Особенности логопедической работы в период адаптации детей с РДА
статья по логопедии (1 класс) на тему

Колосова Юлия Сергеевна

Особенности логопедической работы в период адаптации детей с РДА в условиях речевой группы ДОУ

В логопедические группы попадают дети, которым выставлен диагноз РДА  (ранний детский аутизм). Наиболее явно РДА проявляется в возрасте 3 – 5 лет. Основными критериями РДА являются:

 1) несоциабильность; 2) отсутствие коммуникаций; 3) склонность к символизации. 

Аутичный ребенок как будто не замечает никого вокруг,  не откликается на вопрос, ни чего не спрашивает, и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека. Со сверстниками такой малыш играет рядом,  вовлечь такого воспитанника во взаимодействие тяжело, у него возникает тревога и напряженность. Поведение  ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни вызывают диффузную тревогу,  агрессию.  Эти дети ведут манипулятивную игру, причем с неигровыми предметами (шнурками, ключами, катушками, бумажками и.т. д. ) и не  играют с целыми предметами, а обыгрывают одно из его физических качеств. Любимыми  являются однообразные манипуляции (пересыпание песка, переливание воды, перекладывание бусинок). Своеобразна и моторика: вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках, нет детской пластичности, движения угловаты, плохо координированы. Под внешней отрешенностью аутичного ребенка скрываются боязненные переживания. Обычные краски детства для него ярки, грубы, чрезмерны.

Большое значение имеет общий тревожный фон настроения и многочисленные страхи; наблюдаются немотивированные колебания настроения.

Аутичный мир ребенка наполнен странными фантазиями, сюжет которых отражает стремление к уходу от реальной и пугающей его действительности (жизнь в космосе, перевоплащение в животное). Погружаясь в мир этих фантазий, дети изживают, имеющиеся у них страхи, чувствуют себя не зависимыми от пугающей реальности.

Фантазии могут носить и агрессивный характер (войны, насилия, казни). Но и  здесь их гиперкомпенсаторная функция направлена на преодоление страха (Почему ты играешь в бандитов?-«Потому что я их боюсь»).

Боязнь окружающего причудливо сочетается с отсутствием «чувство края», без учета ситуации ребенок может выбежать на дорогу, прыгнуть с высоты, перевернуться через барьер балкона.                  

Речевые расстройства.  Чаще всего при аутизме страдает выразительность речи. Речь может быть почти лишенной интонаций, или, наоборот, воспроизводящей их акцентировано, со скандированием отдельных слов или звуков. Характерен высокий, а нередко скрипучий голос. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов, эхолалий. Иногда, благодаря хорошей механической памяти речь может выглядеть магнитофонно(попугайная,фонографическая), но может быть и литературной, и богатой неологизмами. У детей длительно отсутствует местоимение «я», речь о себе ведут во втором или третьем лице. Нередко наблюдаются мутизм и регресс  уже сложившийся речи. Но в состоянии аффекта аутичный ребенок неожиданно может произнести целую фразу, адекватную взволновавшей его ситуации.

Речевые расстройства являются одним из основных феноменов РДА достаточно выражены и специфичны уже в первые два года жизни.

В 3-4 месяца у здорового ребенка начинает формироваться гуление.

 

У 85% аутичных детей гуление появилось вовремя, но чаще звуки были лишены интонирования.

В 6-7месяцев в норме появляется лепет, к 8-9 месяцам ребенок отвечает этими звуками на обращенную к нему речь взрослого. А у многих аутичных детей вообще отсутствует фаза лепета (11%), от гуления ребенок сразу переходит к произнесению слов. У 25% аутичных детей фаза лепета выражена слабо, но более характерным было отсутствие лепетной реакции на обращение взрослого (32%).

 

У 60 % детей первые слова чаще появляются в обычные сроки и слова обычные «мама», «папа», но в 51% отмечалось применение их без обращения, без отнесенности их к близкому.

 

 Первые слова в 11%  не накапливались, а возникая, затем исчезали, и могли всплыть через длительное время. Аутичных детей трудно обучать новым словам. Слово «мама» появившись, пропадает и появляется значительно позже. Отмечено, что 29% детей любили повторять малоупотребляемые, но фонематически сложные и звучные слова («трактор», «квадрат» экспресс). У этих детей выявляется стремление к неологизмам:дедушка-баблок, рыбка(фифти).

 

Время появления фразовой речи у детей различно, но характерна их некоммуникативность- неиспользование фразы для взаимодействия с окружающими: преобладает комментирующий характер фраз (Это дом. Вот собака у которой пушистый хвост).

В 32% случаев первыми фразами были эхолалии «Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам!».

В качестве коммуникативной речи использовались цитаты (10%) из прозы, стихов, песен (мальчик после наказания упрекал мать: «Ну, теперь твоя душенька довольна?»).

У 32 % детей наблюдались односложные фразы-команды в виде инфинитивных форм глаголов «дать», «снять», «гулять».

У 26% аутичных детей фразовая речь не появлялась вообще (однако в аффекте ребенок мог неожиданно произнести фразу).

У 8 % детей не исключен компонент мутизма, связанный  с резким ухудшением состояния, приводящим к  распаду речи.

 

Аутичные дети отличаются любовью к слушанию чтения, особенно стихов. Чтением стихотворений можно успокоить, снять возбуждение, плач, тревогу. Некоторые дети поют или декламируют тексты песен(логопед должен использовать эту особенность этих детей в работе).

Диссоциация между знанием большого количества стихов и минимальной речью в общении, беспомощностью в окружающем часто очень разительна.

Несоответствием выглядит и инверсия личных местоимений, прежде всего долгое отсутствие речи в первом лице. (Аутичный мальчик, владеющий сложной развернутой фразой, спрашивал, что такое «я», «мы», «они»).

Звукопроизношение у 50 % детей с РДА звукопроизношение соответствует возрасту.

 

У 30% аутичных детей наблюдаются нарушения звукопроизношения, у 20% незначительные нарушения.

Объединяет эти многочисленные нарушения:

  1. Автономность речи. 2.Стереотипность речи.

При всем разнообразии речевых нарушений имеются 4 особенности:

I

некоммуникативность речи

 

II

ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, и акселерация афферентной речи, направленной на аутостимуляцию

III

часто наличие своеобразной вербальной озаренности

 

IV

мутизм или распад речи

 

 

Интеллектуальное развитие

Мнения об интеллектуальном развитии детей в РДА разноречивы.

Сначала подчеркивается их интеллектуальная сохранность, нередкая одаренность (в математике, музыке, литературе и т.д.).

Нередко прекрасная механическая память позволяет накопить значительных запас сведений в самых неожиданных областях знаний, не связанных с обыденной жизнью. Имея большие знания в отвлеченных областях, аутичные дети затрудняются в простых житейских ситуациях, где требуется опыт, интуиция, чутье.

Большая группа детей с РДА обнаруживает явную интеллектуальную недостаточность.

По данным В.Е.Кагана, уровни интеллектуального развития большинства детей с РДА занимает промежуточное положение между нормой и умственной отсталостью. Мнение ученых об интеллектуальных развитии детей с РДА разноречивы.

 

Клинико-психологическая классификация и прогноз развития.

О.С. Никольская (1985-1987г) выделила 4 основные группы РДА

Группа

Прогноз

I гр.-отрешенность от внешней среды;

 

В интенсивной психолого-педагогической коррекции у этих детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания: они могут освоить: письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена -даже в домашних условиях.

II гр.-ее отвержение;

 

При адекватной длительной коррекции дети могут быть подготовлены к обучению в школе чаще в массовой, реже в специальной VIII вида.

III гр.-ее замещение;

 

При медико-психолого-педагогической коррекции дети этой группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

IVгр.-сверхтормозность ребенка, окружающий его средой.

 

Дети именно этой группы обладают порционной одаренностью.

 

 

Адаптационная и коррекционная работа с детьми в детском саду

Дети с РДА (выставлен диагноз официально или нет) попадают и в наши коррекционные группы. Поэтому особенности аутичных детей должны быть известны и медицинскому и педагогическому персоналу.

Особенности этих детей проявляются сразу же при комплектовании группы и педагоги должны быть вооружены знаниями, а также обладать тактом, доброжелательностью. Адаптационный период во многом затруднен и для детей с    РДА и родителей. Важно чтобы и дома и в детском саду был определенно спланированный распорядок дня, являющийся основой выработки привычек и навыков уравновешенного поведения. Аутичному ребенку надо рекомендовать брать в детский сад какие-либо предметы, имеющими для него большое значение, что может смягчить патологическую реакцию на тревожные обстоятельства (любимую книгу, старое одеяло).

На индивидуальных занятиях таким детям комфортно, они с неохотой покидают логопедический кабинет, чувствуя в нем себя защищенными. Не надо позволять делать в кабинете то, что хочет ребенок, необходимо постепенно приучать его к ограничениям (например, учить складывать предметы после занятия в определенное место). Систематическое предъявление требований помогут в определенной степени приспособиться к жизни. Поскольку логопедическая работа построена на игровых приемах, заданиях, то в процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка, развивается его эмоционально-волевая сфера. Хотя сама игра аутичного ребенка очень специфична, но логопед может и  должен использовать ее для выполнения своих целей. (Дети любят выкладывать игрушки и другие предметы в длинный ряд, а логопед может предложить ребенку эти предметы пересчитывать:1 слоник, 2 слоника, 3 слоника и т.д.) и малыш учится согласовывать числительные с существительными).

Большинство игр детей были некоммуникативными, ребенок играет молча, не откликаясь на обращение, иногда сопровождает игру монологом. Вначале педагог должен играть с ребенком вдвоем, ставя свои цели и задачи, а в дальнейшем приглашать на занятие 1-2 детей.

Аутичный ребенок после диагностики выводится на психолого-медико-педагогический консилиум детского сада, где специалисты составляют его индивидуальную программу, но данная программа, это «живой организм», который совершенствуется, выполняется исходя из различных ситуаций.

Главное в работе с аутичным ребенком формирование эмоционального контакта с внешним миром, с людьми. При изучении любой лексической темы, изученный материал надо применять в жизни. Изучая тему «Транспорт», надо найти с ребенком «остров безопасности», где пешеход может переждать поток машин, надо объяснить, где находится переход через улицу, научить определять сигналы светофора. Обучая  ребенка образования слов при помощи приставок (ехать, заехать, приехать) можно данный процесс смодулировать в группе при помощи игрушечных машин, а можно отследить его на том же перекрестке. Все практические действия необходимо «оречевлять».

 

с

за

пере

вы

от

при

ехать

Аутичный ребенок молчит в окружении людей, поэтому необходимо научить воспитанника вести диалог. Здесь можно предложить игру «Телефон», каждый звонок должен нести определенную цель, быть кратким, отражать личный опыт ребенка, семейные, групповые дела, поздравления с днем рождения, с праздником. При изучении лексической темы «Почта» мы проводим экскурсию на почту, где не только рассказываем о ее работе, но и  показываем различные почтовые атрибуты (конверт, открытка, бланки телеграмм). Ребенок сам или с помощью взрослого пишет, рисует поздравительную открытку, а затем опускает в ближайший почтовый ящик.

На каждом занятии используем элементы социальной адаптации:

  1. многократный показ;
  2. многократное повторение;
  3. многократные действия,

которые помогают ребенку получать элементарные представления о жизни, труде и быте людей, все это будет способствовать их интеграции  в общество, подготовке к школьному обучению.

 

Литература:

  1. Т.Е. Брадо, Р.М. Фрумкина. Детский аутизм или странность разума.//Человек,-2002, №1
  2. К.С. Лебединская, О.С. Никольская «Диагностика раннего детского  аутизма».   М.: «Просвещение», 1991 г.
  3. К.С. Лебединская, О.С. Никольская «Диагностика раннего детского  аутизма».  М.: «Просвещение», 1991 г.
  4. К.С. Лебединская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг «Дети с нарушениями общения».-М.: «Просвещение», 1989 г.
  5. А.А. Москаленко. Нарушение психического развития детей с РДА//Дефектология.-1998, № 2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей в школе.

Коррекционно-развивающая работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и от...

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста

      Соотношение речи и мышления на  этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллекту­альное развитие р...

Родительское собрание. Психологические особенности младших школьников в период адаптации к школе.

На родительском собрании ведется разговор о том,каким должен быть старт школьного обучения....

Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"

Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....

"Особенности логопедической работы по развитию оптико – пространственных навыков у детей с ТНР"

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных  для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальней...

«Давайте жить дружно! Как услышать друг друга в период адаптации детей к школе?»

laquo;Семья и школа — это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа..... Но это не з...