Конспекты логопедических занятий.
план-конспект занятия по логопедии по теме

В данном разделе находятся конспекты индивидуальных и групповых занятий по предупреждению и коррекции нарушений письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1378

127204, Москва, Челобитьевское ш., д.2                                                                т. 8-499-761-06-10

E-mail: school1378@rambler.ru                                                                        факс 8-499-761-05-78

Конспект открытого логопедического занятия

тема: «Автоматизация звука [Р] предложениях»

Форма

Индивидуальное занятие        

Состав  

Ученик 1 класса

Розничев Артём

Провела

Учитель-логопед

Сафариди Н.Н.

Дата

25.09.2014 г.


Цель: автоматизация звука Р в предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие

- закреплять навык правильного употребления звука [Р] в речи;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать мелкую моторику;

- развивать память;

- уточнять артикуляцию звука [Р];

Образовательные

- развивать звуковой анализ;

- развивать навыки грамматического структурирования словосочетаний;

- обогащать словарь;

Воспитательные

- формировать положительную мотивацию к использованию автоматизируемого звука в речи.

Оборудование: индивидуальное и настенное зеркала, картинки со звуком [Р] в начале слова, картинки со звуком [Р] в любых позициях в слове, предметные картинки сороки и робота.

Продолжительность занятия: 20 минут.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы

Время (ориентировочно)

Деятельность

Логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент (1 минута)

Логопед приглашает ребенка на занятие.

Ученица готовиться к занятию.

Создать положительный эмоциональный настрой.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Введение в тему. Определение темы занятия (2 минута).

Логопед демонстрирует картинки (рак, радуга, робот).

- Назови, пожалуйста, что нарисовано на картинках. Чем похожи эти слова?

- Эти слова начинаются на звук [Р].

Развивать фонематическое восприятие, развивать слуховое внимание, развивать навыки звукового анализа, закреплять навык правильного употребления звука [Р] в речи.

3. Уточнение акустических и артикуляционных характеристик звука [Р] (2 минуты).

Логопед:

- Вспомни, как произносится звук [Р]?

- Губы открыты, боковые края языка прижаты к верхним зубам, широкий кончик языка находится у верхних зубов, дрожит под напором сильной воздушной струи.

Уточнять артикуляцию звука [Р];

4. Упражнение «Что спряталось?». (4 минуты)

Логопед выкладывает перед ребенком 5 картинок с звуком [Р] (топор, барабан, расческа, рыба, ручка).

Логопед:

- Посмотри внимательно на картинки. Постарайся запомнить. Когда я скажу, ты закроешь глазки, я уберу одну картинку. Ты должна вспомнить, что спряталось и придумать с этим словом предложение.

Ученица выполняет задание.

Развивать фонематическое восприятие, развивать память; обогащать словарь, закреплять навык правильного употребления звука [Р] в речи, развивать навыки грамматического структурирования словосочетаний.

5. Динамическая пауза (2 минуты).

Логопед:

- Мы делили апельсин,

Много нам, а он один.

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук).

Это долька для ежа,

(Поочередно загибать пальцы на правой руке).

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка... кожура.

(Разводить руки).

Он сердит на нас, беда!

(Грозить пальчиком).

Разбегайтесь, кто куда.

(Имитировать бег пальцами по столу).

Ученица выполняет задание.

Развивать мелкую моторику;

6. Игра «Исправь предложение» (3 минуты).

 Логопед демонстрирует картинку робота.

Логопед:

- К тебе в гости пришел робот. Он решил тебя насмешить и придумал такие предложения. Если ты найдешь ошибку, исправь, пожалуйста, и произнеси правильно.

В розах растут сады.

Мусор убирает Рому.

Арбуз купил Артёма.

Куры кормят Марусю.

Рыба поймала рыбака.

Красный шарф надел Егора.

Торт подарил Раю на день рождения.

В помидорах и огурцах растут огороды.

Девочка выполняет задание.

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, закреплять навык правильного употребления звука [Р] в речи, развивать навыки грамматического структурирования словосочетаний.

7. Игра «Подружи слова» (3 минуты).

Логопед демонстрирует картинку сороки.

- Посмотри, Сорока перепутала все слова в предложении. Помоги ей, пожалуйста. «Подружи» слова.

На, яхта, парус, красивый.

Папа, подарить, ромашки, мама.

Рома, топор, рубить, дрова.

Мама, шары, подарить, Рая.

На, рынок, продавать, фрукты.

Ученица выполняет задание.

Развивать фонематическое восприятие слуховое внимание, закреплять навык правильного употребления звука [Р] в речи, развивать навыки грамматического структурирования.  словосочетаний.

8. Игра «Закончи стихотворения (3 минуты).

Логопед:

- Я буду читать стихотворения, а ты доскажи слово в рифму. Повтори все стихотворение.

Шура утром есть зефир,

А под вечер пьет...

Вот унёс у нас топор,

Дров не рубим мы с тех пор...

Сыр, курагу, сухую корку –

Всё это тащит мышка в ...

Защищает Кира друга –

Настоящая ...

Возле крупных голубей

Скачет серый ...

Светит солнышко с утра,

В детский сад идти ...

Солнце светит очень ярко.

Бегемоту стало...

Девочка подбирает нужное слово и повторяет стихотворение.  

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, закреплять навык правильного употребления звука [Р] в речи, формировать положительную мотивацию к использованию автоматизируемого звука в речи.

III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ

9. Итог занятия (1 минута).

Логопед:

- Какие слова со звуком [Р] ты запомнила?  

- Молодец. Ты очень хорошо занималась. У тебя все получалось.

Ученица называет слова.

Формировать положительную мотивацию к использованию автоматизируемого звука в речи.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1378

127204, Москва, Челобитьевское ш., д.2                                                                т. 8-499-761-06-10

E-mail: school1378@rambler.ru                                                                        факс 8-499-761-05-78

Конспект открытого логопедического занятия

тема: «Дифференциация букв и – у 

(коррекция ошибок кинетического запуска)»

Форма

Групповое занятие        

Состав  

Ученики 2 класса

«Нарушение письма (ФФН)»

Провела

Учитель-логопед

Сафариди Н.Н.

Дата

17.03.2014 г.


Цель: дифференциация букв и – у (коррекция ошибок кинетического запуска).

Задачи:

Коррекционно-развивающие

- уточнить двигательные программы написания букв И, У;  

- развивать мелкую моторику;

- развивать серийную организацию руки при письме;

- развивать зрительное внимание;

- развивать тактильные ощущения;

Образовательные

- предупреждать возникновение смешения букв и – у.

- обогащать словарь детей.

Воспитательные

- повышать мотивацию к учебе;

- развивать инициативность и самостоятельность.

Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные карточки с заданиями, элементы букв И, У, тетради, ручки.

Продолжительность занятия: 40 минут.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы

Время (ориентировочно)

Деятельность

Логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент (1 минута)

Логопед приглашает детей на занятие:

- Здравствуйте, я рада вас видеть! Приготовьтесь, пожалуйста, к занятию.

Дети  заходят в кабинет, садятся за парты.

Подготовить учеников к началу занятия.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Введение в тему. Определение темы занятия (2 минута). Слайд 1.

На экране появляются картинки букв И и У (каждый элемент буквы раскрашен отдельным цветом).

Логопед:

- Ребята, посмотрите на эти буквы. Из скольких элементов состоит буква И?  

- Из скольких элементов состоит буква У?

- Чем они похожи в своем написании? 

- Чем эти буквы отличаются в своем написании?

- Сегодня мы с вами будем изучать эти буквы.

- Буква И состоит из двух элементов.

- Буква У тоже состоит из двух элементов.

- При написании букв есть один общий элемент.

- Второй элемент у букв И, У разный.

Развивать зрительное внимание, предупреждать возникновение смешения букв и – у.

3. Уточнение написания букв И и У (3 минуты).  

Логопед:

- Давайте вспомним как пишутся буквы И и У.

Логопед встает к детям спиной, прописывает букву И в воздухе, комментируя ее написание:

- Сверху вниз веду линию, закругляю наверх, потом – опять провожу линию вниз с закруглением вниз и вправо.

Затем также комментируется написание буквы У:

- Сверху вниз веду линию, закругляю вверх, потом – опять провожу линию вниз и пишу «хвостик» буквы У.

Дети повторяют движения руки за логопедом.  

Развивать зрительное внимание, предупреждать возникновение смешения букв и – у, уточнять двигательную программу написания букв И и У.

4. Упражнение «Отгадай букву». (3 минуты)

Логопед:

- Сейчас вы закроете глазки. А я нарисую на вашей ладошке пальчиком букву И или У. Вы должны угадать, какую букву я загадала.

Упражнение выполняется по очереди. На ладошке каждого ребенка логопед «рисует» заданную букву.

Ученики отгадывают буквы.

Уточнять двигательную программу написания букв И и У, развивать тактильные ощущения.

5. Игра «Собери букву» (3 минуты)

Логопед раздает детям элементы букв И и У.

Логопед:

- Буквы И, У рассыпались. Соберите их, пожалуйста.

Ученики собирают буквы.

Развивать зрительное внимание, уточнять двигательную программу написания букв И и У.

6. Игра «Допиши букву» (4 минуты)

Логопед раздает ученикам карточки с заданиями. На карточках написаны буквы И, У с пропущенными элементами.

Логопед:

- Дорисуйте, пожалуйста, недостающие элементы букв.

 

Школьники выполняют задание на индивидуальных карточках карточках.

Развивать зрительное внимание, предупреждать возникновение смешения букв и – у, уточнять двигательную программу написания букв И и У.

7. Динамическая пауза (6 минуты).

  • 1. Цветки.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

(Медленно разгибают пальцы из кулачков).

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Покачивают кистями рук вправо-влево).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

(Медленно сжимают пальцы в кулачки).

Головой качают,

Тихо засыпают.

(Покачивают кулачками вперед-назад).

Ученики выполняют упражнения.

Ученики выполняют упражнения.

Ученики выполняют упражнения.

Развивать мелкую моторику.  

Развивать мелкую моторику.  

Развивать серийную организацию руки на письме.

  • 2. Придерживая карандаш (ручку) большим, средним, указательным пальцами (как при письме), одновременно сгибать и разгибать их, стараясь, чтобы карандаш (ручка) не двигался и не падал. Повторять эти движения не быстро и ритмично.
  • 3. Логопед раздает детям карточки с заданиями. Ученикам необходимо продолжить «узор» (серию элементов, изображенных на карточке).
  • Логопед:
  • - Продолжите «узор». 
  • Задание выполняется на индивидуальных карточках. Следить, чтобы число элементов в серии не изменялось.

8. Уточнение двигательного образа буквы (5 минут). Слайд 2.

На экране появляется изображение букв И и У и обозначающих их символов.

Логопед:

- У буквы И «хвостик» смотрит вправо, поэтому мы будет обозначать эту букву стрелочкой вправо. А у буквы У «хвостик» направлен вниз, поэтому мы обозначим эту букву стрелочкой вниз.

Логопед:

- Вы должны «расшифровать» эти стрелочки и записать соответствующие буквы.

Проверка выполнения задания.

Ученики выполняют задание.

Один ученик читает записанные буквы, остальные проверяют в своих тетрадях.

Развивать зрительное внимание, предупреждать возникновение смешения букв и – у, уточнять двигательную программу написания букв И и У.

9. Игра «Угадай слово» (5 минут). Слайд 3.  

На экране написаны «зашифрованные» слова.

Логопед:

- Расшифруйте слова, правильно записывая буквы И и У.

Иволга, иголка, рука, лупа, нитки, сурок, пустой, курица, птицы, укол, минута, лицо, звук, клубок.

Проверка выполнения задания.

Дети записывают слова в тетради.

Один ученик читает записанные буквы, остальные проверяют в своих тетрадях.

Развивать зрительное внимание, предупреждать возникновение смешения букв и – у, уточнять двигательную программу написания букв И и У.

10. Дифференциация написания букв И – У (5 минут).

Логопед раздает детям карточки с заданиями.

Логопед:

- Допишите серии букв. Обратите внимание, что буквы в каждой серии меняются. 

иуи, ииу, уии.

ууи, ииу, уиу.

иуу, уиу, ииу.

Ученики выполняют задание.

Развитие серийной организации движений, развивать зрительное внимание, предупреждать возникновение смешения букв и – у, уточнять двигательную программу написания букв И и У.

III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ

11. Итог занятия (2 минуты).

Логопед:

- Какие буквы мы сегодня изучали?

- Чем похожи эти буквы при написании?

- Чем они отличаются?

- Молодец. Вы очень хорошо занимались.

- Мы изучали буквы И и У.

- Эти буквы похожи одним первым элементом.

- Отличаются вторым элементом.

Повышать мотивацию к учебе; развивать инициативность и самостоятельность.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1378

127204, Москва, Челобитьевское ш., д.2                                                                т. 8-499-761-06-10

E-mail: school1378@rambler.ru                                                                        факс 8-499-761-05-78

Конспект открытого логопедического занятия

Тема: «Родственные слова».

Форма

Групповое занятие        

Состав  группы

Учащиеся 3 классов

«Нарушение письма (ОНР IV уровня)»

Провела

Учитель-логопед

Петровская Н.Н.

Дата

27.02.2011 г.


Цель: Закрепление умения подбирать однокоренные слова

Задачи:

Коррекционно-развивающие

- совершенствовать навык подбора родственных слов;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать языковое чутье;

- развивать аналитико-синтетическую деятельность мышления;

- повышать уровень речевой культуры;

Образовательные

- закрепить представления учащихся о родственных словах;

- обучить умению вычленять общую часть родственных слов;

- научить подбирать однокоренные родственные слова;

- закрепить понятие «корень слова»;

- обогащать словарь детей;

- восполнить пробелы в знаниях учащихся по грамматической теме «Сомнительный согласный в корне слова»;

Воспитательные

- воспитание у учащихся умения выслушивать друг друга, уступать, дополнять и оценивать ответы сверстников;

- воспитание положительных взаимоотношений в группе (на занятии).

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, игра «вырасти дерево», тетради, ручки, цветные карандаши.

Продолжительность занятия: 40 минут.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы

Время (ориентировочно)

Деятельность

логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент (1,5 - 2 минуты)

Логопед приглашает детей на занятие: «Здравствуйте, я рада вас видеть! Поздоровайтесь с гостями, которые пришли к нам на занятие».

Дети  заходят в кабинет, садятся за парты, здороваются с гостями.

Подготовить детей к занятию.

Создать положительный эмоциональный настрой.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Введение в тему занятия. (5 минуты). Слайд 1.

3. Игра «Подбери больше слов» (6 минут) Слайд 2.

На экране появляется картинка дерева. Внизу картинки (под корнем) написано слово «САД». Логопед задает детям вопросы, по мере того, как учащиеся правильно отвечают на вопросы, на экране появляются данные слова.

Логопед:

- Ребята, какое слово написано на экране?

- Я буду задавать вам вопросы. Если вы правильно ответите, на экране появится отгаданное слово.

- Как называют человека, который ухаживает за садом?

(на экране появляется слово «САДОВНИК»).

- Скажите ласково слово «САД»?

(на экране появляется слово «САДИК»).

- Как называются молодые растения, выращенные для пересадки на грядки?

(на экране появляется слово «РАССАДА»).

- Что общего в этих словах? Назовите повторяющуюся общую часть в этих словах?

- Правильно. Это корень слова. Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковыми корнями и с одинаковым значением – называют родственными.

- Обратите внимание, какой звук мы слышим на конце слова «САД».

- Правильно! Мы слышим звук [Т], но пишем  букву «Д». Подберите такое проверочное слово, чтобы буква «Д» произносилась звонко [Д].

Логопед:

- Теперь мы разделимся на две команды. Кто сидит за первой партой – это первая команда, а кто сидит за второй партой - это вторая команда. С этого момента вы будите соревноваться между собой, стараясь правильно выполнять все задания. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать очко – цветочек. Побеждает та команда, которая набирает большее количество очков.

На экране появляются слова «СНЕГ», «ЛЕС».

- Сейчас первая команда за 4 минуты должна придумать как можно больше родственных слов к слову «СНЕГ». А вторая команда за это же время придумывает однокоренные родственные слова к слову «ЛЕС». Запишите эти слова в тетради. Обозначьте корень слов.

Проверка выполнения задания. Оценка работы детей.

- На экране написано слово «САД».

- Садовник.

- Садик.

- Рассада.

- Сад.

- Мы слышим звук [Т].

- Сады.

Ученики выполняют задание.

Совершенствовать навык подбора родственных слов; закрепить представления учащихся о родственных словах; обучить умению вычленять общую часть родственных слов; научить подбирать однокоренные родственные слова;  закрепить понятие «корень слова»; восполнить пробелы в знаниях учащихся по грамматической теме «Сомнительный согласный в корне слова»; развивать языковое чутье;

развивать аналитико-синтетическую деятельность мышления; повышать уровень речевой культуры;

Совершенствовать навык подбора родственных слов; научить подбирать однокоренные родственные слова; воспитание у учащихся умения выслушивать друг друга, уступать, дополнять и оценивать ответы сверстников; воспитание положительных взаимоотношений в группе (на занятии).

4. Игра «Найди родственное слово» (6 минут). Слайд 3.

На экране появляются два домика. В каждом домике написаны слова в два столбика.

Логопед:

- Перед вами два домика. В каждом домике слова перепутались. Найдите слова-родственники из разных столбиков и запишите их парами в тетради. Обозначьте корень слов.

Проверка выполнения задания. Оценка работы детей.

Вода – ходит

Мороз – силушка

Сила – заледенел

Лёд – водяной

Ход – заморозить

Нос – рисовая

Рис – хлебушек

Поле – пригорок

Гора – носик

Хлеб – полюшко

Проверка выполнения задания. Оценка работы детей.

Ученики выполняют задание.

Закрепить представления учащихся о родственных словах; обучить умению вычленять общую часть родственных слов; совершенствовать навык подбора родственных слов; воспитание положительных взаимоотношений в группе (на занятии).

5. Физкультминутка (4 минуты). Слайд 4

Логопед:

- Раз, два — хлопок в ладоши

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

На носки, затем на пятки.

Лень отбросить и опять.

Сесть за парту, взять тетрадку,

Выражения решать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться,

Два! Согнуться, разогнуться,

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Ученики выполняют движения за логопедом по содержанию текста.

6. Игра «Ловушка» (4 минуты).

Логопед раздает карточки с заданием участникам команды. На каждой карточке написаны слова.

Логопед:

- Сейчас вы должны определить, являются ли данные слова родственными?  

Шипы – шипучка

Летчик - полет

Рис – рисунок

Дома – домики

Вода – водить

Сыр – сырный

Горе – гореть

Стул – стулья

Проверка выполнения задания. Оценка работы детей.

Дети читают слова. Выделяют корень и объясняют, являются ли данные пары слов родственными.

Закрепить представления учащихся о родственных словах; обучить умению вычленять общую часть родственных слов; закрепить понятие «корень слова»; развивать слуховое и зрительное внимание

7. Игра «Подбери правильные слова» (7 минут). Слайд 5.

На экране написаны два слова «ДРУГ», «ЦВЕТ».

Логопед:

- Теперь каждой команде надо подобрать к заданному слову по два однокоренных существительных, два однокоренных прилагательных и два однокоренных глагола. Запишите эти слова в тетради, обозначьте корень слов.

Проверка выполнения задания. Оценка работы детей.

Ученики выполняют задание

Совершенствовать навык подбора родственных слов; закрепить представления учащихся о родственных словах;  развивать языковое чутье; развивать аналитико-синтетическую деятельность мышления; повышать уровень речевой культуры;

8. Игра «Вырасти дерево» (4 минуты).

Логопед выставляет на доску изображения двух деревьев. Внизу (под корнем) написаны корни слов -СВЕТ-, -ЖАР-.

Логопед:

-Чтобы ваше дерево выросло крепким и сильным, подберите как можно больше однокоренных родственных слов к заданным корням. Запишите эти слова на листочках дерева. Обозначьте корень слов.

Проверка выполнения задания. Оценка работы детей.

Дети выполняют задание.

Совершенствовать навык подбора родственных слов; закрепить представления учащихся о родственных словах;  развивать языковое чутье; развивать аналитико-синтетическую деятельность мышления; воспитание положительных взаимоотношений в группе (на занятии).

9. Итог занятия (2 минуты). Слайд 6.

Логопед:

- Что мы проходили сегодня на занятии?

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными родственными?

- Молодцы. Обе команды правильно и точно выполняли все задания. Спасибо вам за работу на занятии.

- Мы проходили родственные слова.

- Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

- Слова с одинаковыми корнями и с одинаковым значением называют родственными.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1378

127204, Москва, Челобитьевское ш., д.2                                                                т. 8-499-761-06-10

E-mail: school1378@rambler.ru                                                                        факс 8-499-761-05-78

Конспект открытого логопедического занятия

тема: «Сочинение по серии сюжетных картин»

Форма

Групповое занятие        

Состав  

Ученики 4 класса

«Нарушение письма (ОНР IV уровня)»

Провела

Учитель-логопед

Петровская Н.Н.

Дата

21.04.2011 г.


Цель: формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин «В половодье».

Задачи:

Коррекционно-развивающие

- развивать умение устанавливать последовательность событий в рассказе;

- развивать связную речь;

- развивать мелкую моторику;

Образовательные

- обучать умению программировать текст;

- обучать умению составлять план текста;

- обогащать словарь детей;

Воспитательные

- воспитывать творческую активность;

- развивать инициативность и самостоятельность.

Оборудование: компьютер, проектор, сюжетные картинки «в половодье», ручки, тетради.

Продолжительность занятия: 40 минут.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы

Время (ориентировочно)

Деятельность

Логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент (1 минута)

Логопед приглашает детей на занятие:

- Здравствуйте, я рада вас видеть! Приготовьтесь, пожалуйста, к занятию.

Дети  заходят в кабинет, садятся за парты.

Подготовить учеников к началу занятия, создать положительный эмоциональный фон.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Введение в тему. Определение темы занятия (2 минуты).

Логопед:

- Скажите, пожалуйста, знаете ли вы кто такие журналисты?

Логопед уточняет это понятие:

- Журналист – человек, который собирает информацию о значимых фактах, событиях и излагает эту информацию для аудитории.

- Сегодня мы представим, что вы стали журналистами, которым нужно рассказать людям об одном событии.

Ученики отвечают на вопрос.

Воспитывать творческую активность; развивать инициативность и самостоятельность.

3. Определение последовательности событий сюжетных картин (4 минуты). Слайд 1.  

На экране появляются 4 сюжетные картины, расположенные в неправильном порядке.

Логопед:

- Картинки перепутались. Какая картина должна стоять первой?  

- Какая картина должна стоять на втором месте?

- Что должно быть на третьем месте?

- Какая картинка будет находиться на четвертом месте?

В случае затруднений логопед помогает ученикам.

- Первой будет картинка, где собака с щенками играют около будки.  

- Второй будет картинка, где собаки увидели, что воды становиться больше.

- На третьем место мы поставим картинку, где мальчики увидели, что собачки могут утонуть.

- На четвертом месте будет стоять картинка, где мальчики забирают собак.

Развивать умение устанавливать последовательность событий, развивать связную речь;

4. Беседа по картинам (6 минут). Слайд 2.

На экране появляются все сюжетные картины в правильной последовательности.

Логопед:

- Как вы думаете, какое время года изображено на картинках? Почему?

- На картинках изображено много воды в речке, и на каждой картинке вода все больше выходит из берегов речки. Это явление бывает весной и называется половодьем. Возникает оно в результате таяния льда и снега по берегам реки.

 В случае затруднений в ответах на вопросы, логопед помогает детям.

- Весна, потому что листочки на деревьях светло-зеленого цвета, светит солнышко, на речке тает лед.

Развивать умение устанавливать последовательность событий, формировать умение программировать текст, развивать связную речь, воспитывать творческую активность.

Логопед:

- Что происходит на первой картине?

- Что происходит на второй картинке?

- Что изображено на третьей картинке?

- Что происходит на четвертой картинке?

В случае затруднений в ответах на вопросы, логопед помогает детям.

- На первой картинке собака играет со своими щенками около будки.

- Собака заметила, что воды стало больше, и стала звать на помощь.

- На другом берегу мальчики увидели, что собаку со щенками может затопить, и побежали им на помощь.

- Мальчики забирают в лодку собачек.

5. Составление плана рассказа (6 минут). Слайд 2.

На экране изображены все картины в правильной последовательности.

Логопед:

- Сейчас мы будем составлять план будущего рассказа. Как бы вы назвали этот рассказ?

- О чем вы напишите сначала?

- Хорошо, как вы озаглавите первый пункт плана?

- О чем еще можно написать, глядя на первую картинку?

- Правильно. Какой будет второй пункт плана?

- О чем можно написать, если посмотреть на вторую картинку?

- Правильно. Озаглавьте третий пункт.

- О чем вы напишите, глядя на третью картинку?

- Какой будет следующий пункт вашего плана?

- О чем можно написать, если посмотреть на последнюю картинку?

- Озаглавьте последний пункт плана.

Каждый пункт плана логопед записывает на доске. В случае затруднений в ответах на вопросы, логопед помогает детям.

Варианты ответов учеников.

- Мы напишем о том, что на берегу реки жила собака со своими щенками.

- «Жители на берегу реки».

-  О том, что наступила весна, стал таять лед на речке, и речка вышла из берегов.  

- «Весна, разлив реки».

- Вода стала подходить ближе, собака испугалась, что их может затопить и стала звать на помощь.

- «Зов на помощь».

- На соседнем берегу собаку с щенками увидели мальчики и поспешили им на помощь.

- «Помощь придет».

- Мальчики забирают собак.

- «Спасение собак».

Развивать связную речь, формировать умение программировать текст, обучить умению составлять план текста, воспитывать творческую активность; развивать инициативность и самостоятельность.

7. Динамическая пауза (4 минуты).

  • 1. «Лодочка».

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву.

(Ладошки соединяются лодочкой и выполняют волнообразные движения руками).

Паруса я подниму

(Ладони выпрямляют и поднимают вверх).

Синим морем поплыву.

А по бурным по волнам

Рыбки плещут тут и там.

(Имитируют движения волн и рыбок).

Ученики выполняют упражнения.

Ученики выполняют упражнения.

Ученики выполняют упражнения.

Развивать мелкую моторику.  

Развивать мелкую моторику.  

  • 2. Пальцами перебирать карандаш (ручку) от верхнего конца к нижнему и обратно.
  • 3. Перебирать карандаш (ручку) меняя пальцы: большой поочередно соединяется с остальными пальцами.

8. Написание рассказа (10 минут). Слайд 2.

На экране изображены все картины в правильной последовательности.

- Теперь вы должны, как журналисты, записать ваш рассказ о случившемся.

Дети записывают рассказы.

Обучить умению составлять план текста, воспитывать творческую активность; развивать инициативность и самостоятельность.

9. Проверка выполнения задания (5 минут). Слайд 2.  

На экране изображены все картины в правильной последовательности.

Логопед:

- Прочитайте ваши рассказы.

Если в рассказе допущены ошибки, логопед помогает их исправить.  

Дети по одному читают рассказы.

Развивать связную речь, воспитывать творческую активность, развивать инициативность и самостоятельность.

III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ

11. Итог занятия (2 минуты).

Логопед:

- О чем были ваши рассказы?

- Вы отлично сегодня занимались, у вас получились очень хорошие рассказы.  

Варианты ответов детей.

Развивать связную речь, воспитывать творческую активность, развивать инициативность и самостоятельность.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1378

127204, Москва, Челобитьевское ш., д.2                                                                т. 8-499-761-06-10

E-mail: school1378@rambler.ru                                                                        факс 8-499-761-05-78

Конспект открытого логопедического занятия

тема: «Дифференциация звуков Ц и Ч»

Форма

Индивидуальное занятие        

Состав  

Ученики 1 класса

«Нарушение письма (ФФН)»

Провела

Учитель-логопед

Петровская Н.Н.

Дата

05.04.2010 г.


Цель: закрепление умения дифференцировать звуки [Ц] и [Ч];

Задачи:

Коррекционно-развивающие

- работать над произношением и связной речью детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать мелкую моторику;

- развивать память;

Образовательные

- давать характеристику звука [Ц] и [Ч];

- учить дифференциации звуков [Ц] и [Ч];

- развивать навыки звукового анализа и синтеза;

- обогащать словарь детей;

- учить составлять схемы предложений;

Воспитательные

- повышать мотивацию к учебе;

- воспитывать усидчивость и правила поведения на уроке.

Здоровьесберегающие

- использовать материла с учетом утомляемости детей;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитное панно, буквы Ц и Ч (печатные, строчные), индивидуальные панно с буквами, раздаточные карточки с буквами Ц и Ч, предметные картинки, доска, цветные карандаши, ручки, тетради.

Продолжительность занятия: 40 минут.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы

Время (ориентировочно)

Деятельность

Логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент (1 минута)

Логопед приглашает детей на занятие:

- Здравствуйте, я рада вас видеть! Приготовьтесь, пожалуйста, к занятию.

Дети  заходят в кабинет, садятся за парты, достают пеналы. Один ребенок раздает всем рабочие тетради.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Организовать

учащихся к началу занятия.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Введение в тему. Определение темы занятия (1 минута). Слайд 1.

На экране появляются две картинки (цапля и чашка).

Логопед:

- Какие картинки нарисованы на экране?

- Какие первые звуки в словах «чашка» и «цапля»?

Сегодня мы будем изучать эти звуки и учиться отличать их друг от друга.

- На экране нарисованы цапля и чашка.

- В слове «чашка» первый звук [Ч], в слове «цапля» первый звук [Ц].

Развивать фонематическое восприятие, развивать слуховое внимание, развивать навыки звукового анализа и синтеза, давать характеристику звука [Ц[ и [Ч].

3. Разбор артикуляции звука (2 минуты).

Логопед:

- Давайте разберем, как произносится звук [Ц]. Есть ли преграда у воздуха во рту при произнесении этого звука? Какая?

- При произнесении звука [Ц] встречается преграда: язык и зубы.

- Работает ли горлышко при произнесении этого звука?

(контроль голосовых складок).

- Когда произносим звук [Ц] горлышко не работает.

- Есть ли преграда при произнесении звука [Ч]?

-  При произнесении звука [Ч] встречается преграда: язык и зубы.

- Работает ли горлышко при произнесении этого звука?

(контроль голосовых складок).

- Когда произносим звук [Ч] горлышко не работает.

4. Разбор характеристики звука (4 минуты). Слайд 2.  

На экране появляется схема для характеристики звуков.

- Звук [Ц] - гласный или согласный? Почему?

- Это согласный звук, т.к. при произнесении звука [Ц] у воздуха встречается преграда (губы и зубы).

Развивать фонематическое восприятие, Развивать фонематическое восприятие, развивать слуховое внимание, развивать навыки звукового анализа и синтеза, давать характеристику звука [Ц[ и [Ч].

- Глухой или звонкий это звук? Почему?

(контроль голосовых складок)

- Это глухой звук, т.к. при его произнесении не работает горлышко.

- Твердый или мягкий это звук?

- Звук [Ц] – твердый.

- Звук [Ц] парный или непарный?

- Звук [Ц] – непарный.

Логопед просит одного ребенка повторить характеристику звука [Ц].

После правильного ответа детей на экране появляется характеристика звука [Ц].

Ребенок повторяет характеристику звука: Звук [Ц] - согласный, глухой, твердый, непарный.

- На письме звук [Ц] обозначается буквой Ц. Выберите букву Ц из букв на магнитном панно (представлены различные буквы, буква Ц печатная, строчная).

Один ребенок выбирает букву у доски на магнитном панно, остальные - на индивидуальных панно.  

Проверка работы учащихся.

Дети выбирают буквы.

- Давайте так же разберем звук [Ч]. Этот звук согласный или гласный? Почему?

- Это согласный звук, т.к. при произнесении звука [Ч] у воздуха встречается преграда (губы и зубы).

- Глухой или звонкий это звук? Почему? (контроль голосовых складок)

- Это глухой звук, т.к. при его произнесении не работает горлышко.

- Твердый или мягкий это звук?

- Звук [Ч] – мягкий.

- Звук [Ч] парный или непарный?

- Звук [Ч] – непарный.

Логопед просит одного ребенка повторить характеристику звука [Ч].

После правильного ответа детей на экране появляется характеристика звука [Ч].

- На письме звук [Ч] обозначается буквой Ч. Выберите букву Ч из букв на магнитном панно (представлены различные буквы, буква Ч печатная, строчная).

Один ребенок выбирает букву у доски на магнитном панно, остальные - на индивидуальных панно.  

Проверка работы учащихся.

- Ребенок повторяет характеристику звука: Звук [Ч] - согласный, глухой, мягкий, непарный.

Дети выбирают буквы.

5. Работа на уровне слога (5 минут). Слайд 3, 4.

На экране появляются слоги (Ча, ца, цо, чи, цу, чу).

Логопед:

- Прочитайте, пожалуйста, слоги. Сейчас вы должны их запомнить.

После этого слоги на экране исчезают.  

Логопед:

- Теперь разделимся на команды. Кто сидит на первой партой будет первой командой, а кто за второй – это будет вторая команда. Первая команда записывает слоги со звуком [Ч], вторая – со звуком [Ч].

После того, как записаны слоги, букву Ц необходимо подчеркнуть синим карандашом, букву Ч – зеленым карандашом.

Ученики читают слоги. Затем записывают по памяти.

Развивать память, фонематическое восприятие, развивать слуховое внимание.

Логопед просит одного ребенка из каждой команды прочитать записанные слоги.

После прочтения, заданные слоги появляются на экране.

Дети сверяются с образцом.

Ребенок читает записанные слоги. Дети проверяют. Исправляют, если у них записано неправильно.

6. Разбор новых слов (3 минуты). Слайд 5.

На экране написаны слова (цветочница, циркач, чепец, чечевица).

Логопед:

- Прочитайте слова, написанные на экране. Что обозначают эти слова?

В случае затруднения, логопед объясняет значение слов детям:

цветочница – продавщица цветов; циркач – цирковой артист; чепец – женский или детский головной убор; чечевица – растение семейства бобовых и его круглые зерна.

Учащиеся читают слова, предлагают свои варианты объяснения значения слова.

Обогащать словарь детей, повышать мотивацию к учебе;

Логопед уточняет значения слов, затем предлагает выбрать соответствующую предметную картинку.

После правильного выбора, нужная картинка появляется на экране.

Дети выбирают картинки.

7. Работа на уровне слова (3 минуты).

Логопед:

- Я буду читать слова. Вы должны поднять нужную карточку с буквой Ц или Ч, когда услышите звук [Ц]  или [Ч].

Пчелка, цвет, чистый, палец, сверчок, печка, врач, борцы, скворец, силач, калач, цукаты, грачи, цена, свеча, туча, улица, платочек, строчка.

Ученики поднимают нужную карточку.

Развивать фонематическое восприятие, учить дифференциации звуков [Ц] и [Ч].

8. Динамическая пауза (3 минуты). Слайд 6.

Упражнение «Пальчики здороваются». Инструкция: Подушечки большого пальца по очереди соприкасаются с подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца в прямом и обратном порядке с проговариванием стихотворения. Пальчик, пальчик-непоседа, Где ты бегал, где обедал? Я с мизинцем ел малинку, С безымянным ел калинку, Ел со средним земляничку, с указательным клубничку. Один, два, три, четыре. Четыре, три, два, один.

Дети выполняют упражнения.

Развивать мелкую моторику, чередовать статические и динамические задания.

9. Работа на уровне слова (5 минут). Слайд 7.

На экране появляются картинки (Огурец, курица, цапля, цветок, яйцо, гусеница, очки, чашка, пчела, мяч, свеча, часы).

Логопед:

- Назовите, какие картинки появились на экране.

Запишите слова в два столбика: в первый столбик – слова с буквой Ц, во второй – слова с буквой – Ч. Звук [Ц]  подчеркнуть синим карандашом, звук [Ч] - зеленым карандашом.

Ученики выполняют задание.

Развивать фонематическое восприятие, учить дифференциации звуков [Ц] и [Ч].

Логопед просит одного ребенка прочитать слова из первого столбика, затем – из второго. Если ребенок испытывает трудности – оказывается помощь.

Ребенок читает слова. Остальные дети проверяют в тетрадях.

10. Работа на уровне слова. Игра «Разведчики» (4 минут). Слайд 8.

На экране появляются буквы Ц и Ч и символы, которые будут заменять их в данном задании. (Ц – квадратик, Ч – треугольник).

Логопед:

 - Сейчас я буду диктовать вам слова. Вместо буквы Ц вы запишите квадратик, а вместо буквы Ч – треугольник.

Первое слово логопед записывает как образец на доске.

Чудо, цены, пчёлка, огурцы, птенец, богач, скворец, молодцы, чистый, врач, богач, ученица, цепочка, овечка, горчица.

После выполнения задания, логопед просит детей «расшифровать» записанные слова.

Дети записывают слова.

Развивать фонематическое восприятие, учить дифференциации звуков [Ц] и [Ч], развивать слуховое внимание, развивать навыки звукового анализа и синтеза.

11. Работа на уровне словосочетания, предложения (4 минуты). Слайд 9, 10.  

На экране в два столбика записаны слова.

Кузнечики, Черешни, Солнце, Котёночек

Печёт, стрекочут, царапается, цветут.

Логопед:

-  Подберите слова из 1 столбика к словам из 2 столбика так, чтобы получились словосочетания.

После правильного подбора слов, на экране появляются данные словосочетания.

Ученики называют словосочетания.

Развивать связную речь, развивать фонематическое восприятие, учить дифференциации звуков [Ц] и [Ч], развивать слуховое внимание.

Логопед:

- С любым словосочетанием придумайте предложение к заданной схеме. Звук [Ц] подчеркните синим карандашом, звук [Ч]  - зеленым карандашом. Под предложением нарисуйте схему. На схеме отметьте все буквы Ц и Ч.

Логопед предлагает детям прочитать свои предложения.

Дети выполняют задание.

12. Развитие памяти (3 минуты). Слайд 11.

Логопед:

- Пожалуйста, вспомните, какие слова мы разбирали в середине занятия. Запишите их. Звук [Ц]  подчеркните синим карандашом, звук [Ч]  - зеленым карандашом».

Если дети не могут вспомнить заданные слова, на экране появляется слайд с данными словами.

Логопед просит вспомнить детей, что обозначают данные слова.

Дети записывают слова.

Развивать память, учить дифференциации звуков [Ц] и [Ч], развивать слуховое внимание, обогащать словарь детей.

III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ

13. Итог занятия (3 минуты).

Логопед: Какие звуки мы проходили сегодня на занятии?

- Вспомните характеристики звуков?

- Мы проходили звуки [Ц] и [Ч]. Звук [Ц] - согласный, глухой, твердый, непарный. Звук [Ч] - согласный, глухой, мягкий, непарный.

Поддерживающая оценка работы каждого  ребенка на занятии.

- Чем они эти звуки похожи и чем отличаются?

- Как на письме обозначаются звуки Ц и Ч?

- Вы молодцы. У вас многое получалось.

- Эти звуки похожи тем, что они оба – согласные, глухие и непарные. А отличаются тем, что звук [Ц]   – твердый, а звук [Ч] – мягкий.

- Звук [Ч] на письме обозначается буквой Ч (показ буквы), а звук [Ц]  – буквой Ц (показ буквы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....