Автоматизация звука Л словах и словосочетаниях
презентация к уроку по логопедии (2 класс) на тему
Данное занятие предназначено для работы с учащимися специальной( коррекцииионной) школы VIII вида. Испльзован доступный данной категории учащихся речевой материал, проводится работа по закреплени. звука Л в речи, дифференциация предлогов В и НА в устной речи, воспитывается любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
автоматизация звука Л | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Табынская специальная ( коррекционная)общеобразовательная школа — интернат VIII вида
Автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях
( подгрупповое логопедическое занятие)
Разработала и провела:
учитель логопедии
Вахитова Г.А.
Табынское 2013
Автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях
Цели:
- образовательные: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и словосочетаниях; формирование умения соотносить фонему с графемой, расширение и уточнение словаря по теме «Цветы», согласование числительных с существительными, дифференциация предлогов В и На в экспрессивной речи;
- развивающие: развитие фонематического слуха, навыков звукослогового анализа, формирование правильного речевого дыхания, развитие мыслительных операций;
- воспитывающие: воспитание интереса к занятиям, бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, зеркало, плакатик с буквами Л, л, фишки для звукового анализа, смайлики для оценки настроения, предметы.
Содержание занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте, сегодня у нас урок логопедии.
Психологический настрой (на фоне музыки).
Посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи самой себе: “У меня всё получится!”
Покажи картинку, которая соответствует твоему настроению.
А чтобы все получилось, выполним нашу гимнастику.
1.Артикуляционная гимнастика.
«Язык широкий — язык узкий», «Маятник», «Грибок», «Маляр».
Какие упражнения выполняли? (упражнения для языка).
Следующие упражнения для губ.
«Улыбочка — трубочка», «заборчик», «спрятали губки».
Какие упражнения выполняли? (упражнения для губ).
Упражнения для развития дыхания:
«Цветочный магазин», «Горячий чай», «Сдуем пушинку с левой руки, с правой руки».
Какие упражнения выполняли? (упражнения для развития дыхания).
- Введение в тему.
На экране картинки: ландыш, фиалка, лаванда, пчела. Какой звук повторяется в этих словах? ( Звук Л).( Слайд №1).
Какая картинка лишняя и почему? (Пчела, потому что она — насекомое, а на всех остальных картинках — цветы).
- Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке будем учиться правильно произносить звук Л в словах и словосочетаниях( Слайд №2)
- Произношение изолированного звука.
- Произнеси звук Л, глядя в зеркало.
- Анализ артикуляции звука по плану (Слайд №3).
– В каком положении находятся губы при произношении звука [Л]? (Губы растянуты.)
– В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены.)
– Где находится кончик язычка? (Кончик языка поднят вверх и смыкается с верхними зубами.)
– Дрожит ли горлышко, работают ли голосовые связки? (Горлышко дрожит, голосовые связки работают.)
6.Характеристика звука.
Звук Л — согласный, звонкий, твердый (Слайд №4).
7. Соотнесение с буквой (Слайд №5).
К нам в гости буква Л пришла,
Её Лариса нам нашла,
Подарила Лене, Алле,
А вы её узнали?
Показ прописной буквы Л на плакатике.
Письмо прописной буквы Л пальчиком на парте.
8. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Услышь звук». Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук Л:
а) среди остальных звуков — а, т, н, о, л, х, у, л;
б) в слогах: ап, фу, ла, мо, ты, лу.
в) в словах: лук, мама, сын, Луша, рак, доска, Лала.
9. Закрепление звука Л в слогах.
Прочитай прямые и обратные слоги, слоги со стечением согласных( Слайд №6).
10. Закрепление звука Л в словах.
На экране ландыш (Слайд №7).
а) Логопед: Выполни звукослоговой анализ слова «ландыш». Потом по щелчку добавляется рисунок фиалки.
б) Игра «1,2,5»(с перекидыванием мяча). Логопед называет: «Один - ... », ученица «Один ландыш», логопед: «Два - ...», ученица «Два ландыша».
Так же со словом « фиалка» (Слайд №8).
11. Закрепление звука Л в словосочетаниях.
а). Выделение слова в из словосочетаний.
Посмотри на картинки, я назову их. А ты послушай и назови маленькое слово, которое я повторяю.(Логопед называет словосочетания, голосом акцентируя слово в.)
Овощи в корзине, фиалки в вазе, лошадь в сарае (слайд 9).
Какое слово я повторяла? (в). Что значит это слово? Что значит «фиалка в вазе»? Это где? (внутри). Это значит, что один предмет находится внутри другого предмета. Фиалки внутри вазы. Обозначим слово в вот так ( предъявляется графическая схема предлога).
б). Выделение слова на из словосочетаний.
Посмотри на картинки, я назову их. А ты послушай и назови маленькое слово, которое я повторяю.(Логопед называет словосочетания, голосом акцентируя слово на).
Фиалки на клумбе, ваза на полке, лампа на столе(слайд 10 ).
Какое слово я повторяла? (на). Что значит это слово? Что значит «лампа на столе»? Это где? (сверху). Это значит, что один предмет находится сверху другого предмета. Лампа сверху стола. Обозначим слово на вот так( предъявляется графическая схема предлога).
в). Выполнение действий с предметами: положить ластик в пенал. Логопед: Где ластик?
Ученица: Ластик в пенале.
Логопед: Положи пенал в сумку, где пенал?
Ученица: Пенал в сумке.
Логопед: Положи пенал на стол. Где пенал?
Ученица: Пенал на столе.
Логопед: Положи ластик на пенал. Где ластик?
Ученица: Ластик на пенале.
Вывод: если предмет находится сверху, говорим на, если предмет находится внутри другого предмета , говорим в.
12.Подбор картинок к схемам предлогов (слайд 11).
Белка в дупле Белка на ветке
Платье в шкафу Пчела на цветке
13.Д/з. Итоги урока. Оценка работы ученицы..
- Какой звук мы продолжаем учиться правильно и чётко произносить?
– В каком положении находятся губы, зубы, кончик языка при произнесении звука [л]?( слайд№3). - Названия каких цветов ты запомнила?
Логопед: Мы все должны беречь нашу природу.
На самоподготовку дается следующее задание: прочитать стихотворение о цветках (мнемодорожка)
Ландыши в лесу,
Фиалки на лугу
Нам дарят красоту.
Цветы ты зря не рви,
Природу береги! (слайд16).
Рефлексия. Было ли интересно? Поднялось ли твоё настроение? Покажи картинку, которая сейчас соответствует твоему настроению. Спасибо, до новых встреч!
Список использованной литературы:
- Веселые минутки: Стихотворения для физкультурных минуток/ Авторы – составители: М.И. Багаутдинова, Г.Н. Ягафарова - : Китап,2003.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособие - СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя – логопеда.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов по спец. «Педагогика и психология (дошк)»/ Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.
5.http://www.boltun-spb.ru/exe_bukva_poems.html (стихи о буквах алфавита)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука "Ш" в словосочетаниях и предложениях с применением компьютерной технологии "Игры для Тигры"
Применение КТ "Игры для Тигры" и традициооной методики работы по коррекцию звукопроизношения способствует успешному результату....
Автоматизация звука [Ч] в словах и словосочетаниях
Занятие на закрепление правильного произношения звука [Ч] в словах и словосочетаниях. Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием наглядного материала позволяют ускорить автоматизацию ...
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука Ш в словосочетаниях"
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука Ш в словосочетаниях"...
Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях с использованием игры "Поле чудес"
Конспект занятия представлен в форме игры "Поле чудес"...
Речевой материал для автоматизации звука [Ж] (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)
Данный материал поможет учителю-логопеду в работе с детьми, которые испытывают трудности при произношении звука ж. Материал представлен в игровой форме....
Упражнения на этапе автоматизации звука Р (слова, словосочетания, предложения)
В материале предложены несколько вариантов упражнений для автоматизации звука Р в словах. словосочетаниях и предложениях. Материал будет полезен родителям и педагогам, работающим с детьми....
Автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях.
В материале представлен конспект логопедического занятия в 4 классе (программа 5.2)....