"Дифференциация звуков В-В’. Буква В"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Загребина Елена Леонидовна

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков В-В’. Буква В"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v-v.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков В-В’. Буква В

Цели:

  1. Познакомить детей с согласными звуками В-В’.
  2. Учить давать сравнительную характеристику этих звуков
  3. Развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза, слуховое внимание
  4. Развивать логическое мышление
  5. Развивать моторно-зрительную координацию
  6.  Развивать внимание, самоконтроль.

Ход занятия.


1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнение « Улыбка»

Упражнение « Почистим зубки»

Упражнение «Качели»

Упражнение « Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку»

Упражнение «Проложи канавку

Упражнение «Задуй свечку»

  1. Развитие слухового внимания.

  1. Послушайте стихотворение и назовите часто повторяющиеся звуки:

Вертолёт.

Воробья врачи спасали,

В вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

Сделать вывод и сформулировать тему занятия записать ее на доске.

4. Основная часть.

Произнесение, сопоставление, характеристика звуков В-В’, определение сходства и различия..

При произнесении звуков "В" и "ВЬ":

- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;

- верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

- при изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;

- при автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;

- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;

- воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков слабое;

- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

- при сочетании "В" с гласными: А, О, У, Э, Ы - твёрдый звук "В";

- при сочетании "В" с гласными: Я, Ю, Е, Ё, И - мягкий звук  "ВЬ";

В – согласный, твердый, звонкий, на письме обозначаем синим цветом.

В’ – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначаем зеленым цветом.

Доказывают звонкость различными  приемами контроля: пальцы — на голосовых связках, уши закрыты ладонями.)

Соотнесение звуков с буквой.

- Какой буквой обозначаются звуки "В" и "ВЬ" на письме?

На что похожа буква "В"?

Сравнение с образом:

Палочка,
Рядом две ровные дужки -
Вот и готовы
Очки: (
для лягушки).

- Напишите букву "В" в воздухе.

5. Развитие фонематического слуха

Выделение звуков В-Вь на слух:

Среди звуков: В, Вь, Фь, Н, Вь, В, Фь, Ж, Г, В, Вь

В слогах: ВА, ВЫ, ВИ, ОВ, ВО, ЭВ, ВУ, ВЁ

В словах: ветка, виноград, Валя, вата, новый, венок, ковёр.

 Произношение звуков в слогах и чистоговорках.

  • Произнесите на одном выдохе с ударением на первый слог:

Ва – Во – Ву – Вы – Вэ

Ви – Ве – Вя – Вё – Вю

Ви  -Вя – Вё – Ве – Вю

  • Ученики повторяют чистоговорки вслед за логопедом.

Ва-ва-ва - вот лежит халва.
Ву-ву-ву - я вам букву назову.
Вы-вы-вы - накосили мы травы.

  1. Развитие фонематического восприятия.

Замените первый звук в слове на звук В:

ГАЗЫ – ВАЗЫ

РАТНИК – ВАТНИК

ПОЛК – ВОЛК

ГАЗОН – ВАЗОН

ДАТА – ВАТА

ГРАЧ - ВРАЧ

ПОЛ – ВОЛ

ПЫШКА – ВЫШКА

ЛОСК - ВОСК

МОРС – ВОРС

ГОЛОС – ВОЛОС

КОРОНА - ВОРОНА

ПАР – ВАР

ДОЖДЬ – ВОЖДЬ

БРАТЬ – ВРАТЬ

ДРАКИ – ВРАКИ

ЛАТКА – ВАТКА

МЫТЬ - ВЫТЬ

  1. Развитие навыков звукового анализа.

- Работа с цифровым рядом:

ВЫСОКИЙ, САМОВАР, КРАПИВА, ИВОЛГА, СОЛОВЕЙ, ВЫВИХ, ВЕРЁВКА, МЕДВЕДЬ, СКВОРЕЦ, ВОЕВОДА.

        -  Выделите слоги со звуками В и Вь из слов, запишите эти слоги:

ВЫСОКИЙ, САМОВАР, ВЕНИК, ВОЛК, ВЕЕР,  ВИЛКА, КРАПИВА, ИВОЛГА, СОЛОВЕЙ, ВЫВИХ.

  1. Физминутка.

Игра в мяч.

ЛЕС – ВЕС

МЕТКА – ВЕТКА

ПИЛКА – ВИЛКА

МИТЯ – ВИТЯ

СЕНЯ – ВЕНЯ

ГЕРА – ВЕРА

ЛИКА – ВИКА

СЕНА - ВЕНА

МЕТЛА – ВЕТЛА

ДЕСНА – ВЕСНА

МЕСТЬ – ВЕСТЬ

ПЕЛИКАН – ВЕЛИКАН

КЕДРЫ – ВЕТРЫ

ЩЕНОК – ВЕНОК

ТИСКИ – ВИСКИ

МЕРА - ВЕРА

8. Запишите слова в два столбика по наличию звуков В и Вь

Водолаз, веревка, ветка, павлин, тыква,  волк, медведь, верблюд, лев, скворец.

  1. Упражнение в употреблении предлога В:

Цветы стоят (НА) вазе.

Медведь спит (ОКОЛО) берлоги.

Карандаш (НА) руке.

- Вставьте правильный предлог. Составьте схемы предложений.  Подчеркнуть главные слова в каждом предложении.

  1. Составление связного текста из неполных предложений

- Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Весной разольются ___________ реки. Прилетят _________ скворцы. На берёзе появятся _________ листочки.

Слова для справок: быстрые, первые, зелёные.

  1. Итог занятия.

Развитие логического мышления. Задание на выход.

Рассмотрите таблицу и составьте слова при помощи карточек-подсказок

Запись на карточках: 1070 (вата), 1427 (винт), 1893 (волк), 16243 (веник)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

в

н

к

и

р

е

т

о

л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому ...

Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».

Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"

Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "

Конспект логопедического занятия  "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "...

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»

Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...