ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
учебно-методический материал на тему

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_6_0.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется методике формирования познавательных универсальных учебных действий  учащихся с задержкой психического развития в начальной школе.

ABSTRACT

The article deals with the formation of cognitive universal learning activities of students with mental retardation in the regular school. The focus is on the method of formation of cognitive universal learning activities of students with mental retardation in the elementary school.

Ключевые слова: задержка психического развития, универсальные учебные действия, ограниченные возможности здоровья, коррекционно-развивающая работа.

Keyword: universalnyn curricular activities, mental retardation, disabilities, correctional and developing work.

Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий обусловлена сменой парадигмы образования (от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира через системно - деятельностный подход; в соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности), а также запросами общества и участников образовательного процесса и приоритетом развивающего потенциала образования (развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса). Возникает также проблема в необходимости сохранения единства образовательного пространства и осуществления преемственности образования и обеспечении успешной социализации учащихся в будущем.

Мы попытались создать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Формирующий эксперимент был организован на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. о. Саранск. В нём приняли участие 21 ребенок в возрасте 7-11 лет с диагнозом «Задержка психического развития».

Коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

  • Формирование общеучебных универсальных учебных действий
  • Формирование логических универсальных учебных действий
  • Формирование знаково-символических универсальных учебных действий
  • Формирование умения применять эти универсальные учебные действия ко всем учебным предметам

Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит постепенное формирование у ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.

Таблица 1

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Название

универсальных

учебных действий

Характеристика УУД

Познавательные УУД

Целесообразно различать:

  • общеучебные, включая знаково-символические;
  • логические;
  • действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальны логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Мы предполагаем, что программа обеспечит:

  • формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач познавательного развития обучающихся;
  • формирование у учащихся научной картины мира;
  • развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
  • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях;
  • овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения;
  • развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

В качестве основной формы проведения коррекционно-педагогической работы нами использовались специальные коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов, проводимые в соответствии с требованиями программы два раза в неделю, на которых осуществлялось целенаправленное и систематическое формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Содержательный аспект системы представлен в тематическом плане коррекционно-педагогической работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития, который и был разработан нами. Коррекционно-педагогическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР, велась в ходе групповой и индивидуальной коррекционно-педагогической работы, внеурочной и урочной деятельности.

В данном исследовании нами был разработан комплекс занятий, который включал в себя 4 блока и предполагал занятия, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

На первом этапе организовывалось стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа являлось самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. Для этого использовались такие задания как определение количества слов в предложении (модификация методики С.Н. Карпова), задание «Отсутствующая буква», задание «Определи фигуру» (определение местоположения предмета в строке и в столбце).,задание «Назови одним словом», задание  «Конкретизация понятии» (развитие понятийного мышления), задание «Раскрась правильно» (усвоение понятий следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу). задание  «Кто точнее срисует?» (развитие памяти и объема внимания), задание  «Геометрические фигуры» (отработка понятий “треугольник” и “четырехугольник”),

На втором этапе организовывалось освоение содержания логических действий, необходимых для выполнения ситуативного задания. Этот этап имел содержательные блоки, каждый из которых включал определенный объем учебной информации и являлся лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определялось учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы. Для этого использовались такие задания как задание  «Кодирование» (действия анализа и синтеза), задание  «Цветы» (развитие логического мышления и внимания), задание  «Противоположности» (развитие логического мышления), задание  «Кораблики» (развитие логического мышления).

Каждый блок представлял цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания.

Последовательное выполнение учебных заданий создавало условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствовали познавательным умениям. Успешное выполнение заданий служило основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являлись приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе полученный результат соотносился с поставленной целью и проводился самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом являлось умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Таким образом, представленная технология не только обеспечивала условия для формирования познавательных универсальных учебных действий, но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников. Для этого использовались такие задания как задание  «Выбери слово» (развитие логического мышления), задание  «Составь слово» (развитие внимания, процессов анализа и синтеза), задание  «Воспроизведение рассказа» (развитие смысловой памяти), задание  «Что было сначала?» (развитие логического мышления и процессов анализа и синтеза).

На четвертом этапе закреплялось умение учащихся действовать независимо от ситуации и применять полученный опыт в новых условиях, на материале других учебных предметов. Для этого использовались такие задания как задание  «Графический диктант» (развитие внимания, самопроизвольности), задание  «Дорисуй фигуру» (развитие логического мышления), задание  «Найди закономерность», задание «Найди одинаковые предметы» (развитие логического мышления, операций анализа и синтеза), задание  «Кто кем (чем) будет?» (развитие логического мышления),

Методика формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников предполагает соблюдение определенных условий для формирования познавательных универсальных учебных действий, а также наличие специально организованных занятий и четко структурированной программы. Таким образом, учитывая выше перечисленное мы можем рассчитывать на положительные сдвиги в ходе процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития.

Предварительные результаты, полученные в рамках наблюдения и выборочной диагностики позволили выявить, что такие универсальные учебные действия как логические действия, в частности,  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); классификация объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений находятся на более высоком уровне у отдельной группы учащихся с задержкой психического развития (под влиянием специально организованных занятий), что позволяет говорить о положительной динамике в формировании познавательных универсальных учебных действий у данной категории учащихся.

Список литературы:

  1. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
  2. Ковалева, Г. С/ Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ /Г. С. Ковалева [и др.]. - /www. standart. edu. Ru (дата обращения 28.09.2014)
  3. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.
  4. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 251 с.
  6. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2006. – 354 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется ме...

статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...

выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать н...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений

В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»

Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...