"Дифференциация звуков В-В’. Буква В"
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков В-В’. Буква В"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v-v.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков В-В’. Буква В
Цели:
- Познакомить детей с согласными звуками В-В’.
- Учить давать сравнительную характеристику этих звуков
- Развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза, слуховое внимание
- Развивать логическое мышление
- Развивать моторно-зрительную координацию
- Развивать внимание, самоконтроль.
Ход занятия.
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
- Общие упражнения
- Специальные упражнения
Упражнение « Улыбка»
Упражнение « Почистим зубки»
Упражнение «Качели»
Упражнение « Часики»
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Подуй на снежинку»
Упражнение «Проложи канавку
Упражнение «Задуй свечку»
- Развитие слухового внимания.
- Послушайте стихотворение и назовите часто повторяющиеся звуки:
Вертолёт.
Воробья врачи спасали,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
Сделать вывод и сформулировать тему занятия записать ее на доске.
4. Основная часть.
Произнесение, сопоставление, характеристика звуков В-В’, определение сходства и различия..
При произнесении звуков "В" и "ВЬ":
- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;
- верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
- при изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;
- при автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;
- воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков слабое;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
- при сочетании "В" с гласными: А, О, У, Э, Ы - твёрдый звук "В";
- при сочетании "В" с гласными: Я, Ю, Е, Ё, И - мягкий звук "ВЬ";
В – согласный, твердый, звонкий, на письме обозначаем синим цветом.
В’ – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначаем зеленым цветом.
Доказывают звонкость различными приемами контроля: пальцы — на голосовых связках, уши закрыты ладонями.)
Соотнесение звуков с буквой.
- Какой буквой обозначаются звуки "В" и "ВЬ" на письме?
На что похожа буква "В"?
Сравнение с образом:
Палочка,
Рядом две ровные дужки -
Вот и готовы
Очки: (для лягушки).
- Напишите букву "В" в воздухе.
5. Развитие фонематического слуха
Выделение звуков В-Вь на слух:
Среди звуков: В, Вь, Фь, Н, Вь, В, Фь, Ж, Г, В, Вь
В слогах: ВА, ВЫ, ВИ, ОВ, ВО, ЭВ, ВУ, ВЁ
В словах: ветка, виноград, Валя, вата, новый, венок, ковёр.
Произношение звуков в слогах и чистоговорках.
- Произнесите на одном выдохе с ударением на первый слог:
Ва – Во – Ву – Вы – Вэ
Ви – Ве – Вя – Вё – Вю
Ви -Вя – Вё – Ве – Вю
- Ученики повторяют чистоговорки вслед за логопедом.
Ва-ва-ва - вот лежит халва.
Ву-ву-ву - я вам букву назову.
Вы-вы-вы - накосили мы травы.
- Развитие фонематического восприятия.
Замените первый звук в слове на звук В:
ГАЗЫ – ВАЗЫ РАТНИК – ВАТНИК ПОЛК – ВОЛК ГАЗОН – ВАЗОН ДАТА – ВАТА ГРАЧ - ВРАЧ | ПОЛ – ВОЛ ПЫШКА – ВЫШКА ЛОСК - ВОСК МОРС – ВОРС ГОЛОС – ВОЛОС КОРОНА - ВОРОНА | ПАР – ВАР ДОЖДЬ – ВОЖДЬ БРАТЬ – ВРАТЬ ДРАКИ – ВРАКИ ЛАТКА – ВАТКА МЫТЬ - ВЫТЬ |
- Развитие навыков звукового анализа.
- Работа с цифровым рядом:
ВЫСОКИЙ, САМОВАР, КРАПИВА, ИВОЛГА, СОЛОВЕЙ, ВЫВИХ, ВЕРЁВКА, МЕДВЕДЬ, СКВОРЕЦ, ВОЕВОДА.
- Выделите слоги со звуками В и Вь из слов, запишите эти слоги:
ВЫСОКИЙ, САМОВАР, ВЕНИК, ВОЛК, ВЕЕР, ВИЛКА, КРАПИВА, ИВОЛГА, СОЛОВЕЙ, ВЫВИХ.
- Физминутка.
Игра в мяч.
ЛЕС – ВЕС МЕТКА – ВЕТКА ПИЛКА – ВИЛКА МИТЯ – ВИТЯ СЕНЯ – ВЕНЯ ГЕРА – ВЕРА ЛИКА – ВИКА СЕНА - ВЕНА | МЕТЛА – ВЕТЛА ДЕСНА – ВЕСНА МЕСТЬ – ВЕСТЬ ПЕЛИКАН – ВЕЛИКАН КЕДРЫ – ВЕТРЫ ЩЕНОК – ВЕНОК ТИСКИ – ВИСКИ МЕРА - ВЕРА |
8. Запишите слова в два столбика по наличию звуков В и Вь
Водолаз, веревка, ветка, павлин, тыква, волк, медведь, верблюд, лев, скворец.
- Упражнение в употреблении предлога В:
Цветы стоят (НА) вазе.
Медведь спит (ОКОЛО) берлоги.
Карандаш (НА) руке.
- Вставьте правильный предлог. Составьте схемы предложений. Подчеркнуть главные слова в каждом предложении.
- Составление связного текста из неполных предложений
- Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Весной разольются ___________ реки. Прилетят _________ скворцы. На берёзе появятся _________ листочки.
Слова для справок: быстрые, первые, зелёные.
- Итог занятия.
Развитие логического мышления. Задание на выход.
Рассмотрите таблицу и составьте слова при помощи карточек-подсказок
Запись на карточках: 1070 (вата), 1427 (винт), 1893 (волк), 16243 (веник)
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
а | в | н | к | и | р | е | т | о | л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому ...
Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"
Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "...
Логопедическое занятие. Дифференциация звуков [з],[ж]. Буквы Зз, Жж.
занятие для группы детей с ОНР....
Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»
Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...