Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Янгирова Байна Назмутдиновна

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития  и воспитания является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и  настойчивости  в  достижении  результата.

(из  опыта  работы).

     Одним  из  основных  направлений духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

   Какие же ценности являются результатом работы по данному направ- лению? Это уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость; трудолюбие.

     Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод  воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка.

     Педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует представления ребенка о  справедливости, человечности, нравственности.  Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания детей. В школе в процессе учебы и воспитания обучающиеся получают:

     -первоначальное представление о нравственных основах учебы, ведущей роли  образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества. По данному направлению мы на классных часах проводим беседы. На уроках родного языка пишем сочинения-миниатюры о труде;

     -уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

     -элементарные представления об основных профессиях. По данному направлению провожу встречи с людьми разных профессий. С первого класса 4 раза в год встречаемся с артистами Башгосфилармонии, после концертов говорим о том, что труд артистов это не только развлечение, но и тяжелый творческий труд. В 1 классе  организовала  встречу с инспектором Отдела  Пропаганды  ОГИБДД  Управления  Министерства внутренних дел старшим лейтенантом полиции Вахитовым А.И.Была организована встреча с художником. Во 2 классе организовали встречу с композитором Альбиной Имаевой. В этом году провела встречу с инспектором по делам несовершеннолетних Вахитовой Алиной Маратовной. Проводим открытые дни для родителей, где они рассказывают о своей профессии;

     -ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

     -элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека, общества;

     -первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов. Во внеурочное время на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству делаем коллективные поделки. Ежегодно принимаем  участие на районном конкурсе Малой академии «Старт в науку». В 1 классе участвовала Авдюкова Анастасия, награждена Почетной грамотой Отдела Образования Октябрьского района. Во 2 классе принимала участие Сакаева Диана. Она тоже награждена Почетной грамотой Отдела образования Октябрьского района. В этом учебном году до 1 декабря отправили на городской заочный конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Открываем мир природы»,посвященном Году экологии три  проекта. Это работы Авдюковой Анастасии, Сакаевой Дианы, Чудова Никиты. Темы взяли очень хорошие, актуальные, разработали, связывая с жизнью самих детей;

     -навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

     -умения проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

     -умение соблюдать порядок на рабочем месте. С этим немного проблематично, но стараемся. Начиная с 1 класса  учимся  после уроков технологии и ИЗО  убирать свое рабочее место. Не у всех получается, но желание научиться у детей есть;

     -бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному  имуществу, учебникам и личным вещам. Ежегодно, когда получаем библиотечные совершенно новые учебники, проводим беседы, что этими учебниками после нас будут заниматься, потому нужно беречь. Есть, конечно, в классе 1-2 ребенка, которые по-своему стараются, но результат не совсем удовлетворительный;

     -отрицательное отношение к лени, небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;

     -осознание приоритета нравственных основ труда;

     -потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности. Во 2 классе из класса 12 обучающихся приняли участие на Республиканском конкурсе рисунков, посвященных 6 Международным детским зимним играм, где Авдюкова Анастасия была награждена Дипломом Министерства образования Республики Башкортостан.

     Детям очень нравится участвовать в сборе макулатуры. Они соревнуются друг с другом. В этом году заняли первое место по школе.

     Дети с большим желанием  принимают участие на субботниках. Это им нравится. Я вместе с ними работаю, это их ещё больше подзадоривает.

     Какие же формы работы я использую при работе по данному направлению? Это экскурсии, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия; встречи с представителями различных профессий, сюжетно-ролевые игры, праздники труда, ярмарки, творческие конкурсы, совместные презентации, работа на учебно-опытном участке; посещение музеев; учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике( в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов) и другие.

     Достигнутые результаты по развитию трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости  подразделяются по трем уровням

     1уровень  результатов: это приобретение детьми социальных знаний(общественные нормы, социально одобряемые и неодобряемые нормы поведения).

     2 уровень  результатов: это получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения.

     3 уровень результатов: это получение обучающимися самостоятельного общественного действия, формирования социально приемлемых моделей поведения.

     Среди  обучающихся класса выделяются такие, у которых ярко проявляется признак трудолюбия. Они понимают общественную значимость труда, имеют навык самообслуживания, умеют организовать труд  других. Примерно ведут себя и призывают этому других.

     Есть группа детей, у которых эти качества проявляются средне.

     Но имеется также группа детей, у которых данные качества не проявляются. К сожалению, в каждом классе имеются такие дети.

     Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих  ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности(самосознания) гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей  необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...

Беседа с родителями преодоления трудности чтения

Беседа с родителями преодоления трудности чтения...

Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям.

Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям....

"Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации"

За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка....

Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.

Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....

Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена

Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их ...