отбор и группировку слов по различным морфологическим признакам (по общности корня, приставки, суффикса)
–На сегодняшнем занятии нас ждет много интересного. Мы будем придумывать новые слова; учиться правильно записывать их; разбирать слова, как конструктор, на приставку, корень, суффикс и окончание.
1. Найдите лишнее слово.
желток, железо, жёлтый
носильщик, нос, носатый
часовщик, час, честь
печурка, печать, печка
- Докажите, что выбранное вами слово действительно лишнее. Чем же они отличается? В чем его особенность?
- Они является родственными, однокоренными?
-Почему? Какие признаки однокоренных слов вы знаете?
(Они должны иметь общее лексическое значение и общий корень.)
- Давайте дополним цепочки однокоренных слов новыми родственными словами
(Дети в коллективной работе придумывают различные родственные слова.)
Желток, жёлтый, желтеть, желторотый, пожелтеть,…
Нос, носатый, носик, носище, …
Часовщик, час, часики, часовня, часовой…
Печурка, печка, печёт, печь, печник, печечка, …
2.
Слово «кормить»
Какой корень в этом слове? Докажите, подберите 4 однокоренных слова (корм, кормушка, покормить, докормить )
-Есть ли безударная гласная в корне слова «кормить»? Какая ?
Запишем слово «кормить» и его родственные слова.
Какое из родственных слов является проверочным для слова «кормить»? Почему?
(чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы гласная была под ударением)
Проверочным словом является слово «Корм». Выделите корень и поставьте ударение.
3.
Подберите родственные слова к слову «Заварить»
(переварить, доварить, заварка, уварить, отвар, …)
Какие однокоренные слова являются проверочными?
Какую безударную гласную запишем в слове «заварить»?
4.
Давайте заполним таблицу, в которой наглядно будет виден морфемный состав слов
приставка | корень | суффикс | окончание | Проверочное слово |
- | корм | и | ть | корм |
за | вар | и | ть | варит |
Аналогично разбираются и записываются слова в таблицу
(синеватый, снежок, подарить, дождливый, рогатый, холодный)
- | син | еват | ый | синий |
- | снеж | ок | - | снег |
по | дар | и | ть | подарок |
- | рог | ат | ый | рог |
- | холод | н | ый | холод |
5.
Индивидуальное задание на карточке.
Проверочные слова подчеркните красным цветом, а проверяемые – синим.
Красный, краснеть, краснота, красненький.
Редкий, поредел, проредить, реденький.
Выглядел, глядеть, загляденье, глядя.
Тяжёлый, тяжело, тяжесть, потяжелел.
6.
На занятие к нам залетел суффикс -АРЬ-. Мы попробуем образовать с его помощью новые слова и постараемся объяснить их значение.
Дикий – дикарь, звон - …, буква - …, слово - … .
Запишем новые слова, выделим корень и суффикс, подчеркнем безударную гласную.
7.
Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Но сегодня у нас загадки не обыкновенные, а морфемные. Отгадайте слово.
Приставка как в слове «постановка», корень как в слове «объезд», суффикс как в слове «заслонка», окончание как в слове «грядка».
Отгадка: по-езд-к-а.
Приставка как в слове «загадка», корень как в слове «отвязаться», суффикс как в слове «бородка», окончание как в слове «выставка».
Отгадка: за-вяз-к-а.
Приставка как в слове «проливной», корень как в слове «засвистели», суффикс как в слове «хотеть», окончание как в слове «стелить».
Отгадка: про-свист-е-ть.
8.
Игра «Куча-мала». Перед вами различные слова.
(Слова записаны на отдельных карточках)
Головка, грядка, грядочка, кучка, куча, вязать, завязка, записать, голова, завязать, записка.
Вам надо их прочитать и разделить их на группы :
-по общности корня
-по одинаковой приставке
-по одинаковому суффиксу.
9. Похвалить детей, подвести итоги .
-Чему учились на занятии?
-Что такое однокоренные слова?
-Как подобрать проверочное слово?
-Что такое морфемный состав слова?
-Что такое приставка? Корень? Суффикс? Окончание?
-Какие задания представляли для вас большие трудности?
Литература
Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ практическое пособие для логопедов» - Воронеж, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...
«Особенности преодоления ошибок письма, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1.1. Особенности фор...
Календарно-тематическое планирование по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, осложнённую акустическим недоразвитием.
Календарно-тематическое планирование по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, осложнённую акустическим недоразвитием....
Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза...
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.
Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....
Открытое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Тема: «Слоговой анализ и синтез слов».
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза....