Технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда"
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Рязанова Олеся Николаевна

Уважаемые коллеги, представляю технологическую карту к открытому занятию

на тему "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда".

В карте подробно расписаны планируемые результаты для каждого этапа занятия,

а так же подобраны интересные задания для закрепления знаний и умений у учащихся по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учитель-логопед Рязанова Олеся Николаевна

Тема

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда

Лексическая тема

Дикие животные

Форма работы

Групповая (2Ж класс)

Образовательное

учреждение

ГБОУ №547

г. Санкт-Петербург

Тип урока занятия/

Систематизация и обобщение знаний

Время реализации занятия

40 минут

Цель занятия

Закрепление знаний о гласных 2 ряда, их функции обозначения мягкости согласного

Оборудование

Компьютер, проектор, доска, таблица с гласными буквами 1 и 2 ряда попарно (А-Я, О-Е, Э-Е, У-Ю, ы-И); листы с заданиями

Технологии, используемые на занятии

ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

Межпредметные связи

-Обучение грамоте, УМК «Школа России»

-«Окружающий мир. 2 класс»

Краткая психолого –

педагогическая характеристика обучающихся

Группа детей с нарушениями письма и чтения. У всех обучающихся отмечается лексико-грамматическое и фонематическое нарушение речи. У 2х детей так же нарушено звукопроизношение.

Список учебной и

дополнительной литературы

1. Дроздова В. А. Логопедическая тетрадь.

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. "Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте"     Пособие для логопеда. М., 2012.

3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1999.

4. Яворская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками. СПб., 2010.

5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М. 2007

Планируемые результаты

Предметные УУД

- закрепить умение дифференцировать твердые и мягкие согласные

- закрепить умение обозначать мягкие согласные гласными 2го ряда

-развивать зрительно-пространственных функции

-развивать речеслуховое восприятие, внимание, память

-обогащать словарный запас

-развивать языковой анализ и синтез на уровне слога, слова, предложения, текста.

-совершенствование фонематических процессов

-развивать  функции словоизменения, словообразования.

-формировать связную речь: навыки связного высказывания, установления логики (связности, последовательности)

-формировать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

- развивать орфографическую зоркость

- тренировать правописание словарных слов

- развивать общую моторику

Метапредметные УУД

Регулятивные: умение планировать и осуществлять предстоящую деятельность по образцу и правилу; умение сохранять заданную цель, работа в определенном темпе;  умение анализировать сравнивать и обобщать языковые явления; умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: закреплять базовые предметные понятия фонетики и графики, орфографии; умение анализировать речевую информацию и делать выводы; выбирать действие в соответствии с поставленной задачей; умение осознанно строить речевое высказывание и отвечать в устной и письменной форме; умение устанавливать аналогии на предметном, речевом материале;

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать собеседника, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; точно и грамотно выражать свои мысли; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Личностные УУД:

Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценить свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя.

Ход занятия

Этап занятия

(цель)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формирование УУД

I

Организационный момент.

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

Создание эмоционально положительного фона.

Логопед приглашает учащихся в кабинет, объясняет правила по которым будет проходить занятие.

Дает первое задание: составить из букв слова "здравствуйте", "приветствуем".

Награждение звездами за правильно выполненное задание.

Учащиеся здороваются с учителем-логопедом, садятся за парты и выполняют первое задание: составляют из букв приветствие.

Личностные: самооценка готовности к уроку;

Познавательные: развивать учебно- познавательный интерес.

Регулятивные: организация рабочего места.

Познавательные: развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

II

Организация познавательной деятельности.

Цель:

Введение в логопедическую и лексическую тему.

Логопед спрашивает, какие гласные относятся к первому и второму ряду и какова их роль в словах. Просит назвать отличие гласных 1го и 2го ряда.

Учитель раздает командам карточки с первым заданием. Нужно найти животных, в названиях которых есть гласные 2го ряда. Отметить их двойной красной чертой и отметить зеленой точкой согласные на мягкость которого указывают эти гласные.

Логопед просит назвать обобщающие понятия к изображениям животных и где они обитают.

Награждает команды за правильные ответы.

Учащиеся называют гласные 1го и 2го ряда и объясняют их роль.

Учащиеся находят и называют слова, отмечают  гласные 2го ряда, которые указывают на мягкость согласного. Учащиеся: гласные 1го ряда можно пропевать, гласные второго ряда (кроме И)-нельзя.

Отвечают, что изображены дикие животные  России и Африки.

Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу;

контролировать свои действия, умение работать по плану;

Коммуникативные:

выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

Познавательные:

развитие слухового, зрительного, восприятия и внимания,

развитие фонематических процессов, обогащение словарного запаса.

III

Актуализация знаний.

1. Развитие слогового анализа и синтеза

Игра "Паутинка"

2. Физкультминутка

Игра на ускорение "Руки, плечи, уши, нос".

Цель: развитие  координации; внимания; памяти; переключаемости

3. Развитие орфографической зоркости

Игра "Что спрятано?"

4. Развитие грамматического строя речи. Образование притяжательных прилагательных

5. Развитие языкового анализа, синтеза на уровне слова, предложения и текста

На примере русской народной сказки  "Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

Учитель раздает листы с заданием. Надо из слогов составить фразеологизмы и объяснить их значение. Отметить гласные 2го ряда и согласные на мягкость которого указывают эти гласные.

Записать и отметить орфограммы.

Учитель объясняет последовательность действий и выполняет вместе с учащимися под музыку упражнения.

Учитель ставит миску с фасолью. Там спрятаны фигурки. В каждой команде дети по очереди достают по одной фигурке, называют и определяют, есть ли там мягкие согласные и гласные второго ряда. Называют орфограммы. (Слова: орел, жираф, зебра, петух, верблюд, змея, лев, хомяк, перо, медведь, цветок).

Награждение звездами.

Учитель приводит пример как образовать признак, когда кому-то что-то принадлежит (пр. собака-собачий) и показывает презентацию с животными.

За правильные ответы выдаёт звезды.

Логопед раздает каждому ученику по одному предложению, разрезанному на отдельные слова. Говорит, что ему не собрать сказку, так как не хватает предложений.

Учитель читает сказку.

После прочтения, обсуждают главную мысль. Награждение звездами.

Учащиеся составляют и записывают фразеологизмы. Объясняют их значение,  Отмечают гласные, согласные и орфограммы: заглавную букву, точку, безударную гласную, парную согласную и другие.

За правильные ответы получают звезды.

Выполняют движения под песню вместе с  учителем. Осуществляют профилактику утомления.

Учащиеся находят слова с гласными 2ряда, подбирают при необходимости проверочные слова.

Учащиеся по очереди отвечают на вопросы и образуют притяжательные прилагательные.

Каждый ученик составляет свое предложение и вставляют в нужное место сказки.

Регулятивные: учиться высказывать свою точку зрения, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Развивать умение действовать по плану, соблюдая алгоритм. Развивать самоконтроль, умение работать по инструкции, умение соединять теоретический материал с практической деятельностью.

Познавательные: строить логическую цепь рассуждений.

владеть общим способом решения лингвистических,  том числе орфографических задач;

умение определять тип орфограммы.

Умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения.

Умение анализировать и делать выводы.

Развитие зрительно-пространственных функций, внимания, мышления, языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи, орфографической зоркости.

Развитие связной речи.

 

Коммуникативные:

выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения, сотрудничать в совместном решении задачи.

IV

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель-логопед спрашивает у учащихся, Что понравилось? Что было сложно? Понятна ли тема?

Далее подсчитывается количество звезд и определяется победитель.

Учащиеся отвечают, что учились обозначать мягкость согласных гласными 2го ряда.

Регулятивные:

анализировать собственную работу и работу команды.

Личностные: 

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...

Карточки для индивидуальной работы. «Смягчение согласных гласными второго ряда. Дифференциация гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.»

В карточках  представлен материал на дифференциацию согласных твердых и мягких, дифференциацию гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е. Параллельно закрепляются обобщающие понятия, понятие единствен...

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда

Научить выделять мягкие согласные и гласные второго ряда, которые обозначают мягкость этих согласных в слове....

технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Дифференциация согласных звуков Г-К. Лексическая тема "Обувь"

материал подобран для детей 2-3 классов коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, на развитие фонематического слуха, слуховой и речевой памяти, межполушарного взаимодейс...