Воспитание у дошкольников активности, инициативности, самостоятельности, целеустремленности и настойчивости в достижении результата на логопедических занятиях.
статья по логопедии на тему
В дошкольном возрасте закладывается основа для формирования таких волевых качеств как активность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность и настойчивость. Овладение этими качествами поможет дошкольникам эффективно справляться со всеми учебными заданиями в школе и стать успешными в будущем. В статье описываются приемы воспитания у дошкольников этих качеств на индивидуальных логопедических занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание у дошкольников активности, инициативности, самостоятельности, целеустремленности и настойчивости в достижении результата на логопедических занятиях.
К нам в прогимназию приходят дети с огромным потенциалом. Но все дети разные и зачастую у них сформированы недостаточно или вообще не сформированы или активность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. А эти качества необходимы для того, чтобы стать успешными. Поэтому перед педагогами прогимназии стоит серьезная проблема – сформировать у каждого ребенка эти качества.
Согласно ФГОС целевым ориентиром воспитания и обучения является развитие самостоятельности. Педагоги учат дошкольников ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, варианты решения проблемных ситуаций, достигать положительного результата.
Самостоятельность является одним из системообразующих качеств личности. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом. Самостоятельность необходима в сфере познания, коммуникации, социализации. Для меня, как для логопеда, важна познавательная самостоятельность и коммуникативная самостоятельность.
Познавательная самостоятельность имеет три составляющие:
мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности);
содержательно-операционный (владение ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения);
волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить обучающимся для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).
В развитии самостоятельности современные психологи выделяют три ступени.
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (Например: ребенок сам берет картинки для артикуляционной гимнастики и начинает ее выполнять).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых ситуациях. (Например, научившись правильно произносить тот или иной звук, ребенок без подсказки логопеда употребляет его в новых, не отработанных словах).
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. (Например, чем лучше и осмысленнее ребенок овладел правильным произношением, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять его в новых, разнообразных условиях жизни.
Мы помогаем ребёнку в формировании его самостоятельности, и вскоре в его действиях обнаруживается инициатива – как первый компонент самостоятельности (самостоятельно выбирать, предлагать) и целеустремлённость - как второй компонент (увлечённость каким-то делом и желание получить не любой результат, а нужный). И тогда ребенок становится настойчивым и организованным. Неудачи не приводят к потере интереса, а побуждают ребёнка к преодолению трудностей и направляют его усилия на достижение цели. Это очень важно для развития мотивации, которая является источником активной позиции личности.
Я воспитываю самостоятельность ребёнка с помощью таких приёмов:
- оказываю недирективную помощь (в виде совета), когда ребенок попросит.
- приобщаю к последовательности определенных действий (Сначала проведение артикуляционной гимнастики, а затем игры на автоматизацию звуков)
- предоставляю возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернативных вариантов (Например, в начале каждого логопедического занятия проводится артикуляционная гимнастика. Я предлагаю ребенку выбрать как сегодня мы будем выполнять артикуляционную гимнастику - по карточкам, по картинкам или на компьютере? На более поздних этапах дети сами выбирают в какой последовательности они будут выполнять артикуляционные упражнения, или мы перемешиваем карточки и дети выполняют то упражнение, которое они вытянули)
- обогащаю знаниями и умениями, необходимыми формирования правильной речи (дети определяют наличие звука в слове, места заданного звука в слове, обогащают активный и пассивный словарь, учатся образовывать слова, строить фразы, составлять рассказы и т.д.)
- использую обратную положительную связь (обращаю внимание на положительный результат)
- даю ребёнку возможность найти решение самостоятельно (личные маленькие открытия). Например: при постановке звука [л] от межзубного произнесения попросить ребенка. – Какой звук получиться, если упереть язычок в верхние зубки? Так удобнее произносить этот звук?
- поощряю стремление к самостоятельности, активности (предоставляю возможность делать что-то самому при проявлении желания.) Если ребенок проявляет разумное желание заняться каким-либо видом деятельности или заинтересовался каким-то явлением языка, то я не оставляю без внимания интерес ребенка. И обязательно отвечу на вопрос и проведу упражнение, закрепляющее затронутую тему. Например, ребенка заинтересовало значение какого-то слова. Я обязательно объясняю его значение и показываю изображение этого предмета или явления.
- обеспечиваю положительное отношение ребёнка к самому себе, придаю уверенность в своих силах (похвала, поощрение желания добиться результата.) Напр. Какой ты молодец! Постарайся еще и у тебя обязательно получится!
- уважаю мнение и выбор ребёнка (поощряю инициативу ребёнка.) Т.е. ребенок выбирает форму занятия, а я наполняю ее тем содержанием и материалом, которое было запланировано на данном этапе.
Важнейшим компонентом нравственного развития личности ребенка является настойчивость. Однако у дошкольников недостаточного опыта преодоления препятствий на пути к цели, они не умеют регулировать свое поведение в сложных ситуациях.
Я поощряю ребенка в его стремлении овладеть какой-то определенной артикуляционной позой, если речь идет о начале логопедической работы. Часто я использую прием сравнения результатов данного занятия с результатами предыдущих занятий: “Настя, сегодня упражнение «Чашечка» у тебя получилось гораздо лучше, чем на прошлом занятии”. Или «Отарик, ты смог доехать на машинке без остановок до самого домика Р-Р-Р-Р-Р, а вчера ты смог доехать только до этой елочки Р-Р». Наглядно показываю ему, каких успехов он достиг. Дети с недостаточным уровнем проявления настойчивости получают положительную оценку даже самых незначительных успехов, проявлений инициативы и творчества.
Достаточно настойчивым детям я организую проблемные ситуации для поддержания проявлений активности («Что тебе удалось? Ты молодец! Ты смог проговорить такую сложную чистоговорку: Ша-ша-ша – вот лягушка в камышах. Я уверена, теперь ты сможешь проговорить правильно и эту скороговорку: Шишки шустрые шуршали шумно шлепаясь с сосны. Белым снегом словно шалью шишки скроет до весны.)
Воспитание настойчивости позволяет ребенку реализовать поставленную цель, преодолеть трудности, контролировать себя в процессе деятельности и достигать качественного результата.
На своих занятиях я создаю необходимые условия для воспитания познавательной активности:
- обогащённая предметно-пространственной среда для развития интереса;
- занимательное содержание занятий;
- проблемно-поисковые ситуации;
- творческие задания (например, нарисуй картинку, иллюстрирующую заученную чистоговорку или сочинить скороговорку по опорным картинкам);
- Интеграция разнообразных видов детской деятельности (речевая активность, конструирование, раскрашивание, штриховка, обводка, речь с нагрузкой);
- Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к занятиям (устная похвала, поощрение наклейками).
Если дошкольнику интересно, такое занятие имеет высокий КПД и является успешным. Я стремлюсь воспитать у ребенка интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Когда ребёнок увлечён тем, что делает, то он чувствует себя раскрепощено, свободно, комфортно. На моих занятиях царит атмосфера веры в силы ребёнка, помощь в преодолении трудностей и совместная радость достижениям.
Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, сколько иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. В игре они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка. Поэтому все занятия я провожу в игровой форме.
Очень часто предлагаю детям игру-путешествие. Сюжеты беру из знакомых детям сказок. Например, при автоматизации звука [л] я предложила Алисе посетить сказочный теремок. Мы помогаем мышке приготовить запасы на зиму (правильно проговаривая слова со звуком л), лягушке – собрать слоговые бусы, зайке – сплести лапти (заучивание скороговорки), лисе – украсить теремок флажками, пересчитав их (один флажок, два флажка, три флажка и т.д.), медведю – выбрать их всех дорог самую широкую и короткую.
Так же я использую ролевые игры. Например, для выработки речевого дыхания, интонации я предлагаю помяукать, как испуганный котенок, как злой котенок, как радостный котенок. Использую пальчиковые игры: походить пальчиками как медведь, как лягушка, как заяц. В ходе ролевой игры ребенок учиться ставить цель и стремиться к ее достижению.
Наряду с этим я часто использую компьютерные игры. Они дают возможность наглядно увидеть результат. Например, при занятиях на дифференциацию звуков я использую игру «Рыбаки». Ребенку предлагается поймать 5 рыбок-слов со звуком [р] и 5 рыбок-слов со звуком [л]. Т.е. перед ним ставится цель, к достижению которой он стремиться на протяжении всей игры. Если ребенок ошибается, то его ошибка становиться наглядно видна. Такая «рыбка» сорвется с крючка и не попадет в ведерко рыбака.
Т. о. в дошкольном возрасте мы, педагоги, закладываем основу для формирования таких волевых качеств как активность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность и настойчивость. Овладение этими качествами поможет дошкольникам эффективно справляться со всеми учебными заданиями в школе и стать успешными в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения на логопедических занятиях
Представляется подборка активных методов обучения, которые можно использовать на логопедических занятиях....
Логопедическое занятие с дошкольниками (подготовительная группа). Гласные звуки.
Конспект логопедического занятия с дошкольниками на тему "Гласные звуки". Может быть использован логопедами, дефектологами, воспитателями как в школе в первом классе, так и в детском саду....
конспекты логопедических занятий для дошкольников
конспекты по ЛГК и РСР для старшей и подготовительной группы детского сада...
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни....
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Без харошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему ...
Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...
Развитие учебной мотивации и познавательной активности на логопедических занятиях с младшими школьниками с ЗПР
В данной статье представлено теоретическое обоснование и практические приемы формирования и развития учебной мотивации и познавательной активности у детей младшего школьного с задержкой психического р...