Артикуляционная гимнастика в стихах: поэтичное развитие артикуляции
учебно-методический материал по логопедии на тему

Используется на уроках фонетики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_v_stikhakh.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика в стихах: поэтичное развитие артикуляции

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика в стихах — артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных и четких движений органов артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука. Артикуляционная гимнастика в стихах, так же, как и в картинках помогает сформировать правильное произношение звуков или исправить имеющиеся нарушения звукопроизношения интересными способами. Как показывает опыт, дети выполняют ее с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.

 

Как оценивать выполнение упражнений ребенком и взрослым?

 

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

 

При выполнении ребенком и взрослым артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

 

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – знание того, как правильно выполнять  это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, стремление выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – вы можете удержать достигнутое положение губ и языка под счет. Сначала считаем от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

 

Если говорить о выполнении упражнений детьми, то обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

артикуляционная гимнастика в стихах — прекрасные упражнения для детей

 

 

 

Базовый комплекс — «Денискина зарядка»

 

Для начала следует начать с базовых упражнений, необходимых для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка. Ниже вы увидите этот начальный комплекс, который назван в честь одного героя.

 

1. «Улыбка»

 

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.   

 

Наш  Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!

 

 

2. «Трубочка»

 

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 

Кто играет на гитаре,

А Денис на дудочке,

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой.

 

 

3. «Горка»

 

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

 

Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем — горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.

 

 

4. «Часики»

 

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.  

 

У Дениса есть часы –

Удивительной красы!

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

 

 

5. «Вкусное варенье»

 

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).  

 

Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.

 

 

6. «Качели»

 

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.    

 

Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо

Весело Дениске!

 

 

7. «Грибок»       

    

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.    

 

Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.

 

 

8. «Барабанщик»

 

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.       

    

Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.

9. «Пароход гудит»     

 

Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).     

 

Вот Денискин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы»

 

 

Общий комплекс упражнений

 

1.  «Заборчик»

 

Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.        

    

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

 

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

 

 

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

 

 

2.  «Трубочка»    

   

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.             

               

В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

 

 

3.   «Улыбка» /  «Трубочка»

 

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.

 

Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

 

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

                              

 

4.  «Часики»/ «Маятник»

 

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

 

Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.

 

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

                              

Ходит мятник в часах:
Влево — тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

 

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

 

 

5.   «Качели»

 

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

 

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
       

                              

На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх  взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они  хотели.

 

Комплекс для свистящих звуков

 

1.  « Накажи  непослушный язычок»

 

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

 

Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

 

 

2.   «Блинчик»

 

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

 

Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.

 

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

 

 

3.  «Чистим зубки»  

 

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

 

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
      

                            

Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!

 

 

4.  «Киска сердится»

 

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

 

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

 

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

 

 

5.   «Горка»

 

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

 

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

 

Язычок за зубки опускается,
Его кончик  к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!

 

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

 

 

6.  «Загони мяч в ворота»/ «Футбол»

 

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг. Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

 

 

Во дворе народ толпится,

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

 

 

Кончилось уже безделье,

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть,

Мяч в ворота забивать.

Носик глубоко вдыхает,

Язык на губке притихает,

Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,

Мяч в ворота забиваем.            

         

Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку сильней,
Гол забей поскорей!

 

Комплекс упражнений для шипящих звуков

 

1.   «Чашечка»

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

 

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

 

Будешь пить с друзьями чай
Ты из  чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!

 

 

2.  «Вкусное варенье»

 

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

 

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
           

       

Каждый раз по  воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.

 

 

Комплекс для сонорных звуков

 

1.   «Грибок»

 

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.

 

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!

 

 

2.    «Маляр»

 

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

 

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

 

Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.

 

 

3.   «Лошадка»   

 

Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
                      

                     

Цок-цок-цок по мостовой —
Идет лошадка к нам  с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.

             

              

4.   «Барабанщик»/ «Дятел»

 

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

 

В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.

 

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д
                                      

 

 

5.  «Пароход»        

 

Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

 

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

 

Пароходик небольшой,
Зато смелый какой:
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников

Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...

Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика...

Артикуляционная гимнастика в стихах: поэтичное развитие артикуляции

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют...

Артикуляционная гимнастика в стихах

Занимательные четверостишия с иллюстрациями для артикуляционной гимнастики....

Роль артикуляционной гимнастики в развитии правильного звукопроизношения.

Данная статья раскрывает всю важность артикуляционой гимнастики в развитии речи ребенка....

КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Развитие речи и окружающий мир» ТЕМА УРОКА: Артикуляционная гимнастика. Гласные звуки.

Класс: 8Тема урока: артикуляционная гимнастика, гласные звуки.Тип урока: урок совершенствования знаний.Цель: закрепить четкую артикуляцию гласных звуков [А], [У], [О], [Э], [Ы], [И]. Задачи: Образоват...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....