Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
(из опыта работы).
Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.
Какие же ценности являются результатом работы по данному направ- лению? Это уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость; трудолюбие.
Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка.
Педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания детей. В школе в процессе учебы и воспитания обучающиеся получают:
-первоначальное представление о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества. По данному направлению мы на классных часах проводим беседы. На уроках родного языка пишем сочинения-миниатюры о труде;
-уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
-элементарные представления об основных профессиях. По данному направлению провожу встречи с людьми разных профессий. С первого класса 4 раза в год встречаемся с артистами Башгосфилармонии, после концертов говорим о том, что труд артистов это не только развлечение, но и тяжелый творческий труд. В 1 классе организовала встречу с инспектором Отдела Пропаганды ОГИБДД Управления Министерства внутренних дел старшим лейтенантом полиции Вахитовым А.И.Была организована встреча с художником. Во 2 классе организовали встречу с композитором Альбиной Имаевой. В этом году провела встречу с инспектором по делам несовершеннолетних Вахитовой Алиной Маратовной. Проводим открытые дни для родителей, где они рассказывают о своей профессии;
-ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
-элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека, общества;
-первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов. Во внеурочное время на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству делаем коллективные поделки. Ежегодно принимаем участие на районном конкурсе Малой академии «Старт в науку». В 1 классе участвовала Авдюкова Анастасия, награждена Почетной грамотой Отдела Образования Октябрьского района. Во 2 классе принимала участие Сакаева Диана. Она тоже награждена Почетной грамотой Отдела образования Октябрьского района. В этом учебном году до 1 декабря отправили на городской заочный конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Открываем мир природы»,посвященном Году экологии три проекта. Это работы Авдюковой Анастасии, Сакаевой Дианы, Чудова Никиты. Темы взяли очень хорошие, актуальные, разработали, связывая с жизнью самих детей;
-навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
-умения проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-умение соблюдать порядок на рабочем месте. С этим немного проблематично, но стараемся. Начиная с 1 класса учимся после уроков технологии и ИЗО убирать свое рабочее место. Не у всех получается, но желание научиться у детей есть;
-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам и личным вещам. Ежегодно, когда получаем библиотечные совершенно новые учебники, проводим беседы, что этими учебниками после нас будут заниматься, потому нужно беречь. Есть, конечно, в классе 1-2 ребенка, которые по-своему стараются, но результат не совсем удовлетворительный;
-отрицательное отношение к лени, небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;
-осознание приоритета нравственных основ труда;
-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности. Во 2 классе из класса 12 обучающихся приняли участие на Республиканском конкурсе рисунков, посвященных 6 Международным детским зимним играм, где Авдюкова Анастасия была награждена Дипломом Министерства образования Республики Башкортостан.
Детям очень нравится участвовать в сборе макулатуры. Они соревнуются друг с другом. В этом году заняли первое место по школе.
Дети с большим желанием принимают участие на субботниках. Это им нравится. Я вместе с ними работаю, это их ещё больше подзадоривает.
Какие же формы работы я использую при работе по данному направлению? Это экскурсии, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия; встречи с представителями различных профессий, сюжетно-ролевые игры, праздники труда, ярмарки, творческие конкурсы, совместные презентации, работа на учебно-опытном участке; посещение музеев; учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике( в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов) и другие.
Достигнутые результаты по развитию трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости подразделяются по трем уровням
1уровень результатов: это приобретение детьми социальных знаний(общественные нормы, социально одобряемые и неодобряемые нормы поведения).
2 уровень результатов: это получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения.
3 уровень результатов: это получение обучающимися самостоятельного общественного действия, формирования социально приемлемых моделей поведения.
Среди обучающихся класса выделяются такие, у которых ярко проявляется признак трудолюбия. Они понимают общественную значимость труда, имеют навык самообслуживания, умеют организовать труд других. Примерно ведут себя и призывают этому других.
Есть группа детей, у которых эти качества проявляются средне.
Но имеется также группа детей, у которых данные качества не проявляются. К сожалению, в каждом классе имеются такие дети.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности(самосознания) гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...
Беседа с родителями преодоления трудности чтения
Беседа с родителями преодоления трудности чтения...
Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям.
Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям....
"Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации"
За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка....
Система работы по предупреждению и преодолению трудностей учения ( с использованием нейропсихологических методов)
Система работы по предупреждению и преодолению трудностей учения....
Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.
Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их ...