Звуки [П - П']. Буква П.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Занятие по дифференциации звуков П - П'.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_p-p.docx | 324.94 КБ |
zvuki_p-p.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [ п ] и [ п' ]. Буква П.
Цель: дифференциация звуков п-пь
Задачи:
- Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание [ п ] и [ п' ];
- тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных (в
произношении и по слуху); - упражнять в обозначении мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда;
- развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со
звуками [ п ] и [ п' ]; - развивать слуховое внимание, слуховую память.
Оборудование:
- индивидуальные зеркала;
- предметные картинки;
- изображения Звуковичек, Винни-Пуха;
- рисунки-заготовки в тетрадях учеников.
План и ход занятия.
- Организационный момент.
-Сядут те ученики, чьё имя начинается с гласного звука,
- с мягкого согласного звука,
- с твёрдого согласного звука.
II. Выделение первых звуков в словах.
А) - Сегодня на урок прилетели две Звуковички. Первая принесла с собой картинки. (Выставляются картинки). Назовите, что изображено, выделяя в слове первый звук.
- петух – [ п' ] - перо — [ п' ]
- пень — [ п' ] - пила – [ п' ]
- - Как звенит колокольчик у Звуковички? – (п' п' п' п). Запомните.
Б) Вторая Звуковичка принесла такие картинки. Называйте слово, выделяя первый звук.
- помидор – [п] пальто – [ п ]
- платок –[п] пароход –[п]
- - Какую песенку поёт вторая Звуковичка? (п-п-п-п). Запомните.
III. Сравнение артикуляции [ п ] и [ п' ]. Работа с индивидуальными зеркалами.
- Сравним две эти песенки. Поём первую песенку (п' п п п'). Вторую (п-п-п-п).
-Какой звук [ п' ] – гласный или согласный?
- А [ п ]?
-Оба звука согласные.
- Одинаковые эти звуки? (Нет)
- При каком звуке губы больше растянуты? (при [ п' ])
- Какой звук произносится с большим усилием, напряжением? ([п ])
- Итак, звук [ п' ] произносится с большим напряжением губ, чем [ п ].
IV. Сравнение звучания [п ] и [п' ].
- Какая разница в звучании этих звуков? Если дети затрудняются в ответе, то ставятся дополнительные вопросы:
-Какой звук звучит более твёрдо [ п ] или [ п' ] ?
-Какой звук звучит более мягко [ п ] или [ п' ] ?
-Значит, как звучит [ п' ] ? (Мягко)
-[п]? (Твёрдо)
Дети в тетрадях, а учитель на доске разукрашивают квадрат зелёным цветом для звука [ п'], синим цветом для звука [ п ].
V. Соотнесение звуков [ п ] или [п']с буквой П.
-Какой буквой обозначим звуки [ п ], [ п' ] ? –Нарисуем портрет этой буквы.
-Какие две работы выполняет буква П? (обозначает мягкий согласный [п' ] и обозначает твёрдый согласный [ п ]).
-Обозначим эти работы стрелками.
VI. Тренировка в различении [п ] и [п' ].
А) Учитель беззвучно произносит звуки [п ], [п' ], дети хором озвучивают.
Б) Учитель показывает то синий, то зелёный квадрат. Дети произносят
соответствующий звук ([ п ] или [п' ]).
В) Отгадайте, кто сейчас придёт к нам в гости. Он очень любит поесть_ и
поёт такую песенку:
Мишка очень любит мёд. Почему, кто поймёт?
В самом деле, почему
Мёд так нравится ему? –Правильно, Винни-Пух.
-Я приготовила к его приходу: пюре, пельмени, суп, плюшки, пастилу, плов, лапшу, пиццу.
-Винни-Пух, ты ведь лопнешь, если всё это съешь.
-Ребята, давайте угостим его только тем блюдом, в названии которого слышится мягкий звук [ п' ]. Какие это блюда?
Г) Игра «Дразнилки».
Учитель называет слог с твёрдым (мягким) согласным, ученик «дразнится» - отвечает слогом с мягким (твёрдым) согласным:
пу — пю пэ – пе
по — пё пя — па…
VII. Чтение слогов с ориентировкой на гласную слога.
А) - Какие гласные буквы командуют согласным: «Читайся твёрдо!»?
- Читаем, называя гласную, затем слитно прочитываем слог:
а – па.
О — по,
у- пу…
б) - Какие гласные буквы командуют согласным: «Читайся мягко!»?
Читаем: (я — пя, ё — пё..)
в) Читаем парами
па — пя
по — пё
пу – пю…
- Скажите, какие гласные показывают на письме мягкость впереди стоящего согласного? (е,ё,ю,я,и). твердость впереди стоящего согласного? (э,о,у,а,ы).
VIII. Запись под диктовку слогов.
- А теперь к нам в гости придут слоги. Слоги с мягкими согласными
звуками сядут на мягкий диванчик, а слоги с твёрдыми согласными на твёрдую, жёсткую скамью.
IX. Назови слово.
- Сделаем приятное гостям. Назовите, вспомните слова, в которых есть слоги, сидящие на диванчике.
- А теперь вспомните такие слова, в которых есть слоги, сидящие на скамье.
X. Запись слов.
- Запишем слова в два столбика. В первый столбик – слова с мягким [п' ], во второй – слова с твёрдым П.
- В словах с мягким [п' ] букву П подчёркиваем зелёным карандашом, в словах с твёрдым [п ] букву П подчёркиваем синим карандашом.
Логопед диктует слова: пятка, пол, пил, палка, пёс, пыл, пюре, пурга. . .
XI. Запись предложения.
- Ребята, предложение рассыпалось, помогите собрать:
Петя, маленькую, и, рыбку, Лёша, поймали
-Сколько слов в предложении?
-Составим схему предложения, под ней запишем предложение.
XII. Подведение итогов занятия. Рефлексия С какими звуками работали на занятии?
Какие гласные помогают обозначить мягкость согласного?
Какие две работы выполняет буква П?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А - П А О – П О У – П У Э – П Э Ы - П Ы
Я - П Я Ё - П Ё Ю - П Ю Е - П Е И - П И
П А - П Я П О - П Ё П У - П Ю П Э - П Е П Ы - П И
ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ ПЯ, ПЁ, ПЮ, ПЕ, ПИ
П ОЛ П АЛКА П ЫЛЬ П УРГА П АЛЬТО П ОМИДОР П ЛАТОК П АРОХОД П ЕТУХ П ЕРО П ИЛА П ЕНЬ П ЯТКА П ЮРЕ П ЁС П ИРОГ
Петя, маленькую, и, рыбку, Лёша, поймали.
Словарь настроений Хорошее ,весёлое ,счастливое. Плохое, грустное. Чудесное, восхитительное.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...